НОРИЛЬСКАЯ И ТУРУХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LII, С. 109-110
опубликовано: 1 октября 2020г.

НОРИЛЬСКАЯ И ТУРУХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

РПЦ, образована решением Синода от 30 мая 2014 г. путем выделения из состава Енисейской и Норильской епархии в административных границах городского округа г. Норильск, Таймырского Долгано-Ненецкого и Туруханского районов Красноярского края, входит в образованную в 2011 г. Красноярскую митрополию. Кафедральный город - Норильск. Кафедральный собор - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Норильске. Правящий архиерей - еп. Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014). Епархия разделена на 3 благочиннических округа: Норильский, Таймырский и Туруханский. К июню 2018 г. в епархии действовали 20 приходов и мужской монастырь, в клире состояли 25 священников и 7 диаконов. При ЕУ работают следующие отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по социальному служению и церковной благотворительности, экологии и природоохранной деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по делам молодежи, по профилактике и реабилитации наркозависимых, по взаимодействию с казачеством, строительно-архитектурный, по тюремному служению, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Действуют епархиальные комиссии: по вопросам семьи, защиты детства и материнства, по канонизации святых и церковной истории, по культуре, попечительская, пресс-служба.

Э. П. Р.

XVII в. - 2011 г.

Православное духовенство появилось на Енисейском Севере вместе с первыми служилыми и промышленными русскими людьми, обосновавшимися там в нач. XVII в. Важным центром освоения Сибири был г. Мангазея, развивавшийся в связи с освоением северного морского пути. Первые православные храмы в Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею и Н. Тунгуске были основаны в кон. XVI в. Продвижение русских в Приенисейский край сопровождалось постройкой зимовий: Туруханского (1607), Хантайского (1610), Хатангского (1626) и Дудинского (1667), при к-рых строились храмы.

В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия (см. ст. Тобольская и Тюменская епархия, в юрисдикцию к-рой были включены все приходы Сибири. В 1652 – 1653 гг. в месте впадения в Енисей реки Н. Тунгуски (ныне - с. Туруханск) была воздвигнута деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1657-1660 гг. енисейским монахом Тихоном (Семёновым) в Туруханске была основана монашеская община, в 1664 г. получившая статус мон-ря. Туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь сыграл значительную роль в социально-экономическом и миссионерском освоении Туруханского края. Насельники обители активно занимались просветительской и миссионерской деятельностью, духовно окормляя церковные общины при зимовьях. В Туруханское зимовье был переведен гарнизон пострадавшей от опустошенной пожарами 1642 и 1662 гг. Мангазеи. В 1672 г. на месте зимовья был заложен г. Нов. Мангазея (с 1780-х гг. Туруханск, ныне дер. Старотуруханск Туруханского р-на). В 1670 г. в Троицкий мон-рь из Мангазеи были перенесены мощи св. мч. Василия Мангазейского.

В XVII в. была построена церковь в с. Дудинском. В 1844 г. была возведена каменная Введенская ц. Храм быстро пришел в негодность, и в 1855 г. енисейскими казаками Киприяном и Петром Михайловичами Сотниковыми была построена новая деревянная церковь. В 1880 г. иждивением купца Петра Михайловича Сотникова и казака Ивана Даурского, к дудинской церкви была пристроена небольшая колокольня. По данным метрических книг дудинской Введенской ц., до революции 1917 года её приход составлял 1178 человек, 596 человек составляли инородцы, т.е. коренные жители, проживающие по Енисею. В 1719 г. было основано зимовье Инбатское (ныне с. Верхнеимбатск Туруханского р-на), в к-ром появился приход крещеных во время миссионерских поездок Тобольским митр. Филофеем (Лещинским) остяков и был построен Успенский храм. Деревянная ц. в Инбатске сгорала дважды, поэтому после последнего пожара в 1789 г. был построен каменный двухэтажный Успенский храм. В 1803 г. было совершено освящение нижнего храма во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1834 г. – верхнего, во имя Успения Божией Матери. В XIX в. к Инбатскому приходу относилось также 6 часовен, в которых богослужения совершались на переносном антиминсе, действовала приходская «школа грамоты» для местных детей. В 1-й пол. XVIII в. был построен первый православный храм в честь Богоявления Господня в Хатанге, ставший опорным пунктом православной миссии на Таймыре. В 1908 г. был построен новый деревянный храм. на следующий год покрыт железной кровлей (Малашин. 2011. С. 192). В нач. XX в. ведении прихода состояло 3 часовни, имелась библиотека.

