[Серб. Петар II] (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1.11. 1813, с. Ераковичи, близ Негуши - 19.10.1851), свт. (пам. 19 мая), митр. Черногорский, серб. поэт. Был 3-м сыном Томы Маркова Петровича-Негоша, брата митр. Петра I (Петровича-Негоша), и Иваны, урожд. Пророкович. Учился у митр. Петра I, его секретарей Якова Цека и поэта Симы Милутинова, а также у Йосипа Троповича из Топлы. В 1825 г. митр. Петр избрал Радивоя своим преемником. На следующий день после смерти владыки (18 окт. 1830) Радивой принял монашество с именем Петр, в февр. 1831 г. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита еп. Призренским Ананией (1828-1836; впосл. митр. Фессалии). Выступивший против его избрания митрополитом губернатор Венеции в Черногории В. Радонич был приговорен к смертной казни, но по заступничеству П. в 1832 г. казнь заменили на высылку из Черногории.
На состоявшемся 2 окт. 1831 г. в Цетине Соборе было принято решение о создании Правительствующего Черногорского и Брдоского сената в составе 16 сенаторов, к-рый имел права решать внутренние и внешние дела Черногории и прерогативу в судебных функциях, и учреждена гвардия, в к-рую входили 156 членов. 24 мая 1833 г. принят свод законов из 20 статей, к-рые гарантировали безопасность жизни и имущества, регулировали общественный порядок, предусматривали наказания преступников вплоть до расстрела.
6 авг. 1833 г. в Преображенском соборе С.-Петербурга в присутствии имп. Николая I П. был хиротонисан во епископа. Впосл. был провозглашен митрополитом. Также он получил финансовую помощь, к-рая потом постоянно поступала в Черногорию во время его управления. По дороге в С.-Петербург, в Вене, познакомился с В. Караджичем, В. Копитаром, митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем).
Правление П. отличалось авторитарным характером. Свою миссию он видел в укреплении национального единства сербов, преодолении племенной розни и создании единого Сербского гос-ва, что основывалось на убеждении в том, что Черногория является последним остатком Сербского средневек. царства. Провозглашение святым его предшественника митр. Петра I (1834), по его мнению, способствовало консолидации общества вокруг главы Церкви и гос-ва. Наиболее достижимой идея восстановления Сербского царства казалась ему во время европейской революции (1848-1849), но последовавшие затем события его разочаровали. Когда 1846 г. нек-рые черногорцы, в т. ч. сенатор Т. Мушикин, во время голода, вызванного длительной засухой, решили перейти на сторону скадарского везиря, П. обвинил их в измене и приказал расстрелять.
Второе посещение П. России в 1836-1837 гг. затянулось, т. к. он почти 12 недель ожидал в Пскове разрешения на посещение С.-Петербурга. В февр. 1837 г. П. посетил могилу А. С. Пушкина в Святогорском мон-ре. Во время переговоров он добился выделения Черногории финансовой помощи в размере 80 тыс. р. ежегодно. Получив эти средства, П. благоустроил г. Цетине и возвел новую резиденцию Билярда рядом с Цетинским мон-рем. Особое внимание он уделял развитию образования. Во время 1-го посещения России купил типографию, к-рая заработала в Цетине (1834), и издал в ней «Сербский букварь» (Српски буквар. 1836) и «Сербскую грамматику» (Српска граматика. 1839).
Особое значение для серб. культуры имеет поэтическое творчество П., в к-ром он соединил средневек. серб. традиции с совр. поэтическими тенденциями. Ранние образцы лирики П. (сборники «Цетинский пустынник» (Пустињак цетињски), «Лекарство от турецкой ярости» (Лиjек jарости турске)) следуют традициям классицизма и находятся под влиянием народной эпической поэзии. Но впосл. у П. сформировался оригинальный поэтический стиль, отражающий переход от классицизма к романтизму.
Ярким произведением П. является философско-религ. поэма «Луч микрокосма» (Луч микрокозма. Београд, 1845), в к-рой в традициях платонизма, гностицизма и христ. мистицизма он символически представляет путешествие души через космос к Божиему престолу, небесную битву Бога и сатаны и ее последствия, отразившиеся на существовании земли и человека, и Второе пришествие Христа. Во время путешествия душа осознаёт свое падение в земное и материальное, обусловленное небесной битвой, и видит свое спасение во Втором пришествии.
Истории Черногории П. посвятил поэмы «Свободиада» (Свободиjада. Земун, 1854) и «Горный венец» (Горски виjенац. Беч, 1847), а также драму «Самозванец Степан Малый» (Лажни цар Шћепан Мали. Загреб, 1851). Поэма «Горный венец», к-рую автор посвятил «праху отца Сербии» Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи), описывает изгнание из Черногории сербов, принявших ислам, хотя достоверность ряда упомянутых в произведении событий условна. В ней представлен героизированный образ серб. народа как хранителя истинной веры в противопоставлении трагичности отрекшихся от нее. Текст изобилует народными изречениями, афоризмами, причитаниями, символами и пронизан мистическим восприятием жизни героя в духе гомеровской традиции. Драма «Самозванец Степан Малый» посвящена правлению Черногорией авантюриста, выдававшего себя за российского имп. Петра III Феодоровича (1761-1762), Степана (1767-1774), и представляет собой хилиастическое описание судьбы самозванца на фоне политических столкновений России, Турции и Венеции и борьбы Христа с сатаной. П. собирал народные поэмы, к-рые издал в сб. «Зеркало сербское» (Огледало српско. Београд, 1846), включив в него и свои произведения. Перевел на серб. язык отрывки из «Слова о полку Игореве».
Последние годы жизни часто проводил в Италии для лечения туберкулеза. Согласно завещанию, был похоронен в горном массиве Ловчен в капелле, к-рую он возвел в 1846 г. во имя свт. Петра Цетинского. Во время первой мировой войны капелла была разрушена, а останки П. перенесены в Цетине. В 1925 г. капеллу восстановил кор. Александр (Карагеоргиевич) и 23 сент. того же года перезахоронил в ней останки митрополита. В 1972 г. коммунистические власти Югославии разрушили капеллу, а на ее месте в 1974 г. в честь П. возвели мавзолей.
19 мая 2013 г. в Цетинском мон-ре состоялось прославление П. как местночтимого святого. В том же году была создана 1-я икона П., на к-рой святитель представлен в архиерейском облачении, в правой руке он держит макет церкви на Ловчене, а в левой - свиток с заключительными строками поэмы «Луч микрокосма» о Воскресении Христа.