ПЕЛАГИЯ
Том LV, С. 289-291
опубликовано: 8 февраля 2024г.

ПЕЛАГИЯ

Содержание

Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96)Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96) († нач. IV в.), мц. Тарсийская, дева (пам. 4 мая, 7 окт.). Достоверные сведения о П. крайне скудны. Греч. Мученичество П. составлено спустя долгое время после ее кончины, беллетризировано и носит легендарный характер. Существуют также греч. синаксарные сказания, местами не согласующиеся между собой и с текстом Мученичества. В краткой форме сказание о кончине П. приводится в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) (PG. 117. Col. 96). Согласно общим сведениям источников, П. происходила из знатной языческой семьи, род. в Тарсе Киликийском, была чрезвычайно хороша собой. Пострадала в гонение имп. Диоклетиана (303-313). В тексте Мученичества указано, что именно в Тарсе П. скончалась. Синаксари о конкретном месте кончины умалчивают, прп. Никодим Святогорец утверждает, что П. пострадала в Риме.

Из текста Мученичества известно, что епископом Тарсийским в то время был Клинон (по др. источникам неизвестен), человек добродетельный, обративший множество язычников в христианство и поэтому вынужденный скрываться от гонителей. В синаксарях имя епископа варьируется, он назван Клином либо Лином. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 8 окт. о нем говорится как о «великом Лине», что, возможно, говорит о его отождествлении со сщмч. Лином, еп. (папой) Римским, хотя последний предположительно жил на 2 века раньше гонений Диоклетиана (это отождествление принимает и прп. Никодим Святогорец).

Согласно Мученичеству, П. услышала о Христе и, хотя и не была крещена, уверовала в Него, скрыв это от родителей. Желая посвятить свое девство Христу, она отказала сыну имп. Диоклетиана, к-рый хотел сделать ее своей женой, и он затаил на нее обиду (в более кратких синаксарных повествованиях этот эпизод опущен). После объяснения с посланниками сына императора П., уже слышавшая о добродетели епископа города, хотела разыскать его, чтобы тот преподал ей наставление в христ. вере. Под предлогом посещения кормилицы П. просила мать отпустить ее из дома, но та отказала ей.

Все версии повествования о П. далее сообщают, что ей явился во сне епископ города, и это видение подвигло ее к принятию крещения. В нек-рых синаксарных сказаниях уточняется, что епископ обратился к П. и призвал принять крещение, в Мученичестве же говорится об «образе» епископа, явившегося П. в лучах света. П. послала слуг расспросить заключенных в темнице христиан о внешности епископа, чтобы удостовериться, что во сне видела именно его. Получив подтверждение истинности своего видения, П. вновь попыталась уговорить мать отпустить ее (все так же под предлогом посещения кормилицы) и на этот раз получила разрешение. В сопровождении слуг она отправилась за пределы Тарса на поиски тайного убежища, где скрывался от преследований епископ.

За городом один из слуг, сопровождавших П., тайный христианин, заметил и узнал в старце епископа, к-рый шел по дороге. П. попросила архиерея о наставлении и крещении, и тот после краткого изложения веры совершил таинство, к-рое сопровождалось рядом чудес: из земли в безводном месте начал бить ключ, в воды к-рого епископ погрузил П., ангелы принесли ей крещальную одежду. После совершения таинства святая крестным знамением исцелила своих слуг, к-рым демоны затуманили глаза (синаксарные сказания эти детали опускают).

Крестившись, П. немедленно отдала свои богатые одежды епископу, чтобы тот продал их и раздал деньги нищим, а сама отправилась к кормилице, к-рая отказалась принять ее, опасаясь за свою жизнь (по синаксарному сказанию, причина отказа была иной: кормилица возмутилась, узнав, что П. крестилась и явилась к ней бедно одетой). Согласно тексту Мученичества, мать П., разгневанная известием о крещении дочери, сообщила об этом Диоклетиану, к-рый приказал схватить П. Сын императора покончил с собой от отчаяния, осознав, что теперь П. никогда не станет его женой.

