НИКОЛАЕВСКАЯ И ОЧАКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том L, С. 70-80
опубликовано: 7 октября 2022г.

НИКОЛАЕВСКАЯ И ОЧАКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве. 1799–1800 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве. 1799–1800 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

УПЦ, существовала в 1942 (кон. 1941?) - нач. 1943 г. как Херсонская и Николаевская, возобновлена 26 дек. 1944 г., 26 дек. 1946 г. упразднена, восстановлена 20 июня 1992 г. как Николаевская и Вознесенская (отделена от Кировоградской епархии (см. Кировоградская и Новомиргородская епархия)), с 25 авг. 2012 г. Н. и О. е. Территория епархии охватывает Баштанский, Березанский, Березнеговатский, Витовский, Казанковский, Николаевский, Новобугский, Новоодесский, Очаковский, Снигирёвский районы Николаевской обл. Украины. Епархия разделена на 11 благочиннических округов, границы 10 округов совпадают с границами районов, г. Николаев составляет отдельный округ. Кафедральный город - Николаев. Кафедральные соборы - в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве, во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Правящий архиерей - Питирим (Старинский; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с 27 июля 2009 в сане митрополита). В епархии действуют 146 приходов, мужской и женский мон-ри, осуществляют служение 108 священников, 5 диаконов. При ЕУ существуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, по социальному служению и благотворительности, по делам молодежи, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. воинскими формированиями Украины, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, информационно-просветительский, паломнический. Работают комиссии: по вопросам архитектуры и строительства, дисциплинарная.

1941-1944 гг.

В 1941 г. часть Николаевской, Херсонская и Кировоградская области вошли в Николаевский генерал-бецирк рейхскомиссариата «Украина» с центром в Николаеве. Половина Николаевской обл. вошла в румын. оккупационную зону - губернаторство Транснистрия (с центром в Одессе), на этой территории были созданы Голтский жудец с центром в г. Голта (ныне Первомайск Николаевской обл.) и Очаковский жудец.

В нем. оккупационной зоне (Николаевский генерал-бецирк) в числе первых были возобновлены богослужения в церквах Николаева: Никольской, Касперовской иконы Богоматери, кладбищенской Всехсвятской, Симеоно-Агриппининской, Богоявленской и Свято-Духовской (в Корабельном р-не), а также в Покровской ц. в с. Покровка на Кинбурнской косе, Свято-Успенской в г. Баштанка, в храмах в г. Очакове, в селах Нечаянном, Варваровка, Казанка, Кривое Озеро, Арбузинка и во мн. др. По указу от 22 авг. 1941 г. управляющим епархией, созданной на этой территории в составе Автономной УПЦ, стал Антоний (Марценко) с титулом «епископ Херсонский и Николаевский», он жил в основном в Николаеве. 21 июля 1942 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре во епископа Николаевского был хиротонисан Серафим (Кушнерук), вероятно, он имел статус викария Херсонской епархии. В дек. того же года он был переведен на Мелитопольско-Таврическую кафедру. В дальнейшем единственным правосл. епископом на этой территории оставался Антоний (Марценко).

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

1 февр. 1942 г. был освящен престол Николаевской ц. в с. Мешкове (ныне Мешково-Погорелово близ Николаева) (Украïнська думка. 1942. № 3 (10 сiчня); № 11 (7 лютого)). В том же году власти дали разрешение на организацию в Николаеве епархиальных месячных пастырско-диаконских курсов для кандидатов не моложе 50 лет (в то же время было ограничено число церковных хористов - не более 20 чел.). В янв. 1942 г. городской комиссар Николаева разослал в храмы города требование совершать богослужение только на украинском языке. 28 марта 1942 г. требование об украинизации богослужения на территории генерал-бецирка с 1 июля 1942 г. получили старосты всех сел епархии.

19 мая 1942 г. в Кировоград прибыл епископ Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Михаил (Хороший), 12 мая назначенный епископом Кировоградским и Николаевским. Его признали большинство правосл. приходов региона. Он создал епархиальное управление, активно рукополагал священников, развивал организационную структуру епархии. В нояб. 1942 г. епископы обеих юрисдикций были вызваны в Николаевский генерал-комиссариат, где им был вручен приказ о запрещении главе Автономной УПЦ митр. Алексию (Громадскому) и главе УАПЦ митр. Поликарпу (Сикорскому) вмешиваться в церковную жизнь генерал-комиссариатов вне своих епархий. Епископы стали подотчетны только генерал-комиссару. Антонию (Марценко) и Михаилу (Хорошему) предписывалось не позднее 12 дек. 1942 г. переехать для постоянного местопребывания в Николаев. По воспоминаниям еп. Михаила, «в Николаевском генерал-комиссариате, особенно после того, как немецкая власть не признала объединительный акт от 8 октября 1942 г. (об объединении Автономной УПЦ и УАПЦ.- Авт.), началось способствование автономистам, приходы со смешанным населением в Николаевской и Одесской областях стали склоняться к Автономной Церкви. Архиепископ Антоний (Марценко) при поддержке немецкой администрации начал даже перерукополагать священников с автокефальной Церкви, когда находились такие, что просили у него приход». К нач. 1943 г. в подчинении еп. Михаила (Хорошего) имелось ок. 100 приходов (с учетом Новомиргородского викариатства во главе с еп. Владимиром (Мальцом)) (Власовський I. Нарис iсторiï Украïнськоï Православноï Церкви. Н.-Й., 1966. Т. 9. Ч. 2. С. 235, 261).

Архиеп. Антоний (Марценко) состоял в общении с митр. Виссарионом (Пую), являвшимся в 1942-1944 гг. главой румын. правосл. миссии в губернаторстве Транснистрия. Архиеп. Антоний в 1943 г. периодически служил в кафедральном соборе Одессы, куда его приглашал митр. Виссарион. Возможно, в силу этого Антоний указывал свой титул в данный период как «архиепископ Херсонский и Одесский», хотя резиденция его находилась в Николаеве.

В подчинении митр. Виссариона состояли т. н. уездные субпротоиереи, служившие в уездных центрах - Голте и Очакове, подотчетные последним «районные протоиереи», а также священники, командированные из Кишинёвской и др. соседних епархий. Определенную роль в румын. миссии играли и военные священники, к-рые одними из первых утверждали юрисдикцию Румын. Церкви на территории между Юж. Бугом и Днестром. Они осуществляли крещение, поминовения умерших и расстрелянных во время сталинских репрессий. Так, летом 1942 г. в ц. св. Иоанна Богослова в с. Акмечеть Голтского у. румын. военный священик крестил 6 чел. В Очакове в нояб. 1942 г. военные и местные священники совершили молебен на месте массовых расстрелов в 30-х гг. XX в.

Церковно-организационные процессы в селениях румын. зоны оккупации, населенных преимущественно украинцами, нашли отражение в отчете архим. Анфима (Ника) за апр. 1942 г. Румын. церковная администрация отмечала, что «подавляющее большинство украинцев тяготеют к религии», несмотря на наличие «безбожников, атеистов и пособников коммунистов», отмечалось равнодушие к вере молодежи. В уездах, населенных украинцами, сложилась критическая ситуация с количеством храмов, не хватало священников, диаконов и псаломщиков. В Голтском у. действовали 32 церкви, служили менее 20 священников (из них 7 были командированы из Румынии), 8 псаломщиков. Хуже была ситуация в Очаковском у., там действовали неск. храмов, служили 6 священников.

