ПЕРЕСЛАВСКАЯ И УГЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LV, С. 403-412
опубликовано: 26 февраля 2024г.

ПЕРЕСЛАВСКАЯ И УГЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

РПЦ, существовала в 1353-1362 гг. как Переяславская, в 1744-1788 гг. как Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская. П. и У. е. образована решением Синода от 24 дек. 2015 г. путем выделения из состава Ярославской (см. ст. Ярославская и Ростовская епархия и Рыбинской (см. ст. Рыбинская и Романо-Борисоглебская епархия) епархий, в тот же день епископом Переславским и Угличским избран клирик Ярославской епархии игум. Феодор (Казанов; 25 дек. 2015 возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась архиерейская хиротония; ныне митрополит Волгоградский и Камышинский). П. и У. е. входит в состав Ярославской митрополии. Кафедральные города - Переславль-Залесский и Углич. Кафедральные соборы - переславский в честь Владимирской иконы Божией Матери и угличский в честь Преображения Господня. Правящий архиерей - еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). Епархия объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области. Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Большесельский, Борисоглебский, Мышкинский, Переславский и Плещеевский (Переславский р-н), Угличский и Ильинский (Угличский р-н). К апр. 2019 г. на территории П. и У. е. насчитывалось 218 храмов: 89 приходских, 97 приписных, 2 тюремных, 30 недействующих храмов; 9 мон-рей (4 мужских и 5 женских), 2 архиерейских подворья, 21 часовня; в епархии служили 121 священник и 10 диаконов; в мон-рях насчитывалось 38 монахов и 87 монахинь.

При ЕУ (располагается на территории переславль-залесского во имя великомученика Феодора Стратилата женского монастыря) работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по окормлению исправительно-трудовых учреждений, молодежный, информационно-аналитический, по взаимодействию с обществом, миссионерский, архитектурно-строительный, паломнический, по взаимодействию с казачеством, культурного наследия, культуры, финансово-хозяйственный; действует пресс-служба.

Е. А. Пятунина

Средневековая Переяславская епископия

В раннесредневек. период Переяславль (впосл. Переславль-Залесский) относился к Ростовской епархии (основана не позднее 70-х гг. XI в.). В 50-х гг. XII в. ростово-суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий построил в городе белокаменный одноглавый 3-апсидный 4-столпный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до наст. времени.

После выделения из состава Ростовской Владимирской епархии Переяславль, вероятно, временно отходит к последней. В 1227 г. еп. сщмч. Митрофан († 1238) был поставлен епископом «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449), в то время как скончавшийся в предыдущем году свт. Симон называется летописцем «Суждальскыи и Володимерьскыи» (Там же. Стб. 448).

В 1280 г. в Переяславль, столицу княжества св. блгв. вел. кн. Владимирского Димитрия Александровича, прибыл митр. Киевский свт. Кирилл II. Вместе с митрополитом летописи отмечают пребывание в городе архиеп. Климента Новгородского, епископов свт. Игнатия Ростовского и Феодора Владимирского (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 338; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526). 6 или 7 дек. 1280 г. святитель скончался в Переяславле, его тело было перевезено для погребения в Киев (НПЛ. С. 324; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). В 1303 г. следующий Киевский митрополит, свт. Максим, принял участие в княжеском съезде в Переяславле, на котором, в частности, рассматривался вопрос о владении этим городом, решенный в пользу Московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 351).

Вскоре после прибытия Киевского митр. свт. Петра в Сев.-Вост. Русь (1309), согласно его Житию, в Переяславле состоялся Собор. На нем рассматривались обвинения в симонии и нарушениях при совершении таинства Брака (ПДРКП. Т. 6 № 16. Стб. 147-158), выдвинутые против нового главы Русской Церкви еп. Тверским Андреем и стоявшим за ним вел. кн. Владимирским св. блгв. Михаилом Ярославичем Тверским, который не смог возвести на Киевскую кафедру своего кандидата. Место проведения Собора было обусловлено тем, что Переяславль к тому времени вернулся под власть вел. князя. Наиболее вероятная датировка заседаний Собора - 1310 - нач. 1311 г.

Среди участников Переяславского Собора помимо еп. Тверского Андрея, князей и вельмож в Киприановской редакции Жития свт. Петра названы еп. Ростовский Симеон, архимандрит ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Прохор (впосл. епископ Ростовский), «еще же и лучшии от игумен и черноризець и священник множество» (Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 104, 106). В отсутствие вел. кн. Михаила Ярославича, находившегося в Орде, Собор оправдал митрополита. В июле 2014 г. при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе была найдена свинцовая подвесная печать К-польского патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309), к-рая, наиболее вероятно, была привешена к документу, связанному с подготовкой Переяславского Собора.

Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. НагаевСобор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. НагаевВ 1339 г. убитого в Орде Тверского блгв. кн. мч. Александра Михайловича отпевали в Переяславле епископы Тверской Феодор Добрый и Ростовский Гавриил (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51). Это событие свидетельствует о том, что в 1-й пол. XIV в. на Переяславской земле сохранялись права Ростовских архиереев.

В 1353-1362 гг. существовала временно учрежденная Переяславская епископия, в Переяславле пребывал еп. Владимиро-Волынский Афанасий († 1362). Он вынужден был переехать в Сев.-Вост. Русь, после того как в 1340-1348 гг. польск. католики захватили земли его епархии или сразу после кон. 1352 - нач. 1353 г., когда власти Великого княжества Литовского (ВКЛ), в т. ч. волынский кн. Любарт, признали Киевским митрополитом поставленного Тырновским патриархом Феодорита, непризнанного К-полем (в 1355 К-поль признал Литовскую митрополию, включившую без согласия Киевского митрополита в свой состав Волынскую епархию). По-видимому, старейший епископ митрополии, находящийся на кафедре с 1328 г., Афанасий присутствовал в марте 1353 г. на погребении митр. Киевского свт. Феогноста в Москве как «епископ Волынский» (Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 373); в духовной вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого от марта-апр. 1353 г. он назван «владыкою Переяславьским» (ДДГ. № 3. С. 14). Фактически он исполнял должность наместника митрополита в Переславле, сохраняя за собой права на Владимиро-Волынскую кафедру.