П. бежала, опасаясь за свою жизнь, но затем вернулась, чтобы обратить в христианство мать, но та в гневе выдала ее императору. В синаксарном повествовании сын императора, узнав от матери П. о крещении ее дочери, покончил с собой, и только после этого Диоклетиан, желая отомстить за гибель сына, приказал схватить и казнить П., бросив ее внутрь раскаленного медного быка.

В Мученичестве при описании сцены суда сделан акцент на том, что Диоклетиан, охваченный порывом плотской страсти, пытался склонить П. отречься от Христа и стать его женой, но получил отказ, а затем, когда император приказал раздеть ее, обличила его и, чтобы избежать поругания, сама бросилась в раскаленного быка, где ее тело растаяло, как воск, источая благоухание.

Фигура сына Диоклетиана и участие самого Диоклетиана в описываемых событиях не имеют исторической достоверности, поскольку у императора не было сыновей. Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский предположил, что это был не родной сын, а приемный; однако далее Мученичество сообщает о его самоубийстве, в то время как приемный сын Диоклетиана Галерий не лишал себя жизни. Предлагалось и иное объяснение: под именем Диоклетиана представлен один из рим. чиновников, назначенных им (см.: ActaSS. Mai. Т. 1. P. 559). Возможно, упоминание о влюбленном в П. сыне императора - отголосок одного эпизода из жизнеописания прп. Пелагии, бывш. блудницы (см. ст. Пелагия, прп. Антиохийская (пам. 8 окт.)). «Повесть о покаянии преподобной Пелагии», рассказывающая о подвиге последней, восходит к описанию свт. Иоанном Златоустом покаяния не названной по имени антиохийской блудницы, к-рая сумела некогда соблазнить даже одного из членов имп. семьи (Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 3 // PG. 58. Col. 636-637).

Помимо параллелей с «Повестью о покаянии преподобной Пелагии» в истории П. можно усмотреть параллели с Мученичеством св. Пелагии, девы Антиохийской (пам. 8 окт.), с к-рой она иногда отождествлялась. Как отметил И. Делеэ, мн. элементы повествования о П. повторяются также в Сказании о вмц. Марине (Маргарите) (пам. 17 июля).

Память П. совершалась дважды в год, различные рукописные синаксари относят ее к 4 либо к 5 мая и 7, 8 окт. Синаксарь К-польской ц. отмечает, что празднование в честь П. совершалось с особой торжественностью в мартирии возле ц. сщмч. Конона, на берегу зал. Золотой Рог, освященном в ее честь. По мнению Р. Жанена, мартирий находился в окрестностях совр. квартала Касымпаша, последнее упоминание о нем относится к XIV в. В западной части К-поля была еще одна церковь, посвященная П. Впосл. имп. Константин II перестроил ее и рядом устроили кладбище, где хоронили казненных; оно получило название Пелагий (Janin R. Églises et monastères. P. 395-396).

Лат. «исторические» Мартирологи IX в. памяти П. не содержат. В Римский Мартиролог память П. была внесена кард. Ц. Баронием под 4 мая (в 80-х гг. XVI в.), однако совр. редакция Мартиролога этой памяти не содержит.

Ист.: BHG, 1480; Usener H. Legenden der Pelagia. Bonn, 1879. S. 17-28; ActaSS. Mai. Т. 1. P. 747-751; SynCP. Col. 115-120, 659-660; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 3. Л. 371-375 об.; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 30-31; ЖСв. Май. С. 170-183.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Delеhaye H. The Legends of the Saints: An Introd. to Hagiography. L., 1907. P. 153; Sauget J.-M. Pelagia // BiblSS. Vol. 10. Col. 440-441; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 384.
П. А. Пашков