Местное правосл. духовенство обращалось в румын. миссию с просьбами о предоставлении права служить в приходах. Дело осложнялось тем, что во время репрессий 20-30-х гг. XX в. многие клирики утратили ставленнические документы. Так произошло с прот. Василием (Шабаровым), служившим в кафедральном соборе г. Голта, о чем он рассказал в автобиографии, поданной в миссию: «В 1926 г. райотделом НКВД я был арестован и 8 месяцев содержался в одиночной влажной камере, а затем был приговорен к 5 годам концлагерей на Соловках. С 1931 г. был сослан на поселение в Восточную Сибирь и освободился лишь в 1936 году. Документы мои как об образовании, равно как и о посвящении в диаконы и священники отняты во время ареста 9 мая 1926 г. ...То, что я не самозванец, а действительно священник, могут подтвердить архиепископы Серафим, Илларион, епископы Григорий, Иоанн, Антоний Мариупольский, которые были со мной на Соловках. Независимо от этого, я клянусь перед Богом, Евангелием и Пресвятой Богородицей, что я настоящий священник и хочу служить Господу Богу и Церкви» (ГА Николаевской обл. Ф. Р-2704. Оп. 1. Д. 4. Л. 35-36).

В румын. зоне оккупации Николаевщины имели место конфликты канонического духовенства с представителями УАПЦ. 11 июля 1942 г. прот. Кондрат Мощенко писал субпротоиерею Голтского у. Евтихию Рудному об организации священниками Михаилом Климентиевым и Петром Величко приходов УАПЦ в селах Секретарка, Ольвиополь (ныне в черте Первомайска) и др. Чиновники миссии направляли дела «липковцев» на рассмотрение Синода Румынской Церкви.

Н. И. Михайлуца, А. П. Тригуб

1944-1991 гг.

Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.

После освобождения территории Херсонско-Одесской епархии от оккупации Синод РПЦ 26 дек. 1944 г. принял решение о ее разделении на Одесско-Кировоградскую и Херсонско-Николаевскую епархии. В последнюю был назначен еп. Фотий (Топиро), переведенный в следующем году в Орёл. 29 апр. 1945 г. во епископа Херсонского и Николаевского был хиротонисан архим. Михаил (Рубинский), кафедра и ЕУ находились в Николаеве. На 1 июля 1945 г. в Николаевской обл. были зарегистрированы 63 священника, 5 диаконов и 34 псаломщика.

26 дек. 1946 г. Херсонско-Николаевская епархия была упразднена, вместо нее образована Кировоградская и Чигиринская епархия (с янв. 1948 по окт. 1949, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 Кировоградская и Николаевская епархия), включившая приходы в Николаевской обл. К кон. 1945 г. в Николаевской обл. насчитывалось 77 общин, 18 из них не имели священников. Действовали церкви и молитвенные дома в селах и городах: Арбузинка, Константиновка, Семёновка (Арбузинский р-н), Баштанка, Новопавловка, Новоалександровка, Бармашово (ныне Белозерка Витовского р-на), Явкино (Баштанский р-н), Березнеговатое, Калуга, Висунск, Новосевастополь, Аюбокировка (Березнеговатский р-н), Братское, Макеево, Сергеевка (Братский р-н), Варваровка, Петрово-солониха, Нечаянное, Ст. Богдановка (Варваровский р-н), Владимировка, Троицко-Сафоново (Владимирский р-н), Веселиново, Покровское (Веселиновский р-н), Вознесенское, Болгарка, Трихаты, Лагери, Кантакузовка, Александровка (Вознесенский р-н), Еланец, Куйбышевка, Воссиятское (Еланецкий р-н), Казанка, Николаевка, Михайловка, Б. Фёдоровка (Казанковский р-н), Лысая Гора, Благодатное, Н. Красное, Воеводское (Лысогорский р-н), Нов. Одесса, Себино, Новопетровское (Новоодесский р-н), Нов. Буг (Новобугский р-н), Октябрьское, Константиновка, М. Погорелое, Терновка, Троицкое, Пересадовка, Калиновка, Баковское, Матвеевка (Октябрьский р-н), в г. Очаков, в селах Парутино, Анчекрак, Бейкуш (Очаковский р-н), Привольное, Касперо-Николаевка, Ингулка, Анновка, Антоновка (Привольнянский р-н), в г. Снигирёвка, в селах Галагановка, Новопетровка, Василевка (Снигирёвский р-н), Матиясово, Тузлы (Березанский р-н), Комиссаровка, Ковалёвка (Широколановский р-н), имелись 3 церкви в Сталинском р-не и 2 храма в Центральном р-не Николаева.

Собор в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве. 1904–1915 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Собор в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве. 1904–1915 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

С каждым последующим годом количество общин уменьшалось: они лишались регистрации или объединялись с другими, самораспускались под давлением властей. В 1946 г. были закрыты 3 храма (в т. ч. в с. Еланец), в 1947 г.- 3 храма (в селах Анчекрак и Бейкуш Очаковского р-на, Б. Фёдоровка Казанковского р-на), в 1948 г.- 2 храма (в селах Парутино Очаковского р-на, Сергеевка Братского р-на), в 1949 г.- 10 храмов (в т. ч. Касперовский собор в Николаеве, храмы в селах Касперово-Николаевка Баштанского р-на, Антоновка Новобугского р-на, Терновка Октябрьского р-на), в 1950 г.- 2 храма (в селах Анновка Привольнянского р-на, Новопетровка Снигирёвского р-на). 4 марта 1950 г. сельсовету с. Новоалександровка Баштанского р-на вернули здание, к-рое занимала правосл. община, последней было дано право аренды жилого дома. 21 июня того же года Николаевская ц. в Очакове была передана под дворец пионеров с переводом общины в др. помещение. К 1 янв. 1950 г. количество церквей и молитвенных домов в Николаевской обл. составляло 69, из них 6 находились в городах, 2 - в поселках, 61 - в селах (42 прихода имели типовые церковные здания, 27 приходов - молитвенные дома). В городах служили 10 священников и 2 диакона, в поселках - 2 священника и 2 диакона, в селах - 54 священника и 2 диакона.

В Николаеве наиболее посещаемыми в 1946-1949 гг. были кладбищенская и Касперовская церкви (70-150 чел. в рабочие дни, 150-200 чел. в воскресные дни и 3-4 тыс. чел. в праздники). В Вознесенске в храме присутствовали 40-50 чел. по праздничным и воскресным дням, в сельских церквах молились по неск. человек преклонного возраста. Главными проблемами церковной жизни на территории Николаевской обл. в это время были кадровый голод, материальные трудности и отсутствие связи духовенства с епархиальным центром. В связи с нехваткой священников служба не совершалась в храмах сел Калуга, Висунск, Любомировка (Березнеговатский р-н), Ст. Богдановка (Варваровский р-н), Покровка (Веселиновский р-н), Александровка (Вознесенский р-н), Новоалександровка, Явкино (Баштанский р-н), Матвеевка (Жовтневый р-н), Антоновка (Привольнянский р-н), Комиссаровка (Березанский р-н). Отсутствие священников давало местным властям повод снимать с регистрации общины и закрывать церкви. Неудовлетворительно трудились местные благочинные. Единственным деятельным работником оказался благочинный Баштанского р-на прот. Малицкий, к-рый не только объехал все приходы благочиния, но и поддерживал в них надлежащий уровень дисциплины. Кировоградский и Чигиринский еп. Михаил (Рубинский) (в 1945-1946 возглавлял Херсонско-Николаевскую епархию) никаких шагов по разрешению проблем не предпринимал, большинство духовенства было им недовольно из-за бездеятельности, грубости и поборов за рукоположение.

25 марта 1947 г. приходы в Николаевской обл. перешли в подчинение Херсонского и Одесского еп. Сергия (Ларина). При знакомстве с состоянием дел он в беседе с уполномоченным по делам РПЦ по Николаевской обл. «высказал мнение о том, что положение церквей Николаевской области не блестящее. Во-первых, среди духовенства отсутствует дисциплина, низкий уровень развития, большинство священников не имеет духовного образования, а также опыта работы, а отсюда низкое качество богослужений и безавторитетность духовенства… Материальное положение духовенства, особенно сельского, неважное. Во-вторых, многие испол[нительные] органы не хотят подчиняться настоятелям церквей, например Касперовский собор г. Николаева и др., и ведут политику такую, чтобы духовенство в эти хозяйственные дела не вмешивалось». Уполномоченный отметил: «Переход церквей Николаевской области под управление епископа Сергия несколько оживил духовенство, многие с уважением относятся к нему за его культурность, тактичность и строгость. Но среди некоторых священников и церковного актива есть недовольные на епископа Сергия за его пышность и богатое убранство» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 40. Л. 55-56). Архиерей принял меры по повышению уровня дисциплины среди духовенства. В 1947 г. еп. Сергий запретил в служении священника-иосифлянина Платонова из с. Покровского Веселиновского р-на и свящ. Дроненко из с. Явкина Баштанского р-на - как «самосвята», свящ. Иванов из Нов. Одессы был лишен сана как упорствующий обновленец. Епископ уволил настоятеля Касперовского кафедрального собора и благочинного Николаевского округа прот. Константина Наталевича. Духовенство области было недовольно предпринятым еп. Сергием перемещением ряда священников, в т. ч. в Одесскую и Кировоградскую области, установлением отчисления на нужды Одесской ДС.

