ПОМОРЦЫ
Том LVII, С. 435-437
опубликовано: 28 августа 2024г.

ПОМОРЦЫ

(Поморское согласие, с 1989 Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ)), одно из крупнейших согласий беспоповцев в старообрядчестве, получившее название по Выголексинскому общежительству (Выговской пуст.), к-рое было основано в 1694 г. в Поморье. У П., организационно оформившихся раньше др. беспоповских согласий, сложились и получили обоснование главные принципы беспоповства: идея об уже совершившемся воцарении духовного антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии, разделение церковных таинств на «нужнопотребные» (крещение, покаяние, причащение), к-рые из-за вынужденного отсутствия священников могут совершаться и мирянами, и «потребные» (брак, елеосвящение, священство, миропомазание), к-рые по той же причине могут не совершаться. «Никониане» признавались еретиками 1-го чина, строго соблюдался запрет на совместную молитву и трапезу с «инославными». В Выговской пуст. был выработан порядок богослужения, основанный на дониконовской традиции и древних монастырских уставах, учитывающий отсутствие священников; составлены Устав церковный, уставы об исповеди, молебнах, чин крещения, дисциплинарный устав монастырского типа. Здесь же сложился и ведущий принцип организации жизни беспоповцев - соборность, оформился институт наставничества.

Выголексинское общежительство было не только истоком поморского согласия, но и его главным центром до сер. XIX в., высокий духовный авторитет его сохраняется и поныне как в среде П., так и в др. беспоповских согласиях. В основе этого авторитета лежали также церковно-культурные достижения Выга: глубокое изучение древнерус. наследия и собирание церковно-археологических свидетельств в пользу старых обрядов, результатом чего стали фундаментальные полемико-догматические труды - «Дьяконовы ответы» (1716-1719) и «Поморские ответы» (1723); исключительная по древности и разнообразию памятников б-ка, массовая профессиональная переписка книг (что было важно при отсутствии старообрядческого книгопечатания), создание собственных литературной и иконописной школ. Уже в 1-й пол. XVIII в. выговскими эмиссарами были основаны и имели прямую духовную связь с Выгом общины П. в Москве, С.-Петербурге, Архангельске, Каргополе, Ярославле, Романове, на Керженце, в Саратове, Верхокамье, на Урале и Алтае (на Урале и в Сибири создание общин шло параллельно с активным участием выговских рудознатцев в создании горно-металлургической империи Демидовых).

Развитие поморского согласия проходило в острой полемике с др. беспоповцами. В первые годы XVIII в. Выголексинское общежительство было вынуждено размежеваться с федосеевцами. Круг разногласий выявился в переписке 1700-1706 гг. основателей согласий - Андрея Денисова (см. в ст. Денисовы) и Феодосия Васильева: надписание «титлы» на кресте (федосеевцы настаивали на титле INЦI, П. считали правильным надписание «Iсус Христос Сын Божий»), отношение к «старожёнам» (людям, вступившим в брак до принятия старообрядчества, см. в ст. Брак), «торжищному брашну» (продуктам, покупаемым на рынке). Хотя со временем эти разногласия потеряли свою остроту, а в ряде случаев федосеевцы согласились с т. зр. П. (в случае «Пилатовой титлы»), оба согласия развивались самостоятельно, тем более что со временем их окончательно разделили новые проблемы (вопрос о браках, «царское богомолие»), однако даже в своем именовании («старопоморское согласие») федосеевцы признавали духовный авторитет раннего Выга. В кон. 30-х гг. XVIII в. в связи с доносом, в котором сообщалось, что выговцы не молят Бога за правящую государыню, в Выговскую пуст. прибыла правительственная комиссия О. Т. Квашнина-Самарина. Под давлением внешних обстоятельств в 1739 г. руководство общежительства ввело молитву за императрицу. Часть непримиримых противников «царского богомолия» во главе со старцем Филиппом покинула общежительство, образовав филипповское согласие. Филипповцы стали именовать оставшихся на Выге новопоморским, монастырским согласием или тропарщиками (за то, что те поминали царствующую особу в тропарях, кондаках и стихирах), однако безусловно признавали авторитет выговских уставов и сочинений, созданных до года разделения.

Полемика между 3 крупнейшими согласиями - поморским, федосеевским и филипповским - составила основное содержание развития беспоповского направления старообрядчества в XVIII в. Попытки их взаимного примирения чередовались с обострением споров, активизацией письменной полемики и соборной деятельности, однако результатом было лишь то, что 3 согласия обособились окончательно: как более радикальные, не признававшие богомолия за царя и ратовавшие за безбрачие, федосеевцы и филипповцы отказались от всякого сообщения с П. в молитве и трапезе и стали принимать переходящих к ним П. через перекрещивание.

