АВРААМ
Том I , С. 156
опубликовано: 2 октября 2007г.

АВРААМ

[Авраамий, Аврамий; греч. ̓Αβραάμ, ̓Αβραάμης, ̓Αβραάμιος, лат. Abraham, Abramius; из древнеевр.  ,   - отец высоты, отец множества](ок. 350 - между 422 и 444), свт. (пам. 14 или 13 февр.), еп. Каррский. Происходил из обл. Кирской (Сирия). В юности А. подвизался в Халкидской пуст. близ Антиохии, где следовал чрезвычайно строгой аскезе, отчего тяжело заболел и не мог ходить. Исцелившись чудесным образом, он покинул пустыню и под видом торговца прибыл в сел. Ливан близ Эмесы (совр. Хомс, Сирия), где решил проповедовать Евангелие среди язычников. Поселившись в небольшом доме, А. сначала неск. дней безмолвствовал, а потом вместе с др. христианами стал совершать Божественные службы. Узнав об этом, жители селения пришли в ярость и, завалив двери, решили с кровли засыпать собравшихся землей. Однако, увидев, что замурованные в доме люди продолжают молиться и ничего не предпринимают для своего спасения, жители Ливана, пораженные их мужеством, раскопали вход и приказали заключенным покинуть селение. В это время туда прибыли сборщики податей, и А., не помня обид, причиненных ему, согласился быть покровителем поселян и внес за них залог 100 солидов. Многие жители Ливана под влиянием А. крестились и построили храм, в к-ром А. стал иереем и прослужил 3 года, после чего решил вновь удалиться в пустыню. Между тем опустела кафедра г. Карры (Харран, Сев.-Зап. Месопотамия), и преподобный, вопреки желанию, был рукоположен во епископа. Ему досталась в управление провинция с многочисленным языческим населением. Став епископом, А. сохранил образ жизни пустынника: питался одним салатом, цикорием и петрушкой, отказываясь от овощей, приготовленных на огне, хлеба и даже воды. А. стал известен своей заботой о странниках, а также удивительной способностью примирять враждующие стороны и защищать несправедливо обиженных. Слава о его подвигах дошла до имп. Феодосия II, к-рый пригласил А. в К-поль и принял его с великим почтением. В столице преподобный скончался, после чего сам император с торжественной процессией провожал до гавани его останки, к-рые затем перевезли в Сирию.

Краткое житие святого было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в., видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого помещено под 14 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Стб. 481).

Ист.: Феодорит. История боголюбцев. XVII; он же. Церк. ист. IV 28; ActaSS. Febr. Т. 2. 1658. Col. 767-768; SynCP. Col. 465.
Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 976; Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 785; T. 8. P. 482; T. 12. P. 407, 670; ЖСв. Февр. С. 290-291.
М. В. Грацианский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта)
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
  • ВАССИАН (ок. 319-409), еп. Лавдийский, свт. (пам. 10 июня; пам. зап. 19 января)