ПАФНУТИЙ
Том LV, С. 90-92
опубликовано: 29 января 2024г.

ПАФНУТИЙ

Содержание

[Греч. Παφνούτιος] (V в.), прп. Александрийский (пам. 15 февр.; пам. греч. 25 сент.). Отец прп. прп. Евфросинии (пам. 25 сент.). Сведения о П. содержатся в Житии его дочери (BHG, N 625-626), имеющем неск. редакций: более ранняя редакция написана неизвестным автором вскоре после кончины прп. Евфросинии, другая - Симеоном Метафрастом (X в.). Известны также латинские (BHL, N 2722-2726), сирийские (BHO, N 288-289) и армянские (BHO, N 290-291) версии Жития преподобной.

Прп. Пафнутий Александрийский и его дочь прп. Ефросиния. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 44)Прп. Пафнутий Александрийский и его дочь прп. Ефросиния. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 44)Согласно Житию, П. и его супруга жили в Александрии во времена правления имп. Феодосия II (408-450). Они отличались благочестием, были богаты, но долгое время не имели детей и горячо просили Бога даровать им ребенка. Однажды П. пришел в мон-рь и рассказал настоятелю о своем горе. По молитве игумена Бог даровал П. и его жене дочь, к-рую они назвали Евфросинией. После этого П. стал часто посещать тот мон-рь и щедро раздавать милостыню его насельникам. Когда Евфросинии было 12 лет, супруга П. скончалась, он же продолжал воспитывать дочь согласно заповедям Божиим. Через 6 лет после смерти жены П. решил выдать Евфросинию замуж за сына знатного и богатого вельможи. Перед свадьбой он вместе с дочерью пришел в мон-рь к игумену, к-рый когда-то молился Богу о рождении девушки. П. и Евфросиния взяли у игумена благословение на брак и 3 дня провели в обители. Евфросинии так понравилась иноческая жизнь, что она возжелала стать невестой Христовой. Однажды, когда П. был на праздновании дня памяти основателя того мон-ря, Евфросиния призвала к себе инока из этой обители и приняла от него постриг. Понимая, что отец может начать разыскивать ее в жен. мон-рях, Евфросиния переоделась в мужское платье и ночью ушла из дома. Придя в обитель, к-рую посещал П., она назвалась Смарагдом (Измарагдом), евнухом имп. двора, и игумен принял ее. П. безуспешно искал дочь по всей Ливии и Египту. В отчаянии он пришел к игумену мон-ря, к-рый повелел братии усердно молиться и держать пост в течение недели, чтобы Господь открыл П. местонахождение его дочери. Но и после этого Евфросиния не была найдена. П. продолжал посещать мон-рь. Однажды игумен повелел отвести его к Смарагду, недавно поступившему в обитель, но уже весьма преуспевшему в добродетели, чтобы тот побеседовал с ним и подал ему утешение. С того времени П. еще чаще приходил в обитель и подолгу беседовал со Смарагдом. Евфросиния прожила в мон-ре 38 лет. Перед смертью она призвала отца, открыла ему тайну и мирно почила. П. часть своего богатства раздал нищим, а часть пожертвовал в мон-рь, где, поселившись в келье дочери, прожил 10 лет, после чего скончался и был погребен рядом с нею.

В визант. и греч. церковной традиции П. обычно почитается вместе с дочерью. Так, их совместная память без сказания указана под 15 февр. в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.- SynCP. Col. 468) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 313). В нек-рых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 79) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592; Рим, 1888-1902) под 25 сент. (день памяти прп. Евфросинии) обозначена отдельная память П. Прп. Никодим Святогорец также поместил в составленном им «Синаксаристе» память П. и посвященное ему двустишие без сказания под 25 сент. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского память святого содержится под этим же числом. В рус. переложении «Нового синаксариста» под 25 сент. приводится общее сказание о прп. Евфросинии и П. (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 331-333)).

На грузинском языке под 25 сент. в коллекциях афонского Иверского монастыря, Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыря на Синае сохранилась служба П. и Евфросинии, написанная прп. Иосифом Песнописцем и переведенная в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73/57, XI в.; Hieros. Patr. iver. 124, XI-XII вв. Fol. 100v - 102; Sinait. iber. 7, XI-XII вв.- Георгий Святогорец, прп. Минея: Сентябрь / Сост., исслед.: Л. Джгамаия. Тб., 2007. С. 346-350). Служба содержит 3 стихиры на «Господи, воззвах», прокимен, указание на каноне петь ирмосы 1-го гласа «Фараона с колесницами в мори» (Габидзашвили. 2011. Переводные памятники. Т. 5. С. 440).

В слав. Прологе краткой редакции (перевод с греч. яз. выполнен в кон. XI или нач. XII в.) под 15 февр. содержится память П. и прп. Евфросинии без сказания (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 760-761). В стишном Прологе (переведен в Болгарии в XIV в.) под 15 февр. память П. не обозначена, под 25 сент., после памяти прп. Евфросинии и сказания о ней, приводится двустишие, посвященное ее отцу (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). Однако в ВМЧ митр. Макария под 15 февр. указан день памяти П. вместе с днем памяти прп. Евфросинии, при этом ошибочно (вероятно, из-за неверного понимания указания Типикона Великой ц.) сказано, что их «собор совершался в диакониссе» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 482 [1-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, под 15 февр. П. не упомянул, под 25 сент. он поместил сказание о прп. Евфросинии, в к-ром речь идет и о П. ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 118 об.- 123). В современной редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского под 15 февр. обозначена память преподобного без сказания.

