Николай Васильевич (20.10.1848, с. Подольское Костромского у. и губ.- 8.03.1917, Петроград), ординарный проф. СПбДА, директор С.-Петербургского археологического ин-та (СПбАИ), д-р церковной истории, один из основоположников рус. церковной археологии, историк христ. искусства, тайный советник (1905). Род. в семье священника, первоначальное образование получил под рук. родителей В. Н. и Е. Ф. Покровских. По окончании Костромского ДУ (май 1864) поступил в Костромскую ДС, в авг. 1870 г. был принят в состав нового курса СПбДА. В годы обучения на Церковно-практическом отделении СПбДА (1870-1874) под рук. проф. Н. И. Барсова написал канд. соч. «Русское проповедничество в конце прошлого и начале настоящего столетия» (Советом СПбДА работа признана заслуживающей денежной награды как одно из лучших студенческих сочинений). В сент. 1874 г. защитил диссертацию pro venia legendi (на право чтения лекций) на тему «Места богослужебных собраний христиан до времен Константина Великого»; 21 сент. был утвержден в должности приват-доцента кафедры церковной археологии и литургики СПбДА. В июне 1876 - сент. 1877 г. по ходатайству Церковно-практического отд-ния был командирован с ученой целью за границу, посетил Берлин, Дрезден, Страсбург, Париж, Женеву, Флоренцию, Рим, Неаполь, Мюнхен, Прагу и Вену. В Берлине познакомился с музеем христ. древностей проф. Ф. Пипера, др. собраниями, публичной б-кой; в Страсбурге слушал курсы лекций профессоров Ф. К. Крауса по древнехрист. археологии, эпиграфике, истории живописи средневековья и эпохи Возрождения в Италии, А. Крауса по литургике, Й. Якобсталя по истории церковного пения и др. В кон. февр. 1877 г. в Риме посетил катакомбы святых Каллиста, Присциллы, Домитиллы, Цецилии, Агнии; занимался в Латеранском и Ватиканском музеях; познакомился с Дж. Б. де Росси. По возвращении в С.-Петербург дополнил курс лекций новыми материалами и выступил инициатором организации при СПбДА церковно-археологической коллекции - «музея снимков и слепков с памятников старины, в состав которого могли бы входить и оригинальные памятники» (проект был утвержден определением Синода 11 апр. 1879, а П. назначен зав. музеем).
В 1878 г. приступил к систематическому чтению лекций по христ. археологии в СПбАИ, где с того же года выполнял обязанности ученого секретаря. Преподавательскую деятельность совмещал с ежегодными экскурсиями для слушателей по древнерус. городам, с участием в организации археологических выставок. В 1879/80 г. П. представил в Совет СПбДА и защитил магист. дис. «Происхождение древнехристианской базилики: Церковно-археол. исслед.» (СПб., 1880). После 2-й заграничной командировки (Турция, Греция, Италия, Франция, с 15 июня 1888 по 1 янв. 1889) завершил начатую в сер. 80-х гг. XIX в. докт. дис. «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» и в 1892 г. по отзывам Е. И. Ловягина и В. В. Болотова был удостоен степени доктора церковной истории (указ Синода от 1 июня 1892) (текст дис. опубл.: Тр. 8 Археол. съезда в Москве, 1890. М., 1892. Т. 1; СПб., 1892). В 1898 г. приступил к исполнению обязанностей директора СПбАИ.
Тематика ранних научных работ П. определилась под влиянием впечатлений, полученных во время заграничных поездок, и имела отношение преимущественно к памятникам раннего христианства (статьи: Древнеязыческое и христ. искусство // ХЧ. 1878. № 1/2. С. 3-17; Символические формы агнца в древнехрист. искусстве // Там же. № 5/6. С. 743-782; «Добрый пастырь» в древнехрист. символике // Там же. № 11/12. С. 483-498; Происхождение христ. храма // Там же. 1879. № 11/12. С. 501-551 и др.). Участие в деятельности научных учреждений и об-в, работа по организации и систематизации музея СПбДА сфокусировали направление исследований П. на анализ памятников рус. церковной старины, рассмотрение их в сопоставлении с визант. памятниками. Его первые труды в данной области были посвящены древностям Костромского края (Ипатьевская лицевая псалтирь 1591 г. // ХЧ. 1883. № 11/12. С. 594-628; Древности Костромского Ипатьевского мон-ря // ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34). В 1883 г., после открытия А. В. Праховым фресок в Кирилловской ц. в Киеве, П. опубликовал небольшую заметку о росписи этой церкви, положившую начало серии его работ по древнерус. храмовой декорации (Новое церк.-археол. открытие // ЦВ. Ч. неофиц. 5 янв. 1883. № 3. С. 9-10). Историко-литургический подход к памятникам древности (включая вопросы эволюции формы, характера декора и употребления), впосл. составивший основу научной методологии П., был опробован в серии докладов и сообщений на Всероссийских археологических съездах, начиная с V съезда в Тифлисе (реферат доклада: О брачных венцах // Тр. V археол. съезда в Тифлисе, 1881. М., 1887. С. 203-206; опубл. с доп.: Брачные венцы и царские короны: История формы брачных венцов и их символическое значение // ХЧ. 1882. № 7-8. С. 127-160). На источниковедческом анализе были построены доклады и рефераты на съездах в Одессе и Ярославле (Страшный суд в памятниках визант. и рус. искусства // Рефераты о заседаниях VI Археол. съезда в Одессе. № 5 (Из газ. «Новороссийский Телеграф»). Од., 1884. С. 6-7; опубл. полн.: Тр. VI Археол. съезда в Одессе, 1884. Од., 1887. Т. 3. С. 285-381; О следах апокрифических Евангелий в древнерус. иконописи // Рефераты о заседаниях VI Археол. съезда в Одессе. № 10 (Из газ. «Новороссийский Телеграф»). Од., 1884. С. 11; Характер иконографии в лицевых списках апокрифических сказаний о страстях Господних // Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1892. Т. 3. Прил. С. 55).
