[Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник, подвизавшийся в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре, возможно, один из учеников прп. Зосимы Соловецкого (см. Зосима и Савватий, преподобные). Основанием для приблизительного установления времени жизни И. являются 2 памяти ему в месяцеслове Тропарника при Псалтири с восследованием 50-х гг. XVI в. (РГАДА. Ф. 181 (собр. МГАМИД). № 716), обнаруженные в рукописи Л. В. Мошковой. Месяцеслов кодекса, имеющего севернорус. происхождение (но, вероятно, не связанного с Соловецким мон-рем), отражает ситуацию после канонизационных Соборов 1547 и 1549 гг., хотя и с нек-рыми архаическими чертами (так, св. кнг. Феврония Муромская названа здесь матерью св. князя Петра (Л. 375 об.- 376 об.) (см. ст. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния), благоверные кн. и кнг.)). Под 16 июня в рукописи читается память «Аннуриа, пустынника Соловецъского манастыря» (Л. 373), указан тропарь 1-го гласа «Пустынныи житель» (отсылка к 29 сент.). Под 26 июня в Тропарнике указано «обретение честнаго телеси святаго преподобнаго отца нашего Аннуриа, пустынника Соловецъского манастыря» с тем же тропарем и кондаком 8-го гласа: «Свет мысленых въсприим, огнь мысленыи в сердци твоем вселився Христов, тя просветил есть, Аннурие, благодать с небеси прият, еже пети аллилуа» (Л. 376 об.- 377).
Соловецкий пустынник Анурий упоминается в святцах XVII-XIX вв.: РНБ. Кир.-Бел. № 493/750, XVII в. (2-я треть?), под 26 июня: «Преподобнаго отца Анурия, пустынника Соловецкого монастыря» (Л. 75 об.); в несохранившихся Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), под 22 апр. и 26 июня (преставление); в рукописи «Описания о российских святых» XVIII в. из б-ки киевского Софийского собора (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549, 560); в старообрядческих Бабушкинских святцах 1-й четв. XIX в., под 21 апр. (БАН. Собр. Дружинина. № 131 (164). Л. 177).
В Соловецком мон-ре к нач. XIX в. почитания И., по-видимому, не было, о чем говорит отсутствие его имени в соч. «Верное и краткое изчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» (РНБ. Солов. № 1195/1366. Л. 38-49, 1819-1836 гг.). Восстановление почитания святого связано с агиографической деятельностью сщмч. Никодима (Кононова), поместившего имя святого (Аннурий) в «Диптих Соловецких подвижников благочестия» под 18 апр. среди учеников прп. Зосимы Соловецкого (Никодим (Кононов). 1900. С. 102). В составленном сщмч. Никодимом «Архангельском патерике» святой фигурирует уже с именем Ианнуарий (Никодим (Кононов). 1901. С. 18, 169). Е. Е. Голубинский указал И. в «Списке усопших, на самом деле не почитаемых» (Голубинский. Канонизация святых. С. 348).
Имя Анурий встречается в Великих Четьих Минеях митр. св. Макария. Под 19 сент. приведена память сщмч. Анурия (Ианурия), «епископа Веневедиска» (ВМЧ. Сент. 14-24. Стб. 1253). С теми же днем памяти и именем святой указан в совр. старообрядческих месяцесловах (см., напр.: Старообрядческий церковный календарь. 7517/2009. С. 97). Речь идет о сщмч. Ианнуарии, еп. Беневентском (совр. память - 21 апр., ранее существовала также память под 19 сент.). Наряду с формой Анурий в старообрядческих месяцесловах встречается также форма Ианнуарий: мч. Ианнуарий (Кануарий) под 25 янв. (Там же. С. 12). Не исключено, что наряду с трактовкой имени Анурий как формы имени Ианнуарий оно могло быть осмыслено в XVI-XVII вв. и как Ануфрий при написании (в особенности скорописью) с выносным вторым Н под титлом, прочитанным как «фита» (в совр. справочниках по рус. антропонимике имя Анурий может возводиться как к имени Ианнуарий, так и к имени Онуфрий). Почитание И. в сер. XVI в. делает допустимым предположение о тождестве И. (Аннурия) с прп. Онуфрием Соловецким, известным по позднейшим источникам, в к-рых он, так же как и И., охарактеризован как «пустынник Соловецкого монастыря» или «острова» и как ученик прп. Зосимы. Мощи прп. Онуфрия покоились в Соловецком мон-ре в часовне прп. Иринарха вместе с мощами преподобных Василия и Иоанна Соловецких, учеников прп. Зосимы (Описание о российских святых. С. 171; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. В. Новгород, 2006. Т. 1. С. 670-671). Архим. Леонид (Кавелин) включил Онуфрия в число святых, считавшихся учениками прп. Зосимы, со ссылкой на «Повести о пустынниках Соловецких» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 110-111), однако в изданном тексте «Повестей...» о прп. Онуфрии нет упоминаний (Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях // КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 493-506). День памяти прп. Онуфрия Соловецкого (12 июня) близок к древнейшему дню памяти И. (16 июня - РГАДА. Ф. 181 (собр. МГАМИД). № 716. Л. 373).
Канонизацией И. можно считать включение его имени в сер. 80-х гг. XX в. в Собор Всех святых, в земли Российстей просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370). Имя И. вошло также в Собор Новгородских святых (известен с 1831, празд. возобновлено в 1981) и в Собор Соловецких святых (празд. установлено в 1993).