[Греч. ᾿Ορέντιος, Θαρνάκιος, ῎Ερως, Θίρμος, Θιρμῖνος, Κυριακός κα Λογγῖνος], мученики (пам. 24 июня; пам. греч. 25 июня). Об этих мучениках известно из довольно пространного сказания в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), к-рое, вероятно, представляет собой сокращенный вариант несохранившегося Мученичества (SynCP. Col. 767-678).
Согласно синаксарному сказанию, родные братья О., Ф, Е., Фирм, Фирмин, К. и Л. жили на рубеже III и IV вв.; происходили с востока Римской империи. При императорах Диоклетиане и Максимиане в Антиохии они были призваны в армию кувикулярием Родоном, определены в Легеандрский (Λεγέανδρον) легион и направлены служить на север империи, во Фракию. В это время скифы перешли Дунай и стали беспощадно разорять рим. земли. Максимиан с войсками выступил против варваров. Одним из предводителей скифского войска был великан по имени Мармароф (Марафом; Μαρμαρώθ, Μαραθώμ), к-рый перед сражением вызвал на поединок самого императора. О., отличавшийся мужеством и показывавший чудеса воинского искусства, вызвался выйти на бой с великаном и победил его, пронзив копьем. Отрубленную голову врага О. принес императору в качестве трофея. Скифы, деморализованные поражением своего лучшего бойца и военачальника, отказались от сражения и бежали с рим. территории.
Максимиан, восхищенный победой О., устроил торжества с жертвоприношениями языческим богам. Главным участником этого действа должен был стать О. Но тот заявил, что он христианин и своей победой обязан Христу, а не бездушным идолам. Чтобы не вызвать возмущения в войске, для к-рого О. был героем, Максимиан не стал принуждать его к жертвоприношению, а сделал вид, что уважает его позицию, и подарил пояс поверженного врага. Однако спустя нек-рое время он призвал О. с братьями и стал требовать отречения от Христа. Братья решительно отказались, и тогда Максимиан удалил их из легиона, направив к наместнику г. Сатала (ныне Садак, Турция) в пров. М. Армения, приказав тому сослать их дальше на Кавказ, если они не изменят свое решение (о ссылке буквально сказано: «в Абазгию и Зикхию [см. ст. Зихия]», в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец, видимо, от себя добавляет уточнение: «в страну, которая ныне называется Черкесия (Τζερκεζία)» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 276).
Братья остались верны христианству и отправились в далекую ссылку. Их путь был настолько тяжелым, а обращение конвоиров было настолько жестоким, что могучие воины вскоре оказались истощены от голода и один за другим скончались. Первым умер Е. (22 июня) в месте под названием Кени-Паремболи (Καινὴ Παρεμβολή, т. е. Нов. Лагерь, на побережье Чёрного м., между Трапезундом (ныне Трабзон) и местечком Ризей (Ρίζιον, Ροιζαῖον), ныне Ризе, Турция). Через 2 дня, т. е. 24 июня, в Ризее О. был брошен в море с камнем на шее. Арх. Рафаил перенес мученика на прибрежный утес, где О. скончался и был с честью погребен нашедшими его тело местными христианами.
Ф. умер 3 июля в месте под названием Кордола (Кордила; Κορδόλη, Κορδύλη), в 30 км от Ризея. Фирм и Фирмин скончались в один день - 7 июля в крепости Апсар (ныне Гонио, в 15 км к югу от Батуми). К. с отрядом, двигаясь вдоль побережья Чёрного м., достиг Лазики и умер в сел. Зиганис (ныне Гудава, Абхазия) 14 июля. Л. погиб 28 июля, во время кораблекрушения на пути из Зиганиса, близ берегов Питиунта (ныне Пицунда, Абхазия), где позже мученик был похоронен.
Исследователь сказания П. Петерс видел в тексте сходство с Мученичеством Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (пам. 13 дек.), к-рые также пострадали в гонение Диоклетиана и Максимиана и в мученичестве к-рых также фигурирует г. Сатала. Петерс считал, что Мученичество 7 братьев не имеет под собой исторической основы и изобилует агиографическими топосами (победа над великаном, спасение архангелом). Он относил создание первоначального текста к VII-VIII вв. По предположению Петерса, возникновение этого Мученичества обусловлено противостоянием жителей Византии и арабов, к-рые начали претендовать на территории на вост. берегу Чёрного м., и с целью сохранить влияние Церкви среди местного населения было составлено Мученичество 7 братьев с упоминанием населенных пунктов вдоль визант. дороги, идущей по побережью Чёрного м. Отмечается точность последовательности указанных в тексте топонимов.
Противоречит т. зр. Петерса то, что в тексте приведены дни кончины каждого из братьев, а также наличие даже в сокращенной версии множества деталей, таких, напр., как название легиона, где служили мученики, имя «скифского» великана, имя и должность призвавшего братьев в армию чиновника; если бы текст составлялся с целью пропаганды, эти подробности вряд ли были бы нужны агиографу. Какое варварское племя понимается под скифами, неизвестно,- возможно, речь идет о готах. Несмотря на присутствие в Мученичестве черт агиографической легенды, полностью согласиться с Петерсом нет достаточных оснований. Несохранившееся Мученичество вполне могло быть составлено в нач. IV в. и сообщать о реальных событиях.
Сказание о мучениках и их память включены также в арм. Синаксарь Тер-Исраэла под 18 марта. В средневековых зап. Мартирологах памяти братьев нет, она была включена в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием лишь в XVI в. под 24 июня (день кончины О.) в соответствии с Синаксарем К-польской ц. Перевод визант. синаксарного сказания помещен в ВМЧ также под 24 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 241 (2-я паг.)); из визант. стишных Синаксарей память братьев попала в слав. стишной Пролог (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 55-56); в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского указаны только памяти О., Ф., Е., Фирма, Фирмина, К. и Л., Мученичество не приводится.
В Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. с братьями отмечается 24 июня без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). Также они упоминаются 23 июня в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 265). По одной из афонских рукописей XV в. известен посвященный им канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом ῾Επτάδα τιμῶ μαρτύρων ὁμαιμόνων. ᾿Εγὼ ᾿Ιωσήφ (Седмерицу прославлю братьев-мучеников. Иосиф), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ), нач.: ᾿Εν ἔξ ἡμέραις, παντουργέ, τὴν σύμπασαν (За шесть дней, всех Творец, всю землю) (см.: Ταμεῖον. Σ. 222). В совр. русских и греческих богослужебных книгах служба О. и его братьям отсутствует.