Возможности иконографического метода были опробованы в ходе изучения алтарной мозаики собора Св. Софии в Киеве (сообщение «Об иконографических формах «Евхаристии» Киево-Софийского собора», прочитанное в 1887 на заседании Русского археологического об-ва), а затем применены в монографии «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских» (исследование было предпринято по инициативе гр. П. С. Уваровой и первоначально включало обзор стенописей Ярославля и Ростова: опубл.: Тр. VII Археол. съезда в Ярославле, 1887. М., 1890. Т. 1. С. 135-305; отд. изд.: М., 1890), а также в докторской диссертации.
Цель своих работ П. видел в популяризации знаний о христ. искусстве: его соч. «Очерки памятников православной иконографии и искусства» выдержало неск. изданий (СПб., 1894, 1900, 1910) и не утратило значения до наших дней. Книга представляет собой переложение для широкой аудитории цикла лекций по истории искусства и охватывает материал начиная с первых веков христианства вплоть до синодального периода Русской Церкви. Просветительские цели отчасти преследовало издание альбома церковно-археологической коллекции СПбДА, выход к-рого был приурочен к 30-летию со дня открытия музея (Церковно-археол. музей С.-Петербургской ДА. 1879-1909. СПб., 1909).
Представление о педагогической деятельности П. дают литографированные курсы его лекций, изданные в типографии МВД (с 1885, почти ежегодно возобновлялись в 1889-1900), отзывы на студенческие и кандидатские сочинения (Журналы заседаний СПбДА), воспоминания студентов СПбДА и слушателей СПбАИ (Оглоблин. 1903). Однако круг учеников и преемников П. оказался невелик (наиболее одаренные ученики П., оставившие заметный след в науке: Д. А. Григоров, Н. А. Сперовский, И. А. Карабинов, Н. В. Малицкий), что объясняется как относительной молодостью науки о христ. древностях и скептическим отношением к ее предмету и задачам в среде академической профессуры рубежа XIX и XX вв., так и фактическим прекращением исследований в этой области знаний, а также физической расправой над учеными после Октябрьского переворота 1917 г.
Потребность в достойных преемниках была особенно остро осознана П. в последние годы его преподавания в СПбДА, откуда в 1905 г. он вышел на пенсию с правом чтения лекций по христ. археологии и литургике в звании сверхштатного ординарного профессора. Со временем курсы, к-рые вел П., перешли к Карабинову и Малицкому, последний после смерти учителя преподавал христ. археологию в Петроградском археологическом ин-те (ПАИ) и возглавил Музей Петроградской ДА. В 1919-1921 гг., после закрытия музея, Малицкий, как зав. музеем ПАИ, предпринял попытку спасти детище П.: музей был передан в ведение ПАИ и вывезен из академического здания (Обводной канал, д. 17), занятого интернатом для дефективных детей. Благодаря этому созданный П. музей частично сохранился; более 1 тыс. томов из б-ки ученого находится в б-ке Ин-та истории искусства в С.-Петербурге.
Научная деятельность П. была связана со мн. учреждениями и об-вами С.-Петербурга и Москвы: Русским археологическим об-вом (действительный член с 1880), Об-вом любителей древней письменности (чл.-кор. с 1884, почетный член с 1901), МАО (действительный член с 1887), имп. Археологической комиссией (сверхштатный член с 1892). С 1901 г. он являлся представителем от духовного ведомства в Комитете попечительства о русской иконописи (см. формулярные списки П.). В разные годы входил в состав временных комитетов и комиссий, в т. ч. по рассмотрению проектов внутренней отделки собора св. кн. Владимира в Киеве, по реставрации Успенского собора в Москве, по обсуждению проекта стенной росписи Софийского собора в Новгороде, по мозаичной росписи храма Воскресения Христова (Спас на Крови) на Екатерининском канале в С.-Петербурге, по изданию лицевого иконописного подлинника, по составлению проектов росписи Феодоровского Государева собора в Царском Селе, по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых и др.; материалы этих проектов регулярно публиковались в периодических изданиях.
Начиная с 1881 г. П. был постоянным участником Всероссийских археологических съездов, организованных МАО, неоднократно избирался в состав Ученых комитетов съездов в должности секретаря, впосл.- председателя отд-ний церковных древностей или памятников искусств и художеств. В 1901-1909 гг. как директор СПбАИ принимал деятельное участие в организации 4 областных историко-археологических съездов (Ярославль, Тверь, Владимир, Кострома).