Почитание П. в славянской традиции

Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v)Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v)Почитание П. в славянской традиции возникло достаточно рано. Здесь, с одной стороны, отразилось характерное для визант. синаксарей колебание между октябрьскими (7 или 8 окт.) и майскими (4, 5 или 6 мая) днями памяти мученицы, а с другой - переплетение ее культа с почитанием одноименных святых, память к-рых отмечалась в те же дни (см.: Петрова М. Мъчението на Пелагия от Тарс в южнослав. староизводни Чети-Минеи // СтБЛ. 2010-2011. Кн. 43/44. С. 96-97). Память мученицы присутствует в некоторых ранних слав. календарях - напр., под 8 окт. в Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. Под тем же числом П. упоминается в Апостоле XIV в. (НБКМ. № 882. Л. 85 об.), под 5 мая - в среднеболг. Апостолах XIII-XIV вв. (ГИМ. Хлуд. № 35. Л. 186 об.; и НБКМ. № 502. Л. 196 об.). Большая часть месяцесловов при южнослав. староизводных Евангелиях и Апостолах в соответствующие дни указывает только имя Пелагия, что затрудняет ее идентификацию (Дограмаджиева Е. Месецословните четива в слав. ръкописни Евангелия X-XVII в.. София, 2010. С. 82, 170 (КМС. Кн. 19); Христова-Шомова И. Служебният Апостол в слав. ръкописна традиция. София, 2012. Т. 2. С. 186-187, 672-675). Как правило, в южнослав. календарях при Евангелиях под 8 окт. обозначена память прп. Пелагии, бывш. блудницы, под 5 мая - память мц. Пелагии - иногда без уточнений «из Антиохии» или «из Тарса». Тенденция разделения празднований - «преподобной Пелагии» в октябре и «мученицы Пелагии» в мае - прослеживается и в новоизводных южнослав. Евангелиях (Дограмаджиева. 2010. С. 229, 285). В рус. месяцесловах атрибуция памяти также варьируется между 8 окт., 4 и 5 мая (Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 172, 332, 333).

Кроме того, в Четьих-Минеях южнослав. происхождения, в частности в рукописях XIV в. (НБКМ. № 1039; Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. № 94), под 8 окт. включено пространное Мученичество П. (BHG № 1480; нач.: «Первому гонению обновленну при Диоклитиане цесаре»; Иванова К. Bibliotheca hagiographica balcano-slavica. София, 2008. С. 241). Древность языка, архаическая лексика (напр., оиминъ - воин) и многочисленные праболгаризмы, присутствующие в тексте, подтверждают гипотезу о том, что перевод Мученичества возник в болг. столице Преслав, вероятно уже в Х в. В сохранившихся списках, восходящих к болгарской и сербской Четьим-Минеям и соответствующих Студийскому уставу, Мученичество представлено в 2 редакциях, к-рые следует рассматривать как равнозначные при установлении архетипа перевода (Петрова. 2010-2011). Списки Мученичества в рус. рукописях неизвестны.

Синаксарное чтение о П. вошло под 7 окт. в состав слав. нестишного Пролога, переведенного с греческого в кон. XI или нач. XII в. (изд.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 174-176); в XVII в. оно было включено без изменений в печатный Пролог. В тырновской редакции Стишного Пролога XIV в., получившей широкое распространение в болгарской, сербской и русской книжности, празднование П. отмечено дважды - под 8 окт., со сказанием и стихом (изд.: Петков, Спасова. Стишной Пролог. Т. 2. С. 30) и под 5 мая (Там же. Т. 9. С. 19). Празднование святой представлено в серб. рукописях, связанных с монастырем Дечаны: в самом раннем списке 1365-1375 г. сохранился только конец сказания на октябрьскую дату (Белград. Б-ка Белградского ун-та. №16), в списке 1368-1378 гг.- сказание со стихом поставлены на майскую память (Berolin. SB. 29). В Великих Четьих-Минеях митр. Макария празднование П. отмечено 2 проложными чтениями на окт.: из нестишного Пролога на 7 окт. и из Стишного Пролога на 8 окт. и 4 мая (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Ст. 839. Ст. 879; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 146 [2-я паг.]; то же в печатном Прологе). Свт. Димитрий Ростовский включил в свою книгу под 4 мая Мученичество П. (Дмитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 3. Л. 371-385 об.), составив его самостоятельно на основе лат. текста из сборника Л. Сурия, к-рый он переработал стилистически (Державин А. М., прот. Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-ист. и лит. памятник. Мартовская половина года. М., 2018. С. 125-127).