С 12 дек. 1947 по апр. 1949 г. Кировоградской епархией управлял еп. Феодосий (Ковернинский), продолживший курс еп. Сергия. В беседе с уполномоченным по делам РПЦ по Николаевской обл. еп. Феодосий так характеризовал церковную жизнь в регионе: «Улучшения церковной деятельности пока не наблюдается. Это поясняется в первую очередь тем, что доходы духовенства очень низкие, да и, кроме того, многие ведут себя плохо среди верующих (бытовое разложение)… Отсюда низкая посещаемость верующими молитвенных домов и очень низкие доходы приходов. Кроме того, среди духовенства большие склоки» (Там же. Д. 55. Л. 51). Еп. Феодосию удалось частично исправить положение дел. Своими частыми поездками в приходы, организацией в авг. 1948 г. семинара для священников и старост в Касперовском соборе в Николаеве епископ сумел повысить дисциплину и образовательный уровень духовенства. Однако мн. приходы оставались вакантными. В 1949 г. в Николаевской обл. были арестованы свящ. Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из г. Снигирёвка. В 1952 г. был репрессирован диак. Василий Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на, обвиненный в связях с «истинно православным» подпольем (Там же. Д. 114. Л. 218). (По сообщению уполномоченного, в 1953 в Николаевской обл. существовало катакомбное движение - неск. десятков семейств под рук. некоего Татаренко принадлежали к «прокопиевцам», последователям еп. сщмч. Прокопия (Титова), возглавлявшего Николаевское викариатство в 1918-1921.)

21 окт. 1949 г. архим. Евстратий (Подольский), секретарь Кировоградской епархии, был назначен епископом Кировоградским, викарием Херсонской и Одесской епархии, с поручением ему управления приходами в Николаевской обл. 17 марта 1950 г., после преобразования Кировоградского викариатства в епархию, Евстратий получил титул «епископ Кировоградский и Николаевский». Еп. Евстратий за короткое время пребывания на кафедре 4 раза посетил Николаев, служил не только в городских, но и в пригородных церквах. После конфликта с благочинным Николаева свящ. Александром Житинским епископ упразднил городское благочиние, объединив в один округ Николаевский и Варваровский районы (Там же. Д. 100. Л. 149).

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Николаеве (бывш. греч. церковь). 1803–1817 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Николаеве (бывш. греч. церковь). 1803–1817 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Во мн. приходах имелись конфликты между приходскими советами и духовенством, нек-рые приходские советы отказывались признавать авторитет священника и епархиальных властей. Священник в с. Макееве Еланецкого (ныне Врадиевского) р-на Мищенко жаловался на то, что церковный староста Кибенко растратил церковные деньги, не ведет учет церковного имущества, заявляя: «Я здесь хозяин уже 25 лет и никаких уполномоченных и епископов понимать не хочу» (Там же. Л. 156). В то же время власти отмечали нежелание верующих принимать участие в работе органов церковного управления - советов, ревизионных комиссий.

В 1952 г. из г. Сумы на Кировоградскую кафедру прибыл еп. Иларион (Прохоров). Чтобы восполнить недостаток духовенства, он стал практиковать перевод священников на время внутри области и в др. регионы. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. писал: «Чтобы сохранить приходы, Иларион периодически делает переброску священников как внутри области, так и между областями. Не допускает, чтобы приход стоял без священника больше 6 месяцев. Такая переброска священников из одной области в другую дает возможность сохранить все приходы даже при отсутствии новых кадров священников. В отличие от епископа Евстратия Иларион во время приездов в г. Николаев, как правило, проводит службы во всех церквях г. Николаева. Так как службы проходят в торжественной обстановке при сослужении нескольких (до 10 священников), то, естественно, это привлекает значительный приток верующих, а следовательно, приносит большие доходы церкви и духовенству» (Там же. Д. 114. Л. 209). Еп. Иларион продолжил борьбу за дисциплину среди духовенства. Его указом за сокрытие отречения от сана и за неподчинение распоряжению епископа настоятель николаевского Симеоновского собора свящ. Грисенко был запрещен в служении. Вскоре запрещение было снято, но епископ не дал священнику разрешения служить не только в Николаевской обл., но и где-либо на Украине.

Свято-Духовская церковь на с. Водопой в Николаеве. 1857 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Свято-Духовская церковь на с. Водопой в Николаеве. 1857 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

13 дек. 1953 г. на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был назначен еп. Иннокентий (Леоферов). Он продолжил деятельность по поднятию дисциплины в общинах, по упорядочению церковной жизни, рассылал многочисленные инструкции и циркуляры (о хранении регистрационных документов, о порядке выборов исполнительных органов, о порядке богослужений во время полевых работ, об обязательной регистрации духовенства и т. д.). При еп. Иннокентии продолжились переводы священников как внутри области, так и в другие регионы. В 1953 г. в Николаевскую обл. прибыли 12 священников, выбыли 10, в 1954 г.- соответственно 8 и 12, в 1955 г.- 11 и 11 священников. Были переведены с одного прихода на другой в пределах области: 4 чел.- в 1954 г., 9 чел.- в 1955 г. Не был зарегистрирован ни один священнослужитель, окончивший Одесскую ДС. Уполномоченный так характеризовал деятельность еп. Иннокентия: «Епископом совершены выезды и проведены богослужения в гг. Первомайске, Вознесенске и несколько раз в Николаеве. Службы епископа во всех случаях привлекали значительное количество народа. В связи с недостатком кадров священников и с целью сохранения приходов епископом сделано во втором полугодии много перебросок священников с одного прихода на другой… В области имеются 2 общины, в которых ведется борьба за доступ к свечному ящику и денежной кружке. Это кладбищенская в г. Николаеве и молитвенный дом в г. Вознесенске. Архиереем принимаются активные меры к искоренению этой борьбы, но результаты пока незначительны. В кладбищенской церкви уже сменилось два священника и дважды переизбраны исполорганы, но междоусобица не утихает. В Вознесенске, чтобы навести порядок, епископ снял одного священника и перевел в другое место, однако и там вражда не утихает» (Там же. Д. 148. Л. 155-156). В 1954 г. в с. Лысая Гора Первомайского р-на власти обнаружили монашескую общину из неск. пожилых сестер, существовавшую с 1919 г. как жен. трудовая коммуна.

В кадровой политике еп. Иннокентий, затем митр. Нестор (Анисимов) опирались на молодых священнослужителей из зап. областей Украины. Это отмечено в отчетах уполномоченного: «Стремление епархиального управления пополнить состав духовенства за счет вышеуказанных категорий священников не является случайным, оно понимает, что именно молодые и грамотные священники, выходцы из западных областей, смогут усилить церковную деятельность и привлечь на сторону церквей как можно больше верующих. Например. В с. Октябрьское... в июле месяце прибыл священник Мирослав Вдодович из Волынской области. За короткий срок сумел завоевать среди верующих положительное мнение и авторитет. Прихожане этого села в беседе рассказали, что они очень довольны новым батюшкой, он сумел объединить общину, которую почти развалил прежний священник Лубяный, его любят, так как он с нами вежливый, за исполнение треб не спрашивает, а берет, кто сколько дает, не пьет, хорошо читает проповеди и т. д.» (Там же. Д. 199. Л. 224).