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) (Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича (Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535).

Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области.

Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен, буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв. // Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. № 2. С. 13).

В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном, также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. № 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. № 115-144. С. 109-129).

В XIV-XV вв. Переяславль, возможно, стал одним из центров книгописания Сев.-Вост. Руси (см.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 155; Лифшиц А. Л. К вопросу о центрах книгописания Древней Руси: Рукопись нач. XV в. из Переславля-Залесского // Архив РИ. М., 1995. Вып. 6. С. 181-195; и др.).

М. В. Печников

Титулярный Переславский епископ (1721-1727)

5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря (ныне Александро-Невская лавра) был хиротонисан архим. свт. Иннокентий (Кульчицкий), назначенный начальником духовной миссии в Китае. Титул по названию русского, а не китайского города был выбран Синодом во избежание обострения отношений с действовавшими в Китае иезуитами. Еп. свт. Иннокентий носил титул «Переславский» до 1727 г., когда был определен на Иркутскую кафедру.

Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская епархия (1744-1788)

Кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Переславле-Залесском. 1740 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. НагаевКафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Переславле-Залесском. 1740 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев18 июня 1744 г. Синод постановил подать доклад имп. Елизавете Петровне о выделении из образованной в 1742 г. Московской епархии (в к-рой к лету 1744 насчитывалось более 5 тыс. церквей и более 200 мон-рей) ряда других епархий, в т. ч. и Переславль-Залесской. Выбор кафедральных городов учреждаемых епархий объяснялся, в частности, тем, что в «тоя Московской епархии некоторых городех наперед сего Епископы были». Архиерею, пребывание к-рого намечалось в «знатном» г. Переславле-Залесском, полагалось «писаться Переславским и Дмитровским». При учреждении епархии в нее помимо Переславля-Залесского с уездом (где действовали 253 церкви) предлагалось включить «Александрову слободу, Дмитров, Можайск со Гжатью, Верею, Волок Ламской, Рузу». В этих городах с уездами было 605 церквей, 15 мужских и 10 женских монастырей. Переславль-Залесский архиерей должен был пребывать в переславском Горицком мон-ре, к-рый предполагалось именовать кафедральным; на содержание архиерея и при нем «имеющих быть духовных, светских разных чинов и приказных служителей» должны были выделяться средства из доходов Горицкого мон-ря (обители принадлежало 1114 крестьянских дворов и ок. 5 тыс. душ вотчинных крестьян).

Указом от 16 июля 1744 г. имп. Елизавета Петровна постановила учредить Переславскую и Дмитровскую епархию, архиепископом Переславским назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) Арсений (Могилянский; впосл. митрополит), к-рый должен был титуловаться «архиепископ Переславский и Дмитровский и архимандрит Свято-Троицкия Лавры». Архиерейская хиротония архим. Арсения состоялась 25 июля 1744 г. Поскольку Переславский архиерей должен был сопровождать императрицу во время ее поездки в Киев, Переславской епархией до нояб. 1744 г. временно управлял Московский архиеп. Иосиф (Волчанский). 8 нояб. 1744 г. была учреждена Переславская духовная консистория, располагавшаяся в Горицком мон-ре (первоначально в покоях архиерея, затем - в помещении при Всехсвятской ц.). Помимо консистории в епархии существовали подчиненные ей духовные правления (действовали и до открытия епархии в 1744) в Дмитрове, Рузе, Верее, Александровской слободе (с 1778 город Александров), Гжатской пристани (с 1776 город Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), Можайске и Волоколамске (в период существования Можайской епископии действовало «Можайской и Волоколамской епископии правление» (Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 29)). Церкви Переславля-Залесского и его уезда непосредственно подчинялись Переславской консистории и составляли Переславскую градскую и уездную десятину.

Поскольку архиеп. Арсений был членом Синода и не мог постоянно находиться в Переславле, в помощь ему было решено назначить викария. 30 марта 1745 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Серапиона (Лятошевича), к-рый должен был поминаться за богослужением как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переславского и Дмитровского» (см. ст. Можайское викариатство). Архиеп. Арсений распорядился передать в ведение еп. Серапиону «всякие дела, как епархиальные, так и экономические». Викарный епископ должен был пребывать в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре. 17 февр. 1746 г. по ходатайству архиеп. Арсения имп. Елизавета Петровна повелела еп. Серапиону «именоваться и писаться Можайским и Волоколамским и быть коадъютором Переславской архиепископии», а Можайская епископия должна была «принадлежать до... Переславской архиепископии». В связи с распоряжением императрицы архиеп. Арсений расширил права еп. Серапиона на управление в пределах Можайской и Волоколамской полусамостоятельной епископии: большинство дел на этих землях (кроме «важнейших» и «сумнительных») предоставлялись для окончательного решения еп. Серапиону. На остальной территории Переславской епархии, кроме особо важных и сложных дел, Можайский викарий должен был передавать на утверждение архиеп. Арсению и все дела о рукоположении во священников и диаконов. Кафедральным мон-рем Можайской епископии стал Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, при к-ром было учреждено духовное правление.

12 окт. 1747 г. архиеп. Арсений распорядился в одной из переславских церквей по воскресеньям и праздникам с 3 до 4 ч. дня проводить занятия по изучению катехизиса для духовных и светских лиц (использовалось «Православное исповедание веры…» митр. свт. Петра (Могилы)). Вести занятия поручалось настоятелю переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Панкратию (Черныскому), он был известен как выдающийся проповедник на прежнем месте служения - в ТСЛ. Для священно- и церковнослужителей Переславля посещение этих занятий было обязательным, явка проверялась в конце каждого занятия избранными архим. Панкратием «дозорщиками» из числа слушателей, пропускавших беседы штрафовали. Кроме того, архим. Панкратию было поручено обучать катехизису клириков сел, расположенных на расстоянии до 30 верст от Переславля. Архим. Панкратий должен был давать этим клирикам задание на определенное время для самостоятельного обучения, после чего обучавшиеся являлись к нему в город на экзамен. За не явившимися в срок консистория высылала нарочных. На неусвоивших урок накладывались денежные штрафы. По предположению Н. В. Малицкого, архим. Панкратий проводил такие занятия до перевода его в Иосифов Волоцкий мон-рь в 1753 г. и учреждения тогда же Переславской ДС. (Там же. С. 58).

