НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Том LI, С. 649-651
опубликовано: 7 марта 2023г.

НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г.

В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7).

Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления. Новоучрежденное Н. в. возглавил живший с нач. 20-х гг. XX в. в Новомосковске еп. Иоасаф (Попов), управлявший в 1924-1925 гг. Бахмутско-Донецкой епархией и удаленный на покой скорее всего из-за связей с отпавшим в автокефалистский раскол архиеп. Иоанникием (Соколовским). Еп. Иоасаф жил в предместье города, на ул. Комсомольской, где у него имелся домовый храм. Согласно материалам следственного дела, ранее нояб. 1928 г. еп. Иоасаф вернулся в юрисдикцию РПЦ и в 1928 - нач. 1929 г. имел титул «епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии» (Соколовський О. К., дияк. Церква Христова, 1920-1940: Переслiдування християн в СРСР. К., 1999. С. 161). В нач. 1929 г. архиерей находился в подчинении одного из лидеров «непоминающих» - Гдовского еп. Димитрия (Любимова). Еп. Иоасаф посетил еп. Димитрия в кон. 1928 г. и получил от него полномочия самостоятельного «епископа Бахмутского и Донецкого». На этом основании Иоасаф претендовал на управление приходами Артёмовского (Бахмутского) и Сталинского округов (ныне территория Донецкой обл., Украина). В мае 1929 г. еп. Иоасаф начал открыто служить в Артёмовске (бывш. Бахмут), с авг. 1929 г. рукополагал священников для «истинно православных» приходов (см. Истинно православные христиане) в различных регионах Украины. 16 янв. 1931 г. еп. Иоасаф был арестован по делу о «Днепропетровском филиале Истинно-православной церкви».

Возобновить епископскую кафедру в Новомосковске в период нем. оккупации края пытался Геннадий (Шиприкевич), епископ Днепропетровский Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Он имел в Новомосковске кафедру до тех пор, пока оккупационные власти не передали ему в 1942 г. кафедральный собор в Днепропетровске, куда он позднее переехал. Настоятелем Троицкого собора в Новомосковске стал приехавший с еп. Геннадием из Волынской епархии его родной брат свящ. Иоанн Шиприкевич. Троицкий храм был передан УАПЦ в июле 1942 г., богослужение в нем совершалось на укр. языке. Однако значительная часть населения Новомосковска была русскоязычной и не принимала УАПЦ, поэтому не позднее 6 сент. 1943 г., за месяц до освобождения Днепропетровской обл. от оккупации, собор был передан немцами в ведение Автономной УПЦ, настоятелем храма по указу Екатеринославского еп. Димитрия (Магана) стал прот. Марк Коваленко, остававшийся на приходе до 1948 г.; его сменил свящ. Иоанн Ващинский. В нач. 50-х гг. XX в. благочинным Новомосковского округа Автономной УПЦ являлся свящ. Иоанн Олейник из духовенства Холмской епархии (Горний М. М. Украïнська iнтелiгенцiя Холмщини i Пiдляшшя у ХХ ст. Львiв, 2002. С. 17). В послевоенный период о. Иоанн был репрессирован. Подверглись арестам и др. клирики Новомосковского благочиннического округа: прот. Александр Травлеев (настоятель Троицкого собора), свящ. Георгий Коковский (с. Спасское Новомосковского р-на), свящ. Антоний Загубиженко (с. Голубовка того же района), свящ. Феодосий Лещенко (с. Подпольное того же района). В 1948-1950 гг. были сняты с регистрации храмы в селах Губинихские Хутора (ныне Хуторо-Губиниха), Лиманское, Всесвятское и Андреевка.

Считая, что приходы в Новомосковском, Перещепинском и Павлоградском районах, населенных в основном потомками запорожских казаков, наиболее подвержены влиянию национализма, местные власти на рубеже 50-х и 60-х гг. стремились к полной ликвидации правосл. общин в этом крае. В Новомосковском р-не были закрыты старинные казачьи храмы в селах Дерезоватое (1958), Орловщина, Новостепановка, Попасное (1959), Николаевка, Подпольное (1960). В 1961 г. закрыт Преображенский собор в Павлограде, упразднены почти все действовавшие храмы в Новомосковском р-не: в селах Новоселовка, Спасское, Вольное, Знаменовка, Ивано-Михайловка, Керносовка, а также в пос. (ныне город) Перещепино.

Кафедральный деревянный Троицкий собор в Новомосковске, построенный запорожскими казаками в 1778-1780 гг. на месте известной с 1769 г. полковой казачьей ц., в окт. 1962 г. был закрыт (ГА Днепропетровской обл. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 34. Л. 20). Незадолго до этого настоятель храма прот. Илия Зубков был привлечен к суду по обвинению в незаконном приобретении автомобиля, его обвиняли также в организации нелегальных процессий из Новомосковска к почитаемому чудотворному источнику в с. Вольном Новомосковского р-на. Здание собора неск. лет использовали как склад, позже в нем разместили филиал краеведческого музея. В связи с аварийным состоянием здания собор был предназначен местными властями к сносу. Разрушения собора удалось избежать благодаря укр. писателю Олесю Гончару, положившему историю храма в основу своего романа «Собор» (1967); в центре повествования - образ собора как воплощение народной души. После публикации в 1968 г. в журнале Союза писателей Украины «Вiтчизна» (Отчизна) сокращенного варианта романа произведение подверглось критике в партийной печати, не издавалось до 1987 г.; роман был положительно воспринят укр. диаспорой на Западе. Вызванная романом полемика привлекла внимание к судьбе собора, и областное руководство отказалось от его разрушения. В нач. 1989 г. собор был возвращен Церкви, 10 февр. его освятил еп. Симферопольско-Крымский и Днепропетровско-Запорожский Леонтий (Гудимов).

В 60-80-х гг. XX в. в Новомосковском р-не действовали 2 храма: Покровский в слободе Кулебовка (в черте Новомосковска) и Успенский в с. Голубовка. Все остальные церкви были закрыты и почти все разрушены, кроме Свято-Духовского храма в с. Вольном и Михайловского храма в с. Ивано-Михайловка, отреставрированных в 90-х гг. Сохранился св. источник близ с. Вольного, привлекающий паломников.

24 нояб. 2009 г. решением Синода УПЦ было учреждено Н. в. Днепропетровской епархии. 13 дек. того же года во епископа Новомосковского хиротонисан архим. Евлогий (Пацан).

Лит.: Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском мон-ре Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. Ч. неофиц. 1872. С. 288-296, 303-311, 319-327; Самарский Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский мон-рь. Екатеринослав, 1873.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также