Такая политика, хотя и давала положительные результаты, не могла не вызвать напряженность внутри клира епархии. Об этом говорил священник из с. Висунск Березнеговатского р-на Гавриил Головченко: «Среди духовенства нашей области идет настоящая война. Между старыми священниками, так называемыми восточниками, и прибывшими в нашу область священниками-«западниками», приехавшими из Польши и западных областей Украины. Последние, захватив наиболее выгодные (в смысле доходов) приходы в областном и районных центрах, епархиальных управлениях и благочиниях, используют все это в борьбе с нами, стремясь вытолкнуть нас в глухие села» (Там же. Д. 212. Л. 78). По подсчетам уполномоченного, из 88 священников, служивших в Николаевской обл., 32 чел. были выходцами из Зап. Украины. Они служили в областном и районных центрах, только 8 из них работали в сельской местности, в то время как выходцы из центральных и вост. областей в подавляющем большинстве (42 чел.) являлись сельскими пастырями. «Западниками» были секретарь ЕУ Александр Житинский, 6 из 9 благочинных, 5 из 14 священников обл. центра (настоятель собора Н. П. Ольшанский, настоятель Николаевской ц. М. А. Мильский, настоятель Духовской ц. в с. Водопой А. П. Свиридовский и др.), 8 из 22 священников в районных центрах.

На протяжении 50-х гг. XX в. осуществлялись снятие с регистрации общин, закрытие церквей, но они не были массовыми. К 1 янв. 1951 г. в области насчитывалось 37 церквей и 30 молитвенных домов, служили 66 священников и 3 диакона. К 1 янв. 1954 г. в области имелось 33 храма и 29 молитвенных домов. В результате адм. реформы, когда к Николаевской обл. были присоединены 5 районов Одесской обл.- Первомайский, Кривоозерский, Большеврадиевский, Доманевский, Мостовский - с 39 церквами, в которых служили 28 священников и 2 диакона, на 1 июня 1954 г. в области имелось 102 молитвенных помещения (59 церквей и 43 молитвенных дома). К 1 янв. 1961 г. их осталось 77.

В 1951 г. были сняты с регистрации 2 общины (в селах Комиссаровка Широколановского р-на и Новопетровка Новоодесского р-на), в 1952 г. закрыты 6 приходов (в селах Матиясово Березанского р-на, Любомировка Березнеговатского р-на, Ковалёвка Широколановского р-на, Троицко-Сафоново Владимирского р-на и др.), в 1959 г. упразднены 6 общин (в селах Полтавка, Романова Балка Первомайского р-на, Красненькое, Лукашовка, Ленино (ныне Гойдан) Кривоозерского р-на, Кумары Большеврадиевского р-на), в 1960 г. лишились регистрации 15 общин (в селах Макеево Еланецкого р-на, Грушевка, Чаусово, Крымка Первомайского р-на, Вел. Мечетня, Бармашово, Берёзки, Курячьи Лозы Кривоозерского р-на, Новосевастополь, Калуга Березнеговатского р-на, Явкино Баштанского р-на, Дальние Таборы Вознесенского р-на, Баловское Октябрьского р-на), из них 7 общин были присоединены к др. приходам. В 1952 г. не функционировали 7 храмов, к нач. 1954 г.- 19 (в селах Тузлы Тилигуло-Березанского р-на, Пересадовка Октябрьского р-на, Станиславчик Первомайского р-на, Новоалексеевка и Краснополь Большеврадиевского р-на, Секретарка и Вел. Мечетня Кривоозерского р-на, Новоалексеевка Баштанского р-на и др.). Решением Совета по делам РПЦ от 27 янв. 1954 г. 2 общины (в селах Тузлы Березанского р-на и Новоюрьевка Новобугского р-на) лишились храмов, переданных под клубы, это фактически означало ликвидацию прихода. В 1955 г. не действовали 6 молитвенных зданий, в 10 не было постоянного священника. В 1959 г. поступили 3 ходатайства об открытии церквей, получившие отказ.

Основанием для снятия общин с регистрации чаще всего служило отсутствие надлежащего штата духовенства: напр., закрытие церкви в с. Новоюрьевка власти объясняли тем, что в 1946-1960 гг. в храме сменились 16 настоятелей. Др. причинами были аварийное состояние храмовых сооружений, отсутствие средств у прихода.

Число верующих, посетивших храмы в Николаеве и его пригородах в рождественские праздники зимой 1959/60 г., было следующим: в Симеоновской ц. молились 450-500 чел., в кладбищенской - 500-600 чел., в Николаевской - 300-350 чел., в водопойской Свято-Духовской - 200-250 чел., в Богоявленской - 200-250 чел., в варваровской Свято-Михайловской - 170-200 чел., в снигирёвской Николаевской ц.- 150-175 чел.

Петропавловская церковь в Новом Буге. 1-я пол. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в.Петропавловская церковь в Новом Буге. 1-я пол. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Перемещение 9 дек. 1959 г. на Кировоградскую и Николаевскую кафедру митр. Нестора (Анисимова) оживило церковную жизнь, она стала более организованной и многосторонней. Деятельность митрополита на первых порах нашла поддержку у властей. Уполномоченный писал в отчете: «Духовенство области во главе с правящим епископом митрополитом Нестором принимает... меры к укреплению положения церкви, к недопущению отхода от нее новых масс верующих. Правящий епископ митрополит Нестор и его управление с этой целью стремятся направить в Николаевскую область побольше активных священников из числа молодых и грамотных. Только за 1960 год им было направлено в область два человека с академическим образованием и 5 человек в возрасте от 30-40 лет. Митрополит Нестор всячески противится снятию с регистрации закрываемых приходов, стремится добиться от уполномоченного разрешения на ремонты почти всех церквей и молитвенных домов, не скупится при этом на отпуск средств из епархиальной кассы, поддерживает попытки ряда священников в части переизбрания неугодных им церковных старост, членов церковных советов, ревизионных комиссий. Несмотря на свою немощность и старость (ему 74 года), он при совершении церковного служения с целью привлечения большего числа верующих пытается обставить с большой пышностью и торжественностью, с участием большого количества священников» (Там же. Д. 242. Л. 66).

Однако уже в нач. 60-х гг. отношение властей как к митрополиту, так и к церковным делам в области кардинально изменилось. 28 мая 1960 г. Николаевский горисполком принял решение о сносе ряда строений, в т. ч. Симеоновского собора, в связи с реконструкцией проспекта Ленина. В справке о состоянии общины при соборе указывалось, что доходность общины растет (в 1958 - 355 226 р., в 1959 - 437 907 р.), богослужение совершается ежедневно, на нем в среднем присутствует до 50 чел., в воскресные дни - 150-200 чел. На встрече с уполномоченным Совета по делам РПЦ Колесниченко 18 июля 1960 г. митр. Нестор высказался категорически против сноса собора. Др. мнение высказали в сент. 1960 г. настоятель собора прот. Токовило и благочинный Николаевского округа прот. Житинский, заверившие уполномоченного, что со стороны верующих не последует серьезных протестов. В ночь на 18 сент. 1960 г. собор и ряд прилегающих зданий были взорваны, остатки построек разобраны, на месте собора проложена дорога, посажены деревья и цветы. К нач. 1961 г. в Николаеве осталось 3 храма: Николаевский с 5 священниками и 3 диаконами, кладбищенский Всехсвятский с 5 священниками, диаконом, 2 псаломщиками и Свято-Духовский в с. Водопой с одним священником.

