(XVI в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Балахнинский. Первое упоминание о П. встречается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный отец Пафнутий иже бысть начальник Троицкаго монастыря, Балахонский чудотворец» (Описание о российских святых. С. 205). Ее составитель явно не располагал надежной информацией о преподобном (Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиографического «справочника» рус. святых - «Книги глаголемой Описание о российских святых» // ДРВМ. 2009. № 3(37). С. 99). В частности, он не смог указать время преставления П., а также дал неверное название обители, поскольку в Балахне не существовало Троицкого мон-ря. М. В. Толстой, публикуя «Книгу глаголемую...», определил время жизни П. XVII в., но никаких оснований для этой датировки не привел и, очевидно, ошибся, т. к. в достаточно хорошо документированной истории Балахны XVII в. имя П. не встречается. Ошибочные сведения «Книги глаголемой...» закрепились в агиологических сочинениях (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 428; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 570; Голубинский. Канонизация святых. С. 337).
Единственный существовавший в Балахне муж. мон-рь имел посвящение в честь Покрова Пресв. Богородицы. Обитель основана, вероятнее всего, в 30-50-х гг. XVI в. На нижнем этаже холодной Никольской ц. мон-ря находилась, согласно местному преданию, могила П. (в лит-ре встречается ошибочное утверждение о погребении святого в монастырской Покровской ц. (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 284; Зверинский. Т. 2. С. 273; Иванова Н. В. Покровский балахнинский мон-рь XVI-XVIII вв. // Древности Нижегородского Поволжья: Сб. науч. ст. по археологии. Н. Новг., 1997. Вып. 1. С. 61)). С нач. 30-х гг. XIX в. в краеведческой лит-ре и с 1849-1850 гг. в трудах церковных историков П. называли основателем и настоятелем Покровского мон-ря, а время жизни «иеромонаха Пафнутия» относили к XVI в. (ЦАНО. Ф. 931. Оп. 828. Д. 231. Л. 1; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 57, 60; [Мельников-Печерский П. И.] Балахна // Нижегородские ГВ. 1849. № 75. Ч. неофиц. С. 298; Он же. 1850. С. 30, 31. Примеч. 47; Макарий (Миролюбов). 1857. С. 277, 283).
Свидетельства почитания святого фиксируются в кон. XVIII в. После реформы 1764 г. Покровский мон-рь был выведен за штат, на нижнем этаже Никольской ц. разместили винный склад. Однако, как заметили смотрители, когда бочки с вином оказывались на месте погребения П., то с ними происходили некие чудесные превращения, «даже с истреблением оного (вина.- Авт.) вовсе» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). В 1783 г., после обращения Никольской ц. в приходскую, склад был упразднен, а над гробом П. стали служить панихиды (Там же). К нач. 30-х гг. XIX в. прихожане решили устроить на нижнем этаже Никольской ц. придел во имя прп. Пафнутия Боровского - святого, соименного П. По свидетельству Н. А. Мотовилова, в кон. нояб. 1831 г. за благословением к прп. Серафиму Саровскому приезжала супруга балахнинского казначея «и какая-то странница, все хлопотавшая об открытии святых мощей Пафнутия, кажется, в Балахне нетленно почивающего» (Нилус С. А. Великое в малом // Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 2005. Т. 1. С. 247). Когда же придел был устроен, то балахнинцы утверждали, что это совершилось «по предречению бывшего в Саровской пустыне благовейного схимника иеромонаха Серафима» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). В 1833 г. военный советник Н. Я. Латухин, действовавший от имени балахнинского дворянства, чиновничества и горожан, подал еп. Нижегородскому и Арзамасскому Амвросию (Мореву) прошение об открытии в подклети Никольского храма ц. во имя прп. Пафнутия Боровского (ЦАНО. Ф. 931. Оп. 828. Д. 231. Л. 1-1 об.). 7 авг. 1833 г. было получено архиерейское благословение с поручением балахнинскому купцу П. Ф. Минину «сделать благолепие, приличествующее храму Господню» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58).
