(В монашестве Никита) (80-е гг. XVI в., Новгород - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва. Сведения о нем содержатся в Повести о Н., к-рая дошла до нас в 3 редакциях. Первая из них создана, по-видимому, в 1-й четв. XVII в., в ее заключительной части содержится записанный автором Повести рассказ прп. Мисаила († 1617) о пострижении и преставлении Н. и указан год записи этого рассказа - 1616-й.
Вторая редакция Повести содержится в т. н. Соловецком патерике, составленном ок. 1710 г. (РНБ. Соф. № 452). В заглавии Н. назван его монашеским именем - Никита («Сказание о житии преподобного Никиты, пустынножителя Соловецкаго острова»). В Повесть добавлен небольшой эпизод о явлении святого соловецкому иноку в «сонном видении» и о вручении ему просфоры.
Третья (сокращенная) редакция Повести создана в нач. 20-х гг. XIX в. при включении ее в цикл повестей о пустынножителях Соловецкого о-ва. При этом составитель цикла произвольно сократил текст Повести, разделив его на 2 рассказа: «Сказание о житии преподобного Никифора» и «Повесть о некоем пустыннике Соловецкаго острова, который питался белым мхом, сквашенным с брусникою». Он удалил из жизнеописания Н. «отшельническую часть», связав ее с др. выдуманным им героем - безвестным «пустынником Соловецкаго острова». К тому же составитель 3-й редакции указал неверный год кончины святого - 1606-й.
В таком «усеченном» виде Повесть о Н. была пересказана в 2 поздних печатных патериках - Соловецком (1873) и Архангельском (1901), источником для к-рых послужила ее 3-я (сокращенная) редакция. При этом в обоих патериках был также указан неверный год кончины святого (1605).
Т. о., полное жизнеописание Н. содержится только в 2 ранних редакциях Повести, сохранивших рассказ об отшельнической жизни святого. Согласно их тексту, Н. родился в семье священника из Вел. Новгорода. Когда он пришел на Соловки в 1602 г., то был юн и очень красив («красен лицем») и поэтому в ответ на просьбу о пострижении в монашество получил отказ. Тогда Н. остался в мон-ре трудником, решив не возвращаться к своим родным. Любимым его чтением было Житие отшельника Марка Фраческого, жившего в Ливийской пустыне у подножия Фраческой горы. Однажды во время этого чтения Н. удостоился чудесного видения, после которого, перекрестившись, снял с себя пояс и сандалии и убежал в лес. Он поселился в пещере у подножия горы и стал жить, подражая подвигам древних отшельников и мужественно перенося нападения бесовские. Когда спустя 9 лет к его жилищу пришел один из соловецких иноков, Н. коротко рассказал ему о себе, не назвав, впрочем, ни своего имени, ни причину, к-рая привела его в пустыню. На вопросы инока он ответил, что Богу это известно. Н. поведал соловецкому иноку, что его чудесным образом посещают 2 старца, к-рые приносят ему хлеб и просфоры. Сообщил он также, что рядом с ним живет др. отшельник и что был еще один брат, к-рый скончался. Кроме того, Н. дал попробовать ему свою обычную пищу - белый мох, сквашенный с брусникой.
В заключение Повести приводится рассказ о Н. др. св. пустынножителя - прп. Мисаила. В нем говорится, что Н. прожил в пустыне 15 лет, за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита, умер в 1616 г. в Вербное воскресенье.
Еще один краткий эпизод, связанный с Н., содержится в Житии прп. Дамиана (в схиме Диодор) Юрьегорского. В нем упоминается об их случайной встрече в лесной чаще в зимнюю пору. Дамиан увидел, что отшельник в мороз был совершенно нагим. Зная, что Дамиан втайне от монастырских властей навещает пустынников Соловецкого о-ва и приносит им необходимые вещи, Н. напутствовал его: «Посѣщай, посѣщай, Домияне, и самъ от Бога посѣщенъ будеши». Как сказано в Житии, Дамиан хотел поговорить с ним и бежал вслед, чтобы догнать, но Н. вдруг сделался невидим.
Почитается Н. в Соловецкой обители с 1-й пол. XVII в. Древнейший сохранившийся список Повести о нем датируется 60-ми гг. XVII в. В последующие столетия Повесть о Н. неоднократно включалась в состав разных редакций Соловецкого патерика, цикла «Повестей о пустынножителях Соловецкого острова», Архангельского патерика (1901). В сер. 20-х гг. XIX в. имя Н. было внесено архим. Досифеем (Немчиновым) в «Верное и краткое исчисление… преподобных отец соловецких...». Местное прославление его совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II празднования Собору Соловецких святых.