В 1961 г. Николаевский облисполком принял постановление о создании комиссий по оказанию содействия уполномоченному Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. При каждом райисполкоме, горисполкоме, в поселковых и сельских исполкомах должны были создаваться постоянно действующие комиссии содействия обл. уполномоченному, в обязанности к-рых входили контроль за соблюдением законодательства о культах, обнаружение фактов нарушения этого законодательства и сообщение о них местным органам власти и уполномоченному Совета по делам РПЦ. Эта мера ускорила ликвидацию церковных общин. В 1961 г. были сняты с регистрации 8 религ. объединений и закрыты 8 молитвенных домов (в селах Воеводское Арбузинского р-на (переоборудован в б-ку), Пересадовка Октябрьского р-на (передан под магазин), Михайловка Казанковского р-на (передан под детский сад), Новоюрьевка Новобугского р-на (передан под детские ясли), Секретарка Кривоозерского р-на (передан отделу культуры), Очеретянка Кривоозерского р-на, Прибужное (Акмечеть) Доманевского р-на (переоборудован под клуб)); в с. Кривое Озеро Рождество-Богородичная ц. была передана под спортзал, община присоединилась к приходу Параскевиевской ц. Шесть церковных зданий пустовало: в селах Анновка Братского р-на (с июня 1961), Прибужаны Вознесенского р-на (с июня 1961), Краснополь Большеврадиевского р-на (с июня 1961), Щербани Вознесенского р-на (с июля 1961), Степковка Первомайского р-на (с дек. 1961), Куйбышевка Еланецкого р-на (с дек. 1961).

Костел св. Иосифа в Николаеве. 1891–1895 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Костел св. Иосифа в Николаеве. 1891–1895 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

К 1 янв. 1962 г. в Николаевской обл. были зарегистрированы 69 общин, к-рые пользовались 43 типовыми зданиями и 26 молитвенными домами. Богослужения совершались в воскресные и праздничные дни, только в 2 городских церквах служили 2-3 раза в неделю. В клире епархии состояли 72 священника, 4 диакона и 34 псаломщика. В 1961 г. 2 священника были сняты с регистрации: настоятель церкви в с. Куйбышевка Еланецкого р-на Стефан Чепель за крещение детей в домах прихожан и священник церкви в с. Галагановка Снигирёвского р-на Полонцев, к-рый производил сбор пожертвований без разрешения властей. В следующем году за совершение крещений на дому был снят с регистрации свящ. Чайковский из с. Нечаянного.

С каждым годом снятие общин с регистрации активизировалось, часто оно проводилось по инициативе местных властей. Основной предпосылкой закрытия храма по-прежнему было отсутствие священника. Если у общины отбирали храм, даже при предоставлении ей права арендовать др. помещение, обычно она нек-рое время существовала номинально, затем происходила самоликвидация. В 1962 г. были сняты с регистрации 2 общины, 9 считались приостановившими свою деятельность. Были изъяты церковные здания в селах Щербани, Трихаты Вознесенского р-на, Себино Новоодесского р-на, Мариновка Доманевского р-на, Станиславчик Первомайского р-на, Семёновка Арбузинского р-на, в поселках Доманевка, Братское, Ст. Водопой. К 1 янв. 1963 г. в области числилось 67 зарегистрированных религ. об-в.

В 1962 г. все духовенство Кировоградско-Николаевской епархии с согласия Кировоградского и Николаевского еп. Игнатия (Демченко) перешло на твердые оклады, была внедрена система учета обрядов и треб. В том же году были обнаружены незарегистрированные объединения и собрания верующих. В с. Лиманы Тилигуло-Березанского р-на до июня 1962 г. группа верующих арендовала половину дома, где хранились хоругви, кресты, иконостас, свечи. Каждое воскресенье для молитвы собирались 10-15 чел., по праздникам число молящихся было намного больше. Руководила общиной бывш. церковная хористка. В с. Никольском Братского р-на в праздник Покрова Пресв. Богородицы верующие собирались в доме П. Е. Вдовиченко. Проживавшие в селе сестры-монахини Филарета и Мария Антоновы были названы инициаторами этих собраний. В с. Обуховка того же района совершались коллективные панихиды. На хуторе Веселом Веселиновского р-на заштатный свящ. В. А. Краснокуцкий крестил детей на дому. Незарегистрированные общины были обнаружены в селах Тузлы и Рыбаковка Березанского р-на, в Большеврадиевском, Кривоозерском и Первомайском районах. За крещение детей без согласия родителей были оштрафованы 6 священнослужителей, в т. ч. священники Сибасовский из Николаева и Пустотин из Первомайска.

В 1963 г. были сняты с регистрации 9 общин (в Николаеве, Нов. Одессе, в селах Анновка Братского р-на, Семёновка Арбузинского р-на, Куйбышевка Еланецкого р-на, Себино Новоодесского р-на, Щербани Вознесенского р-на, Доманевка и Мариновка Доманевского р-на), 12 приостановили свою деятельность в связи с изъятием церковных зданий. К 1 янв. 1964 г. в области существовало 58 общин (49 в селах, 9 в городах), владевших 23 типовыми церковными зданиями и 23 молитвенными домами. В области служили 51 священник, 3 диакона, 12 псаломщиков. В 1964 г. упразднили 5 общин: в селах Братское, Станиславчик Первомайского р-на, Покровское и Трихаты Вознесенского р-на, в Вознесенске. Девять общин приостановили свою деятельность (в селах Каменный Мост Первомайского р-на, Тридубы Кривоозерского р-на, пос. Нов. Буг и др.). В том же году церковь в Тридубах была снесена.

Как и раньше, местные власти любыми способами стремились завладеть ключами от церковных зданий, церковным имуществом, переоборудовать молитвенное помещение; общине предоставлялось право найма др. здания, что в сельских условиях было сделать практически невозможно. 25 окт. 1964 г. была закрыта Петропавловская ц., последняя из 3 ранее существовавших церквей в пос. Нов. Буг. В своей жалобе верующие в 1969 г. описали, как это происходило: «Председатель горсовета, сотрудник исполкома и райкома партии Нового Буга 1964 г., 25 октября забрали ключи у священника, якобы посмотреть церковь внутри, посмотрели, а затем закрыли на замок двери церкви, а ключи забрали себе и уехали. А церковь так и не открыли. Священник выехал в другой район служить. С тех пор прошло пять лет. Пустая, без хозяина только закрытая церковь, то не долго думали, сделали погром у церкви, всю церковную утварь, инвентарь, обстановку побили, изломали, а хорошие ценные вещи, как ковры, дорожки, полотенца и т. д., забрали по домам и алтарь все сломали. Остались голые стены, да пол деревянный сохранился» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 158. Л. 12-12 об.). Похожие действия властей описаны в обращении жителей с. Матвеевка Новоодесского р-на на имя председателя Совета министров УССР А. П. Ляшко: «11 февраля 1964 года ночью, в темноте, к зданию церкви прибыли представители местных властей, в том числе председатель Матвеевского сельсовета Дубновский, председатель рыбколхоза Исак, председатель колхоза Карич, и с ними находился бывший уполномоченный Совета религий по Николаевской области Шлепенков. Все они принудили старосту церковного совета Маленко открыть двери церкви. Затем указанные выше лица при помощи комсомольцев стали выносить все церковное имущество из здания церкви… Закрыв деятельность церкви, местные органы власти превратили помещение церкви в склад для хранения сахара от Ленинского пищеторга Николаева» (Там же. Д. 390. Л. 11-12).

В 1965 г. распались 7 общин, не имевших молитвенных помещений, одна была снята с регистрации. К 1966 г. регистрацию имели 53 религ. объединения, из к-рых действовали 42. В связи с сокращением числа приходов изменялись благочиннические округа в Николаевской обл. Николаевский округ к 1965 г. включал не только 2 городские церкви, но и храмы в Николаевском, Очаковском, Снигирёвском, Жовтневом районах (в 1964 в округ входили 2 района - Николаевский и Снигирёвский). В области служили 48 священников (из них 35 иереев - в сельской местности) и 2 диакона. Десять священнослужителей окончили духовную академию или семинарию. Образование большинства клириков ограничивалось 3-5 классами. В письме Кировоградскому и Николаевскому еп. Боголепу (Анцуху) от 30 дек. 1965 г. благочинный прот. Токовило просил принять меры к оздоровлению церковной жизни: «Количество верующих православных... многократно уменьшилось, и подъем духа веры ослаб не только у мирян, но даже и у некоторых пастырей. Таковые пастыри не могут быть полезными в церкви и даже в других обществах… В некоторых пастырях развился полный индифферентизм к своим обязанностям. Вызов священнослужителей Вашим Преосвященством послужит многим направлением к очищению виноградника Христова» (Там же. Оп. 3. Д. 312. Л. 103-104).