В ряде работ указано, что придел прп. Пафнутия Боровского в Покровской ц. существовал с 1833 г. (Мельников-Печерский. 1850. С. 32; Макарий (Миролюбов). 1857. С. 284; Иванова Н. В. Покровский балахнинский мон-рь // Древности Ниж. Поволжья. Н. Новг., 1997. Вып. 1. С. 61). Однако он был устроен на нижнем этаже Никольской ц. и освящен лишь в 1857 г. (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 72. Л. 19, 1870 г.; Д. 56. Л. 24-24 об., 1881 г.). Столь длительная задержка объясняется, с одной стороны, строительными проблемами: при устройстве широких окон на месте прежних щелевидных в стене возникла опасная трещина (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 5); с другой - устройство придела встретило настороженность и неодобрение гражданских и церковных властей. Нижегородский губернатор М. П. Бутурлин (1831-1843), считая народное почитание П. суеверием, а сведения о чудесных исцелениях от его мощей лишь слухами, 25 июня 1834 г. установил через балахнинского городничего секретный надзор за местом погребения святого (Там же. Л. 2-3). Хотя доказательств фальсификации чудес найти не удалось, губернатор решил приостановить строительство придела, убрать парчовое покрывало с надгробия святого, а также запретить служение панихид над гробом П. Но он был вынужден отказаться от своего решения из опасения массовых волнений, о чем 30 июня 1834 г. доложил имп. Николаю I (Там же. Л. 6-7). 28 нояб. 1834 г. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) в письме прп. Антонию (Медведеву), архим. Троице-Сергиевой лавры, сообщал: «Из Петербурга имею неприятную весть о Балахнинскомъ деле. Там недовольны, что преосвященный самовольно устроил церковь при гробе Преподобного Пафнутия» (Письма митр. Московского Филарета. 1877. С. 122). В клировых ведомостях в 1850 г. указывалось, что балахнинский Покровский мон-рь «построен неизвестно в каком году и кем» (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 141. Л. 6, 1850 г.). Это показывает, что местное духовенство избегало упоминания П. в офиц. документах. Однако уже в 30-х гг. XIX в. народное почитание святого вышло далеко за пределы Балахны. К гробу П., как свидетельствовал губернатор М. П. Бутурлин, «народу из окрестных и даже отдаленных селений и губернского города стекается много» (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.).
В 1834 г. место погребения П., находившееся на правой стороне подклета Никольской ц., представляло собой «гробный растреснувшийся и обращающийся в песок камень, над коим сделан небольшой деревянный, несколько возвышенный обруб, покрытый парчовым покрывалом» (Там же. Л. 2). Кроме того, около Покровской ц. были найдены остатки колодца, выкопанного «по преданию предков самим оным иеромонахом Пафнутием»; при возобновлении этого колодца в нем был «найден медный крест, в дереви врезан на самом дне», к-рый после извлечения покрыли серебром и позолотой (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Крест хранился в Никольской ц., в наст. время его местонахождение неизвестно. Паломники ради исцеления от болезней служили панихиды у гроба П., а также пили воду из колодца святого, смешанную «с песком от его надгробия» (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об., 59). Панихиды совершались вплоть до 20-х гг. XX в. (Жизнеописания. 2015. С. 328). По благословению еп. Амвросия в Никольской ц. была заведена книга для записи чудес по молитвам П. (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Сохранился лишь краткий «Реестр видевшим сновидения и получившим исцеления людям» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об.- 59 об.). В нем описаны 11 чудес, зафиксированных с окт. 1833 по февр. 1839 г. В основном это исцеления жителей Балахны, Н. Новгорода, крестьян Нижегородской и Костромской губерний от душевных болезней: «черной тоски», «злобы» и «кликоты». Запись в «Реестре...» от 1 окт. 1833 г. зафиксировала чудесное явление П. во сне смотрителю Балахнинского уч-ща титулярному советнику П. П. Павловскому, во время к-рого святой указал точное местоположение своей могилы на сев. стороне подклета Никольской ц. Согласно описанию Павловского, П. предстал ему монахом в возрасте ок. 50 лет, одетым в рясу, клобук, с четками в руках.
В Синодике Троицкой кладбищенской ц. Балахны, составленном в 60-х гг. XIX в.- 1907 г. (ныне хранится в фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса: БРМ-3153/ПИ-82), встречается более 70 семейных поминаний, в начало которых жители Балахны и Н. Новгорода вписывали «иеромонаха Пафнутия» (очень часто вместе с именем «иеромонаха Серафима», т. е. прп. Серафима Саровского).
В Балахне существует предание о том, что П. часто молился в лесу. Впосл. здесь забил источник, вода из к-рого считалась целебной, особенно при простудных заболеваниях (возможно, предание возникло в 20-30-х гг. XX в., когда могила и колодец П. стали недоступны для верующих). Этот почитаемый источник находится в 2 км от пос. Б. Козино Балахнинского р-на Нижегородской обл., на территории, где в XVI-XVII вв., согласно жалованным грамотам, Покровский мон-рь имел угодья - луга с покосами (ныне над источником возведена деревянная часовня-купальня, освященная 18 янв. 2008).
В 1929 г. закрыли Никольскую ц., в 1937 г.- Покровскую. В июне 1999 г. по благословению митр. Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в подклети Никольской ц. были произведены раскопки, в результате к-рых обнаружили останки, признанные мощами П. Их поместили в балахнинском соборе в честь Рождества Христова. 10 сент. 2011 г. по благословению архиеп. Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) настоятель Никольского храма Покровского муж. мон-ря игум. Александр (Лукин) с братией и со священниками Балахнинского благочиния совершил переоблачение мощей П. 18 нояб. 2011 г. мощи крестным ходом перенесли из Рождественского собора в Покровскую ц. Покровского мон-ря. 19 нояб. архиеп. Георгий совершил Божественную литургию и панихиду в Покровском храме. После панихиды состоялось торжественное перенесение мощей в отремонтированный подклет Никольской ц.
Канонизацией П. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней, в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 373).