Александр Гаврилович (1853, Владимир - 1.10.1893, Москва), композитор, знаток старинных церковных распевов, преподаватель церковного пения и музыкально-теоретических дисциплин. Род. в небогатой мещанской семье. Начал заниматься музыкой в 7-летнем возрасте, в 10 лет был взят в архиерейский хор при Владимирском и Суздальском еп. Феофане (Говорове). В 1866 г. перешел в московский Синодальный хор (регент В. И. Зверев), где пел партию дисканта, параллельно в течение 4 лет занимался в уч-ще при хоре, показывая отличные знания по муз. предметам (окончил в 1870). В янв. 1871 г. прокурор московской Синодальной конторы А. Н. Потёмкин направил П. учиться в Московскую консерваторию, в к-рой тот прошел полный курс теории у Н. А. Губерта, П. И. Чайковского и прот. Д. В. Разумовского, а также занимался в специальных классах: на 1-м году обучения - в классе скрипки И. В. Гржимали, на 2-м - в классе фортепиано П. Т. Конева и в 1873-1878 гг.- в классе контрабаса проф. Г. Ф. Шпекина. По неизвестной причине П. не получил документ об окончании консерватории (1878). С этого времени занимался исключительно церковным пением, добился известности как композитор и педагог. В 1877 г. по рекомендации проф. Московской консерватории Н. Д. Кашкина начал преподавать теорию музыки в 4-классном уч-ще при Синодальном хоре и в течение 16 лет был там основным преподавателем муз. предметов. В 1879-1884 гг. обучал нотному пению вновь принятых в Синодальный хор мальчиков, вел занятия по разучиванию новых песнопений со всеми малолетними певчими. Фактически он исполнял обязанности помощника регента и в 1881 г., когда появилось вакантное место помощника регента в Синодальном хоре, и он, уже имея аттестат на звание регента 1-го разряда от Придворной певческой капеллы (1876), подал прошение о зачислении его на эту должность, но это место занял др. претендент как старейший по гос. службе. В 1885 г. П. оставил преподавание теории музыки, вместо этого стал преподавать церковное пение. После реформирования четырехклассного уч-ща при Синодальном хоре в восьмиклассное уч-ще церковного пения (1886) П. продолжал преподавать церковное пение во вновь открывшемся певческом отд-нии (как отмечалось в одном из некрологов, «малолетние ученики А. Г. могли петь прямо по старинным крюкам»), в регентском отделении - гармонию и (в последние 2 учебных года) контрапункт, формы и историю церковного пения. С приходом С. В. Смоленского на пост директора Синодального хора и Синодального уч-ща (1889) П. принял участие в ряде его начинаний: преподавал на курсах для взрослых певчих Синодального хора и как композитор вместе с регентом В. С. Орловым и его помощником А. Д. Кастальским занимался обновлением репертуара Синодального хора в Успенском соборе Московского Кремля. Этот длительный процесс начался с пения евангельских стихир большого знаменного распева в переложении П. Еще в 1885-1886 гг. он, будучи членом Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП), участвовал в нескольких конкурсах по гармонизации древних церковных напевов, организованных этим об-вом. П. показал себя знатоком старинного крюкового церковного пения в 1883 г., когда прокурор Московской синодальной конторы поручил ему работу справщика очередного синодального издания «Сокращенного Обихода нотного пения». Незадолго до смерти П. работал над новой редакцией «Обихода нотного пения употребительных церковных распевов», напечатанного в московской Синодальной типографии в 1892 г. в 2 книгах. Он внес ряд исправлений и дополнений в это издание. В рапорте от 11 окт. 1893 г. обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву управляющий московской Синодальной типографией А. Н. Шишков писал, подводя итог деятельности П.: «...он принимал самое близкое участие в исправлении нотных книг, издаваемых за последнее время в Московской Синодальной типографии, внеся в это дело много усердия, труда и серьезных познаний».
П. жил в съемных полуподвальных помещениях, из-за чего тяжело заболел и скончался на 40-м году жизни. На отпевании П., совершённом под пение Синодального хора, присутствовали его многочисленные ученики и сослуживцы по Синодальному уч-щу и лицею в память цесаревича Николая (где он преподавал церковное пение в 1883-1893). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Духовная музыка П. была опубликована лишь частично, в изд-ве П. И. Юргенсона, в сборнике ОЛЦП и самим автором за его счет. Автографы неизданных произведений П. хранятся в фонде С. В. Смоленского (ОПИ ГИМ), они датированы 24 янв. 1887 - 11 февр. 1893 г. Бóльшую часть творческого наследия П. составляют переложения древних распевов: преимущественно знаменного, также греческого, киевского, болгарского; собственных сочинений - ок. 15. П. принадлежит неск. циклов литургий (Литургия св. Иоанна Златоуста (знаменный распев, № 38); Литургия св. Иоанна Златоуста простого напева для 3 однородных голосов, сборники «Из Литургии Василия Великого», № 32, «Из Литургии Иоанна Златоуста» болгарского и киевского распевов, № 39, а также моножанровые циклы: прокимны, задостойники; цикл «Богородичны осми гласов» в 3 вариантах (№ 34, 36 и 45 («Богородичны и славники»)). В стиле обработок П. опирался на принципы изданий Придворной певческой капеллы: одни, в широком расположении, напоминают переложения П. М. Воротникова, другие, в тесном,- переложения Г. Я. Ломакина. П. свободно использовал диссонансы, хроматизмы, допускал модуляции, трактуя устои распевов преимущественно как тоники новых тональностей, закрепляя их полными функциональными оборотами (единственным исключением является цикл «Прокимны» (№ 42)). Несоблюдение норм т. н. строгого стиля гармонии, разработанного еще в 60-х гг. XIX в. в трудах В. Ф. Одоевского и Н. М. Потулова, стало причиной жесткой критики произведений П. И. Чайковским. На полях партитуры Литургии П. (№ 38) Чайковский отметил несоответствие мелодии переложения синодальному Обиходу, добавление в мелодию знаменного распева диезов, использование доминантсептаккорда (Плотникова. 1996. С. 100-101). Чайковский перечеркнул все фрагменты рукописи П., не отвечавшие требованиям строгого стиля, и вынес резолюцию: «Он совсем не то делает, что нужно. Жаль! Ибо он мог бы, если б захотел, прекрасно гармонизировать» (№ 38. Л. 1 об.). Его одобрение вызвали лишь фрагмент «Канона молебного» (№ 37) и сборник № 32, однако с условием внесения исправлений согласно замечаниям. Последним сочинением П. стала гармонизация великого славословия 4-го гласа из крюкового старообрядческого издания А. И. Морозова.