(Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения.
В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) П. назван в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Тем не менее он не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что затворник П., будучи на монастырском послушании, пострадал «от поган» (язычников), не отрекся от Христа, как того требовали мучители. П. проклял языческих богов и заявил, что Бог освободит его молитвами печерских святых. П. был чудесно спасен с помощью ангелов, принесших его обратно в мон-рь в его келью здоровым (подробности в сохранившемся тексте не приводятся) (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 58-59). В агиографической лит-ре XIX-XX вв. распространено указание на 1241 г. как на год кончины П., однако никакими источниками оно не подтверждается. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) предположил, что в 1240 г. «иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам»; по освобождении П. скончался в следующем году (Филарет (Гумилевский). РСв. С. 474).
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как «послушливый» в 6-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. П. имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 59). День памяти, как и мн. др. св. отцам, в Дальних пещерах почивающим, был установлен между 1868 и 1875 гг.
В Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где приведены описания 130 Киево-Печерских преподобных, отражающие соборную иконографию этих святых, имя П. не содержится (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2). Образ П. не отмечается и на иконах с композицией «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, вполне сформированной к 1-й пол. XVIII в.
В 40-х гг. XIX в.- в период осуществления масштабного проекта по созданию иконных изображений преподобных при их мощах в Дальних и Ближних пещерах - в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) был написан единоличный образ П., на котором он представлен старцем с тонкими чертами лика, огромными глазами, с длинной, до середины груди, и округлой на конце бородой; облачен в рясу, мантию, на голове округлой формы камилавка, воскрилия которой лежат на груди; показан по пояс, в легком 3/4-ном повороте влево, у его левого плеча - небольшая, в рост, фигурка ангела - в воспоминание чудесного перенесения ангелами П. в обитель, у правого - пещера - обозначение затворнического подвига святого.
В преклонных летах, но не старцем, в округлой камилавке П. изображен на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия», к-рая была создана в мастерской Киево-Печерской лавры в 1890 г. и находится при нижнем входе в Дальние пещеры. Полуфигура преподобного размещена в верхнем ряду композиции, в легком развороте вправо, ладонь развернутой вовне левой руки находится на уровне груди.
В XX в. образ П. вошел в композицию Собора русских святых, разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в.: на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их повторениях кон. 90-х гг. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) - фигура П. включена в группу чудотворцев Дальних пещер в нижней части композиции; образ идентифицируется по надписи в нимбе (указано только имя).