(† после 1513), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.). Наиболее ранним источником сведений о П. является Житие Антония Сийского (1-я редакция составлена в 1578). Согласно этому памятнику, в 1508 г. в Кенском мон-ре игум. П. постриг в монахи буд. св. Антония Сийского (дата пострижения в Житии не указана, но устанавливается на основе приведенных в тексте хронологических расчетов). П. стал духовным отцом и наставником Антония в монашеском делании, позднее благословил его принять священнический сан. При жизни П. в 1513 г. и с его разрешения Антоний удалился из монастыря на р. Емцу вместе с монахами Александром и Иоакимом. Из Жития известно, что П. «бе начялник святому месту тому (т. е. был основателем Кенского мон-ря.- Авт.), мужу ему сущу духовну, и святу, и велми добродетелну попремногу» (Рыжова. 2000. С. 251). В Исторической редакции Жития, составленной в 1721 г. в Антониевом Сийском мон-ре при участии архим. Никодима Сийского (Мамонтова; 1692-1721), текст был дополнен сообщением о том, что П. являлся «учеником и спостником преподобнаго и знаменоснаго чудотворца Александра Ошевенскаго» (Там же. С. 187). Открывший и опубликовавший редакцию 1721 г. архим. Никодим (Кононов) не сомневался в достоверности этого факта, однако текст содержит заведомо ошибочные утверждения, не позволяющие относиться к нему с доверием как к историческому источнику.
В 40-х гг. XVIII в. в Кенском монастыре был составлен цикл сочинений о П.: Похвальное слово П.; «Изъвещение въкратце о преподобном отцы нашем Пахомии Кенском чудотворце, в кая лета бе»; «О бывшем чюдеси преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, которое бысть в лето 7016 году»; «Чюдеса преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, Каргопольскаго чудотворца» (18 посмертных чудес в 1691-1730) (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. № 48, 1760-1770-е гг.; ГИМ. Барс. № 865, нач. XIX в.; ГИМ. Ф. 450. Д. 697а, 3-я четв. XIX в.) (опубл.: Пигин. Лит. сочинения. 2009). Вероятным автором этого цикла К. А. Докучаев-Басков считал строителя Кенского мон-ря Макария (управлял обителью в 1742-1756). Новые по сравнению со сведениями из Жития Антония Сийского биографические данные о П. в этом цикле отсутствуют: «А отъкуду пришед ту, и коего града и рода, града же и отечества, или где пострижен бе, о том по сей час нам обрести не прилучися» (Похвальное слово); «Нам... не познавается, отъкуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие, коего града или веси, и отечества, и рода» («Извещение…»). Как утверждается в «Извещении…», П. жил во времена вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533), при Московском митр. Варлааме (1511-1521) и Новгородском архиеп. свт. Геннадии (1484-1504), основал мон-рь на р. Кене, где постриг в 1508 г. Антония Сийского, к-рый в 1513 г. ушел из монастыря. Не имея возможности воспользоваться «древней историей» о П., якобы сгоревшей во время «литовского нахождения» (1615), автор обращается к Житию Антония Сийского как к основному источнику сведений о П. Со ссылкой на этот памятник он приводит рассказ о путешествии Антония в Кенский мон-рь, в 5 поприщах от него будущему преподобному явился некий «муж священнолеиных» «в белых ризах», благословивший его на монашеский подвиг. Автор отождествляет этого «мужа» с П. и трактует видение Антония как прижизненное чудо П., к-рый приход ученика «еще прежде духом провидя». Из 18 посмертных чудес П. датированы только 7, хронология совершения этих чудес нарушена. В одном из посмертных чудес П. вместе с прп. Александром Ошевенским исцелил больного. В Похвальном слове прп. Антоний Сийский и П. как святая «двоица» уподобляются преподобным Феодосию и Антонию Печерским: «Якоже Феодосий со Антонием, Печерстии отцы, сподвижеся добре, тако Сийский Антоний с Пахомием Кенским отцы в благоигоношении всеусердно течаста, спасительний подвиг совершающе». Духовная связь П. и прп. Антония Сийского отражена также в иконографии (известны их парные изображения); кроме того, имя П. включено в «род» Антония Сийского в синодике Антониева Сийского мон-ря XVII в. (ГААО. Текущие поступления. 3 син (491). Л. 10 об.). Цикл может свидетельствовать о попытке написания в Кенском мон-ре в 40-х гг. XVIII в. Жития П.