Хоральная синагога в Николаеве. 1880–1884 гг. Фотография. Нач. XX в.Хоральная синагога в Николаеве. 1880–1884 гг. Фотография. Нач. XX в.

В 1967-1969 гг. были сняты с регистрации общины в селах Михалково Кривоозерского р-на (Покровская ц. снесена), Александровка Вознесенского р-на, Новопавловка Баштанского р-на, Покровка Веселинского р-на, Мостовое Доманевского р-на (помещение передано под пионерский клуб), в пос. Казанка. 6 сент. 1967 г. принято решение о сносе одного из старейших храмов в области - ц. вмц. Варвары в Первомайске - в связи с реконструкцией центра города. 6 мая 1970 г. власти постановили объединить Николаевскую и Покровскую общины этого города, снятый с регистрации Николаевский молитвенный дом был разобран, на его месте возведена поликлиника. В 1970 г. была снесена бывш. церковь в с. Братском, к-рая после закрытия в 1962 г. использовалась под клуб и спортзал. В ряде районов действовали по неск. церквей, в Кривоозерском - одна в районном центре, в Березанском р-не не осталось ни одного храма.

К 1971 г. в Николаевской обл. насчитывалась 41 действующая церковь, 8 не имели священников, 5 общин, лишившись молитвенных зданий и получив право на аренду, прилагали все силы к тому, чтобы выжить. Лишенная 9 окт. 1963 г. молитвенного здания община в с. Калиновка Жовтневого р-на только к кон. 1969 г. сумела приобрести жилой дом для проведения богослужений. Однако это был единичный пример. 30 мая 1974 г. была снята с регистрации община в с. Степковка Первомайского р-на. После изъятия 18 дек. 1963 г. молитвенного здания общине было предоставлено право аренды др. помещения, но из-за финансовой несостоятельности община этим правом не воспользовалась. 21 дек. 1977 г. закрылся молитвенный дом в с. Тридубы. 27 марта 1979 г. принято решение о сносе церковного здания в с. Лиманы Жовтневого р-на. Мн. общины боролись за свое существование. Верующие в пос. Казанка неоднократно обращались к властям с просьбами вновь зарегистрировать общину, но получали отказы. Жители с. Матвеевка Новоодесского р-на безуспешно обращались к властям с просьбой восстановить богослужение в местной церкви, закрытой в 1964 г.

В июле 1981 г. по предложению уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров УССР по Николаевской обл. А. Д. Коваля было решено снять с регистрации общину в бывш. с. Матвеевка в черте Николаева и использовать молитвенное здание под торговый центр. 13 дек. 1981 г. такое же решение было принято в отношении правосл. об-ва в с. Новоалександровка Баштанского р-на. 24 июня 1984 г. закрылась церковь в с. Троицко-Сафоново Казанковского р-на. Если в 70-х гг. XX в. снос церквей был редким явлением, то в нач. и сер. 80-х гг. он практиковался чаще. Так, в 1-м квартале 1982 г. были разобраны 2 храма - в селах Куйбышевка Еланецкого р-на и Покровка Веселиновского р-на.

В сер. 80-х гг. XX в. вслед. общегос. политики демократизации и гласности началось оживление церковной жизни. В Николаевской обл. верующие начали формировать общины и требовать возвращения церквей, власти проявляли уступчивость. 12 марта 1986 г. уполномоченный Совета по делам религий по Николаевской обл. Ю. Н. Шурыгин удовлетворил просьбу верующих о капитальном ремонте Свято-Духовского молитвенного дома в Корабельном р-не Николаева. 23 дек. 1987 г. общине в пос. Веселиново было дано разрешение на реконструкцию с увеличением площади молитвенного здания. Было принято решение о расширении церковного здания в с. Воссиятском Еланецкого р-на. В 1987 г. разрешили колокольный звон в соборе в Николаеве.

В 1988 г. в Кировоградской епархии впервые за много лет были зарегистрированы общины, верующим начали возвращать храмы. Первой в епархии 21 июля 1988 г. прошла регистрацию община в пос. Матвеевка в черте Николаева. В 1988-1989 гг. разрешение на регистрацию получили приходы в пос. Доманевка (30 авг. 1988), с. Благодатном Арбузинского р-на, с. Жовтневом Врадиевского р-на (16 нояб. 1988), пос. Казанка (14 февр. 1989), в селах Мазурово, Михалково Кривоозерского р-на, Крымка Первомайского р-на (30 сент. 1989), Мостовое и Мариновка Доманевского р-на (27 нояб. 1989). В 1989 г. в Николаевской обл. числились 43 зарегистрированные общины. В 1990 г. процесс регистрации продолжился, приходы появились в селах Братское, Комиссаровка Березанского р-на, Пересадовка Жовтневого р-на, Врадиевка. 2 марта 1990 г. верующие с. Кривое Озеро ходатайствовали о передаче им церкви, изъятой в 1961 г., но получили отказ из-за наличия в селе действующего храма.

1992-2017 гг.

Решением Синода УПЦ от 20 июня 1992 г. Кировоградско-Николаевская епархия была разделена на 2 епархии: Кировоградскую и Николаевскую. К июню 1992 г. в епархии действовало 214 приходов, из них 110 - в Кировоградской обл., 104 - в Николаевской обл. До 25 авг. 1992 г. Николаевской епархией временно руководил Кировоградский и Новомиргородский еп. Василий (Васильцев). 25 авг. 1992 г. на Николаевскую и Вознесенскую кафедру был назначен еп. Варфоломей (Ващук). 22 июня 1993 г. епископом Николаевским стал Питирим (Старинский).

В 1993 г. правосл. общине был передан собор Рождества Пресв. Богородицы, ставший кафедральным. В 1994 г. был создан Михаила архангела женский монастырь в с. Пелагеевка Новобугского р-на, в 1998 г.- Константина и Елены, равноапостольных, мужской монастырь в с. Константиновка Витовского р-на. Более 10 лет в епархии действует правосл. молодежный лагерь на Кинбурнской косе.

В 2000 г. Украинской Церковью был канонизирован благочинный Николаевского округа сщмч. Николай Романовский († 1937). В 2008 г. были причислены к лику святых мученики Васильевские - настоятель ц. Рождества Христова в с. Васильевка (ныне Снигирёвского р-на) свящ. Сергий Штенко, миряне Кирилл Приймак и Прохор Бунчук; они были убиты во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г.

Решением Синода УПЦ от 25 авг. 2012 г. от Николаевской епархии была отделена Вознесенская и Первомайская епархия.

Архиереи

Архиеп. Антоний (Марценко; янв. 1942 (кон. 1941?) - нач. 1943), Кировоградский еп. Василий (Васильцев; 20 июня - 25 авг. 1992, в. у.), еп. Варфоломей (Ващук; 25 авг. 1992 - 22 июня 1993), Питирим (Старинский; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с 27 июля 2009 в сане митрополита).

Монастыри

Действующие: Михайловский (женский, в с. Пелагеевка Новобугского р-на; учрежден 24 июля 1994), Константино-Еленинский (мужской, в с. Константиновка Витовского р-на; учрежден 29 июля 1998).

Упраздненный: Витовский Николаевский (в урочище Витовка в устье р. Ингул; основан 6 июля 1789, упразднен в 90-х гг. XVIII в.).

