(XI - нач. XII в.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 21 окт.; 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Основной источник сведений об И.- Житие прп. Феодосия Печерского, составленное прп. Нестором, по мнению Ю. А. Артамонова, ок. 1107/08 г. И. был одним из информаторов агиографа о жизни прп. Феодосия, рассказы И. имеют автобиографический характер. И. «бяше бо книгам хытр псати, сий по вся дьни и нощи писааше книгы в келии у блаженааго отьца нашего Феодосия» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 394). Проводя много времени в келье святого, И. был свидетелем неск. чудес. Однажды, когда в обители закончились деньги и продукты, после молитвы прп. Феодосия явился прекрасный отрок в иноческом облачении, принесший гривну золота. В др. раз И. обратился к прп. Феодосию с просьбой разрешить переход в иную келью, поскольку в своей он не мог отдыхать и молиться из-за бесовских досаждений «по вся нощи». Игумен строго повелел иноку не покидать прежнюю келью, чтобы бесы в будущем не возымели власти над ним, и после молитв прп. Феодосия бесы были изгнаны. И. также принадлежит рассказ о явлении прп. Феодосию беса в виде черного пса.
В кратких сказаниях о подвижниках Дальних пещер, составленных предположительно по надписям XVII в. над гробницами святых, И. назван схимником. О святом сообщается, что он «таковаго воздержания был, иже в тыждень (неделю.- Авт.) раз только, и то мало что, едал, ревнуючи преподобному Феодосию, ибо и сожитель его был, молитов же и молений много день и нощь, с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу... и молит Господа Бога за всех, которыи кланяются мощем его святым». В сказаниях приведены тропарь и кондак И., в к-рых он прославляется за «тихостен... и кроток нрав» (Модест. 1885. С. 48-49). Мощи И. впервые указаны на плане Дальних пещер, составленном в 1795 г. Киевским митр. Самуилом (Миславским), на прежних планах на этом месте указывались нетленные мощи прп. Зинона.
Давняя местная традиция почитания преподобных Дальних пещер была подтверждена в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский; 1684-1690, митрополит Киевский с 1 июня 1690) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. И. посвящен 2-й тропарь 4-й песни канона, в к-ром святой назван «дивным» подражателем в своих схимнических подвигах жизни прп. Феодосия. Общецерковное почитание Печерских преподобных было установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать им службы и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Дни памяти преподобных Дальних пещер, в т. ч. И., установлены во 2-й пол. XIX в. В лит-ре встречается ошибочное отождествление И. с Киевским митр. св. Иларионом (1051-1055) (см., напр.: Там же. С. 9-12; Дива печер лаврських. С. 66).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе схима, риза преподобническая багор, испод бакан, руки сложил в место сердца, левою ногою стоит впрям». (БАН. Строг. № 66. Л. 317, «левыя страны» 28-й). Единоличное поясное изображение И. 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры помещено у раки с мощами преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Святой представлен вполоборота вправо, в монашеских одеждах, на голове куколь, руки перед грудью, ладонь правой руки раскрыта, в левой - четки; старец с широким лицом и окладистой, слегка раздвоенной на конце седой бородой, надпись на нимбе: «С. Прп(д)бный Iларiонъ Схимникъ».
И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Иларiонъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником».
На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Илларiонъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), И. включен в группу чудотворцев Дальних пещер и представлен, в частности, на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 40) прямоличная фигура И. помещена под 21 окт. (десница на груди, левая рука покрыта мантией).