П. упоминается в старообрядческих памятниках XVIII в. В «Слове похвальном преподобному отцу Александру, игумену Ошевенскому» на 20 апр. (30-40-е гг. XVIII в.) книжник Выголексинского общежительства Даниил Матвеев включил П. в число каргопольских святых, покровительствовавших Чаженьгскому скиту (принадлежал к Выговскому общежительству), вместе с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским, Никодимом и Серапионом Кожеозерскими, Иоанном Власатым и Вассианом Строкинским (РГБ. Егор. № 900. Л. 185). По-видимому, тем же автором было составлено «Слово похвалное преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кирилу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожезерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем каргополским» (РГБ. Егор. № 1224. Л. 291-317, 60-е гг. XVIII в.). П. и здесь включен в сонм каргопольских святых; в тексте отмечены пострижение в Кенском мон-ре Антония Сийского и почитание мощей П. («всюду чюдесы и знамении озаряем») (опубл.: Юхименко. 2008). Краткое упоминание П. содержится также в старообрядческом Житии Кирилла Сунарецкого (XVIII в.): «…в Кенозерской монастырь, егоже зда преподобный Пахомий на Кенском устье и мощьми своими осиявает» (Руди. 2016. С. 461).
Почитание П. прослеживается с рубежа XVII и XVIII вв.: к 1702 г. относится наиболее раннее его чудотворение, в цикле посмертных чудес сообщается о пении над его гробом молебнов. Имя П. встречается в Месяцесловах (РНБ. Тит. № 2024. Л. 125 об. и др.), в т. ч. в Месяцеслове старообрядческого книжника Ф. П. Бабушкина (Романова. 2017. С. 506, 527), и в иконописных подлинниках XVIII в. (РНБ. Тит. № 3117. Л. 152; O.XIII.1. Л. 123 об.- 124; и др.), причем дни памяти указаны в этих источниках разные: 10 янв., 14 и 15 мая, 29 июня, 31 авг. Под 15 мая П. включен в Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина) в числе святых, которые «не канонизированы, но свято чтутся» (РНБ. СПбДС. № 25/5. Л. 136, кон. XIX в.). В «Книге глаголемой Описание о российских святых» (XVIII в.) П. отнесен к святым Вел. Новгорода (Романова. 2013. С. 63). В числе основателей монастырей Каргопольского у. П. («священноигумен Пахомий») упоминается в синодике Александрова Ошевенского мон-ря (ГААО. Инв. 1 син. (489). Л. 25, сер. XVIII в.). Имя П. включено в «Верный месяцеслов» (1903).
Богослужебные тексты, посвященные П., отсутствуют. П. упоминается в акафисте Александру Ошевенскому, составленном игум. Никодимом (Кононовым) в 1897 г. (РНБ. СПбДС. № АII/345), и в службе Собору Карельских святых (XX в.).
В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатали список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в к-ром содержится имя П. Канонизация П. была подтверждена включением его имени в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым) (жизнеописание П. на с. 4-5). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т. ч. П., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге была написана икона «Собор Олонецких святых». В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в к-рый включено имя П. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых, оно совершается в тот же день. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая (3 июня н. с.) - в этот день в 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске с юж. приделом в честь Собора Карельских святых.
По монастырским описям XVIII в., гробница с мощами П. находилась под ц. Преображения Кенского мон-ря в притворе. В мон-ре хранились ризы П.- «полотнянные, белые, оплечье камчатое, ветхое, наподольник крашенинной, без подкладу», а также его посох - «древяной, черный, з железным копийцем». В 1764 г. мон-рь упразднили, на его месте был создан приход. В пожаре 1800 г. все монастырские постройки и имущество сгорели. Новые каменные храмы были освящены в нач. 40-х гг. XIX в. В 60-х гг. XIX в. «некоторые из благотворителей» просили епархиальное начальство устроить придел во имя П. над его ракой. Однако придел был освящен во имя прп. Антония Сийского по причине «отсутствия сведений о канонизации» П. (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 574). В 30-х гг. XX в. Кенский мон-рь был разорен; монастырских строений на месте бывш. обители не сохранилось. Сведений о вскрытии и переносе мощей П. нет.
