МАМАНТ
Том XLIII, С. 271-281
опубликовано: 3 февраля 2021г.

МАМАНТ

Содержание

Мч. Мамант. Икона. XIX в. (частное собрание)Мч. Мамант. Икона. XIX в. (частное собрание) [Греч. Μάμας] († 275), мч. Кесарийский (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). Святой пострадал в правление Аврелиана (270-275); дату кончины М. определяют на основании того, что этот император начал гонения на христиан незадолго до своей смерти.

Источники

Древнейшими источниками сведений о М. являются гомилии в его честь, написанные святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В «Беседе на день святого мученика Маманта» свт. Василия Великого (ок. 370 или 376) из обстоятельств биографии святого упоминается лишь то, что М. был пастухом и происходил не из знатного рода (Basil. Magn. Hom. 23. 2-3 // PG. 31. Col. 592). Слово свт. Григория Богослова «На Неделю новую, на весну и на память мученика Маманта» приурочено к дню Антипасхи и скорее всего было произнесено 16 апр. 383 г. Святитель назвал М. знаменитейшим мучеником: «...прежде он доил ланей, которые одна перед другой поспешали напитать праведника необыкновенным молоком, а теперь пасет народ матери градов» (Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 620).

В кон. IV в. (1-й пол. V в.?) также были написаны не сохранившиеся до наст. времени первоначальное Мученичество и т. н. аристократическое Житие М., в к-ром в отличие от гомилии свт. Василия Великого подчеркивалось знатное происхождение этого святого. Они послужили источниками (Berger. 2002. P. 278) греч. анонимного Мученичества BHG, N 1019, сохранившегося в неск. вариантах; его отрывки содержатся в папирусе V-VI вв. (Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 59-60). По всей видимости, это Мученичество было создано в V в. Исследователи выделяют в «особую группу» рукописи (Vallic. C 34, XIV в.; Bodl. Holkh. 26, XV в.), в к-рых повествование начинается со времени проживания М. на горе и сходно с лат. Мученичеством BHL, N 5192. В кон. Х в. Симеон Метафраст отредактировал анонимное Мученичество; в новой версии BHG, N 1018 опущены мн. сверхъестественные события, исключена из него и проповедь Евангелия зверям. На Метафрастовой версии основана Похвала М., написанная в кон. XII в. на Кипре прп. Неофитом Затворником,- BHG, N 1022 (Νεόφυτος ὁ ῎Εγκλειστος. Συγγράμματα. Πάφος, 1999. Τ. 3. Σ. 116-124). Н. Клиридис опубликовал новогреч. Житие М., созданное на основе анонимного Мученичества (Κληρίδης Ν. Προλεγόμενα καὶ κείμενον τῆς ἀκολουθίας τοῦ ἁγίου ἐνδόξου μεγαλομάρτυρος Μάμαντος τοῦ Θαυματουργοῦ // Κυπριακαὶ Σπουδαί. Λευκωσία, 1952. Τ. 15. Σ. 91-145).

Мученичество Маманта Кесарийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 4)Мученичество Маманта Кесарийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 4)Древнейшее из латинских Мученичеств - BHL, N 5191d, изданное И. Делеэ по рукописи Taurin F. III. 16, Х в. (Delehaye. 1940. P. 128-141), имеет лит. форму энциклики, с к-рой 3 епископа, Евпрепий, Кратон и Периген, обращаются ко всем христианам. Имена Периген и Кратон заимствованы из анонимного ересеологического трактата сер. V в. Praedestinatus (Liber Praedestinatus. 19, 38 // PL. 53. Col. 593, 598). В самой энциклике упоминается, что ее оригинал был написан на греч. языке (Delehaye. 1940. P. 141). А. Бергер предполагает, что энциклика создана на основе первоначального греч. Мученичества с добавлением вводной части (Berger. 2002. P. 278). Как повествуется в энциклике, отрок М., ученик Кесарийского еп. Фавмасия, ушел подвизаться на гору близ Кесарии. Там он встретил отшельников Авду, Дана, Никифора, Милисия, Романа, Секунда, Дидима и Приска. В энциклике уделяется большое внимание взаимоотношениям М. с миром животных. Согласно этому источнику, проповеди М. с благоговением слушают не только лани и козы, но и львы, медведи, леопарды, волки, онагры, мифические единороги, дикие лошади, буйволы и др. звери (Delehaye. 1940. P. 132). Святой напоминает легендарного Орфея, чарующего животных (Ibid. P. 126; Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 9-10). Если в др. Мученичествах не указывается, сколько времени М. прожил на горе, то в энциклике сообщается, что он провел там 5 лет и 6 месяцев (Delehaye. 1940. P. 131). Описание мучений М. при имп. Аврелиане в общих чертах сходно с изложенными в греч. агиографических источниках. Делеэ считал, что нем. богослов и поэт Валафрид Страбон († 849) использовал энциклику при написании стихотворного Жития М. на лат. языке. (Ibid. P. 127). Однако, по мнению Бергера, в IX в. образцом для создания поэмы Страбона BHL, N 5197 (PL. 114. Col. 1047-1062) и заметки о М., сделанной Рабаном Мавром BHL, N 5198d, послужило лат. Мученичество BHL, N 5192. В 1164 г. новое лат. Мученичество М. BHL, N 5198 было составлено Годфридом (в источнике назван Гоффредом), еп. Лангрским (ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 435-439). По словам автора, оно основано на 3 ранних источниках, один из к-рых принадлежит греч. архидиакону из Антиохии, 2-й - субприору храма Гроба Господня в Иерусалиме, а 3-й - одному из калабрийских монастырей. Бергер отмечает, что Годфрид излагает события в соответствии с версией Метафраста (Berger. 2002. P. 274). Перенесению честной главы М. в Лангр в 1209 г. посвящено Сказание BHL, N 5199.

На анонимном греч. Мученичестве основываются 2 сирийских, одно из которых начинается с повествования о пребывании М. на горе (версия В) (Gheyn J., van den. Acta Sancti Mamantis martyris aramaice nunc primum edita. Brux., 1890; Bedjan. 1896. P. 445-458; Berger, Younansardaroud. 2003. S. 47-73), другое (версия А) включает рассказ о его родителях - Руфине и Феодоте (Bedjan. Acta. T. 6. P. 431-445; Berger, Younansardaroud. 2003. S. 18-47), а также 2 арм. Мученичества (Bayan. 1910. P. 475-481). По мнению Бергера и Х. Юнансардаруд, к анонимному Мученичеству восходит только сир. версия А, версия В содержит текст в варианте, представленном в «особой группе» греч. рукописей и в лат. Мученичестве BHL, N 5192. Эти исследователи считают наиболее вероятным, что версия В является переводом лат. Мученичества BHL, N 5192, а не греч. текста (Berger, Younansardaroud. 2003. S. 11).

Мученичество

М. появился на свет в темнице, куда были брошены его родители-христиане Феодот и Руфина, к-рые жили в сер. III в. в пригороде г. Гангры в Пафлагонии (М. Азия), не скрывая своей веры, и многих обратили ко Христу. Наместник Фавст приказал схватить Феодота, но из-за его знатного происхождения не мог предать на мучения и отправил на суд в Кесарию Каппадокийскую. Руфина, которая в то время ждала ребенка, добровольно последовала за мужем. Феодот, видя жестокость наместника Кесарии и зная о своих телесных немощах, просил Бога принять его душу до мучений из опасения, что не выдержит пыток. Господь внял его молитвам, и Феодот мирно преставился в темнице. От скорби Руфина раньше времени родила сына и вверила его попечению Божию, а сама молилась, чтобы Господь удостоил ее последовать за супругом. После смерти матери младенца усыновила знатная горожанка по имени Аммия. Она воспитала М. в благочестии, отрок преуспевал в учении, и все дивились его разуму.

Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с 6 лет участвовали в совершении жертвоприношений, М. стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в нек-рых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до М., наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. М. был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества (напр., РНБ. Греч. 213. Fol. 12a) и Метафрастовому Мученичеству (Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 341), М. было тогда 15 лет. В старослав. переводе анонимного Мученичества указан др. возраст - 11 лет (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 133), в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии М. было 12 лет (Berger. 2002. P. 298). В энциклике говорится, что М. в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет (Delehaye. 1940. P. 129, 135). Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить М. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. М. обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного М. мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить М. камнями (в др. версии - бить камнями по устам - Berger. 2002. P. 290). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы (Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 344). Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

После чудесного спасения М. постился на горе 40 дней и 40 ночей, вопрошая Бога, для чего Он призвал его сюда. И Господь открыл ему, как жить дальше. По указанию свыше М. ударил упавшим с неба жезлом о землю и в образовавшейся расщелине обнаружил Евангелие (спрятанное, согласно арм. Мученичеству, скрывавшимися в горах христианами - Bayan. 1910. P. 479-480). Святой построил на этом месте небольшую церковь, в к-рой молился. Когда М. читал Евангелие, к нему сходились лесные звери, как овцы бегут к своему пастырю. Животные собирались повелением Св. Духа, внимали слову Божию, как разумные существа, и каждый своим гласом славил Создателя. Из молока ланей и диких коз, приходивших к нему, М. изготавливал сыры, к-рыми питался сам, но бо́льшую их часть раздавал беднякам в Кесарии.

Мученичество Маманта, св. Павел Новый, Иоанн, патр. К-польский, св. Диомид. Роспись нартекса ц. св. Апостолов. Печской Патриархии. 1561 г.Мученичество Маманта, св. Павел Новый, Иоанн, патр. К-польский, св. Диомид. Роспись нартекса ц. св. Апостолов. Печской Патриархии. 1561 г.Когда о чудесном пастыре узнал новый наместник Кесарии Александр, то послал за ним воинов. В горах им повстречался юный пастух, к-рый спросил их, кого они ищут. Воины ответили, что наместник приказал схватить и привести на мучения чародея по имени Мамант. Пастух пообещал указать им местонахождение разыскиваемого, но сначала предложил отдохнуть и подкрепиться в его хижине. Когда М. угощал воинов хлебом и сыром, к хижине стало собираться множество зверей. Хозяин успокоил воинов и сказал им, что он и есть тот самый М., которого они ищут. Т. к. воины не решались схватить мученика, он пообещал, что вскоре сам придет к городским воротам, и просил ждать его там. Воины пошли вперед, а М. призвал льва и велел зверю явиться в цирк, когда М. приведут туда на мучение. Затем святой отправился в Кесарию и вместе с воинами вошел в город.

Наместник Александр спросил М., какими волхованиями и чарами он укрощает диких зверей и повелевает ими. Святой ответил, что он не чародей, но раб Иисуса Христа, а звери подчиняются ему по повелению Св. Духа (Berger. 2002. Р. 304). Наместник приказал подвесить М., бить и строгать железными когтями его тело. Но мученик, как и прежде, мужественно переносил страдания. Тогда Александр решил сжечь М. в печи. Пока шли приготовления, святого заключили в темницу, где находились еще 40 христиан. По его молитве в полночь открылись тюремные двери и все узники получили свободу, а в темнице остался только М. Когда его бросили в раскаленную печь, то по воле Господа жар превратился в прохладу, как в случае с отроками Вавилонскими. Наместник назвал эти чудеса чародейством и отдал мученика на съедение зверям в цирке. Но медведь и леопард вместо того, чтобы разорвать святого, стали ласкаться к нему. Тогда Александр велел изловить льва и выпустить его на арену. Но тот произнес человеческим голосом: «Ты - пастырь мой, пасший меня на горе!» После этого ангелы затворили двери цирка. Лев кинулся на трибуны и растерзал множество ненавистников христиан - язычников и иудеев, не тронув только наместника и его стражников, к-рых М. велел ему оставить живыми. Мученик отослал льва в горы, но Александр велел привести к нему др. льва - неподвластного мученику, свирепого и одержимого лукавым духом. Когда он был доставлен, наместник снова призвал М. в цирк и натравил на него хищника. Однако и этот зверь с благоговением припал к стопам мученика. Зрители-язычники в ярости начали побивать М. камнями, однако их удары не причиняли ему вреда. Тогда по приказу Александра один из гладиаторов накинулся на М. и распорол ему живот трезубцем (в рус. агиографической традиции вместо гладиатора упомянут языческий жрец: ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 140; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий. К., 1764. Кн. 1. Л. 14 об.). Убедившись в неизбежности кончины святого, мучители оставили его умирать. Удерживая растерзанную плоть руками, М. вышел из города. Метафраст добавляет, что струившуюся из раны кровь одна из верующих женщин собрала в кубок (Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 350). Пройдя 2 стадия, М. увидел в скале пещеру, зашел внутрь и там скончался.

Почитание

М. был погребен в этой пещере, и т. к. у его могилы совершались исцеления и др. чудеса, то позднее здесь построили церковь во имя святого. Свт. Василий Великий, еп. Кесарии Каппадокийской, говорит о М. как о заступнике жителей родного города: «Пусть вспомнят мученика все те, которые насладились им в сновидениях; которые, приходя на сие место, имели его содейственником в молитве; которым, будучи назван по имени, предстал он в деле; которых привел в дома из путешествия; которых восставил от болезни; которым возвратил детей уже умерших; которым продлил срок жизни» (Basil. Magn. Hom. 23. 1 // PG. 31. Col. 589).

Мч. Мамант. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1513 г. Мастер Симеон АксентисМч. Мамант. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1513 г. Мастер Симеон АксентисСтроительство ц. мч. Маманта в Кесарии начали племянники равноап. имп. Константина Великого, Галл и Юлиан Отступник; последний до своего восшествия на престол в 361 г. имел вид благочестивого христианина. Но святой явно не хотел, чтобы его храм был воздвигнут тем, кто в скором времени начнет гонения на Церковь. Поэтому работы в той части здания, к-рую возводил Галл, продвигались успешно, а все построенное за день Юлианом чудесным образом разрушалось ночью (Sozom. Hist. eccl. V 2. 12). Ок. 530 г. паломник Феодосий упоминает гробницу М. в Кесарии в числе наиболее почитаемых святынь М. Азии (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 15 (рус. пер.: Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в. // ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 18). По всей видимости, из Кесарии происходит свинцовая евлогия М. из Византийского музея в Афинах (VI в., по мнению В. Н. Залесской - X-XI вв.: Залесская. 1995. С. 240-241), на к-рой мученик изображен сидящим на льве.

Почитание мученика быстро распространилось по всей Каппадокии. Его считали покровителем стад и пастухов. Молитвы к этому святому с просьбой оберегать стада содержатся в визант. Евхологиях (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 125, 473). Большая часть мощей М. уже в IV в. находилась в посвященном ему храме в каппадокийском городе Мамасосе (ныне Гёкче близ Аксарая). Исцеления от них продолжались до новейшего времени, так что даже местные мусульмане почитали святого. При выселении в 1924 г. греков из М. Азии в Грецию турки не позволили им увезти с собой мощи М. Греч. беженцы из Карвали (ныне Гюзельюрт) и Мамасоса поселились в Неа-Карвали недалеко от Кавалы, где был построен храм во имя свт. Григория Богослова. Во время паломнических поездок в Мамасос П. Христофоридису удалось привезти в Неа-Карвали части мощей М., в т. ч. бедренную кость (Χριστοφορίδης Κ. Π., πρεσβ. Το Γκέλβερι (Παλιά Καρβάλη) και οι Εκκλησίες του. Νέα Καρβάλη, 2005. Σ. 74-76); одна из частиц в 2000 г. была подарена им ц. св. Анастасии Патрикии в Перистери (в черте Б. Афин).

В кон. IV в. почитание М. распространилось в К-поле. В 383 г. свт. Григорий Богослов, бывший епископом Назианза в Каппадокии и затем занявший К-польскую кафедру, произнес в столице Слово в честь этого мученика (Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 620). Еще до 469 г. в К-поле была построена церковь во имя М. Вскоре после захвата в 1067 г. Кесарии сельджуками мощи М. были доставлены в К-поль в мон-рь св. Маманта (по др. версии, в кон. XII в.). В 1075 г. предплечье М. и земля с кровью этого святого были подарены визант. имп. Алексеем I Комнином Лангрскому епископу Рейнару, к-рый поместил их в кафедральном соборе г. Лангр в Шампани (документ 1726 г.: Coulon A. A propos d'une relique de St. Mammès // AnBoll. 1928. Vol. 46. P. 78-80; исследователи отмечали содержащийся в нем анахронизм - Алексей Комнин стал императором в 1081). После захвата в 1204 г. К-поля крестоносцами честная глава М. попала к Гарнье, еп. Труа, а в 1205 г. Галон де Дампьер получил ее от кардинала Петра Капуанского и в 1209 г. увез в Лангр, где она хранится в кафедральном соборе с привезенными в 1075 г. реликвиями и с еще ранее приобретенной шейной костью М.