Украинская автокефальная православная церковь

(УАПЦ). Указом управляющего делами УАПЦ архиеп. Антония (Масендича) от 22 янв. 1991 г. была образована Херсонско-Таврическая епархия УАПЦ. В 1991 г. в УАПЦ перешел клирик УПЦ Николай Чудинович из с. Баштанка, храм остался в ведении УПЦ. В нач. 1992 г. Чудинович зарегистрировал свою общину в Баштанке. С 21 июля 1991 г. «епископом Николаевским и Херсонским» УАПЦ был Пантелеимон (Романовский), уже в дек. того же года ставший «епископом Винницким и Кировоградским». Тогда же, в дек. 1991 г., «епископом Николаевским и Херсонским» был назначен Роман (Балащук), он же являлся в 1991-1992 гг. временно управляющим Одесской епархией УАПЦ.

Сторонникам УАПЦ удалось укрепить свои позиции в Николаевской обл., к нач. 1992 г. здесь насчитывалось 7 зарегистрированных общин. В Николаеве 9 июля 1991 г. была учреждена Пантелеимоновская община УАПЦ, силами к-рой вскоре был построен храм в Центральном р-не города. Тогда же в Николаеве была зарегистрирована Александро-Невская община. Попытка автокефалистов захватить в Николаеве собор Рождества Пресв. Богородицы 18 дек. 1991 г., когда на освящение храма приехал еп. Василий (Васильцев), не увенчалась успехом.

25 дек. 1997 г. была создана Таврическо-Николаевская епархия УАПЦ, кафедрой к-рой стал Пантелеимоновский храм в Николаеве. Настоятель последнего свящ. Иван Лещик в 2002 г. перешел в раскол Игоря Исиченко, оформленный в 2005 г. как «УАПЦ обновленная». В УАПЦ юрисдикции Мефодия Кудрякова остался построенный в 2001-2002 гг. Петропавловский храм в Корабельном р-не Николаева, настоятель которого Иван Дидух стал благочинным Николаевского округа Таврической епархии УАПЦ.

Временно управляющим Таврическо-Николаевской епархией УАПЦ в 1997-2015 гг. являлся «епископ Львовский и Волынско-Ровенский» Макарий Малетич, его заместителем по управлению епархией был свящ. Леонид Сливканич из г. Цюрупинска Херсонской обл. После перехода Сливканича в 2005 г. в «УАПЦ обновленную» большинство приходов осталось в УАПЦ под рук. Мефодия Кудрякова. После избрания Малетича главой УАПЦ во «епископа Херсонского и Николаевского» был поставлен 23 авг. 2015 г. Борис Харко, получивший также должность управляющего Таврической епархией. С тех пор кафедральным собором Таврической епархии УАПЦ является Трехсвятительский храм в Херсоне. В ведении Таврической епархии УАПЦ находятся 5 приходов в Николаевской обл. и 15 приходов в Херсонской обл.

К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 9 общин УАПЦ и приход «УАПЦ обновленной».

Украинская православная церковь (Киевский патриархат)

(УПЦ КП). В июле 1992 г. была образована Николаевско-Херсонская епархия УПЦ КП, в 1992-1993 гг. ее возглавлял «епископ» Варсонофий Мазурак, в 1993-1994 гг.- «епископ» Алексий Царук. В янв. 1994 г. Николаевскую кафедру занял «епископ» Владимир Ладыка. Большинство приходов епархии были сосредоточены в Николаевской обл. 12 нояб. 1993 г. в ведение УПЦ КП был передан собор Касперовской иконы Божией Матери, ставший кафедральным (община УПЦ КП арендовала часть здания с 1992). В сент. 1997 г. была образована Херсонская епархия УПЦ КП.

В кон. 90-х гг. XX в. в Николаевской обл. появились жен. монашеские общины УПЦ КП: св. Захария и Елисаветы в Николаеве, Владимирская в с. Матиясово Березанского р-на. Однако монашеская жизнь в них не сложилась. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 148 общин УПЦ КП.

Иные расколы

Под видом катакомбной правосл. общины в Николаеве 17 июня 1994 г. был зарегистрирован филиал российской тоталитарной секты Богородичный центр (совр. название - «Православна церква Божоï Матерi, що Преображається» (Православная церковь Божией Матери Преображающейся)).

В ведении др. катакомбных юрисдикций состояли приход св. Иоанна Крестителя Николаевской общины Российской истинно-православной церкви в Николаеве (1999) под рук. мон. Антония (Власова) и Покровский муж. скит в с. Нов. Городок Веселиновского р-на (2000). Иером. Антоний (Власов), состоявший в юрисдикции Одесско-Тамбовского епископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко), в 2002 г. вышел из его подчинения и основал независимую «Украинскую апостольскую истинноправославную церковь». В последней Власов был объявлен сначала «епископом Николаевским и Таврическим» (12 июля 2002), затем «митрополитом Киевским и всея Украины» (2 окт. 2002), в 2004 г. присоединился к Истиноправославной церкви Рафаила. После кончины Власова в 2006 г. Иоанно-Крестительскую общину в Николаеве возглавила его жена Ольга Власова, принявшая постриг. «Архиереем» для общин Украинской истинно православной церкви в Николаевской и Одесской областях стал бывш. иеромонах УАПЦ Феодосий (Лемиш), настоятель Покровского храма в Одессе, единолично поставленный Власовым в 2005 г. во «епископа».

В 2013 г. зарегистрирована община св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в с. Черноморка Очаковского р-на, которая относится к РПЦЗ Агафангела. Незарегистрированные приходы этой юрисдикции действуют в Николаеве и Очакове.

Старообрядчество и единоверие

В нач. XX в. в Николаеве действовала старообрядческая церковь (ул. Привозная (ныне Дунаева), 53) с 60 прихожанами. В Новобугском р-не старообрядцы имели частный молитвенный дом. Единоверческая Рождество-Богородичная ц. располагалась в Николаеве на ул. М. Морской, 7. Число членов общин составляло 135 чел.

Католичество

Большинство католических общин было сосредоточено в нем. колониях Ландауского (позднее Карл-Либкнехтовского) р-на при костелах: св. Андрея (Ландау), св. Пия (Катериненталь), св. Мартина (Шпеер), святых Петра и Павла (Карлсруэ), св. Франциска (Раштадт), св. Николая (Мюнхен), Св. Креста (Шенфельдт), св. Антония (Гольбштадт). В Новобугском р-не действовала католич. община в с. Белокуровка, в Новоодесском р-не существовала община при костеле св. ап. Филиппа (с. Суворовка). В Еланецком р-не имелся католич. молитвенный дом в дер. Велидаровке. Два молитвенных дома находились в Варваровском р-не - в с. Шпейнберг и на хуторе Петровка.

По материалам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г. в Николаеве жил 3331 католик. В городе действовал костел св. Иосифа. В мае 1928 г. настоятелем костела стал ксендз Христиан Зиско, 25 сент. 1933 г. его арестовали по обвинению в шпионаже и диверсионной деятельности в пользу Германии, летом 1934 г. он был расстрелян в Сиблаге. Репрессиям подвергся и органист Лео Гётте, к-рый провел 8 лет в лагерях. Решение о закрытии костела св. Иосифа было принято в окт. 1935 г., в 1956 г. здание храма было передано под дом культуры, 25 нояб. 1991 г. возращено католич. общине Николаева. 15 февр. 1992 г. костел был освящен Каменец-Подольским еп. Яном Ольшанским. 12 марта 2001 г. в Николаеве зарегистрирован мон-рь сестер конгрегации адораток Крови Христовой.

Лютеранство

Лютеран. общины существовали в местах компактного проживания нем. колонистов в Ландауском (Карл-Либкнехтовском) р-не - Иоагеннестале (ныне с. Ивановка), Рорбахе (ныне с. Новосветловка), Вормсе (ныне с. Виноградное), Ватерлоо (ныне с. Ставки). В 2 последних колониях также имелись общины реформаторской церкви. Небольшие лютеран. общины существовали в с. Михайловка Вознесенского р-на и на хуторе Добром Николаевского р-на. По материалам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., в Николаеве жили 955 протестантов разных исповеданий, действовала лютеран. кирха (ул. Адмиральская, 8) с 260 членами общины.