О почитании П. свидетельствуют посвященные ему часовни. Одна из них находится в дер. Карпова Гора на берегу оз. Долгого в Кенозерье. Др. часовня была построена на том месте, где некий «муж» «в белых ризах» (по преданию - П.) явился Антонию Сийскому по дороге в Кенскую пуст. В одном из списков Жития Антония Сийского (ГИМ. Барс. № 1078) имеется рисунок этой часовни, сделанный К. А. Докучаевым-Басковым в 1871 г. и подписанный им: «Вид часовни, где ночевал пр. Антоний Сийский, идя в Кенский монастырь, и здесь явился ему пр. Пахомий Кенский». В 2012 г. в память о П. освящена часовня на месте бывш. Кенского мон-ря в дер. Коровино Плесецкого р-на. В с. Шелоховском (Архангело) в Каргопольском р-не между 2011 и 2016 гг. построена деревянная ц. во имя Пахомия Кенского.
В Каргополье бытуют фольклорные предания о том, что от П. скрывались не желавшие креститься язычники - чудь (Криничная. 1978. С. 50); спутниками П. в его странствиях по Северу были преподобные Антоний Сийский и Макарий Желтоводский (последний почитался в связи с нахождением его чудотворной иконы в Хергозерском мон-ре (Каргопольский у.)): «Шли три брата - Антоний, Макарий и Пахомий, в местах, где они отдыхали, ставили свои церкви» (Мелютина, Теребихин. 2013. С. 53).
Архиеп. Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» (1901) ошибочно указал П. под именем Пафнутия Кенского (Т. 3. Прил. 3). Эта ошибка повлекла за собой включение в Собор Новгородских святых помимо П. и несуществовавшего Пафнутия Кенского (с указанием дня памяти - 15 мая).
Сведения об облике святого содержатся в Житиях прп. Антония Сийского и П. В первом повествуется, как прп. Антоний «в тонком сне увидел… светлого мужа, украшенного сединами, в белых ризах, с крестом в руках» (Докучаев-Басков. 1887. № 7/8. С. 258-259). В Сказании о посмертных чудесах П. встречаются его описания во время явлений: муж «в мантии, на главе имуща шапочку камилавку», старец «святолепен зело, в руце имея сосудец, а в другой руце держаше кисть, и из оного сосудца мажуща оною кистию больную ланиту и ухо», «старец в мантии и в епитрахилии», «мних», «на голове камилавка, в руках листовка» (Пигин А. В. Лит. сочинения о прп. Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце // ВЦИ. 2009. № 1/2(13/14). С. 116-119). В описи Кенского мон-ря 1755 г. перечислены предметы, принадлежавшие П., к-рые дают дополнительные сведения к изображению святого: «В казенном анбаре: ризы Чудотворцевы полотняные, белые, оплечье камчатое, ветхое, зеленое, наподольник крашенинной, без подкладу. Костыль (посох) Чудотворцев древяной, черный, с железным копийцем» (Докучаев-Басков. 1887. № 9/10. С. 495).