В 1722 г. при Троицком мон-ре была открыта миссионерская школа для обучения новокрещенных детей инородцев. Позже она была преобразована в уч-ще. Из-за отсутствия средств к 1860-м гг. уч-ще прекратило свою деятельность. В 1863 г. стараниями меценатов работа уч-ща была возобновлена, однако к 1874 г. вновь прекратилась. В 1890-х гг. уч-ще было возрождено и просуществовало до 1918 г. Также в Туруханске существовала и церковно-приходская школа для детей жителей города.

В 1770 г. стараниями архим. Троицкого мон-ря Амвросия в урочище Толстый Нос на Енисее (близ совр. с. Караул Таймырского Долгано-Ненецкого р-на) была построена Введенская ц. Первая деревянная ц. сгорела в 1832 г. В 1842 г. в Толстом Носу была возведена новая деревянная церковь. Однако миссия в Толстом Носу была малоуспешной: и новокрещеные коренные жители, и русские не проявляли ревности в посещении храма. В 1821 г. в Туруханске была построена небольшая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1731-1733 гг. было проведено упорядочивание границы Тобольской и Иркутской епархий, в результате чего левобережные приходы остались в составе Тобольской епархии, а правобережные вошли в Иркутскую епархию. Указом Св. Синода от 24 февр. 1824 г. к Иркутской епархии были перечислены приходы Енисейской губ.

В 1823 г. была организована первая миссия к большеземельским ненцам. 5 авг. 1824 г. имп. Александр I Павлович утвердил «Правила» для обращения ненцев. Однако несмотря на активное миссионерство, коренные народы продолжали исповедовать свои традиционные верования, и христианизация происходила медленно.В 1834 г. была учреждена самостоятельная Томская и Енисейская епархия (2 ПСЗ. Т. 9. С. 320-321), в к-рую вошли все приходы Туруханского края.

С назначением в 1841 г. на Томскую и Енисейскую кафедру еп. Афанасия (Соколова, впосл. архиеп.) в Туруханском крае активизировалась миссионерская деятельность. Строились новые храмы. 15 дек. 1850 г. была по инициативе еп. Афанасия при Троицком мон-ре была учреждена Туруханская духовная миссия, состоящая из двух священников и нескольких псаломщиков, к-рая начала действовать с 1851 г. Миссионеры занимались просветительством среди местных народов: тунгусов, якутов, долганов и самоедов, а также вели работу среди поселившихся в Туруханском крае скопцов и старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия. Также члены миссии совершали богослужения и требы для новообращенных. К 1870 г. результатом работы миссии являлось крещение 3000 коренных жителей Туруханского края. Также известны случаи присоединения к Церкви старообрядцев и сектантов. В 1873 г. миссия закрылась из-за малого числа миссионеров и недостатка ресурсов. Миссионерские задачи были переданы приходскому и монастырскому духовенству края.

В 1861 г. из состава Томской и Енисейской епархии была выделена Енисейская и Красноярская епархия, на территории к-рой находился Туруханский край. По состоянию на 1865 г., в Туруханске имелись 1 каменная и 1 деревянная, в Туруханском крае - 2 деревянных и 3 каменных церкви.

Одним из самых выдающихся клириков – миссионеров кон. XIX в. являлся свящ. Михаил Суслов (с 1901 г. иером. Макарий, настоятель Троицкого мон-ря, с 1904 г. - особый миссионер Туруханского края, с 1913 г. архим.). С 1870 по 1913 гг. он духовно окормлял свою паству по всему Таймыру, сотни жителей к-рого приняли Православие благодаря его проповеди. В его лице инородцы видели также защитника от притеснений со стороны светской власти. На свои средства он открыл школу с интернатом для инородцев. В октябре 1900 г. он был включен в миссию Туруханского края.

К 1892 г. на территории Туруханского края находилось 5 самостоятельных приходов и церквей в Туруханске, Хатанге, Дудинке, с. Тазовском (ныне поселок Ямало-Ненецкого АО) и приписанная Успенская ц. в с. Толстый Нос.

В 1915 г. туруханский Троицкий мон-рь был преобразован в одноименный женский мон-рь. Одновременно с жен. общиной в 1916 – 1920 гг. продолжала существовать и муж. община.

После прихода к власти большевиков был закрыт в 1919 г. храм в Верхнеимбатском. Троицкий мон-рь закрылся в 1920–1921 гг. Были закрыты храмы в Дудинке (1925) и в Хатанге (1937). В 1939 г. был закрыт туруханский Преображенский храм, купола с него были сняты, а здание позже разрушено до основания.

В сер. 1920-х гг. - нач. 1930-х гг. в Туруханске и близ него отбывали ссылку Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), Симферопольский и Крымский архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Глуховский еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик), Белёвский еп. сщмч. Никита (Прибытков), Чистопольский еп. сщмч. Иоасаф (Удалов), Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), протопресв. сщмч. Александр Хотовицкий, свящ. сщмч. Петр Новосельский и др.