С сент. 1748 г. заготавливали материалы для перестройки Горицкого мон-ря, а также начались нек-рые «мелкие необходимейшие перестройки»; через 2 года приступили к «основательному» ремонту Успенского собора, работы заканчивались в 1752 г. (Там же. С. 19-20). В результате ремонта старое здание собора было практически снесено и заменено новым.

При учреждении Переславской епархии в ведение архиеп. Арсения были переданы 6 церквей в вотчине ТСЛ. После его ухода на покой по болезни (30 мая 1752) лавра и эти храмы (Троицкая десятина) вошли в состав Московской епархии.

В 1752 г. по распоряжению еп. Серапиона в Дмитрове и его уезде в связи с многочисленностью приходов было учреждено 2-е духовное правление, располагавшееся в Троицкой Нерльской слободе (ныне с. Нерль Калязинского р-на Тверской обл.).

3 марта 1753 г. еп. Серапион был определен на Переславскую кафедру, Можайская епископия упразднялась. 20 марта того же года открыта Переславская ДС. Еп. Серапион продолжал работы по перестройке кафедрального Горицкого мон-ря, однако они были малоуспешными и в основном сводились к разрушению древних монастырских строений (преемники еп. Серапиона исправляли допущенные при нем ошибки). 29 окт. того же года еп. Серапион был переведен на Вологодскую кафедру, на Переславскую кафедру назначен архимандрит Новоиерусалимского мон-ря Амвросий (Зертис-Каменский; впосл. архиепископ). 17 нояб. состоялась архиерейская хиротония архим. Амвросия. Ему было определено местопребывание в Новоиерусалимском мон-ре, которым он продолжал управлять. Указом от 20 дек. 1753 г. еп. Амвросий перевел консисторию в Новоиерусалимский мон-рь, а в Переславле создал Переславскую «катедральную контору», фактически ставшую одним из духовных правлений. Конторе были подчинены Переславская градская и уездная десятины, а также округ, к-рым ранее ведало Александровское духовное правление (последнее было преобразовано в заказ, т. е. благочиние). Также при еп. Амвросии в заказ преобразовано духовное правление в Троицкой Нерльской слободе. Во главе духовных правлений архиерей поставил монашествующих. Вскоре после вступления на кафедру для упорядочивания консисторских дел еп. Амвросий организовал «особливый архив», куда частично были переданы дела из Горицкого мон-ря (в кон. 1753 нек-рые оставшиеся в Горицком мон-ре документы сгорели при пожаре). В периоды отъезда еп. Амвросия из Новоиерусалимского мон-ря архиерей управлял епархией через домовую контору, созданную по указу еп. Амвросия от 12 мая 1754 г. в обители для работы в его отсутствие.

7 авг. 1755 г. еп. Амвросий запретил без разрешения консистории жениться сыновьям священно- и церковнослужителей. Архиерей предписал экзаменовать желавших вступить в брак, проверяя их знание церковнославянского и русского языков, умение петь по нотам и писать. Успешно прошедшим испытание разрешалось жениться, от остальных требовалось пройти обучение и успешно выдержать повторное испытание.

При еп. Амвросии в Горицком монастыре велось масштабное строительство. В 1760 г. на освящение перестроенного Успенского собора обители были приглашены настоятели всех муж. мон-рей Переславской епархии. Между собором и Всехсвятской ц. возводилась т. н. Гефсимания (2-этажная галерея), внутреннее устройство к-рой воспроизводило в т. ч. пещерную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Иерусалиме; однако ее постройка не была завершена. 7 марта 1761 г. еп. Амвросий переведен на Крутицкую кафедру.

19 окт. 1761 г. на Переславскую кафедру определен настоятель Никитского мон-ря и ректор Переславской ДС архим. Сильвестр (Страгородский), 23 дек. того же года состоялась его архиерейская хиротония. Еп. Сильвестр выехал из С.-Петербурга в Переславль не ранее кон. февр. 1762 г., до этого он управлял епархией, переписываясь с созданной в Переславле 7 янв. 1762 г. по его распоряжению особой конторой. Контора направляла еп. Сильвестру на утверждение дела, затем резолюции архиерея передавала епархиальным учреждениям. 8 сент. того же года еп. Сильвестр выехал из Переславля для встречи имп. Екатерины II Алексеевны, в кон. года отправился в Москву для участия в работе Комиссии об учреждении штатов, а в 1763 г. был назначен присутствующим в Московской Синодальной конторе. В отсутствие еп. Сильвестра на кафедре он продолжал управлять епархией с помощью вновь учрежденной в Переславле конторы.

Вскоре после вступления на Переславскую кафедру еп. Сильвестр возвратил Переславлю-Залесскому статус адм. центра епархии и перенес в Горицкий мон-рь консисторию и ее архив. В 1762 г. Александровский заказ преобразован в духовное правление. В 1763 г. в состав Можайского духовного правления вошла территория упраздненного тогда же Гжатского духовного правления, центр объединенного правления находился в Колоцком Успенском мужском мон-ре (см. ст. Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь).

С введением в 1764 г. штатов Переславская епархия была отнесена к 3-му классу, число служащих консистории значительно сократилось, ряд мон-рей был упразднен. В том же году к Переславской епархии из Тверской перешел Клинский у. с 37 церквами, а от Переславской епархии к Крутицкой кафедре - Можайск с 46 церквами, Колоцким и Лужецким мон-рями. После этого Гжатское духовное правление было восстановлено. 12 марта 1764 г. еп. Сильвестр отменил распоряжение еп. Амвросия (Зертис-Каменского) о запрещении вступать в брак представителям духовного сословия без получения разрешения консистории, а также без предварительной проверки их грамотности и умения петь. Еп. Сильвестр принимал меры для борьбы со взяточничеством представителей епархиальной администрации. В 1764 г. еп. Сильвестр подал в Синод прошение об увольнении на покой в один из мон-рей, однако прошение не было удовлетворено. 4 февр. 1768 г. он был переведен на Крутицкую кафедру.

