Пресв. Капитолийский († янв. 715 или, менее вероятно, 744), сщмч. (пам. 4 окт.). Мученичество П., предположительно написанное по-гречески или по-сирийски, сохранилось только в груз. переводе (метафрастическая (расширенная) редакция) в составе Минология за сент.-окт. из рукописи Кут. 4, 1565 г. (Л. 373-389 об.; изд. и рус. пер.: Кекелидзе. 1916; см. также: он же. Этюды. 1961. Т. 7. С. 177-223). Авторство сказания приписано прп. Иоанну Дамаскину, что, по мнению П. Петерса, маловероятно (Peeters. 1939. P. 317-318). Грузинский перевод был выполнен одним из последователей прп. Ефрема Мцире во 2-й пол. XI или 1-й пол. XII в. (Кекелидзе. 1916. С. 22). Как считал Петерс, в основе Мученичества лежит историческое повествование, которое подверглось существенной лит. обработке (о возможных параллелях с др. агиографическими памятниками см.: Peeters. 1939. P. 312-313).
Согласно Мученичеству, П. был священником в г. Капитолиаде (ныне Бейт-Рас в Иордании, ок. 100 км от Дамаска), имел жену, сына и 2 дочерей. Испытывая склонность к аскетической жизни, он в возрасте 30 лет оставил мир с согласия жены, к-рая тоже ушла в мон-рь. Дочери П., к-рым не исполнилось еще и 2 лет, были отданы на воспитание в обитель св. Савиниана к юго-западу от города (старшая умерла в возрасте 30 лет, еще при жизни П.), 12-летнего сына П. поселил в келье близ храма Пресв. Богородицы в Капитолиаде, а рядом построил келью для себя, чтобы духовно руководить своими детьми. П. помогал бедным, посещал больных, принимал странников.
Спустя 10 лет, когда скончалась жена П., он возымел желание мученически пострадать за Христа. Однажды П. серьезно заболел и испугался, что не сможет осуществить свое намерение. Тогда он нанял для ухода за собой человека по имени Каюма, к-рого попросил созвать мусульм. старейшин якобы для того, чтобы в их присутствии огласить завещание. Вместо этого П. открыто исповедал веру во Христа, ругая ислам. религию. Видя его при смерти, мусульмане не стали карать П., но по выздоровлении он продолжил открыто проповедовать христианство и поносить ислам. Тогда мусульмане сообщили о нем Умару, сыну халифа Валида, правившему в Заиорданье. Умар поручил допросить П. своему наместнику Зоре (Зуре), перед к-рым П. вновь засвидетельствовал свою веру, и его заключили в темницу. Халиф Валид, впав в предсмертный недуг, узнал от приехавшего к нему Умара о П. и велел доставить его к себе, в бывш. мон-рь св. Феодора (согласно Петерсу, Дайр-Мурран в араб. источниках), перестроенный под дворец на горе Касиюн близ Дамаска. По пути П., сопровождаемый множеством соотечественников-христиан, посещал мон-ри и давал последнее благословение. По прибытии П. снова исповедал свою веру сначала перед Умаром, а затем перед Валидом. Халиф признал за П. право исповедовать Иисуса Христа Богом, но запретил ему называть Мухаммада лжепророком. П. не внял его словам, тогда Валид велел вернуть его на родину и в присутствии соотечественников, родственников и детей предать П. мучительной казни, к-рую подробно описал в сопроводительном письме. Казнь под рук. Зоры длилась 5 дней: в 1-й день П. отрезали язык (после чего П. чудесным образом стал еще красноречивее проповедовать), во 2-й - отрубили руку и ногу, на 4-й, в воскресенье, принудительно собрали народ, в частности священников и монахов, и после того как П. было дозволено причаститься, лишили его оставшихся конечностей и ослепили раскаленным железом. Сын П. во время его мучений дерзнул вопреки запрету помазать лоб кровью отца, за что был избит. Наконец, пронеся тело П. по всему городу, его пригвоздили к кресту близ мон-ря св. Савиниана и троекратно пронзили копьем. Останки П. мусульмане охраняли 5 дней, после чего сожгли вместе с крестом и одеждой в специально сооруженной печи, а прах выбросили в р. Ярмук, чтобы ничто из этого не стало предметом поклонения для христиан. В заключение агиограф обосновывает значимость добровольного мученичества П., считая его исключением из общего правила, согласно которому христианин не должен сам провоцировать гонителей (см. об этой проблеме в ст. Мученики).