Л. В. Прокопенко, М. Петрова

Гимнография

В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем практику кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. указана 8 окт. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 64).

В разных редакциях Студийского устава и в Минеях, соответствующих этим редакциям, память П. обычно указывается 5 мая, реже - 4 мая или же отсутствует (ее замещают последования прп. Никите, сщмч. Сильвану, еп. Газскому, или сщмч. Ольвиану, еп. Анейскому). Последование П. включает только минимальный набор песнопений: цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» 2-го гласа, канон 4-го гласа авторства гимнографа Феофана и седален 1-го гласа. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., в южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г., в груз. литургическом сборнике XI-XII вв. (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 12, перевод прп. Георгия Святогорца) память П. указана 5 мая, но в Мессинском числа 4 и 5 мая переправлены (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452; Arranz. Typicon. P. 150; см. также: Douramani K. Il typikon del monastero di s. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 172; Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 441). В слав. Путятиной Минее (РНБ. Соф. 202, XI в.) последование П.- 4 мая, в другой слав. Минее (ГИМ. Син. 166, XII в.- Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 60) - 5 мая.

Согласно Иерусалимскому уставу, начиная с древнейших редакций (напр., Sinait. gr. 1094, XII в. Fol. 51), память П. всегда указывается 4 мая, ей положено совершать службу без тропаря (Lossky. Typicon. P. 213; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48). Данный устав 4 мая сохраняется до сих пор в греч. изданиях. В слав. рукописях кон. XVI - нач. XVII в. появляется указание на общий тропарь мученице 4-го гласа      и на кондак 2-го гласа   , это указание переходит во все последующие печатные издания Типикона (с первопечатного издания 1610 г.) и Миней (с издания 1645 г.) вплоть до наст. времени.

Последование П. в современных русских и греческих книгах включает: тропарь 4-го гласа      (только в русских); кондак 2-го гласа    (только в русских); канон 4-го гласа, с акростихом Πελαγίᾳ τὸν αἵνον εἰκότως πλέκω (    ), с ирмосом Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον̇ (   ), нач.: Πελάγει, τῶν σῶν θαυμάτων πλέοντι̇ (    ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» (разные в русских (2-го гласа) и греческих (4-го гласа) книгах; слав. перевод последних есть в рукописях - напр., в Минее ГИМ. Син. 166, XII в.); седален 1-го гласа (в славянских и греческих рукописях встречается другой седален П. 4-го гласа).

А. А. Лукашевич, Н. Н. Крашенинникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии
  • ЕМИЛИАН († 362), мч. Доростольский (пам. 18 июля)
  • ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))
  • ИУЛИАНИЯ († ок. 304-305), мц. Никомидийская (пам. 21 дек.; пам. зап. 16 февр.)
  • ИУСТИН ФИЛОСОФ (кон. I - нач. II в. - 165), мч. (пам. 1 июня), апологет, отец Церкви
  • КИР И ИОАНН († 311), мученики-бессребреники (пам. 31 янв.; 28 июня - перенесение мощей)
  • ЛОНГИН СОТНИК (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта)
  • МАМАНТ († 275), мч. Кесарийский (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.)
  • ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)
  • ПОЛИЕВКТ († ок. 259), мч. Мелитинский (пам. 9 янв.)