13 апр. 1768 г. во епископа Переславского был хиротонисан архим. Геннадий (Грацинский, Границкий или Кратинский). Архиерей начал возводить в Горицком мон-ре каменную колокольню с Богоявленской ц. в нижнем ярусе. В сер. авг. 1773 г. еп. Геннадий скончался и был погребен в Богородице-Рождественском приделе Успенского собора Горицкого мон-ря.

2 февр. 1774 г. во епископа Переславского хиротонисан архим. Антоний (Румовский; впосл. архиепископ). 27 авг. 1776 г. он был переведен на Астраханскую кафедру.

18 сент. 1776 г. во епископа Переславского хиротонисан архим. Феофилакт (Горский). При нем продолжались строительные работы в Горицком мон-ре, в частности, в 1777 г. завершилось возведение колокольни с Богоявленской ц. 6 мая 1788 г. еп. Феофилакт переведен на Коломенскую кафедру, Переславская епархия упразднена, Переславль вошел в состав Владимирской епархии. В том же году бывш. кафедральный Горицкий мон-рь был упразднен, Успенский собор и др. храмы обители стали приходскими.

Духовное образование

До образования Переславской и Дмитровской епархии дети священно- и церковнослужителей из уездов, впосл. вошедших в ее состав, направлялись на обучение в московскую Славяно-латинскую академию и в открытую в 1742 г. Троицкую ДС. За 1744 г. из Славяно-латинской академии бежали 29 учеников из семей священнослужителей новообразованной епархии. В дек. 1744 г. Переславский архиеп. Арсений (Могилянский) издал указ о возвращении беглых учеников в академию. Во исполнение этого указа Переславская консистория распорядилась доставить в Переславль отцов сбежавших воспитанников академии для опроса. Если дети находились в родительских домах, то к ним посылали солдат и «под строгим караулом» доставляли учеников в консисторию. При этом «кошт» караула должен был производиться в счет отцов. Если же беглецы в родительских домах отсутствовали, то их отцы должны были подписывать обязательства представить своих сыновей в консисторию «немедленно по явке их домой». Всем священникам епархии в конце литургии, после отпуста, вменялось в обязанность объявлять имена беглецов с целью их розыска.

Местом обучения сыновей священно- и церковнослужителей Переславской епархии архиеп. Арсений решил избрать лаврскую Троицкую ДС. 27 июля 1745 г. он поручил консистории составить реестры годных к обучению в семинарии сыновей клириков епархии. Эти реестры консистория должна была представить викарному еп. Серапиону (Лятошевичу); выбранных им лиц (50 чел.) предполагалось направлять на учебу в Троицкую ДС. К нач. 1746 г. т. о. были отобраны лишь 26 умевших читать, к-рых 3 марта приняли в семинарию (впосл. нек-рые из них бежали). В нач. авг. 1747 г. архиеп. Арсений распорядился собрать в сент. того же года в консистории всех детей клириков епархии в возрасте от 7 до 15 лет и отослать их на обучение в Троицкую ДС. Из духовных правлений в дома священно- и церковнослужителей посылали солдат для принудительной доставки детей в консисторию. Отцы избежавших доставки в консисторию «ослушников» были оштрафованы (штрафы направлялись на содержание семинаристов-сирот). Неспособным выплатить штраф предписывалось «чинить наказание плетьми до 60 ударов». Благодаря таким мерам к кон. сент. 1747 г. в Троицкой ДС обучались 68 семинаристов Переславской епархии (из них на епархиальные средства содержались 58 чел.; остальные 10 воспитанников были своекоштными). Переславская консистория неоднократно ходатайствовала перед архиеп. Арсением о сокращении числа казеннокоштных воспитанников из-за финансовых трудностей и во избежание «неоплатного» долга епархии перед ТСЛ. В 1751 г. в Троицкой ДС числился уже 41 казеннокоштный воспитанник, в следующем году их стало 40.

19 окт. 1750 г. архиеп. Арсений поручил консистории представить суждение об открытии семинарии в Переславле. Консистория представила архиерею проект устройства Переславской ДС при переславском Даниловом мон-ре в специально построенном деревянном здании. В учебном заведении предполагалось содержать 60 казеннокоштных воспитанников. Однако при архиеп. Арсении этот проект не был реализован.

До открытия Переславской ДС консистория регулярно сталкивалась с трудностями при сборах средств на содержание казеннокоштных студентов в Троицкой ДС. Так, в 1752 г. от Переславской консистории требовали выплатить за 2 истекших года более 1140 р. (в наличии было только 527 р.). Консистория проверила выставленный счет и нашла в некоторых пунктах «неправильное произвождение и напрасные в ценах прибавления», о чем сообщила еп. Серапиону (Лятошевичу). Кроме того, консистория предложила до выплаты долга сократить число казеннокоштных воспитанников епархии в Троицкой ДС с 40 до 26 чел., изменить прежний порядок взимания средств с мон-рей и храмов епархии на содержание семинаристов, а также ограничить до 100 чел. общее число казеннокоштных и своекоштных семинаристов Переславской епархии, обучавшихся в Троицкой ДС. Для погашения долга еп. Серапион в 1753 г. распорядился отослать в лавру 348 р., к-рые собрали жертвователи на покупку панагии.

Переславская ДС была открыта в переславском Даниловом мон-ре по указу еп. Серапиона (Лятошевича) от 20 марта 1753 г. Ректором должны были назначить настоятеля обители, но при учреждении семинарии архим. Панкратий (Черныский) был переведен в Иосифо-Волоцкий мон-рь; до назначения в 1755 г. архим. Гермогена настоятелем Данилова мон-ря обителью управлял казначей иером. Арсений (Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 228). В сент. 1753 г. переславских семинаристов (61 чел.) перевели из Троицкой ДС в Переславскую. Первым учителем стал выпускник Славяно-латинской академии Д. Ф. Дьячков (31 янв. 1754 уволен за «житие... недобропорядочное, пьянственное»). Очевидно, с целью подготовки буд. семинаристов еп. Серапион указом от 24 сент. 1753 г. обязал всех священно- и церковнослужителей обучать грамоте и письму малолетних сыновей и родственников муж. пола «со всяким к их обучению прилежанием под опасением за неисполнение истязания». С 28 нояб. 1753 по 1757 г. ректором Переславской ДС был настоятель Никитского мон-ря архим. Нифонт (Червинский). В апр. 1757 г. настоятелем Данилова мон-ря и ректором Переславской ДС назначен архим. Каллистрат. Сменивший его на посту ректора в 1761 г. архим. Сильвестр (Страгородский; в прошлом ректор Александро-Невской ДС в С.-Петербурге) был настоятелем Никитского мон-ря.