Образ П. включен в Сийский иконописный подлинник, собранный и частично созданный архимандритом Антониева Сийского мон-ря Никодимом Сийским (Мамонтовым) во 2-й пол. ХVII - нач. ХVIII в. (РНБ ОР. ОЛДП. (Ф. 536). F. 88. Л. 489 об.). П. представлен вместе с прп. Никодимом Кожеозерским, в рост, в развороте влево, в правой руке держит развернутый свиток, левая - поднята в молитвенном жесте. Одежды монашеские: ряса, мантия, схима и облегающий островерхий куколь на голове, борода окладистая, округлая, на лице обозначены морщины. Около изображения святого - собственноручное пояснение составителя подлинника архим. Никодима: «прп(д)бны(и) пахомïй кѣнскïи съде собо(р)на црковь пребраженïе г(с)дне / мн(с)трь собо(р)на». На одеждах есть указание писать рясу охрой («р(с) во(х)ра»). Указание на посвящение собора Кенской пуст. Преображению связано с традицией писать образы св. основателей мон-рей в молении главному празднику обители. Иконный образец выполнен чернилами и пером скорее всего автором подлинника, к-рый принимал участие в создании иконописных образов сев. святых. Этот образец, по-видимому, использовали в Антониевом Сийском мон-ре. В описи 1863 г. образ Пахомия Кенского и Никодима Кожеозерского упоминается в местном ряду Никольской ц. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 937. Л. 55 об.).
В иконописных подлинниках посл. четв. XVII в. облик П. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского, причем его предписывали изображать и в куколе, и с непокрытой головой: «…подобием аки Сергий Радонежский, на главе схима» (БАН. Дружин. № 975. Л. 29); «Подобием сед, аки Сергий Рад[онежский], брада поменши, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 156 об.). В рукописях XVIII - 30-х гг. XIX в. под 14 мая и 29 июня отмечены 2 традиции изображения преподобного: «Преподобнаго отца нашего Пахомия, начальника Кенскаго монастыря, иже в Помории, новаго чудотворца; подобием рус, брада аки Василия Кесарийскаго; ризы монашеския; инде пишут: подобием сед, брадою аки Сергий, в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 107); «Рус, брада Василия Великаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 160 об.); «Рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на плечах схима, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 175 об.). Архим. Никодим (Кононов) сообщал, что «видом преподобный Пахомий был похож на преп. Сергия Радонежского; русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами; изображается в схиме» (Никодим (Кононов), архим. 1910. С. 5).
Изображения П. ранее XVII в. неизвестны. Его иконография формировалась в Антониевом Сийском мон-ре в сер.- 2-й пол. ХVII в. Важным иконографическим источником являются лицевые Жития прп. Антония Сийского, где имеются миниатюры со сценами пребывания и пострижения прп. Антония в Кенском мон-ре. Известно неск. таких рукописей XVII-ХVIII вв. с иллюстрациями (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 201, 208, 209, 218). Наиболее раннее иллюстрированное Житие создано в 1648 г., оно содержит свыше 150 миниатюр; среди них - сцены из жизни и путешествий прп. Антония, в т. ч. его пребывания в Кенской обители. В надписи указано, что рукопись создана «попечением и прилежанием последнего чернца Феодосия» (ГИМ. Щук. № 107/750). Игумен Антониева Сийского мон-ря Феодосий был иконописцем, но прямого указания на его участие в создании миниатюр Жития нет. В композиции «Андрей (прп. Антоний Сийский) приходит в Кенскую обитель к игумену Пахомию» П. изображен старцем с окладистой седой бородой, в черном клобуке (Там же. Л. 189 об.).
В 1663 г. сольвычегодский иконописец В. О. Кондаков написал в Сийском мон-ре икону прп. Антония Сийского «в пояс с чудесами» (Памятники древности в Сийском мон-ре // Архангельские ЕВ. 1907. № 18. С. 618; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 348). Сохранились 2 житийные иконы прп. Антония, к-рые близки по стилистике и связаны происхождением с Русским Севером. Одна относится к 60-м гг. ХVII в. и происходит из Троицкой ц. с. Нёнокса (АМИИ; см.: Иконы ХIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 140-143. Кат. 57). В состав клейм иконы включены сюжеты: чудесное видение Андрею (прп. Антонию) на пути в Кенский мон-рь; Андрей приходит в Кенский мон-рь к П.; П. посылает Андрея в поварню «ядь» варить, воду носить, дрова сечь, в больнице «ходити»; поставление прп. Антония во священники и его уход из Кенского мон-ря. Др. житийная икона прп. Антония Сийского 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) также содержит композиции с изображением П.: Андрей (прп. Антоний) приходит к П. в Кенский мон-рь; монашеский постриг (рукоположение?) прп. Антония; прп. Антоний получает у П. благословение на основание новой обители. На обеих иконах П. предстает монахом среднего возраста, без схимы, с покрытой куколем (с воскрилиями) головой или в священнических ризах, на иконе из с. Нёнокса - с нимбом.