В 1934 г. епархия была переименована в Красноярскую и Енисейскую. На территории Туруханского края велась разведка полезных ископаемых. 25 июня 1935 г. близ зимовья Норильское был открыт Норильский ИТЛ для строительства силам заключенных Норильского горно-металлургического комбината и г. Норильска. По оценкам исследователей в 1948 – 1952 гг. в Норильском лагере находилось ежегодно 220000 – 250000 осужденных. В нём отбывали наказание многие репрессированные священнослужители. Среди отбывавших наказание в Норильском ИТЛ были Крымский мч. Стефан Наливайко, прот. Л. А. Воронов и мн. др.В результате массового закрытия храмов к началу Великой Отечественной войны на территории Красноярского края не осталось ни одного действующего храма. С 1943 по 1947 гг. вновь начали открываться церкви. С апр. 1949 г. приходы Красноярской епархии вошли в состав Новосибирской и Барнаульской епархии в качестве Красноярского благочиннического округа. В 1950-е – 1960-е гг. некоторые клирики, отбывшие срок в лагере и оставшиеся на некоторое время в Норильске, тайно совершали богослужения и требы для ограниченного числа верующих. В 1970 - 1980 гг. православная жизнь на севере Красноярского края практически отсутствовала. В нояб. 1989 г. по благословению Новосибирского и Барнаульского митр. Гедеона (Докукина) был образован первый православный приход в г. Норильске в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1990 г. в Туруханске был создан православный приход.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7- 8 июня 1990 г. было принято определение о выделении из состава Новосибирской епархии приходов, находящихся в Красноярском крае и Кемеровской обл. и образовании Красноярской и Енисейской епархии (ЖМП. 1990. №9. С. 7), в состав к-рой вошла территория Н. и Т. е.

В июле 1991 г. Красноярским и Енисейским еп. Антонием (Черемисовым, ныне митрополит Орловский и Болховский) в Норильске были заложены крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и большой храм в честь иконы Божией Матери («всех скорбящих Радость»). Предтеченская ц. была построена в 1994 г., с 1995 г. в ней начались регулярные богослужения. В 1997 г. было завершено строительство Скорбященской ц. Окончательное благоустроение храма завершено в 2003 г. В том же году храм был освящен и получил статус собора. При нем в 1999-2011 гг. действовала общеобразовательная гимназия.

С 1991 г. началось возрождение православной общины в Дудинке и с. Хатанге. К 2000 г. в селах были возведены храмы. В 1991 г. был основан приход во имя Святой Троицы в р-не Талнах г. Норильска. В 1995 г. была построена временная часовня, в 2006 г. - деревянный храм.

В 1993 г. возобновилась монашеская жизнь в туруханском Троицком мон-ре, начались восстановительные работы. В 1996 г. был зарегистрирован новый устав монастыря и началось его активное возрождение. По благословению еп. Антония в 1997 г. в Троицкой ц. было проведено освидетельствование места, где прежде находились мощи св. прав. Василия Мангазейского, и были найдены фрагменты его останков, которые ныне находятся в мон-рском храме и являются главной святыней епархии.

В 1995 г. был образован приход в р-не Кайеркан г. Норильска, обустроен временный храм, в к-ром совершаются богослужения. В 2006 г. в Норильске был образован приход во имя свт. Луки, архиепископа Красноярского. В 2010 г. был заложен новый храм, основная часть строительных работ завершилась к 2018 г.