Переславская и Угличская епархияПереславская и Угличская епархияПервоначально ученики были разделены на класс грамматики, класс риторики и класс, в к-ром обучались взрослые дети священно- и церковнослужителей, не прошедшие назначенного еп. Амвросием приказом от 23 нояб. 1754 г. испытания по чтению, церковному пению и др. дисциплинам (т. н. российский класс или русская школа). В июле 1758 г. в Переславской ДС (в т. ч. в «русской школе») обучались 92 чел. Согласно указу еп. Амвросия (Зертис-Каменского) от 18 сент. 1759 г., в Переславской ДС открыт класс богословия (высший), который, вероятно, прекратил существование после 1760 г. Еп. Амвросий заботился о пополнении семинарской б-ки. В частности, в 1760 г. он приобрел для нее «142 латинских книги разного наименования». По инициативе архиерея в том же году в особой школе при Переславской ДС введено преподавание рисования и живописи «для нужнопотребного церковного дела» (Там же. С. 264, 266). Живописная школа комплектовалась за счет перевода в нее наименее способных семинаристов. В 1760 г. еп. Амвросий поднял вопрос о постройке собственного семинарского здания (2 деревянных здания для семинаристов появились в 1763).

До нач. 60-х гг. XVIII в. нередко имели место случаи бегства воспитанников из семинарии и неявки их после «вакационного отпуска» на занятия (в обоих случаях штрафовали отцов семинаристов).

В 1762-1768 гг. ректором Переславской ДС был настоятель переславского Данилова мон-ря архим. Иоанникий (Микрицкий; впосл. епископ). По предположению Малицкого, он преподавал в риторическом и «пиитическом» классе, заменяя отсутствовавшего учителя (Там же. 1917. Вып. 2. С. 102). К нач. 1763 г. в Переславской ДС учились 62 казеннокоштных и своекоштных семинариста, 5 певчих и 13 учеников живописной школы (Там же. С. 74). Своекоштные воспитанники жили в обывательских домах подмонастырских слобод без присмотра семинарской администрации, что негативно сказывалось на их прилежании и нравственном состоянии. По указанию еп. Сильвестра консистория выработала проект мер к совершенствованию уровня преподавания в семинарии, улучшению материального положения и нравственности воспитанников; архиерей, внеся нек-рые поправки, 18 марта 1763 г. утвердил проект. В частности, предполагалось уменьшить число семинаристов, отобрав 40 наиболее способных, содержать их на казенном коште в стенах семинарии (свести в «купножительство»), улучшить их питание, построить баню, организовать медицинскую помощь. Для семинаристов были куплены 2 деревянных здания братских келий, привезенные из приписной к Борисоглебскому на Песках мон-рю Осиповой пуст. Здания были собраны в Горицком мон-ре. Еп. Сильвестр способствовал пополнению семинарской б-ки.

После введения штатов в 1764 г. сумма, выделяемая на Переславскую ДС, оказалась меньше прежней суммы, собиравшейся в епархии на содержание учебного заведения. В связи с сокращением финансирования 3 окт. 1765 г. еп. Сильвестр распорядился уменьшить число казеннокоштных семинаристов до 20 чел. Поскольку даже сокращенное число казеннокоштных воспитанников оказалось невозможно полностью содержать на казенные суммы, архиерей распорядился выплачивать семинаристам «жалованье» на покупку провизии, одежды, обуви и т. д. Прекратилось финансирование медицинской помощи, сократились траты на ремонт семинарских зданий, на пополнение б-ки и др. В 1766 г. закрыт класс живописи. В 1768 г. в семинарии учился 51 воспитанник. В период ректорства архим. Иоанникия (Микрицкого) сократилось количество случаев неявки семинаристов после каникул; о случаях бегства воспитанников из семинарии при еп. Сильвестре сведений нет. Переславскую ДС окончил, а позднее в ней преподавал Д. Н. Синьковский (1739-1792), впосл. профессор философии Московского ун-та.

В 1768-1769 гг. во главе Переславской ДС стоял префект прот. Герасим Гусельщиков, ранее долгое время преподававший в семинарии. В 1769-1785 гг. ректором был архимандрит Данилова мон-ря Иосиф (Быков), а в 1785-1788 гг.- игумен дмитровского Борисоглебского мон-ря Никандр.

В 1788 г. Переславская ДС была упразднена, переведена в Суздаль (куда временно перенесли центр Владимирской епархии) и объединена с Владимирской и Суздальской семинариями. 11 сент. 1788 г. по просьбе переславского духовенства распоряжением еп. Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) в помещениях бывш. ДС было открыто «малое» духовное уч-ще (Виноградов Н. С. Ист. записка о Переславль-Залесском ДУ. Владимир, 1888. С. 3). Переславское ДУ просуществовало до 1919 г. Среди его выпускников профессор МДА С. И. Смирнов и основатель Переславского историко-художественного музея М. И. Смирнов.

В 1888-2002 гг. на территории П. и У. е. действовало (с перерывами) Угличское викариатство Ярославской епархии. В 1902-1930 гг. существовало Переславль-Залесское викариатство Владимирской епархии, в 1998 г.- одноименное вик-ство Ярославской и Ростовской епархии.

Э. П. Р.

П. и У. е. в 2015-2019 гг

Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Угличе. 1700–1706 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. НагаевКафедральный собор в честь Преображения Господня в Угличе. 1700–1706 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев24 дек. 2015 г. образована П. и У. е., выделенная из состава Ярославской епархии и включенная в тот же день в Ярославскую митрополию. Переславским епископом определено быть игум. Феодору (Казанову). 25 дек. 2015 г. он был возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась его архиерейская хиротония. 9 марта 2017 г. Синод утвердил еп. Феодора священноархимандритом переславского Данилова мон-ря как особо значимой обители епархии. 28 дек. 2018 г. еп. Феодор переведен на Волгоградскую кафедру, на Переславскую кафедру определен викарий Волгоградской епархии Городищенский еп. Феоктист (Игумнов).