Т. В. Кальченко

Иудаизм

Со времени основания Николаева в городе существовала многочисленная еврейская община. К 1811 г. имелись каменный евр. молитвенный дом, евр. кладбище. В 1819-1822 г. была построена 1-я (Старая) синагога (закрыта в 1935). В 1829-1859 гг., когда проживание евреев в Николаеве было запрещено, в этой синагоге не прекращались богослужения для иудеев из числа солдат и матросов, проходивших службу в Николаеве, и для евр. семей, к-рые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. После снятия в нач. 60-х гг. XIX в. запрета на проживание евреев в Николаеве евр. население города значительно увеличилось. В 1882 г. в нем жили 9462 еврея, т. е. более 14% от числа всех горожан. По результатам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., иудеи занимали 2-е место среди населения Николаева (21,9%), уступая только православным. В 1889 г. в городе действовали 2 синагоги (Старая и хоральная, построенная в 1880-1884), 13 молитвенных домов, 2 частные молельни, в 1917 г.- 2 синагоги, 16 молитвенных домов, неск. частных молелен.

После революций 1917 г. число иудаистских общин на Украине увеличилось. В Николаеве большинство молитвенных домов получили статус синагог. К нач. 1922 г. в городе имелись 15 синагог и молитвенных домов, миква. К кон. 20-х гг. XX в. в Николаеве действовали 16 зарегистрированных иудаистских общин. В Николаевском окр. в 1929 г. существовали 42 общины с 4997 верующими, служили 3 раввина. В 1928 г. в Николаеве была закрыта хоральная синагога, в ней до кон. 1936 г. размещался городской евр. клуб, затем в здании открылся городской клуб милиции. К 1941 г. в Николаеве действовал единственный в области иудаистский молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56; здание не сохр.).

После оккупации Николаева нем. войсками (16 авг. 1941) 21 сент. начались массовые расстрелы евреев (к 1941 евреи составляли ок. 15% от числа жителей города). В нач. 1944 г. было взорвано здание хоральной синагоги. 28 марта 1944 г. Николаев был освобожден. 9 дек. 1946 г. в городе получила регистрацию иудаистская община, ранее в том же году ей было передано здание для синагоги. В 1962 г. синагогу закрыли, религ. организацию сняли с регистрации. В 1991 г. в Николаеве была зарегистрирована евр. община, получившая комплекс зданий Старой синагоги и молитвенного дома, в следующем году открылась синагога.

Лит.: Корочанский А. Краткие ист. записки о некоторых церквах и приходах епархии: О Рождество-Богородичном соборе г. Николаева // Херсонские ЕВ. 1884. № 19. С. 587-593; Судковский Г., свящ. Ист. записка об очаковском Николаевском соборе // Там же. 1885. № 20. С. 679-685; № 22. С. 762-769; [Лагута М. Д.]. Iсторичнi мiсця, пам'ятки старовини i мистецтва на Миколаïвщинi // Николаевщина: Краевед. сб. Николаев, 1926. С. 171-211; Крючков Ю. С. Старый Николаев и его окрестности. Николаев, 1991; он же. Град св. Николая: Путев. по старому Николаеву. Николаев, 2003; Чередниченко Г. Из истории храмов Николаева // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: Тези 1-ï обл. конф. Миколаïв, 1995. С. 122-124; Тригуб А. П. Роль николаевского Адмиралтейского собора в жизни города // Там же. С.125-126; он же. Раскольничество в Николаеве (ХIХ в.) // Великий iсторик, державний дiяч, патрiот Украïни: Тези i мат-ли доповiдей i повiдолень 2-ï Миколаïвськоï обл. iст.-краєзн. конф., присвяченоï 130-рiччю з дня народження М. С. Грушевського. Миколаïв, 1996. С. 87-89; он же. История церквей Николаева: (Малоизвестные страницы кон. XVIII - нач. ХIХ в.) // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: 3-я Миколаïвська обл. краєзн. конф. 2000. С. 161-165; Тимофiєнко В. I. Церкви нiмецьких колонiстiв у Пiвденнiй Украïнi // Нiмецькi колонiï в Галичинi: Iсторiя, архiтектура, культура. Львiв, 1996. С. 343-353; Литвинов П. I. Козацькi церкви Миколаïвщини // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: Мат-ли 2-ï Миколаïвськоï обл. краєзн. конф. 1997. Т. 2: Iсторiя i культура. С. 98-100; Заковоротный Д. И. Храмы Николаева. Николаев, 2001; он же. Храмы Прибужья. Николаев, 2004; Релiгiйнi органiзацiï на Миколаïвщинi: Iсторiя та сучаснiсть: Наук.-попул. довiдник. Миколаïв, 2001; Губская Т. Погребения священнослужителей на Николаевском некрополе // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: 4-я Миколаïвська обл. краєзн. конф. 2002. С. 156-157; она же. Военное духовенство и священники Николаева: Ист. очерки. Николаев, 2006; она же. Соль земли: Священнослужители и церкви Николаевщины. Николаев, 2013; Коник Ю. Сторiнки iсторiï Рiздво-Богородицькоï церкви мiста Миколаєва в док-тах фонду Херсонського духовного правлiння // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: 5-я Миколаïвська обл. краєзн. конф. 2004. С. 213-214; Багмет М. Iз iсторiï миколаïвських костьолiв // Поляки на пiвднi Украïни: Мат-ли мiжнар. конф. Од.; Ополє-Ольштин, 2006. С. 88-90; Михайлуца М. I. Релiгiйна ситуацiя в Голтському та Очакiвському повiтах Транснiстрiï в 1941-1944 рр. // Науковi працi Миколаïвського державного гуманiтарного унiверситету iм. Петра Могили комплексу «Києво-Могилянська академiя». Сер.: Iисторичнi науки. 2008. Вип. 70. С. 148-153; он же. Релiгiйна полiтика окупантiв на Миколаïвщинi: особливостi, суть та наслiдки (серпень 1941 - березень 1944 р.) // Краєзнавство. 2014. № 16. С. 113-123; он же. Дiяльнiсть єпархiальноï адмiнiстрацiï в Пiвденнiй Бессарабiï у 1941-1944 рр. // Науковi працi Чорноморського державного унiверситету iм. Петра Могили комплексу «Києво-Могилянська академiя». Сер.: Iсторiя. 2014. Т. 241. Вип. 229. С. 34-39; он же. Реконструкцiя дiяльностi Доманiвського протоiєрейства Голтянського повiту в перiод румунськоï окупацiï (1941-1944 рр.) // Краєзнавство. 2015. № 1/2. С. 484-489; Гаврилов С. Церковь св. Николая // Гаврилов С., Любаров Ю. Николаев: 220 лет: Очерки истории жизни города и горожан. Николаев, 2009. С. 204-205; Серединський О. В. Проведення антицерковноï кампанiï на Миколаïвщинi наприкiнцi 50-х - 1-ï пол. 60-х рр. ХХ ст. // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: 8-я Миколаïвська обл. краєзн. конф. 2010. С. 168-170; Шпак Д. О. Протестантизм в релiгiйному опозицiйному русi на пiвднi Украïни 1950-1980-х рр. ХХ ст. // Там же. С. 292-295; Щукин В. В. Дорога к храму: Еврейские культовые сооружения и религ. общины в г. Николаеве: Очерк истории. Николаев, 2011; он же. Николаевский Адмиралтейский собор: Очерк истории. Николаев, 2017; Хаєцький О. П. Iсторiя будiвництва грецькоï церкви в Миколаєвi // Миколаïвщина багатонацiональна: З iсторiï етнiчних спiльнот регiону. Миколаïв, 2012. С. 38-43; Баковецька О. О. Iсторiя заснування i будiвництва Миколаïвського костьолу святого Йосифа // Гiлея: Наук. вiсник: Зб. наук. праць. К., 2013. Вип. 72. С. 50-55; Маринченко Г. М. Вiдносини радянськоï влади та церкви в Пiвденнiй Украïнi (2-а пол. 40-х - сер. 60-х рр. XX ст.): АКД. Миколаïв, 2013.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также