Видимо, часть мощей М. с давнего времени пребывала в Иерусалиме, т. к. в Житии св. Радегунды, жены меровингского кор. Хлотаря I (511-561), написанном мон. Баудонивией, сообщается, что Иерусалимский патриарх подарил ей палец М. Она поместила эту реликвию в мон-рь Св. Креста в г. Пиктавий (ныне Пуатье) (Sainted Women of the Dark Ages. Durham, 1992. P. 95-96).

Значительная часть мощей М. находится в церкви его имени в г. Морфу на Кипре. Возможно, противоречивая информация источников о мощах этого святого объясняется тем, что, по предположению Л. де Тиймона и болландистов, существовало 2 мученика с именем Мамант, сведения о которых впосл. совместились. Один пострадал в Кесарии, другой - в Эгах или в Алании (Tillemont. Mémoires. T. 4. P. 685; ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 426). Как сообщает кипрский историк XV в. Леонтий Махерас, каменный саркофаг с мощами М. чудесным образом приплыл в Морфу из Алании на малоазийском побережье (Leont. Makhair. Chronicle. § 33). На древность этой гробницы указывает надпись III в., высеченная неким Артемидором. Однако в XI в., согласно Никите Серрскому, гроб М. еще находился в Кесарии (PG. 127. Col. 1434). В Похвале прп. Неофита Затворника, написанной на Кипре в кон. XII в., не упоминается о мощах М. в Морфу и, напротив, говорится о почитании М. в Кесарии (Νεόφυτος ὁ ῎Εγκλειστος. Συγγράμματα. Πάφος, 1999. Τ. 3. Σ. 116-124). При этом в произведениях, посвященных другим связанным с Кипром святым, прп. Неофит всегда приводит местные предания о них. А. Марава-Хадзиниколау предположила, что мощи М. попали на Кипр в период правления Лузиньянов и, возможно, это связано с семьей Дампьер, происходившей из Шампани (Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 78-79). В саркофаге с мощами М. имеется отверстие, из которого истекает целебное миро. Заступничество святого многократно проявлялось во время эпидемий чумы. Известны случаи, когда неск. капель мира из гробницы М. укрощали шторм на море (свидетельство T. Поркакки, 1576 г.- Cobham. 1908. P. 167). Особую помощь это миро оказывает при излечении глухоты. В благодарность за непрестанное заступничество киприоты построили на острове более 40 храмов во имя М. (Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 38). В XVII в. на Кипре Неофит Родинос переложил на разговорный язык Метафрастово Мученичество М. В 1-й пол. XVIII в. путешественники зафиксировали кипрское предание, согласно к-рому М. был вызван в Никосию к наместнику в связи со сбором податей. Верхом на льве он отправился в путь, взяв на руки ягненка, к-рого решил отдать в качестве налога. Наместник, испугавшись льва, отпустил пастуха, оставил ему ягненка и аннулировал налог (Cobham. 1908. P. 297). Благодаря этой истории за помощью к М. стали обращаться неплательщики налогов.

В Греции считают, что части главы М. хранятся в монастырях свт. Николая Чудотворца (Галатаки) на Эвбее (дар Екатерины II), вмч. Георгия Победоносца близ Эдипсоса на Эвбее, в Дионисия преподобного монастыре на Афоне, в ц. Успения в с. Кастро в Элиде (с 1895). Кроме того, небольшие частицы мощей М. находятся в мон-рях и храмах Греции (в Иверском монастыре и в Дохиаре на Афоне, в Прусу и Дусику, в Варнакова Успения Богородицы женском монастыре, в мон-рях мч. Маманта на Андросе, Рождества Пресв. Богородицы в Неа-Макри, вмч. Георгия Победоносца в Малесине, Пантократора близ Месолонги, прор. Илии на горе Парнас, Агия-Лавра близ Калавриты, Св. Троицы в Эйялии, Хрисоподаритиссы близ Патр, Малеви в 47 км от Триполи, Пояса Пресв. Богородицы, а также Честного Креста на Самосе, Евангелистрии Пресвятой Богородицы церкви на Тиносе, в церквах свт. Афанасия Великого в Архани, сщмч. Харалампия в Акрате, в 70 км от Патр, мч. Трифона в Диакофто, в 54 км от Патр, вмч. Димитрия на о-ве Саламин), Кипра (в Киккском монастыре), Св. земли (в храме Воскресения Господня и в мон-ре равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе), России (в Москве в Даниловом мон-ре и в церквах Всех святых на Кулишках, прор. Илии в Обыденском пер., мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине и др., в Спасо-Парголовском храме С.-Петербургской епархии, в Иоанна Богослова апостола мужском монастыре в с. Пощупове Рязанской обл. и др.), Белоруссии (в Успенской ц. в Витебске), Украины (икона М. с частицей мощей, дар архиеп. Антония (Храповицкого), в Иоанна Милостивого святителя Загаецком мужском монастыре).

Почитание М. также широко распространено в Ливане, где его именем названы мн. церкви и монастыри. В г. Дайр-Мимас память этого святого как небесного покровителя города празднуется 15 сент.

В католич. европ. странах помимо Франции М. почитается в Испании (считается, что части его мощей хранятся в мон-ре мч. Маманта в Бильбао и в ц. равноап. Марии Магдалины в Сарагосе), в Португалии и Италии (особенно в Милане и Лукке).

Ист.: BHG, N 1017z-1022; BHL, N 5191d - 5199; BHO, N 589-592; Θεόφιλος (᾿Ιωάννου), ἱεροδιάκονος. Μνημεῖα ἁγιολογικά. Βενετία, 1884. Σ. 338-351; Basil. Magn. Hom. 23 // PG. 31. Col. 589-600 (рус. пер.: Беседа 23 на день св. мч. Маманта // Василий Великий, свт. Творения. М., 2012. Т. 1. С. 1069-1074); Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 608-621 (рус. пер.: Слово 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта // Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2010. Т. 1. С. 551-558); Bedjan. Acta. T. 6. P. 431-458; Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908; Bayan G. Le Synaxaire arménien de Ter Israël: Mois de Navasard // PO. 1910. T. 5. Fasc. 3; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 32; Delehaye H. Passio St. Mammetis // AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 126-141; Berger A. Die alten Viten des hl. Mamas von Kaisareia: Mit einer Edition der Vita BHG 1019 // AnBoll. 2002. Vol. 120. P. 241-310; Berger A., Younansardaroud H. Die griechische Vita des hl. Mamas von Kaisareia und ihre syrischen Versionen. Aachen, 2003.
Лит.: Delehaye. Passions. P. 171-226; Cignitti B. Mama // BiblSS. 1966. T. 8. Col. 592-612; Janin. Églises et monastères. P. 314-319; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 210; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.) // ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Литургические штампы-евлогии: (Св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский) // Литургия, архитектура и искусство визант. мира. СПб., 1995. С. 236-242. (Византинороссика; 1); K[azhdan] A., Ševčenco N. P. Mamas // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1277-1278; Saxer V. Mamas (or Mammas) // EEC. 1992. P. 518; Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου ῎Α. ῾Ο ῞Αγιος Μάμας. ᾿Αθήνα, 19952; Χατζηχριστοδούλου Χ. Ο καθεδρικός ναός του Αγίου Μάμαντος στη Μόρφου. Λευκωσία, 2010.
О. В. Лосева

Почитание в Грузии

Мученичество М. [груз. მამა(?)ბულლეტ - Мамай] сохранилось на груз. языке в 2 кименных (оригинальных) редакциях, 2 метафрастовских (расширенных) и в синаксарной версии. Первая кименная редакция (21 июня, нач.: «Человек некий был в городе Гавре пафлагонийском, именем Феодотий...») дошла в рукописях из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. 52, X в. Fol. 1-51) и Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 8, X в. Fol. 335-342v; Ath. Iver. georg. 28, 1003 г. Fol. 258-270); 2-я кименная версия (2 сент., нач.: «Когда святой Мамай пришел по повелению Божию достиг горы Силса...») - в единственной рукописи XI в. из коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. Н 341. Л. 392-416). Первая метафрастовская версия (нач.: «Великого Мамая, мученика за Христа...») была переведена в XI в. иером. Феофилом Хуцесмоназони и сохранилась под 2 сент. в рукописи Иверского мон-ря (Ath. Iver. georg. 20, 1081 г. Fol. 18v - 24v); 2-я метафрастическая редакция (2 сент., нач.: «Великого Мамая нашего, мученика и многославного, отечество которого была Пафлагония...») известна по более поздним рукописям из коллекций Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 18, XIII-XIV вв. Fol. 73v - 83v) и Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 4, XVI в. Л. 26 об.- 33) и была издана Н. Гогуадзе (Древние метафрастические сборники. Тбилиси, 1986. С. 59-68 (на груз. яз.)). Синаксарное упоминание о М. (2 сент.) было переведено в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) и включено им в сб. Великий Синаксарь, сохранившийся в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211).