Образовательная деятельность, духовное просвещение

В с. Новоалексеевка Переславского р-на действует образовательный центр Свято-Алексиевской пуст. (архиерейское подворье), в состав к-рого входят правосл. классическая гимназия им. прот. Василия Лесняка, Объединенный св. ап. Андрея Первозванного кадетский корпус Свято-Алексиевской пуст. (состоит из Сухопутного и Морского корпусов, казачьего и музыкального отдельных взводов), трудовая школа, школа искусств, аграрно-политехнический техникум для учащихся 8-12-х классов. В апр. 2019 г. в образовательном центре пустыни учились ок. 300 воспитанников, из них 260 - школьного возраста. При обители действует фундаментальная научная б-ка (более 350 тыс. ед. хр.). Также в пустыни работают более 20 музеев (80 тыс. ед. хр.), зарегистрированных как негос. учреждение культуры «Объединенные музеи Свято-Алексиевской пустыни». При обители действует правосл. культурный центр свт. Филарета Московского. Ежегодно музеи, культурный центр и гимназия организовывают научно-практические образовательные конференции, материалы к-рых публикуют в соответствующих по тематике сборниках.

С 1991 г. действует переславская правосл. гимназия, в 2010 г. ей было присвоено имя блгв. кн. Александра Невского. С 1996 г. в гимназии устроена домовая ц. во имя Переславского чудотворца блгв. кн. Андрея Смоленского. В апр. 2019 г. в гимназии обучались 146 детей.

С 1994 г. при общеобразовательной школе в с. Ивановском Борисоглебского р-на действует проект «Школа целостного развития» (Ивановская на Лехте школа) с правосл. образовательным компонентом. В состав школы входят кадетский корпус и отд-ние сестер милосердия, детский сад и интернат. В апр. 2019 г. в школе обучались 170 чел.

В 2007 г. в Сольбинском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре на базе монастырского приюта для девочек открыта Добрая школа на Сольбе. Школа имеет лицензию и гос. аккредитацию, в ее составе детский сад, общеобразовательная школа и колледж. Выпускники колледжа получают дипломы гос. образца по специальности «хоровое дирижирование» (квалификация «дирижер хора», «преподаватель»), а также внутрицерковный диплом по специальности «регент церковного хора»; в приюте и школе более 100 чел. в возрасте от неск. месяцев до 18 лет.

В П. и У. е. существуют 2 воскресные школы со статусом юридического лица: на базе средней общеобразовательной школы в с. Вощажникове Борисоглебского р-на (ок. 15 учеников) и при ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери в Угличе (50 учеников, 6 групп). Также в 5 благочиннических округах при храмах имеются 11 воскресных детских групп: в Переславском благочинническом округе - 5 групп, в Большесельском - 1, в Борисоглебском - 1, в Мышкинском - 2, в Угличском благочинническом округе - 2 группы. В Переславле-Залесском работают 3 воскресные группы для взрослых, в пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на - одна такая группа. 18 июля 2019 г. еп. Феоктист (Игумнов) освятил в Переславле-Залесском закладные камни будущего Духовно-просветительного центра во имя блгв. вел. кн. Александра Невского.

Церковная благотворительность и социальное служение

При Свято-Алексиевской пуст. (архиерейском подворье) имеются богадельня и правосл. детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации им. святых Царственных мучеников. В апр. 2019 г. там проживали 12 чел., в детском реабилитационном центре - 26 чел. Воспитанникам детского центра-пансиона оказывают помощь действующие в обители социальная и психологическая службы, а также юридический отдел. По окончании школы воспитанники пансиона проживают в обители до завершения ими высшего или среднего профессионального образования. Обитель выплачивает им стипендии, оказывает помощь вещами и продуктами, содействует в трудоустройстве. В 2007 г. в Николо-Сольбинском жен. мон-ре создан социально-реабилитационный центр (приют) для девочек «Сольба». В нем проживают ок. 100 сирот и дети, родители к-рых попали в сложные жизненные ситуации. На базе приюта действует Добрая школа на Сольбе. При угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женском монастыре работает приют во имя царевича св. Димитрия Угличского. К апр. 2019 г. в нем проживали 10 сирот (в т. ч. совершеннолетние, обучающиеся в высших или средних учебных заведениях). На базе прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на действует центр социальной помощи инвалидам, семье и детям «Преображение». В нем могут постоянно проживать до 20 семей, временно - до 60 семей. Угличский в честь Богоявления женский монастырь выиграл грант на создание центров гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. На средства гранта открыт гуманитарный склад и приобретены продуктовые наборы. В течение 2019 г. такие наборы должны получить 144 многодетные малообеспеченные семьи и одинокие матери с новорожденными детьми и детьми в возрасте до года. В переславском Даниловом мон-ре работает гуманитарный склад, где нуждающиеся могут получить вещи. Священнослужители епархии и профессиональные психологи проводят беседы с беременными женщинами с целью профилактики абортов.

Издательская и информационная деятельность

В П. и У. е. ежемесячно публикуются ж. «Ковчег» и приходская газ. «Преображение» храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на. Храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Ям Переславского р-на издается «Приходской вестник», Угличский Богоявленский мон-рь выпускает ежемесячную газ. «Богоявленский вестник»; Николо-Сольбинский монастырь - еженедельную электронную газ. «Сольбинская весточка»; издаются материалы конференций и чтений, к-рые проходят в епархии. Свято-Алексиевская пуст. (архиерейское подворье) выпускает светские и церковные издания. В марте 2019 г. вышел 1-й номер ежемесячного электронного «Переславского епархиального вестника»; газета поступает по электронной рассылке в благочиния и приходы. Действуют 124 сайта епархиальных учреждений, благочиний и приходов.