Ист.: Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum // AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206; Vita S. Euphrosynes // PG. 114. Col. 305-322 [Житие, сост. Симеоном Метафрастом]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Февр. С. 298.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo) // BiblSS. Vol. 5. Col. 175-176; Sauget J.-M. Pafnuzio // Ibid. Vol. 10. Col. 25; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 157; ᾿Αγάπιος Μοναχός. Βίος τῆς ὁσίας Εὐφροσύνης // Βιβλίον καλούμενον Παράδεισος. Θεσ., 1999. Σ. 129-139.
А. Н. Крюкова

Иконография

Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. СарабьяновБеседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Наиболее раннее из достоверных изображений отца прп. Евфросинии Александрийской, ушедшей в муж. мон-рь под именем Смарагд, сохранилось в Ватиканском Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 402, 1-я четв. XI в.). П. с дочерью представлен под 15 февр. На странице с миниатюрой, посвященной П. и прп. Евфросинии, отсутствует текст. Святые стоят на фоне великолепной аркады со сдвоенными порфировыми колоннами, так что главу каждого венчает арка, а красный велум, перекинутый между арками, может служить и символом кровного родства. Святые облачены в монашеские одежды, причем глава прп. Евфросинии покрыта мафорием темного цвета. На П. песочного цвета туника и пурпурно-коричневая мантия с разделкой золотом. Отец прп. Евфросинии показан старцем с короткими, чуть вьющимися волосами и недлинной клиновидной бородой. Его правая рука поднята перед грудью, в левой зажат свиток. Как парные «портреты» образы П. и его дочери включены в минейные циклы серб. монастырских храмов - в нартексах Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317/18) и в Успенском мон-ре Грачаница (ок. 1320) рядом с полуфигурой свт. Феофана (вероятно, К-польского (пам. 11 окт.)). Образ святого написан в мучении: обнаженный до пояса старец привязан за поднятые вверх руки к дереву, у него короткие волосы и недлинная борода с прядями, закрученными вокруг подбородка; возможно, в этом образе соединились черты различных святых, носивших имя Пафнутий.

Редчайшим изображением П. в составе житийного цикла прп. Евфросинии Александрийской являются фрески капеллы-молельни на хорах Спасо-Преображенского собора в Полоцке, соборного храма мон-ря, учрежденного и построенного прп. Евфросинией Полоцкой ок. 1161 г. Молельня при жизни основательницы служила ее личной церковью, близ нее святая имела место для сна. После смерти прп. Евфросинии эта молельня стала почитаться как святыня, она была расписана фресками, к-рые В. Д. Сарабьянов после их раскрытия датировал 1-й третью XIII в. (подробнее см.: Сарабьянов 2007. С. 162-166, ил. на с. 162, 163; Селицкий. 2016. С. 111, 113. Рис. 8). Одна из начальных сцен цикла - беседа П. с дочерью. Оба в мирских богатых одеждах сидят в креслах. Лик П. сохранился хорошо: длинные пряди с проседью, небольшая борода, крупные глаза с яркими белками усиливают впечатление от его внешности как уроженца юга. На нем аристократические красная туника, расшитый, украшенный жемчугом по вороту и по краям плащ, складки написаны объемно, струятся по форме тела, мягко ложатся на подлокотники и сиденье. Правую руку П. положил на грудь, левую поднял в вопрошающем жесте. Его обутые в сандалии ноги аккуратно поставлены на коврик. Эта сцена иллюстрирует сведения Жития о воспитании буд. прп. Евфросинии ее отцом, о наставлении в христ. благочестии; богатство обстановки выдает жемчужная инкрустация мебели. Очевидно, для прп. Евфросинии Полоцкой эта композиция и образ П. не только служили назиданием, но и напоминали ей о родителях.

Иконописные подлинники, использовавшиеся в России в позднее средневековье и синодальное время, содержат лишь память П. 25 сент., но в Сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под этим днем упоминаются 2 египтянина с именем Пафнутий - П. и преподобномученик из Тентиры (Дендеры) (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159). В. Д. Фартусов в своем руководстве, приводя сведения о преподобномученике-соименнике, описал его: «Житель пустыни, египетского типа, с большой бородой с проседью, в убогих и грубых тунике и мантии с куколем» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26).

Лит.: Petkovič V. R. La peinture serbe du Moyen âge. Beograd, 1930. Vol. 1. Pl. 13; Millet G., Frolow A. La peinture du Moyen âge en Yugoslavie. P., 1954. Vol. 1. Pl. 77. 1-3; 78. 1-4, 79. 1; BiblSS. Vol. 10. Col. 25; Миjовић. Менолог. С. 261, 289; Miljkovič-Pepek Р. Veljusa. Скопjе, 1981. P. 223-224 (схема VIII, pl. XVI, fig. 73); Petkovič S. The Lives of Hermits in the Wall Paintings of the Katholikon of the Monastery at Jošanica // Byzantine East, Latin West: Art Historical Studies in Honor of K. Weitzmann / Ed.: Ch. Moss., K. Kiefer. Princeton, 1995. P. 289-295 (особенно p. 292-294, fig. 4-6); Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская ц. Ефросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007, 20092; Tomekovič S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011. Fig. 4, 9, 14; Селицкий А. А. Фрески часовни Спасо-Преображенской ц. в Полоцке // Он же. Евфросиния Полоцкая: Ее храм, ее фрески. Минск, 2016. С. 99-117.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также