Служба М., написанная Феофаном, была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем, сохранилась в 2 вариантах под 2 сент. в рукописях XI-XII вв. (Ath. Iver. georg. 73/57; Hieros. Patr. iver. 110. Fol. 16v; Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 8v - 13; Sinait. iber. 7); была издана Л. Джгамаией (Месяцеслов Георгия Мтацминдели: Сент. Тб., 2007. С. 67-76 (на груз. яз.)). Содержит канон 2-го плагального (6-го) гласа «Волною морскою», 2 стихиры на «Господи, воззвах» и 2 прокимна (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 270; 2011. Т. 5. С. 406).

Э. Габидзашвили

Почитание М. на Руси

Мч. Мамант. Роспись парекклисиона вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг.Мч. Мамант. Роспись парекклисиона вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг.Сведения об этом святом русские получили еще до Крещения Руси: согласно русско-визант. договорам 907 и 944 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 31; Т. 2. Стб. 22; ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161), рус. купцы проживали «у святого Мамы» (пригород К-поля на Босфоре, названный так в честь ц. св. Маманта - Janin. Églises et monastéres. P. 314). Старослав. перевод греч. Мученичества BHG, N 1019a, выполненный в Х в., был включен в древнерусские дометафрастовские Четьи-Минеи и в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 128-141). В южнослав. списках Мученичество М. приводится без предисловия. Перевод Метафрастова Мученичества содержится в сербских «Хиландарском Метафрасте» ZIIIb20, 1456 г., и Четьих-Минеях Ath. Chil. 439, 1623 г. (Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 183).

О мощах М., хранившихся в монастыре его имени в К-поле, упоминает в 1200 г. Антоний Новгородец (Книга Паломник. С. 25). О мощах, находившихся в Морфу на Кипре, и об истечении от них мира сообщается в «Хожениях» паломников Зосимы (1419-1422) и Варсонофия (1456 и 1461-1462) (Книга хожений. 1984. С. 134, 162); 2 частицы мощей М. упомянуты в Описи Образной палаты 1669 г. и еще одна - в Описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 114, 115). Неизвестно, кем и когда они были доставлены в Москву. Но киприоты, прибывшие к царскому двору в 1632 г. из мон-ря мч. Маманта в Морфу, мощей этого святого с собой не привезли (Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972. C. 87).

О. В. Л.

Гимнография

Память М. отмечается 21 июня в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе; назначается прокимен Пс 115. 6, Апостол 1 Кор 9. 7-14, аллилуиарий Пс 88. 8, Евангелие Ин 15. 1-10 (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. С. 17). Память М. также отмечается 14 июля вместе с памятью мч. Тарасия - назначается общее богослужебное последование святым (Ibid. P. 21), и 2 окт. вместе с апостолами, пророками и др. святыми (Ibid. P. 41).

Согласно Типикону Великой церкви, отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 2 сент.; на Пс 50 назначается тропарь 3-го гласа ᾿Αθλοφόρε ἅγιε̇ (Подвижниче святый...), указан прокимен Пс 63. 11, Апостол 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 1-11, причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 10).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 3) под 2 сент. содержится служба М., состоящая из кондака 3-го гласа       с икосом, канона 8-го гласа, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 015-022).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; М. назначается канон, 1 цикл стихир и 1 седален (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259).

В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итал. редакцию Студийского устава, в день памяти М., 2 сент., на вечерне песнопения М. соединяются с песнопениями прп. Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование к-рых совершалось накануне (1 сент.); указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ); на утрене соединяются службы М. и Октоиха; по 3-й песни канона седален, по 6-й - кондак М.; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, судя по всему, не памятью М., а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., Апостол и Евангелие рядовые (Arranz. Typicon. P. 14).

В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сент. на вечерне на «Господи, воззвах» поются только стихиры М., на стиховне - Октоиха и М.; указан тот же отпустительный тропарь М., что и в Мессинском Типиконе; на утрене поются каноны Октоиха и М.; на литургии прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен М. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229-230).

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением «Бог Господь» и тропарем; указан тропарь М. ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ); на вечерне на «Господи, воззвах» указан цикл стихир-подобнов М., на «Славу» поется самогласен М.; на утрене вместе с каноном Октоиха поются каноны святых; на стиховне утрени на «Славу» указан самогласен М.; на литургии прокимен Пс 63. 11, Апостол 2 Тим 3. 10-15, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Мф 10. 16-22, причастен 32. 1 (см.: Lossky. Typicon. P. 156-157).

Такой же в целом состав богослужебного последования М. зафиксирован и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. С. 32б - 33а) и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); богослужебные указания существенно не отличаются от греч. первопечатного Типикона, но на литургии назначаются иные Апостол (Рим 8. 28-39) и Евангелие (Ин 15. 1-7). В пореформенных московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. (последнее лежит в основе совр. Типикона, принятого в РПЦ) богослужебные указания для 2 сент. не изменились, но число перестало обозначаться к.-л. праздничным знаком.

Богослужебное последование М., содержащееся в современных греч. и рус. богослужебных книгах включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ), кондак 3-го гласа ᾿Εν τῇ ῾ράβδῳ, ῞Αγιε, τῇ ἐκ Θεοῦ σοι δοθείσῃ̇ (     ) с икосом, канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ (  ), нач.: Τοὺς οὐρανοὺς περιπολῶν ὡς ἄριστος, Μάρτυς, γενόμενος (Небеса обходя, яко изряден мученик быв), цикл стихир-подобнов, 2 самогласна, седален, светилен (только в русских).

По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленый Георгием, еп. Никомидийским (имя автора акростихом в богородичнах), с акростихом ᾿Εγκωμίοις Μάμαντα μέλπω συν πόθῳ (Похвалами Маманта воспеваю усердно), 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε λαοὶ̇ (  ), нач.: ῎Εαρ ἡμῖν σήμερον πνευματικὸν τοῖς πιστοῖς (Весна сегодня нам духовная верным); канон, составленный Германом I, патриархом К-польским, без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ (   ), нач.: Τῷ ἀνατείλαντι ἐν τῷ κόσμῳ (Явившемуся в мире); анонимный канон с акростихом Μάμαν μάρτυρα ὕμνοις δεῦτε μέλψωμεν (Маманта мученика песньми давайте воспоем), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: Μάμαντος νικηφόρου ὕμνοις γηθοσύνως ἀνυμνήσωμεν (Маманта победоносного песньми радостно воспоем) (см.: AHG. T. 1. P. 52-87; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 478); 3 цикла стихир-подобнов (см.: Ягич. Служебные минеи. С. 016-017; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ibid.); 2 седальна (Ягич. Там же. С. 015; АHG. T. 1. P. 81); светильны (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ibid. Σ. 488); дополнительные икосы кондака (Амфилохий. Кондакарий. С. 160).

Е. Е. Макаров

Иконография

В восточнохрист. традиции изображения М. известны в визант. искусстве К-поля, в Греции и на Балканах, в М. Азии и Каппадокии, в Грузии, на Кипре, в Ливане и Эфиопии. В Зап. Европе почитание святого и соответственно его изображения представлены в первую очередь в искусстве Франции и Италии.

Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в.Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в.Существуют неск. основных типов изображения святого. Самый древний - М. верхом на льве, восседающий на звере как на троне - прямолично или как всадник; в руках он держит пастушеский жезл или крест, на коленях или в руках нередко изображают ягненка или козленка. Данная иконография святого может быть связана с генезисом его образа на основе культа богини Ма, к-рую изображали сидящей на льве (The Veneration. 2013. Cat. 3). Подобные образы были чрезвычайно популярны на Кипре, особенно в искусстве XV-XVI вв. Самым ранним и одновременно 1-м достоверным изображением М. данного типа является свинцовая евлогия VI в. (Византийский музей в Афинах, дар музею от директора археологического ин-та Бейрута; The Veneration. 2013. Cat. 14). На лицевой стороне этого небольшого металлического диска М. представлен сидящим на шагающем льве как на троне. Вокруг средника надпись: «Ευλογια του αγιου μεγαλομαρτυρος, αμην» (Благословение святого великомученика Маманта, аминь). Возможно, евлогия была изготовлена в Кесарии Каппадокийской, поскольку там, на месте подвига святого, уже в раннехристианское время существовала базилика, где находились его мощи. В. Н. Залесская, основываясь на данных иконографии М. и на типологии евлогий, датирует евлогию X-XI вв. (Залесская. 1995. С. 236-242).