Судя по описям сев. храмов, образы П. встречались редко. Наибольшее число икон XVII-XIX вв. происходит из Каргопольского у., где святого особенно почитали из-за близости Кенской обители. В описи Кенского мон-ря 1755 г. сообщается, что в составе местного ряда иконостаса монастырской ц. Рождества Богородицы был образ П. «у Преображения в церкви» (уточнение свидетельствует о том, что на иконе был написан соборный храм Кенской обители). Под собором Преображения в притворе находилась гробница, к-рая была «покрыта бархатом черным, другой покров камки рудожелтой, опушен луданом красным: на нем крест позументу сребренного; на нем же копие, трость и подписи - слова сребренные ж». В том притворе «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом, токмо от верхной течи срединою и с ысподи весьма изветшал; у него венец сребренной, гладкой, позлащенной»; перечислены мн. привесы к этому образу и медная ложчатая лампада перед ним (Докучаев-Басков. 1887. № 9/10. С. 488, 492; Никодим (Кононов), архим. 1903. С. 472).
После того как в 1800 г. деревянная соборная церковь Кенского мон-ря сгорела, на этом месте построили каменный Преображенский собор, и в 1867 г. в нем устроили придел П. и прп. Антония Сийского: у «южной стены, между главным иконостасом и алтарем - преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного покрыта апликовой ризой, с рамой, за стеклом, над ракой балдахин» (Докучаев-Басков. 1887. № 9/10. С. 515-516). Во 2-й пол. ХIХ в. недалеко от Кенского прихода на берегу р. Кены стояла небольшая часовня на месте чудесного видения прп. Антонию Сийскому на пути его в Кенский монастырь. В ней был образ П. и прп. Антония Сийского «как виновников существования здесь этого молитвенного храма» (Там же. С. 516).
В XVIII-XIX вв. образ П. включали в состав икон с избранными святыми, почитавшимися в Каргопольском у. В период закрытия мон-ря (1764) святого чтили наряду с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Никодимом Кожеозерским. На иконах этого времени П. изображали, как правило, в предстоянии (молении). Из окрестностей Кенозерья происходит небольшая икона преподобного 2-й трети ХIХ в. (АМИИ), возможно связанная со старообрядческой средой; в основе композиции - образец из Сийского иконописного подлинника. Святой представлен в рост, в молении Иисусу Христу (слева на облаках), облачен в темную рясу, схиму, коричневую мантию, голова покрыта куколем; надпись на верхнем поле: «Пр(д)бны пахом[ïй] кѣнски карго(п) чю(д)». Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский» XVIII в., под металлическим окладом кон. ХIХ - нач. ХХ в., находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, обращены к Спасителю; П.- слева, вместе с прп. Александром Ошевенским, одет в мантию и схиму с покрывающим голову куколем, его правая рука в молитвенном жесте, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом («Не скорбите убо братие»). В одном из клейм живописной рамы с изображением Коронования Богоматери, фигурами архангелов и избранных святых кон. XVIII в. (иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского; Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей; на раме изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие) П. представлен в паре с прп. Кириллом Челмогорским в рост, в молении, вполоборота влево; он в охристой рясе, схиме и мантии, куколь лежит на плечах, борода округлая, слегка раздвоенная; надпись: «п(д) пахомïй кен(с)кïи» (названы с прп. Кириллом каргопольскими чудотворцами).