Ист.: Письма преосв. Никодима [Казанцева], еп. Енисейского и Красноярского к проф. И. В. Платонову. Серг. П., 1896; Определения Освященного Собора РПЦ // ЖМП. 1990. № 9. С. 6-9 (здесь С. 7).
Лит.: Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря // Иркутские ЕВ. 1864. № 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865, 2014. 2 т.; Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886; Буцинский П.Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.–1645 г.) // Зап. Имп. Харьковского ун та. Х., 1893. Кн. 1. С. 33-98; Урванцев Н. Н. Таймыр – край мой северный. М., 1978; Зольникова Н. Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губ. // Христианство и церковь в России феод. периода: Мат-лы / СОАН СССР, ИИФиФ. Новосиб., 1989. С. 261–315; Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997; Красноярский материк: Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1998; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание….»: Автобиография. М., 2000; Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Зап. Сибири в XVII в. (по мат-лам новых исслед. Мангазеи) // Русские: Мат-лы VII Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири» (9-11 дек. 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19 – 25; Дулов А. В., Санников А. П. Православная церковь в Вост. Сибири в XVII – нач. XX в. Иркутск, 2006; Пархимович С. Г. Новые исследования мангазейского городища // Земля Тюменская: Ежег. Тюменского обл. краевед. Музея, 2005. Тюмень, 2006. Вып. 19. С. 159–167; Потапов И. Ф. Енисейская губерния: История в документах и фотографиях. Красноярск, 2008; Денисов В. В. Хронология Таймыра: хронология ист. событий генезиса Таймыра и Норильского р-на. Норильск, 2009; Базыкина С. Особенности распространения христианства на Таймыре // Таймырские чт. - 2011: Сб. докл. Норильск, 2011. Ч. 1. С. 99–105; Бочков П. В., свящ. Основные этапы распространения православной веры в Сибири и первые храмы на Таймырской земле // Там же. Ч. 2. С.161 – 170; он же. Основание в г. Норильске второго православного храма как следствие развития церковной жизни в регионе // Таймырские чт. – 2016: Сб. докл. Норильск, 2016. С. 26 31; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ, 1861 2011 гг. Красноярск, 2011; Марьясов Н. «Самый северный в мире»: Хатангский Богоявленский храм // Таймырские чт. – 2011: Сб. докл. Норильск, 2011. Ч. 2. С. 161–170 (здесь 105 – 110); Религия и общество в Приенисейской Сибири: 1920–1930 гг.: Сб. арх. док-тов и мат-лов / Сост. А. П. Дворецкая. Красноярск, 2011; Предтеченская Н. А. Дудинка. Время (док-ты). Люди (фотогр.). Судьбы (восп.). Дудинка, 2012; Шекшеев А. П. Русская Православная Церковь на Енисее в 1917–1922 гг. // Православие, Россия: Размышление о прошлом, взгляд в будущее: Мат-лы науч. конф. (Красноярск, 13 окт., 2011 г.). Красноярск, 2012. С. 41–62; он же. Служители Православной Церкви на Енисее, репрессированные за веру: Опыт создания мартиролога // XV Красноярские краевые образоват. Рождественские чт. Красноярск, 2015. С. 366–415; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII вв.: Моногр. Красноярск, 2013; Беглов К. Е. Путешествие по святым местам Таймыра и Туруханского края: Ист. очерк. Норильск, 2014; Выдрин Е. В. Проблемы основания Туруханской миссии // Вестн. Красноярского гос. аграрного ун-та. 2014. Вып. 3. С. 206-208; Хромых А. С. История Сибири (кон. XVI – нач. XVIII вв.). Красноярск, 2014; Бичеоол В. К., Халина Е. М. Эволюция православия на Таймыре // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. 2015. № 1. С. 68–75; «Добрый воин Царя Небесного»: Михаил Иванович Суслов (1844-1915). Дудинка, 2015.
Свящ. П. В. Бочков

2011-2018 годы

Определением Синода от 30 мая 2014 г. наместник туруханского Мангазейского во имя Святой Троицы монастыря игум. Агафангел (Дайнеко) был избран на вновь образованную Н. и Т. е., 5 июня возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 6 июля того же года. В сент. 2015 г. Норильск посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший закладку храмового комплекса во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2018 г. строительство храмового комплекса завершено.

Книгоиздательская деятельность и церковная журналистика

В дек. 2014 г. было издано «Евангелие для детей» на русском и долганском языках, в 2017 г. переиздано с оригинальными иллюстрациями долганских художников. В 2015 г. опубликован молитвослов на долганском языке. В 2017 г. вышла кн. «Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов в духовно-нравственном развитии и воспитании детей от 5 до 17 лет». Работают неск. епархиальных и приходских сайтов.

Социальная работа и благотворительная деятельность осуществляются епархиальными учреждениями, приходами и созданными по инициативе епархии некоммерческими орг-циями.

Святыни

Главной святыней Н. и Т. е. являются находящиеся в Троицком мон-ре мощи прав. Василия Мангазейского. Особо почитаются находящиеся в кафедральном соборе в Норильске иконы Божией Матери «Всецарица» и «Всемилостивая Заступница», написанные для епархии на Афоне.

Архиереи:

Еп. Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014).

Монастыри:

Свято-Троицкий Туруханский мужской мон-рь (основан в 1660, закрыт в 1920, возрожден в 1997).

Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2011. № 7. С. 7; Определения Свящ. Синода // Там же. 2014. № 7. С. 8.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Агафангела (Дайнеко) во еп. Норильского и Туруханского // ЖМП. 2014. № 11. С. 25-27; Первосвятительский визит в Салехардскую, Норильскую, Горноалтайскую и Барнаульскую епархии // Там же. 2015. № 10. С. 12-19.
Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также