Мч. Мамант. Икона. XIII в. (ц. Панагии Кафолики в Пелендри)Мч. Мамант. Икона. XIII в. (ц. Панагии Кафолики в Пелендри)Неск. изображений М. того же типа происходят из Грузии; одной из причин распространенности его почитания могло быть то, что, согласно варианту Жития, М. родился в расположенной рядом исторической обл. Пафлагония, в Ганграх. На серебряном позолоченном тондо XI в. из Гелати, найденном при раскопках (Sanikidze, Abramishvili. 1979. N 13), святой изображен подобно воину-мученику, но верхом на льве, а не на коне. Изображения М. на льве встречаются и в груз. рукописях XII в., что свидетельствует о новой волне почитания святого, напр., миниатюра в рукописи свт. Григория Богослова (НЦРГ. N А 109, XII в.; об изображениях М. в груз. рукописной книге см.: Алибегашвили. 1973. C. 134-140. Табл. III; см. также: Μαράβα-Χατζηνικολάου. 1995. Πίν. XXII). В Грузии данная традиция изображения М. сохранилась до наст. времени, и его образ помещен на монете достоинством в 10 тери.

Др. изображения святого на льве известны в Ливане, где есть церкви и монастыри, посвященные М., а также названный в его честь город Дайр-Мимас. Росписи храмов относятся к кон. XII - нач. XIII в., т. е. представляют собой образцы искусства эпохи крестоносцев. Так, образ М. на льве сохранился в росписи ц. св. Саввы, фрески к-рой стилистически напоминают роспись кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192; наблюдение В. Д. Сарабьянова). Вероятно, родиной данной иконографии была Кесария Каппадокийская, а причиной ее распространения стал захват турками-сельджуками Каппадокии и бегство христ. населения из М. Азии в горные области Ливана и на о-ва Кипр и Крит. В позднейшем христ. искусстве Ливана часто встречается образ М. данной иконографии (икона «Св. Мамант на льве», кон. XIX в., собрание И. Гекаса - The Veneration. 2013. P. 59; «Св. Мамант на льве» - прорись с иконы (?) XIX в., выполненная Г. Н. Аспрудисом (Ibid. P. 62). Только в Ливане существует необычный тип изображения М. как воина, верхом на коне убивающего льва (выполненная Аспрудисом прорись с иконы (?) кон. XIX в.- Ibid. P. 61).

Мч. Мамант Кесарийский. Роспись ц. Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр. 1494 г.Мч. Мамант Кесарийский. Роспись ц. Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр. 1494 г.В искусстве Кипра изображения М. представляют самый большой пласт памятников. Наиболее ранние известны с XII в., а тип изображения М. на льве появился, видимо, в XIII в. и довольно быстро распространился, став одним из любимых сюжетов на острове. Кон. XIII - нач. XIV в. датируют происходящую из мон-ря св. Маманта Куременоса икону святого на льве (в наст. время находится в ц. Панагии Кафолики в Пелендри - Ibid. Cat. 2); ее стиль близок к стилю искусства крестоносцев; есть вероятность, что икона могла быть написана для зап. заказчика. На многочисленных кипрских иконах и фресках святой изображен на шагающем или даже бегущем льве; антропоморфная морда льва часто имеет глуповатое, иногда гневное или недовольное выражение. М. может быть подобен всаднику или восседает на спине льва, как на троне, с пастушеским посохом в руках и ягненком на коленях. Он юный, с растрепанными короткими волосами, в богатом облачении, иногда в плаще поверх длинного одеяния, в ряде случаев представлен в короткой тунике и босым. На примере кипрских памятников можно выделить также 2 иконографические разновидности изображений М. на льве (Ibid. P. 78) - сидящий, как воин на коне, и восседающий, как на троне. Памятники 1-го типа представлены в росписях церквей: св. Маманта в Луварасе, 1495 (Stylianou A., Stylianou J. 1997. P. 251; Ηλιάδης. 2009. Σ. 84), Преображения в Палехори, 1-е десятилетие XVI в. (Ηλιάδης. 2009. Σ. 84; The Veneration. 2013. P. 35. Il. 2), в кафоликоне мон-ря Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, 1494 (Stylianou A., Stylianou J. 1997. P. 204; датировка 1505 - Ηλιάδης. 2012. Σ. 68), в ц. Панагии Иаматики в Аракапасе (XVI в.) и на иконах из церквей св. Маманта в Кораку, кон. XV в. (Frigerio-Zineou. 1998. Fig. 131; The Veneration. 2013. Cat. 10), св. Маманта в Морфу, XVI в. (находится in situ при саркофаге святого - Χατζηχριστοδύλου. 2011. Σ. 21; The Veneration. 2013. P. 76. Il. 2), святых Варнавы и Илариона в Перистероне, XVI в. (The Veneration. 2013. Cat. 12), Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали, XV в. (Ηλιάδης. 2012. P. 118-119. № 72), Честного Креста в Пано-Лефкаре, XIX в. (с донатором - Χατζηχριστοδύλου. 2008. Σ. 244-245. Ν 85). В ряде случаев в сегменте неба изображен Спаситель, благословляющий святого (напр.: роспись ц. Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати); икона XVI в. из ц. св. Маманта в Морфу; икона XVII в. из той же церкви), или благословляющая десница Божия (иконы из Кораку и из Лимасола, кон. XV - нач. XVI в.- Sophokleous. 2006. Pl. 115). Так же могут быть изображены Спаситель, символы евангелистов и коронующий ангел (настенная роспись в дер. Гайдурас, 1-я пол. XX в.- Κύπρος. 1985. Σ. 81. Εικ. 31; Cyprus. 1998. P. 31). На мраморном рельефе 1524 г. (в наст. время в католич. ц. Св. Креста в Никосии) М. изображен верхом на льве, с крестом, с пастушеским жезлом и ягненком, облачен в короткую тунику; его коронует ангел, а перед львом стоит западноевроп. донатор, сопровождаемый ангелом (Χατζηχριστοδύλου. 2010. Σ. 11; Πελεκανίδου. 1973. Σ. 46. Πίν. 108). Наивного стиля иконка на стекле (нач. ХХ в.) из Месаории представляет святого держащим пастушеский жезл и ягненка в левой руке, правая поднята, возможно, в ней должен был быть крест (рисунок креста не предполагается) (Παπαδημιτρίου. 2010. Σ. 16).

К наиболее ранним примерам памятников 2-го типа принадлежит икона нач. XIV в. из мон-ря св. Маманта Куременоса в Амиантосе (Cyprus. 1998). Сохранность ранней фрески с образом М. в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе близ Пафоса (XII в.) не позволяет определенно судить об иконографии святого, чья фигура видна по пояс, поэтому неясно, восседает он на льве или представлен стоящим в рост, а также держит ли он ягненка. Известны житийная икона из ц. Богоматери в Мутуласе (нач. XIV в.), росписи в нартексе ц. Панагии Форвиотиссы (Асину) близ Никитари (1332/33; The Veneration. 2013. P. 78. Il. 3), в церквах Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (1500) и Панагии Кафолики в Пелендри (нач. XVI в.; ´Ασπρα-Βαρβαδάκη. 2001. Σ. 340. Σημ. 89). Во 2-м типе иконографии можно выделить изображения М. со скрещенными ногами (икона из ц. св. Маманта в Сотире (близ Фамагусты), ок. 1754 - Ιωάννου, Χατζηχριστοδύλου. 2002. Σ. 96; наивного стиля икона работы худож. Парфения, XIX в., частное собрание на Кипре (не опубл.); вариация этого извода утвердилась в работах иконописной мастерской мон-ря Ставровуни - Παπαγεωργίου. 2010. Σ. 180)) и с мученическим крестом в руках (встречаются редко - икона из Мутуласа; настенные росписи ц. Преображения в Палехори, 1494/95-1513/14; в наивной живописи на стекле нач. ХХ в. из дома Х. Караянни в дер. Айос-Серьос).

