[Греч. Πολύευκτος; лат. Polieuctus], мч. Кесарийский (пам. 19 дек., пам. зап. 21 мая). Краткая заметка о святом содержится в Василия II Минологии (1-я четв. XI в.). П. род. в Кесарии Каппадокийской. Будучи христианином, он посвятил жизнь проповеди Евангелия и мн. язычников обратил ко Христу. По приказу правителя города П. схватили и заключили под стражу. На допросе он отказался принести жертвы идолам. Тогда П. подвергли жестоким пыткам, а затем бросили в раскаленную печь, и т. о. мученик предал душу Богу (PG. 117. Col. 216).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 19 дек. П. упоминается вместе с мч. Тимофеем. Оба мученика, претерпев множество пыток за исповедание Христа, были сожжены заживо: П. - в Кесарии, Тимофей - в Мавритании (Сев. Африка) (SynCP. Col. 327-328). В нек-рых визант. Синаксарях XII-XIII вв. память П. и мч. Тимофея без сказания содержится под 18 или 21 дек. (напр.: Paris. gr. 1571 Mess. gr. 103 - SynCP. Col. 321, 333). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 19 дек. мч. Тимофей назван диаконом; под 21 дек. здесь обозначена память мучеников Еввиота и Полиевкта, врача Кесарийского, которого, возможно, следует отождествлять с П. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 140, 142; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 32, 33).
В Сирийском Мартирологе (411) память мучеников П. и Тимофея указана под 20 мая (PO. 10. Fasc. 1. P. 17). В Иеронимовом Мартирологе П. упоминается отдельно под тем же числом, а также под 22 мая; под 21 мая здесь обозначена память обоих мучеников с указанием, что Тимофей был диаконом и пострадал в Мавритании, а П.- в Кесарии Каппадокийской (MartHieron. Comment. P. 262-263, 265, 268). В западные «исторические» Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда) из-за неверного прочтения записи в Иеронимовом Мартирологе под 21 мая были внесены 2 заметки: память святых Тимофея, Полия и диак. Евтихия, пострадавших за проповедание Евангелия в Мавритании Кесарийской, и память П., принявшего мученическую кончину в Кесарии Каппадокийской вместе с мучениками Виктором и Донатом (Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 333, 427, 482; MartAdon. 1984. P. 165-166; MartUsuard. 1965. P. 233). При составлении Римского Мартиролога (80-е гг. XVI в.) Цезарь Бароний заимствовал памяти обеих групп мучеников (MartRom. P. 200). В совр. редакции Римского Мартиролога под 21 мая обозначена память только П. (MartRom (Vat.). P. 280).
Краткое сказание о П., переведенное с греч. языка, было включено под 19 дек. в слав. Пролог краткой редакции в кон. XI или нач. XII в. (изд: Слав.-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 498-499). В слав. Стишном прологе, созданном в Болгарии в XIV в., под тем же числом П. упоминается вместе с мч. Тимофеем (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 82). В ВМЧ митр. Макария и в «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, под 19 дек. обозначены 2 отдельные памяти мучеников (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 246. [1-я паг.]; [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 153).