Святыни

В Переславле-Залесском особо почитаются: чудотворная Андрониковская икона Божией Матери в Феодоровском жен. мон-ре, мощи и вериги прп. Никиты Столпника в Никитском мужском мон-ре, мощи прп. Даниила Переславского в Троицком Даниловом мон-ре, частица мощей блгв. кн. Александра Невского с фрагментом его монашеского облачения во Владимирском кафедральном соборе, мощи блгв. кн. Андрея Смоленского, прп. Корнилия Переславского и Корсунский крест в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре. В окрестностях Переславля-Залесского имеются источники во имя прп. Никиты Переславского и вмц. Варвары. В с. Троицкая Слобода Переславского р-на на церковном кладбище находится могила местночтимого блж. Михаила Лазарева (Миша-Самуил; 1848 - 23 февр. (8 марта) 1907). На подворье переславского Никольского жен. мон-ря в с. Годенове Ростовского р-на, в ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, хранится почитаемый крест (деревянное распятие с резным скульптурным изображением Спасителя), по преданию, явившийся пастухам в 1423 г. В пос. Борисоглебском в Борисоглебском мон-ре под спудом покоятся мощи затворника прп. Иринарха, хранятся его вериги. Также в мон-ре под спудом почивают мощи основателей обители - преподобных Феодора и Павла Ростовских. В с. Кондакове Борисоглебского р-на находится источник во имя прп. Иринарха. В угличском Алексеевском мон-ре находится чудотворная икона Божией Матери «Неугасимая Свеча» («Вратарница»). В Преображенском кафедральном соборе Углича хранится список иконы «Покров Пресв. Богородицы» из затопленного Угличским водохранилищем Покровского мон-ря. Ежегодно в праздник Покрова Пресв. Богородицы с этой иконой совершается Покровский Паисиев крестный ход (11 км) до поклонного креста на берегу Угличского водохранилища близ затопленной Покровской обители. В угличской ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери находится одноименный особо почитаемый образ, а также глава и части одежды мч. Иоанна Чеполосова. В угличском Богоявленском мон-ре хранится Феодоровская икона Божией Матери - подарок матери царевича св. Димитрия, царицы Марии Нагой. Икона спасала город от пожара и чумы. В каждом храме Угличского благочиния находится частица мощей блгв. кн. Романа Угличского. В храме во имя царевича св. Димитрия на Крови есть частица мощей царевича, переданная из посвященной ему ц. при московской 1-й Градской больнице. В угличском в честь Воскресения Христова мужском монастыре почивают мощи местночтимого святого схимон. Иоакима. В с. Котове Угличского р-на близ недействующей Успенской ц. находится могила исп. Ираиды Тиховой. По преданию, при закрытии ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на в пруду утопили священные сосуды, с тех пор он почитается как святой. В Угличском р-не особо почитаются св. источники: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Амафунтского у р. Улеймы в с. Нефедьеве, во имя Царственных мучеников близ с. Заозерья, во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Никольского. На территории ныне не существующего с. М. Богородского Мышкинского р-на, на погосте полуразрушенной ц. во имя прп. Паисия Угличского, покоятся родители прп. Паисия и существует источник во имя преподобного. В с. Архангельском Мышкинского р-на находится могила почитаемой старицы Ксении Красавиной (сер. XIX в.- 14 авг. 1940).

Крестные ходы

В П. и У. е. ежегодно совершаются 6 особо значимых крестных ходов: общегородской пасхальный в Переславле-Залесском; многодневный Иринарховский от стен Борисоглебского на Устье мужского монастыря на родину прп. Иринарха в с. Кондакове, к источнику, вырытому святым; общегородской в Угличе в день памяти царевича св. Димитрия Угличского; в день рождения блгв. кн. Александра Невского (12 июня) в Переславле-Залесском; по водам Плещеева оз. в Переславле-Залесском в честь чудесного спасения вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния); Покровский Паисиев 14 окт. в Угличе. 4 нояб. 2018 г. в Переславле-Залесском впервые был совершен общегородской крестный ход в честь Дня народного единства.

Е. А. Пятунина

Архиереи

еп. Афанасий (1353-1362), еп. Иннокетий (Кульчицкий; 5 марта 1721-1727), архиеп. Арсений (Могилянский; 25 июля 1744 - 30 мая 1752), еп. Серапион (Лятошевич; 3 марта - 29 окт. 1753), еп. Амвросий (Зертис-Каменский; 17 нояб. 1753 - 7 марта 1761), еп. Сильвестр (Страгородский; 23 дек. 1761 - 4 февр. 1768), еп. Геннадий (Грацинский, Границкий или Кратинский; 13 апр. 1768 - сер. авг. 1773), еп. Антоний (Румовский; 2 февр. 1774 - 27 авг. 1776), еп. Феофилакт (Горский; 18 сент. 1776 - 6 мая 1788), еп. Феодор (Казанов; 27 дек. 2015 - 28 дек. 2018), еп. Феоктист (Игумнов; 28 дек. 2018 - наст. время).

Монастыри на территории П. и У. е.