На кипрских иконах с образом М. XV-XVI вв. при имени святого нередко появляются эпитеты: «Чудотворец» (на иконе кон. XV в. из ц. св. Маманта в Кораку (The Veneration. 2013. Cat. 10); на иконе из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии; возможно, была моленным образом у католиков, на что указывают костюмы предстоящих ктиторов (1500, Византийский музей фонда архиеп. Макария, Никосия; Ibid. Cat. 7)) и «Мироточивый» (на иконе XVI в. из епископии Эвриху, митрополия Морфу (Ibid. Cat. 12)).

В XV в. на Кипре появилось много изображений М., фронтально сидящего на льве. А. Марава-Хадзиниколау предположила, что важную роль в формировании этого иконографического типа сыграло искусство итал. Ренессанса (Μαράβα-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 93-96). Исследовательница приводит примеры из итал. искусства XV в., демонстрирующие знание итал. художниками иконографии М. Среди них венецианский полиптих, в среднике к-рого М. представлен сидящим на льве, как на троне (худож. Микеле Джамбоно, на 4 боковых створках - сцены его Жития, худож. Франческо деи Франчески - Ibid. 1995. Σ. 95; Fry. 1912. P. 318). В руках у святого раскрытая книга и пальмовая ветвь, на голове шапочка (не встречается на кипрских иконах). На кипрских иконах и в настенных росписях нередко заметно влияние готики и искусства итал. Ренессанса. Готическое искусство повлияло на икону кон. XIII - нач. XIV в. из ц. Панагии Кафолики в Пелендри, ренессансное - на икону XVI в. из местного ряда иконостаса ц. Панагии Кафолики в Пелендри (Stylianou A., Stylianou J. 1997. P. 233; Papageorgiou. 1992. N 105). На ней изображенный натуралистично лев повернул голову к всаднику и лижет его локоть, святой представлен в образе идеального прекрасного юноши, его взгляд направлен на молящегося. Итальянское искусство повлияло на росписи, исполненные живописцем Филиппом Гулом в церквах Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) (1494; Stylianou A., Stylianou J. 1997. P. 204; 1505; The Veneration. 2013. P. 80) и св. Маманта в Луварасе (1495; Stylianou A., Stylianou J. 1997. P. 251), где также неизменно присутствуют изображения М. на льве.

Есть вероятность, что иконография М. на льве была известна на Кипре уже в XI в., когда мощи святого привезли на остров спасавшиеся от сельджуков беженцы из Сирии и М. Азии (The Veneration. 2013. P. 36). Европейцы же познакомились с этой иконографией позже, в эпоху крестовых походов и в период образования государств крестоносцев на Ближ. Востоке (Кипр, Палестина). Т. о., венецианская живопись в XV в. могла послужить напоминанием, благодаря к-рому существовавшая на Кипре традиция получила второе рождение.

Поздние примеры иконографии М. на льве нередко совмещают с образами др. святых, напр. Иоанна Спостника (1792, Киккский мон-рь) и Димитрия Солунского, к-рый убивает Калояна (1854, икона школы Корнаро из ц. св. Варвары в с. Айия-Варвара - Ibid. Cat. 11).

На 2-сторонней иконе (XIX в., ц. св. Димитриана в Дали - Ibid. Cat. 6) с обеих сторон, но в разной технике (живописно и в рельефе), изображен М. на льве. По-видимому, в ХХ в. на Кипре была написана т. н. народная икона, привезенная в Кесарию Каппадокийскую (ныне Кайсери), а затем вывезенная владельцем после обмена населением в 1924 г. в Афины (Μαράβα-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 97).

В греч. мире в поствизант. живописи также встречаются изображения М. на льве: в росписи в мон-ре Дохиар на Афоне (1568; The Veneration 2013. P. 123); в росписи ц. арх. Михаила на Родосе (2-я пол. XVII в.; Ibid. P. 124. Il. 3); на иконе, написанной в К-поле или в М. Азии (XVIII в., ц. Великих Таксиархов в Неос-Мармарасе, п-ов Ситония; Ibid. Cat. 17); в итал. ренессансном искусстве - на упомянутом венецианском полиптихе; на миниатюре с донатором (ок. 1463 г. из ркп. Миссала и Псалтири (Vésone (Périgueux, France). Ms 13. Fol. 222; см.: Leroquais. 1934. Taf. CXXXI)).

Мч. Мамант. Роспись ц. мч. Маманта в Луварасе, Кипр. 1495 г.Мч. Мамант. Роспись ц. мч. Маманта в Луварасе, Кипр. 1495 г.Существует тип иконографии, представляющий М. на фоне пейзажа, среди пасторальных сцен, с ланями. Он возник в столичном искусстве эпохи македонского ренессанса и известен в основном по миниатюрам из Гомилий свт. Григория Богослова в качестве иллюстрации к «Слову 44 на неделю новую (Фомину), на весну и память мученика Маманта» (Μαράβα-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 86-87). По мнению Марава-Хадзиниколау, возникновение этого типа изображения обусловлено спецификой текста и не представляет собой житийную сцену. Так, повествование о М. свт. Григорий Богослов предваряет описанием великолепной картины весеннего пробуждения природы, дня, когда празднуется память святого, к-рый прежде, будучи пастухом, доил ланей, а ныне пасет народы. Миниатюры исполнены в виде заставок к «Слову...», маргинальных иллюстраций, а также буквиц (инициал «Е»). Рукописи были изготовлены для представителей придворной знати, интересовавшихся классическим искусством и словесностью. Миниатюры рукописей: Ath. Pantel. 6. XI в., К-поль - заставка (Wulff. 1914. S. 538); Ath. Dyonis. 63, XI в., К-поль - заставка (Wulff. 1914. S. 538, Abb. 473); Hieros. Patr. 14. Fol. 27, XI в.- заставка, М. доит ланей (Παπαδόπουλο-Κεράμεως. 1891. Σ. 48); Paris. gr. 550. Fol. 30, XI в.- заставка (Omont. 1892. Tabl. CVIII; Bordier. 1883. P. 199); Paris. gr. 533. Fol. 34, XI в.- пасторальные сцены на полях: М. с овцами; рыболовы (Omont. 1892. Tabl. CIV); ГИМ. Син. греч. № 61. Л. 29 об., 3-я четв. XI в. (Древности мон-рей Афона. 2004. Кат. II. 9); Paris. Coislin. 239, XII в. (Omont. 1892. Tabl. XCVII; Bordier. 1883. P. 208) - маргинальная иллюстрация в тексте: М. с ланями; CPolit. Bibl. Patr. Panag. № 27 - инициал «Е» (Τσακοπούλας. 1950. Σ. 281; Μαράβα-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 87-91).

Самое раннее единоличное изображение М. находится в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) - сохранились голова святого и именующая надпись (Wilpert. 1916. Taf. 166/2). Лучше сохранилась фреска с образом святого в ц. св. Стефана в Кастории: в слое X в. находится поясное изображение М. в виде мученика, в хитоне и гиматии, в правой руке он держит крест, левая рука на уровне груди в жесте моления (The Veneration. 2013. P. 118. Il. 1). К XI в. относится фреска из ц. св. Варвары в Ладзиане близ Кисамоса, на которой М. представлен в паре со св. Меркурием (ныне в собрании Византийских и поствизант. памятников в Ханье - Ibid. Cat. 16. P. 127). Изображение М. с рогом изобилия сохранилось в куполе храма в Манглиси, Грузия (XI в.?). Согласно сопровождающей надписи на иконе, святой должен был восприниматься как символ солнца. Ряд ранних единоличных изображений юного М. X-XIII вв. находится в скальных церквах Каппадокии, в этой местности он пользовался особой любовью и почитанием (росписи в Элмалы-килисе в Гёреме, в Эль-Назаре, в Кылычлар-килисеси и Белек-килисе - см.: Jerphanion. 1925. P. 180).

Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в.Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в.На Кипре единоличные изображения святого встречаются с XII в. В росписи полуразрушенной ц. Панагии Кофину (XII в.) М. изображен в роскошных одеждах, с серьгой в правом ухе, он держит в руках ягненка и посох (Σωτηριού. 1935. Πίν. 64; The Veneration. 2013. P. 76). Он представлен также в росписи церквей Преображения (ок. 1280); св. Ираклидия в мон-ре св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (ок. 1400); в кафоликоне собора монастыря Панагии Амасгу близ Монагри (1463) - в рост; в церквах арх. Михаила в Педуласе (1474) - полуфигура, Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали (XVI в.). Из ц. св. Маманта в Перистероне происходит большого размера икона этого святого (XVI в.; The Veneration. 2013. P. 78. Cat. 12).