Хронологические указания, приводимые агиографом, позволяют заключить, что П. пострадал в сер. или во 2-й пол. янв. Год мученичества зависит от идентификации халифа Валида. По мнению К. Кекелидзе, речь идет о Валиде II (743-744), по мнению Петерса и большинства последующих исследователей,- о Валиде I (705-715), сын к-рого Умар был наместником в Заиорданье и который скончался в мон-ре Дайр-Мурран, расположенном на склоне горы Касиюн, в февр. 715 г. (Peeters. 1939. P. 307-308). При этом прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (нач. IX в.) упоминает 2 мучеников по имени Петр, пострадавших при Валиде II: митрополита Дамаска (см. Петр II, сщмч., еп. Дамаска) и хартулария, отвечавшего за сбор государственных налогов в Маюме (PMBZ, N 6000), к-рый, исходя из сообщаемых прп. Феофаном деталей, может быть отождествлен с П. В таком случае прп. Феофан мог ошибочно отнести его кончину ко времени правления одноименного халифа, при к-ром пострадал др. мученик по имени Петр. Петерс считал идентификацию П. как хартулария тоже ошибкой, произошедшей, возможно, из-за неверной интерпретации топонима «Капитолиада» при переводе сир. текста Мученичества на греч. язык (Peeters. 1939. P. 322-323). По мнению Р. Хойленда, напротив, прп. Феофан сохранил оригинальные сведения о социальном статусе П., а в Мученичестве агиограф изобразил святого священником и монахом, либо спутав его с Петром Дамасским, либо сознательно избегая говорить о его службе у мусульман (Hoyland. 1997. P. 360). Появившийся в сообщении прп. Феофана топоним Маюма, как предположил Петерс, может быть отнесен к мон-рю Дайр-Мимас (Маймас; арабизированный вариант названия Маюмы) близ Хомса (Эмесы), если принять как свидетельство рассказ мусульм. географа Якута (ум. в 1229) о попытке сжечь мощи почитавшегося здесь безымянного мученика. Согласно предположению Хойленда, Маюма - это искаженное имя Каюма, фигурирующее в Мученичестве, причем изначально это могло быть имя начальника, в подчинении к-рого находился П. на гос. службе, либо же этот топоним мог возникнуть в тексте «Хронографии» из-за смешения П. с Петром Ивером, епископом одноименного города в Палестине (Ibid. P. 355 (not. 69), 360). По мнению Петерса, именно из-за ошибочного отождествления с Петром Ивером П. мог получить в нек-рых источниках сан епископа (Peeters. 1939. P. 328).
Дата памяти П.- 4 окт., под к-рой его Мученичество помещено в груз. Минологии, засвидетельствована и в визант. традиции. Под этим числом краткое сказание о П. приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 105-106); в нем уточняется, что П. был поставлен во иереи митрополитом Бостры, очевидно уже после того, как стал вести уединенный образ жизни. В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под тем же числом (PG. 117. Col. 85) П. назван епископом Капитолиады; описание его истязаний в целом соответствует повествованию Мученичества, но исторический контекст изменен: П., согласно Минологию, был обращен в христианство вместе с семьей из язычества и пострадал от идолопоклонников (на этой версии, вероятно, основана встречающаяся в лит-ре ошибочная датировка его смерти III - нач. IV в.). В нек-рых более поздних визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память П. отмечена под 5 окт. (SynCP. Col. 107-108). В Палестино-грузинском календаре (Sinait. iber. 34, X в.) память П. как епископа Капитолийского указана под 23 нояб.; по мнению Ж. Гаритта, в этом сказалось влияние соседних памятей сщмч. Петра I, еп. Александрийского (25 нояб.), и Петра, патриарха Иерусалимского (26 нояб.) (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 105, 393).
В слав. Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., сказание о П. было включено на основании сведений из Синаксаря К-польской ц. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 15). В ВМЧ митр. Макария оно было заимствовано из Минология имп. Василия (ВМЧ. Окт. Дни. 4-18. Стб. 795). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 4 окт. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. как о преподобномученике (Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 179 об.); в совр. изложении она была незначительно расширена (ЖСв. Окт. С. 111).
В 1-е издание Римского Мартиролога 1583 г. память П., очевидно, была включена дважды: под 21 февр.- как Петра Маюмского (вместе с памятью еп. Петра Дамасского на основании сообщения прп. Феофана Исповедника; Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 32-33) и под 4 окт.- как пресвитера «в Амасии у Меотидского озера» (Ibid. P. 176), что Петерс интерпретировал как искаженное «в Эмесе, мон-ре Дайр-Мимас» (Peeters. 1940. P. 123-125). В пересмотренном издании Мартиролога 1586 г. обе памяти отсутствуют, а на 4 окт. перенесена память Петра, еп. Дамасского (MartRom. P. 433).
В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. и сщмч. Иерофея, еп. Афинского, отмечена 4 окт. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 60).
В ранних Типиконах, отражающих редакции Студийского устава (напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., в Мессинском Типиконе 1131 г.) память П. отсутствует, 4 окт. указана память только сщмч. Иерофея. Служба П. сохранилась под 5 окт. (4 окт. празднуется только сщмч. Иерофей) в древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.): последование П. объединено с последованием мц. Харитине Амисийской (с приоритетом ей) и содержит седален 8-го гласа ; 3 стихиры-подобна 4-го гласа на «Господи, воззвах»; канон 4-го гласа, нач.: с ирмосом (Ягич. 1886. С. 28-37; Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 17). Этот же канон П. сохранился в 4 греч. рукописях XIII в.; он содержит акростих Αἰνῶ σε, Πέτρε, μάρτυς ἠγλαϊσμένε (Воспою тебя, Петре, мучениче украшенный), нач.: ᾿Αρχὴ ἐχρημάτισας τῶν μαρτύρων̇, с ирмосом ῎Αισομαί σοι, κύριε, ὁ θεός μου̇; также указан другой седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τῷ τῆς χάριτος λόγῳ λαούς διέσωσας ἀλογίας̇ (Словом благодати неразумные народы обративый) (AHG. Vol. 2. S. 21-28).
В редакциях Иерусалимского устава, а также в русских и греческих первопечатных Типиконах память П. не указана. Последование П. также отсутствует в рус. Минее 1893 г. и в совр. греч. Минее, однако служба священномученику под 4 окт. включена в т. н. Зеленые Минеи и содержит канон 4-го гласа, нач.: «Начало был еси мучеником, Христе...», с ирмосом «Отверзу уста моя...».