Действующие: во имя вмч. Никиты (мужской, в Переславле-Залесском; основан, вероятно, на рубеже XII и XIII вв., закрыт в 1923, возобновлен в 1993), во имя вмч. Феодора Стратилата (женский, в Переславле-Залесском; основан как мужской не позднее 1-й пол. XIII в., преобразован в женский в 1667, закрыт в 1923, возобновлен в 1998 как приписной к переславль-залесскому Никольскому жен. мон-рю, самостоятельный с 2001), Воскресенский (мужской, в Угличе; основан во 2-й пол. XIII в. или во 2-й пол. XV в., упразднен в 1764, возобновлен в 1999), Борисоглебский (мужской, в пос. Борисоглебском; основан в 1363, закрыт 1924, возобновлен в 1994), во имя свт. Алексия, митр. Московского (женский, в Угличе; основан как мужской Успенский в 1371, с 1439 - Алексиевский, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен как женский в 1998), Николо-Сольбинский (в мест. Сольба Переславского р-на; основан как мужской в XV в., разорен в Смутное время, возобновлен на новом месте в 1711, преобразован в женский в 1903, закрыт в 1918, возобновлен как женский в 1994), Данилов во имя Св. Троицы (мужской, в Переславле-Залесском; основан в 1508, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в Переславле-Залесском; основан как мужской во 2-й пол. XIV в. прп. Димитрием Прилуцким, преобразован в женский в 1898, закрыт в 1923, возобновлен в 1993), Богоявленский (женский, в Угличе; основан в кон. XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 20-х гг. XVII в., перенесен на новое место в 1661, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен в 2010). Недействующие: Борисоглебский на Горе (Нагорный) (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XII в., упразднен в 1764), Александровский Борисоглебский (мужской, близ с. Городищи Переславского р-на; основан блгв. кн. Александром Невским в XIII в., разорен в Смутное время), Горицкий Успенский (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее кон. XIII в., упразднен в 1788), Христорождественский на Прилуке (мужской, в совр. с. Прилуки Угличского р-на; основан не позднее 1334, прекратил существование после 1592 (разорен в Смутное время?)), Введенский (в Переславле-Залесском; вероятно, основан как мужской не позднее XV в., не позднее нач. XVIII в. преобразован в женский, упразднен в 1764), Кассианов Успенский Учемский мон-рь (пустынь; мужской, при впадении р. Учмы в Волгу (в совр. Мышкинском р-не); основан в XV в., упразднен в 1764), Покровский Паисиев (мужской, находился близ Углича на противоположном берегу Волги, ныне местоположение обители затоплено Угличским водохранилищем; основан в XV в., закрыт в 20-х гг. XX в.), Николо-Городищенский (Иоанно-Богословский у Николы на Прудищех) (мужской, в Угличе; основан не позднее XV в., разорен в Смутное время), Михайловский в Борчуге (в Борчуре) (мужской, предположительно находился в Угличе или в Угличском у.; упом. в 1509), Мирзин Покровский (мужской, близ Переславля-Залесского; основан не позднее 1520, после 1570 не упом.), Христорождественский (мужской, в Переславле-Залесском; упом. в 1540 и 1584), Архангельский на Бору (мужской, близ совр. дер. Селиваново Угличского р-на; основан не позднее 1574, прекратил существование не ранее 1702 (в 1764?)), Богоявленский (мужской, близ Углича, на левом берегу Волги; основан в кон. XVI - нач. XVII в., разорен поляками в 1611, вскоре возобновлен, после 1683 не упом.), Духов с Гробли (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XVI в., разорен в Смутное время, приписан к Никитскому мон-рю, прекратил существование к нач. XVIII в.), Вознесенский (женский, в Переславле-Залесском; основан не позднее 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Введенский (женский, в Угличе; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Вознесенский (мужской, в Угличе; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Георгиевский (мужской, близ совр. с. Николо-Царевна Переславского р-на; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Тархов (мужской, на Тарховом холме в Переславском р-не; существовал до 1610, когда был разорен поляками), Троицко-Николаевский (у Николы на Песках) (мужской, в Угличе; существовал до 1609, когда был сожжен поляками), Богородице-Сретенский (женский, в Переславле-Залесском; основан не ранее 1660, упразднен в 1764), Троицкая Дивногорская пуст. (мужская, в совр. с. Дивная Гора Угличского р-на; основана во 2-й пол. XVII в., упразднена в 1764), Борисоглебский на Песках (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XVII в. (во 2-й пол. XIII в.?), упразднен в 1764), во имя ап. Иоанна Богослова (мужской, близ с. Дубровицы Переславского р-на; время основания неизвестно, прекратил существование до 1685), Спасский на Чибоже (мужской, близ совр. с. Глебовского Переславского р-на; время основания неизвестно, прекратил существование до 1685), Николаевский Князь-Андреевский (женский, в Переславле-Залесском; время основания неизвестно, упразднен в 1764). Переданный старообрядцам: Улейминский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (в с. Улейма Угличского р-на; основан как мужской в XV в., в Смутное время разорен, вскоре возобновлен, закрыт в 1930, передан Русской православной старообрядческой церкви и возобновлен в 1992, преобразован в женский в 1998).

Ист.: ПСПиР. Царствование имп. Елизаветы Петровны. 1907. Т. 2. № 660, 692, 745, 832; ПСПиР. Царствование имп. Екатерины II. 1910. Т. 1. № 207, 601, 608; ПСПиР. Царствование имп. Елизаветы Петровны. Царствование имп. Петра Феодоровича. 1912. Т. 4. № 1337, 1344, 1379, 1440;
Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 232; Свирелин А. И. Семинария в переславском Даниловом мон-ре // ЧОИДР. 1859. Т. 2. Смесь. С. 23-32; он же. Древняя Переславская епархия // Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. Прил. С. 31-37; Розанов Н. П. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода: (1721-1821). М., 1870. Ч. 2. Кн. 2; Строев. Списки иерархов. Стб. 134-135; Зверинский; Малицкий Н. В. История Переславской епархии: (1744-1788 г.). Владимир, 1912. Вып. 1; 1917. Вып. 2; он же. Еп. Сильвестр Страгородский (1761-1768 гг.) // Владимирские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. № 33. С. 655-658; Пуришев И. Б. Горицы в Переславле-Залесском. М., 1978; Мон-ри и храмы земли Ярославской / Авт.-сост.: М. Шиманская, С. Метелица. Ярославль; Рыбинск, 2000-2001. 3 т.; Ермакова Н. Н. Храмы Переславля: Существующие и утраченные. М., 2004; Гречухин В. А. Последняя старица. Мышкин, 2008; Сукина Л. Б. Переславская епархия // Ярославский календарь на 2009 г. Ярославль, 2009. С. 72-75; Анохин Д. Борисоглебский феномен: с миром принимаем // ЖМП. 2013. № 7. С. 80-87; Виденеева А. Е. Храмы и мон-ри Ярославской земли: Ростов, Борисоглебский, Великое, Переславль-Залесский. Рыбинск, 2014; Ерохин В. И. и др. Храмы и монастыри Ярославской земли: Углич, Б. Село, Мышкин, Некоуз, Брейтов. Рыбинск, 2014; Сатомский А., свящ. Святые Ярославской земли. Рыбинск, 2014; Пятунина Е. Невыносимая легкость вериг // ЖМП. 2016. № 9. С. 74-75.
Е. А. Пятунина, Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также