В Греции единоличные, как правило ростовые, изображения М. встречаются с XIV по XIX в. На островах, в частности на Крите, его почитание связано с миграцией христ. населения из М. Азии и Каппадокии; по сохранившимся изображениям М. прослеживаются перемещения мигрантов в средневизант. период и распространение почитания святого на север Греции и в Зап. Европу (Ibid. P. 118). Предпочтительными здесь стали 2 варианта иконографии: М.-пастух, с ягненком на руках и с посохом (ц. Митрополии в Мистре, 1272-1288 - Ibid. P. 116-117), при этом могут сохраняться богатые одежды, принятые при дворе (фреска в ц. свт. Николая «стис Маруленас» в Мегали-Кастании, п-ов Мани, XIII в. (Ibid. P. 119. Il. 3), или М.-воин в доспехах, с копьем, щитом и мечом, что может быть связано с его почитанием среди воинов-акритов, потомки к-рых попали в XI в. на Крит (ц. Спасителя в Кефали, подобласть Ханья на Крите, 1319-1320 - Ibid. P. 12-13).

Известны варианты иконографии М.-мученика (напр., росписи ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1318, мастера Михаил и Евтихий (Тодић. 1993. С. 78); параклиса св. Димитрия в Дечанах, 1335-1348 (Зидно сликарство. 1995. С. 37. № 72); ц. Панагии Крина на о-ве Хиос, 1734). Именно так его предписывает изображать и Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «…юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 165. № 63).

Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г.Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г.Святые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. ПезеллиноСвятые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. ПезеллиноЕдиноличные образы М. в западноевроп. искусстве представлены алебастровой статуей работы скульптора Эврара из Орлеана (ок. 1340, собор в Лангре, Франция), статуями XVI в. в Сен-Маммесе (деп. Сена и Марна) и в Шаурсе (деп. Об); в алтаре-полиптихе Св. Троица, М., Иаков, Зинон и Иероним из ц. Санта-Тринита в Пистое (1455-1460, Национальная галерея, Лондон, художники Франческо Пезеллино и фра Филиппо Липпи, на пределле изображены сцены мучения святых - The Veneration. 2013. P. 136) - изображения М. и Иакова могли быть связаны с тем, что почитание М. принесли паломники из Сантьяго-де-Компостела (Rúa Aller, Armesto Garsia. 2011. P. 49-50; The Veneration. 2013. P. 136. Not. 12). М. на фоне пейзажа со львами у его ног и ангелом, вручающим ему венок, есть на одной из 15 композиций, окружающих образ Мадонны в ц. св. Стефана в Беллуно (1608, худож. Франческо Фриджимелика Старший; LCI. Bd. 7. Sp. 483).

М. нередко изображали и с др. святыми. Как воин вместе со святыми Георгием и Димитрием он предоставлен на памятниках, связанных с традицией почитания св. воинов акритами (The Veneration. 2013. P. 80, 98-105. Сat. 11-15). Изображение М.-воина со св. Меркурием можно объяснить тем, что местом подвига последнего также была Кесария Каппадокийская (Ibid. Cat. 16). Известны изображения М. с такими святыми - покровителями животных, как Иоанн Спостник, Модест и Власий, Трифон. В ряде случаев причины объединения образов святых по к.-л. признакам не всегда поддаются объяснению и могут быть связаны с пожеланиями заказчиков (напр., М. с пророками или с равноапостольными Константином и Еленой).

Впервые сцена мученичества М. появилась на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 4, 1-я четв. XI в.): палач колет мученика копьем в живот, кровь струится; фронтально изображенный М. прижимает руки к животу, юное лицо его при этом безучастно, взор устремлен вверх, он одет в короткую тунику с подвернутыми рукавами, босой. Сцена представлена на фоне скалистого пейзажа с редкими деревцами, справа от М.- город, по-видимому Кесария Каппадокийская. Этот сюжет с теми или иными иконографическими вариациями можно видеть в поздне- и поствизант. настенных минологиях (напр., вместе с Иоанном Спостником на вост. стене притвора в люнете в соборе мон-ря Дечаны, до 1350 (Зидно сликарство 1995. С. 378, 2.IX); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1318). В Греции сцена мучения М. представлена: в мон-ре Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1542) вместе со сценой мучения св. Иоанна Спостника; в мон-ре Преображения в Метеорах (1552); в мон-ре Варлаама в Метеорах (1566); в парекклисионе св. Димитрия в мон-ре Ватопед на Афоне, 1721 (The Veneration. 2013. P. 121. Il. 5; P. 122, Il. 6; P. 122, Il. 7).

Самое раннее изображение житийного цикла М. сохранилось в западноевроп. искусстве в серии из 18 витражных композиций XIII в. в соборе Сент-Этьен в г. Осер, Франция (The Veneration. 2013. P. 30-31), в основе сюжетов - Житие М. (по Симеону Метафрасту). Серия шпалер по рисункам (1544-1545) Жана Кузена Старшего, заказанных художнику епископом г. Лангра Клодом де Лонги, имеет ту же лит. основу. Сохранились 3 шпалеры («Св. Мамант проповедует диким зверям и птицам» и «Св. Мамант в печи» - в Лангре; «Св. Мамант перед правителем Каппадокии» - Лувр, Париж) и 2 рисунка («Св. Мамант спасается от утопления» - Национальная б-ка Франции; «Аммия просит Фавста разрешить ей взять св. Маманта под опеку» -Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ross. 1978. P. 29, 32; Stein. 2002. P. 63-76; The Veneration. 2013. P. 136). В искусстве итал. Ренессанса к Житию М. обращались в XV в. Вышеупомянутый полиптих (1445-1456, худож. Франческо деи Франчески) включает 4 сцены Жития мученика. Отдельные его части хранятся в неск. различных собраниях: в музее Коррер в Венеции («Мученичество св. Маманта»), в музее Кастельвеккьо в Вероне («Св. Мамант перед Аврелианом» (?); «Молитва св. Маманта») и в галерее Йельского ун-та («Бегство воинов, присланных арестовать св. Маманта»). На пределле алтаря ц. Св. Троицы в Пистое (1455-1460) представлена редкая сцена «Св. Мамант в темнице со львами» (The Veneration. 2013. P. 136).

В восточнохрист. искусстве первый известный житийной цикл датируется ранним XIV в.; он представлен на раме иконы М. из ц. Пресв. Богородицы в Мутуласе на Кипре и в среднике, где он изображен сидящим на льве (Ibid. Cat. 1). На полукруглого формата иконе, находящейся над гробом М. в Морфу, помещены сцены Жития и мученичества М. (наиболее полный цикл) и вмч. Георгия (XVI в.; Ibid. P. 79, 96-97. Il. 4); житийные циклы 3 мучеников - М., Георгия и вмч. Димитрия Солунского, совмещены на иконе нач. ХХ в. (Ibid. P. 103. Il. 5). Житийные сцены изображены на крышке реликвария М. (1832, Морфу), а также на иконе (1720, ц. св. Маманта в дер. Айос-Мамас в округе Лимасол), где представлена пещера, в к-рой чудесным образом появилось Евангелие, когда святой ударил посохом о землю (Ibid. P. 80), и где впосл. М. преставился.

В Греции и на Балканах наиболее частым сюжетом было «Мученичество св. Маманта», однако есть и более полные циклы, напр., росписи в ц. св. Маманта в Мангуфико близ сел. Кундурас, подобласть Ханья, Крит) (1355-1356; Ibid. P. 100. Il. 2), в цикл также включена редкая сцена «Освобождение пленников» (Ibid. P. 120. Il. 4).

На Руси, несмотря на народное почитание М. (Мамонтия-овчарника) как покровителя овец, его изображения немногочисленны. В частности, ростовой образ М. помещен в 5-м ряду на юго-западном столбе Успенского собора Московского Кремля (роспись 1642-1643; Архив ИИМК РАН. Ф. 21 Ед. хр. 1511; по: ГММК ОРПГФ. Ф. 20. 1962 г. Ед. хр. 31. Л. 112 (Мат-лы по истории реставрации Успенского собора)), а также на юго-вост. столбе Троицкого собора Макариева Желтоводского мон-ря (кон. XVII в.).