В ХIХ в. известны фронтальные ростовые изображения П. в композициях с избранными святыми. Так, образ П. присутствует на иконе «Прп. Алексий, человек Божий, свт. Модест, патриарх Иерусалимский, и прп. Пахомий Кенский» 1-й трети ХIХ в., происходящей из часовни Рождества Пресв. Богородицы в дер. Тамбич-Лахта в окрестностях Кенозера (АМИИ). Святой облачен в мантию и схиму, куколь опущен на плечи, в левой руке держит свиток, правой - двуперстно благословляет (эта особенность, очевидно, связана с тем, что район Кенозера входил в состав Олонецкой губ., где сильным было влияние старообрядцев). Подобное изображение происходит из часовни прп. Антония Сийского на о-ве Поромском (остров принадлежал Кенскому мон-рю). В ней сохранился двухъярусный иконостас кон. ХIХ - нач. ХХ в., в составе местного ряда - образ прп. Антония Великого и П., созданный иконописцем с. Ошевенского Каргопольского у. Ф. С. Боровским (Нац. парк «Кенозерский»). Святой изображен прямолично, в рост, в черной мантии, темно-синей схиме, на голове черный куколь, кисть правой руки выступает из-под мантии в благословляющем жесте, в левой руке свиток; у него относительно небольшая округлая седая борода. Скорее всего в кон. ХIХ - нач. ХХ в. Боровский написал еще неск. икон с изображением каргопольских святых (преподобных Кирилла Челмогорского, Александра Ошевенского, П.) в технике масляной живописи для церквей с. Лядины. Святые представлены фронтально в рост, П.- в темной мантии и зеленой схиме, без куколя, правая рука с четками прижата к груди, в левой, опущенной вниз,- свиток (Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей).
Образ П. имеется на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви (работа мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге), в Музее правосл. Церкви в Куопио и в Нововалаамском мон-ре в Финляндии («труд валаамских иноков»). Иконография была разработана в мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или в Валаамском Преображенском мон-ре (образ из ц. Всех преподобных, в посте просиявших; описание иконы в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. см.: АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). П. изображен 2-м справа в 3-м ряду, с четками и игуменским посохом в руках (или только с посохом), седые волосы разделены на прямой пробор, борода округлая, средней величины. Тип иконографии Собора Карельских чудотворцев в сокращенном варианте (13 святых) известен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). П. представлен в правой группе вверху в зеленом куколе, с окладистой седой бородой. Близкая по композиции литография с образом Олонецких чудотворцев помещена на фронтисписе в «Олонецком патерике» (Никодим (Кононов), архим. 1910). В центре - прямоличный образ прп. Александра Свирского, по сторонам от него - по 6 фигур преподобных, в их числе П.
Изображения П. были распространены в старообрядческой среде Севера, напр. на списках кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. иконы «Собор российских чудотворцев», выполненных в иконописных мастерских Выговской пуст. (повторения образа 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из местного ряда иконостаса Богоявленской соборной часовни хранятся в МИИРК, ГТГ, ГИМ, старообрядческих и частных собраниях). Погрудный образ П. (в куколе схимника, в нимбе надпись: «П Пахомïи Кенскïи») включен в левую группу преподобных на старообрядческой иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (происходит из федосеевской Зеленковской (Зиновьевской) моленной в С.-Петербурге, ГРМ).
В XX в. образ П. вводился в иконописные композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейная икона свт. Афанасия (Сахарова)), 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), он помещен на подготовительном эскизе с изображением Архангелогородских чудотворцев кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (рисунок П. взят с Сийского подлинника), под 7 янв. на лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией в 1959-1962 гг. (частное собрание). В связи с возрождением в Антониевом Сийском монастыре почитания Собора Сийских святых и устройством храма в честь этого праздника в 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин создал прорись «Собор Сийских святых». В центре композиции - прп. Антоний Сийский, по сторонам от него - 8 святых, среди к-рых слева в 1-м ряду показан П. (в куколе, со свитком в левой руке). Тогда же Лапин выполнил рисунок с единоличным образом П.: фронтальное поясное изображение преподобного с окладистой недлинной бородой с проседью, на нем схима и мантия, на голове островерхий куколь, свиток в левой руке свернут, правая - в благословляющем жесте. В 2016 г. в дер. Шелоховской (Архангело) Каргопольского р-на построена новая деревянная ц. во имя П., освящена храмовая икона преподобных Александра Ошевенского и П. (иконописец Е. Е. Коскина). П. изображен в традиц. иконографии, в молении Иисусу Христу (в облачном сегменте) вместе со своим духовным наставником.