Новый этап в развитии П. начался в посл. четв. XVIII в. и был связан с московской общиной, которая группировалась вокруг Покровской Монинской моленной во главе с ее руководителем Василием Емельяновым. Московские П., преимущественно купцы, для которых вопросы собственности и права ее наследования имели большое значение, считали необходимым решить проблему брака положительно. Уже в 70-х гг. XVIII в. они неоднократно обращались к выговским отцам с просьбой одобрить «новожёнческие» браки (заключенные старообрядцами в правосл. Церкви), однако согласия не получали. В нач. 80-х гг. XVIII в. В. Емельянов обосновал возможность совершения бессвященнословных браков, т. е. браков, заключаемых мирянином без участия священника, и разработал особый чин благословения на брак с чтением канона Всемилостивому Спасу и Богородице. В московской общине такие браки стали совершаться (об этом страннический наставник инок Евфимий упоминал в марте 1784), что вызвало не только резкие выпады федосеевцев и филипповцев, но также острую полемику среди П. Под давлением москвичей эта практика в 1795 г. была одобрена выговским киновиархом Архипом Дементьевым. В 1798 г. Г. И. Скачков привез с Выга мирное послание, в к-ром выговские отцы изъявили свое согласие с московской общиной по вопросу о браке. Скачков (наставник Монинской моленной в 1808-1821) внес большой вклад в организацию жизни московской общины: он составил «Канон Всемилостивому Спасу, певаемый во время сочетания брака», «Епитимийник», «Устав, или Правила для прихожан Монинской часовни»; благодаря его усилиям было получено разрешение на ведение метрической «Бракозаписной книги». Однако «Канон...» Скачкова, использовавшийся в московской и ряде др. общин, был принят не везде: при бракосочетании, к примеру, в с.-петербургской общине пели древний канон Спасу. В 1803 г. Павел Любопытный составил «Устав брачного правоверного староверчества» московской Монинской моленной, к-рый включал «Предварительные наблюдения законных браков», «Порядок законного брака», «Брачные обеты вступающих в супружество». Принятие практики бессвященнословных браков окончательно исключило возможность примирения П. с федосеевцами и филипповцами. За П. закрепилось название «брачных поморцев» или «поморцев-брачников».

В 1837 г. власти закрыли Монинскую моленную, тогда же начались репрессивные меры против Выговского общежительства, к-рое в 1854-1857 гг. было закрыто окончательно. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. развитие поморского согласия было связано с небольшими домашними моленными, в частности, в Москве их действовало до 50. К П. принадлежали известные купеческие фамилии: В. Е. Морозов и его потомки (см. в ст. Морозовы), И. К. Поляков, Зимины, Кокоревы, Горбуновы. Крупным поморским деятелем этого времени был Д. В. Батов, наставник поморской общины в Туле, начетчик и апологет согласия, автор более 300 сочинений.

Издание указов «Об укреплении начал веротерпимости» (1905), «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) коренным образом изменило правовое положение старообрядческих общин, в т. ч. поморских. 21 дек. 1906 г. одной из первых была зарегистрирована «Первая московская община беспоповцев поморского законнобрачного согласия» (наставник И. М. Горбунов), 13 марта 1907 г.- «Вторая московская старообрядческая община старообрядцев беспоповцев поморского брачного согласия» (наставник Н. И. Шпунтов), 12 июля 1907 г.- «Зуевская община старообрядческая поморского согласия» в с. Зуеве Богородского у. Московской губ. Первая московская община стала главным духовным центром П.: она первой построила собственный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воскресения Христова в Токмаковом пер. (архит. И. Е. Бондаренко, 1907-1908); была инициатором проведения 2 Всероссийских соборов П., приемлющих брак (1909, 1912), решения которых являются основополагающими для П. и поныне. Для выполнения постановлений соборов были созданы выборные органы: Совет всероссийских соборов и съездов П., приемлющих брак, и Училищная комиссия, образованы центральные органы Поморской церкви: Высший духовный совет и Духовная комиссия (Духовный суд), просуществовавшие до 1930 г. Работа в предсоборных совещаниях и обсуждение важнейших для П. вопросов на соборах выявили в согласии таких крупных начетчиков, как Л. Ф. Пичугин, Т. А. Худошин, И. И. Зыков. Важным консолидирующим этапом должен был стать 3-й Общероссийский поморский собор, намеченный на 1914 г., но его проведению помешала первая мировая война; отчасти заменой ему стало Всероссийское совещание П. в апр. 1917 г.