Лит.: Bordier H. L. Description des peintures et autres ornements contenus dans les manuscrits grecs de la Bibliothèque nationale. P., 1883; Παπαδόπουλο-Κεράμεως ᾿Α. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη, ἤτοι κατάλογος τῶν ἐν ταῖς βιβλιοθήκαις τοῦ ἁγιωτάτου ἀποστολικοῦ τε καὶ καθολικοῦ ὀρθοδόξου πατριαρχικοῦ θρόνου τῶν ῾Ιεροσολύμων καὶ πάσης Παλαιστίνης ἀποκειμένων λληνικῶν. СПб., 1891. T. 1; Omont Н. A. Facsimilés des plus anciens manuscrits grecs: En onciale et en minuscule, de la Bibliothèque nationale du XVe et XVIe siècle. P., 1892; Fry R. Exhibition of Pictures of the Early Venetian School at the Burlington Fine Arts Club // The Burlington Magazine for Connoisseurs. L., 1912. Vol. 20. N 108. P. 346-359; Vol. 21. N 109. P. 44-49; N 110. P. 95-101; Wulff O. Altchristliche und byzantinische Kunst. B.; Neubabelsberg, 1914. Bd. 2; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV.- XIII. Jh. Freiburg i. Br. 1916. Bd. 4; Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l'art byzantin: Les églises rupestres de Cappadoce. P., 1925. Vol. 1; Leroquais V. Les bréviares manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934; Σωτηριού Γ. Α. Τα βυζαντινἀ μνημεία της Κύπρου. Αθήναι, 1935. Τ. 1; Τσακοπούλας Αι., διάκ. Περιγραφικός κατάλογος των χειρογράφων του Οικονμικού Πατριαρχείου // Ορθοδοξία. 25. Σταμπούλ, 1950; Millet G., Frolow A. La Peinture de Moyen Âge en Yougoslavie. P., 1957. Vol. 2; Gerola G. Τοπογραφικός κατάλογος των τοιχογραηημένων εκκλησιών της Κρήτης. Ηράκλειο, 1961; Μαράβα-Χατζηνικολάου Α. Ευλογία του Αγίου Μάμα // ΔΧΑΕ. 1962. Τ. 2. Σ. 131-137; eadem. Ο άγιος Μάμας / Προλ., επιμ. Π. Γ. Κιτρομηλίδης. Αθήναι, 19952; Алибегашвили Г. B. Худож. принцип иллюстрирования груз. рукописной книги XI - нач. XIII в. Тб., 1973. С. 134-140. Табл. III; LCI. Bd. 7. Sp. 483-486; Coumbaraki-Pansélinou N. Saint-Pierre de Kalyvia-Kouvara et la chapelle de la Vierge de Mérenta. Thes., 1976. P. 102. Pl. 50; Ross J. B. Jean Cousin the Elder and the Creation of the Tapestries of S. Mamas // The Art Bull. N. Y., 1978. Vol. 60. N 1. P. 28-34; Sanikidze T., Abramishvili G. Orfèvrerie géorgienne du VIIe au XIX siècle. Gen., 1979; Gallas K., Borboudakis M., Wessel K. Byzantinisches Kreta. Münch., 1983. P. 286. Abb. 245; Cabelić S. D. Representations of St. Mamas in the Wall Painting of Cyprus // Zograf. 1984. T. 15. P. 69-75; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.) // ВВ. 1986. Т. 47(72). С. 182-190; она же. Литургические штампы-евлогии: (Св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский) // Литургия, архитектура и искусство визант. мира. СПб., 1995. С. 236-242. (Византинороссика; 1); Κύπρος: 9000 χρόνων έργα πολιτισμού λεηλατούνται / Επιμ. Ε. Κυπραίου. Αθήναι, 1985; Papageorgiou A. Ikonen aus Cypern. Nikosia, 1992; Тодић Б. Старо Нагоричино. Београд, 1993; Зидно сликарство манастира Дечана: Грађа и студиjе / Уред.: В. J.Ђурић. Београд, 1995; Hein E., Jakovlević A., Kleidt B. Zypern: Byzantinische Kirchen und Klöster: Mosaiken und fresken. Ratingen, 1996; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972; Cyprus: A Civilization Plundered. [L., 1998]; Frigerio-Zineou St. L'art «italo-byzantin» à Chypre au XVI siècle: Trois témoins de la peinture religieuse: Panagia Poditou, la Chapelle Latine et Panagia Lamatikê. Venise, 1998; ´Ασπρα-Βαρβαδάκη Ι. «Χείρ του ζωγράφου Κορνάρου Ιωάννου Κρητός εν τη Μονή Κύκκου» / Επιμ. Στ. Περδίκις // Πρακτικά συνεδρίου «Η Ιερά Μονή Κύκκου στη Βυζαντινή και Μεταβυζαντινή Αρχαιολογία και Τέχνη». Λευκωσία, 2001. Σ. 313-386; Stein P. A New Drawing by Jean Cousin the Elder for the St. Mamas Tapestries // Metropolitan Museum J. N. Y., 2002. Vol. 37. P. 63-76; Ιωάννου Οικ. Γ., Χατζηχριστοδύλου Χρ. Σωτήρα αμμοχώστου: Η βυζαντηνή κωμόπολη, Ιστορία και Τέχνη. Λευκωσία, 2002; Древности монастырей Афона в России X-XVII вв.: Из музеев, б-к, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст. 17 мая - 4 июля 2004 г. / Отв. ред: Б. Л. Фонкич, Г. В. Попов, Л. М. Евсеева. М., 2004; Sophokleous S. Icônes de Chypre: Diocèse de Limassol, 12-16ee siècle. Nicosie, 2006; Χατζηχριστοδύλου Χρ. Κτήτορες ναών και δωρητές κειμηλίων την εποχή της Τουρκοκρατίας στην Κύπρο (1571-1878): Diss. Πανεπιστήμιο Κύπρου, 2008; idem. Ιερά Μητρόπολις Μόρφου: Ο καθεδρικός ναός του Αγίου Μάμαντος στην Μόρφου / Κείμενα Χρ. Α. Χατζηχριστοδούλου. Ιερά Μητρόπολις Μόρφου. Λευκωσία, 2010; idem. Η Μόρφου ως Θεομόρφου: Του χτές, του σήμερα καί του αύριο // Χρονικό εφημερίδα Πολίτης. 2011. Τχ. 166. Σ. 21; idem. Η μονή της Παναγίας Χρυσοκουρδαλιώτησσας στο Κούρδαλι. Λευκωσία, 2012; Γκιολές Ν. Οι τοιχογραφίες του καθολικόυ της Μονής Διονυσίου στο ´Αγιο ´Ορος. Αθήνα, 2009; Ηλιάδης Ι. Ναός Μεταμορφώσεως του Σωτήρος (Αγιά Σωτήρα) Παλαιχωριού. Ιστορία - Αρχιτεκτονική καί Τέχνη = The Church of the Transfiguration of the Savior (Hagia Sotera): History, Architecture and Art. Λευκωσία, 2009; Παπαδημητρίου Ε. Λαϊκή ζωγραφική εγχάραξη και γλυπτική: Εκδόσεις εν τύποις. Λευκωσία, 2010; Παπαγεωργίου Κ. Η αναγεννησιακή αγιογραφία στην Κύπρο, τέλη 19ου και 20ός αιώνας. Κύπρος, 2010; Rúa Aller Fr. J., Armesto Garsia. M. J. San Mamed en Maragateria // Argutorio. 2011. Vol. 14. N 26. P. 49-54; The Veneration of St. Mamas in the Mediterranean: A Traveler, Border Detender Sait: Exhibition Cat., Oct. 2013 - Jan. 2014 = Η τιμή του αγίου Μάμαντος στη Μεσογείο: ´Ενας ακρίτης άγιος ταξιδέυει. Κατάλογος ´Εκθεσης. Οκτ. 2013 - Ιαν. 2014. Θεσ., 2013; Сарабьянов В. Д. Фрески Ливана по мат-лам реставрации последних лет // Лазаревские чт.: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы: Мат-лы 39 науч. конф. 2015 г. (в печати).
Ю. Н. Бузыкина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛОНГИН СОТНИК (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта)
  • ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
  • АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
  • ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
  • ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
  • ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии
  • ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
  • ИСИДОР († 250 или 251), мч. Хиосский (пам. 14 мая)
  • ИУЛИАНИЯ († ок. 304-305), мц. Никомидийская (пам. 21 дек.; пам. зап. 16 февр.)
  • ИУСТИН ФИЛОСОФ (кон. I - нач. II в. - 165), мч. (пам. 1 июня), апологет, отец Церкви
  • КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
  • КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)