На Всероссийских и на специальных съездах П. поднимались вопросы организации образования и книгоиздательства, возрождения иконописания. После 1909 г. образовались 3 книгоиздательства П.: в Москве при Совете соборов, в Саратове при редакции ж. «Щит веры» (изд-во В. З. Яксанова) и в Северо-Западном крае. В авг. 1917 г. основан «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия», издававшийся 2-й московской общиной под ред. В. Н. Хвальковского (см. в ст. Хвальковские).

В 20-х гг. XX в. сохранялась высокая активность поморских общин, пытавшихся приспособиться к изменившимся общественным условиям. Практически повсеместно проходили соборные заседания, в ходе к-рых обсуждались вопросы уставного, вероучительного и организационного характера. К 1930 г. условия резко изменились, в этом году был закрыт храм в Токмаковом пер. (возвращен в 1993). Московским поморцам предоставили часть храма свт. Николы бывш. федосеевской муж. богадельни на Преображенском кладбище. В 30-х гг. XX в. было репрессировано большинство наставников поморского согласия, легальная церковная жизнь прекратилась. В более благоприятной ситуации оказалось многочисленное поморское согласие в Прибалтике. С 1927 г. в Даугавпилсе, затем в Риге выходили ежегодный поморский церковный календарь, ж. «Наставник», в 1928-1933 гг. под ред. И. Н. Заволоко издавался ж. «Родная старина», публиковались учебники по Закону Божию и по церковной истории.

Возрождение поморского согласия пришлось на кон. 80-х гг. XX в. Одним из главных инициаторов создания единого руководящего органа Поморской церкви был А. В. Хвальковский (1920-2005), представитель неск. поколений деятелей староверия. В 1989 г. был создан Российский совет Древлеправославной поморской церкви (РС ДПЦ) - централизованный, совещательный и координационный орган П. В ведении Совета в 1996 г. состояли П. в России, на Украине (18 общин), часть П. в Белоруссии (22 общины), П. в Молдавии (1 община), в Казахстане (10 общин), в Киргизии (1 община). В 2001 г. был создан координационный орган региональных (поместных) советов ДПЦ - Единый совет (ЕС) ДПЦ. В его состав входят региональные объединения: РС ДПЦ, Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии, Высший старообрядческий совет (ВСС) Литвы, ЦС ДПЦ Белоруссии. Ежегодно издается церковный календарь ДПЦ, 2 раза в год - Извещение РС ДПЦ.

В XX в. в поморское брачное согласие перешел ряд крупных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья. Т. о., П. стали самым многочисленным беспоповским согласием и остаются таковым по наст. время. К 1 мая 2004 г. в России было зарегистрировано 45 организаций ДПЦ, однако фактически существует более 200 общин, значительная их часть не зарегистрирована. Восстановлена соборная жизнь П.: в С.-Петербурге в храме Знамения на Тверской ул. прошли 3-й (2006) и 4-й (2009) Всероссийские соборы ДПЦ.

Ист.: Мат-лы для истории беспоповщинских согласий в Москве: Федосеевцев Преображенского кладбища и поморского Монинского согласия / Собр.: И. Н. Попов. М., 1870; Деяния I Всерос. собора христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909; Деяния II Всерос. собора христ. поморского церк. общества. М., 1913; Деяния III Всерос. собора Древлеправославной Поморской церкви. СПб., 2008.
Лит.: Вишняков А. Г. Старообрядческие Покровская молельня и филипповская часовня в Москве. СПб., 1865; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в.: Исслед. из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изд. и рукописным. СПб., 1898; он же. Из истории раскола 1-й пол. XVIII в.: По неизд. памятникам. СПб., 1908; он же. Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в. СПб., 1909; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосиб., 1988; она же. История и человек в соч. старообрядцев XVIII в. Новосиб., 1996; Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - нач. XIX в. Новосиб., 2006; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра: В 2 т. М., 2002; она же. Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом пер. М., 2008; она же. Старообрядчество: История и культура. М., 2016.
Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
  • БОРИСОВ Андрей (1734 - 1791), киновиарх Выголексинского общежительства
  • ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883 - 1965), деятель старообрядческого поморского согласия
  • ВАРЛААМ (Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), старообрядческий инок
  • ВАРУНИН (род. 12.06.1961), председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Об-ва культуры и развития староверов Эстонии
  • ВИКУЛИН Даниил (1653 - 1733), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства