(Греч. «Παραμυθία» - «Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря. По преданию, чудо от иконы произошло 21 янв. 1320 г. (др. дата - 807 г., не соответствует датировке образа). Банда пиратов приплыла к Ватопеду и, укрывшись, ожидала, когда откроют монастырские ворота, чтобы ограбить обитель. По обыкновению, после утрени игумен должен был во внешнем притворе собора передать ключи от ворот привратнику, но вдруг услышал голос от образа Божией Матери, запретивший отворять ворота в этот день, а подняться на стены и отразить нападение разбойников. Игумен узрел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресв. Деве со словами: «Не надо, Мати Моя, не возвещай им сего, пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но Она отвела руку Сына и, обращаясь к игумену, повторила предостережение. Собравшиеся монахи увидели, что изображение на иконе изменилось в соответствии с рассказом настоятеля. В память о чудесном избавлении обители перед образом горели неугасимая лампада и «свеща великая». Впосл. образ (140×120 см) был снят со стены и перенесен в парекклисион Парамифии кафоликона (программа рописи 1677/78 критского мастера посвящена Божией Матери). Там совершали постриги; в наст. время в парекклисионе ежедневно служат молебен, в пятницу - литургию.
Поясной образ относится к типу «Одигитрия». Младенец восседает на левой руке Богоматери, Его фигура немного отклонена назад, взор обращен к Пресв. Деве. Характерная особенность извода - поднесенная к Ее устам правая (несоразмерно длинная) рука Иисуса Христа, в Его левой руке - свиток (расположен почти горизонтально над коленом); левая ножка поднята выше правой. Голова Божией Матери обращена влево, от Младенца, правой рукой Она держит Его за запястье. Чепец и туника Богоматери синего цвета, мафорий коричнево-фиолетовый с золотой каймой и звездами, хитон Спасителя коричневый с красным клавом, гиматий охристый с ассистом. Нимбы золотые, фон иконы синий, на нем надпись: «Η ΠΑΡΑΜΥΘΙΑ». Типы ликов восходят к образам палеологовского искусства: черты лица Богоматери крупные, с миндалевидными глазами и удлиненным носом, Младенец с округлым лицом; письмо ликов контрастное (по темному санкирю), с энергичным рисунком. Образ поновлялся в позднее время (по мнению Е. Н. Цигаридаса и П. Х. Пападимитриу, переписан в кон. XVI - нач. XVII в.; не исключено, что также в XVIII-XIX вв.), очевидно, в нижней части изображения находится большая вставка с реконструкцией живописи. Судя по относительно раннему списку (келейная икона свт. Димитрия Ростовского, см. разд.: Ватопедская икона Божией Матери), первоначальный рисунок ног Богомладенца и Его одеяний мог быть иным.
Серебряный позолоченный оклад, изготовленный в Яссах (Молдавия) в 1859 г. по заказу архимандрита мон-ря Ватопед Дионисия (в надписи в нижнем картуше ризы сообщаются, кроме сведений о заказе, имена 20 вкладчиков), повторяет композицию и детали изображения на иконе. Он полностью закрывает образ, кроме ликов (в т. ч. кисти рук, ступни Богомладенца), нимбы и одеяния украшены чеканными растительными орнаментами; на полях в овальных клеймах помещены полуфигуры пророков с атрибутами.
Н. П. Кондаков рассматривал икону как произведение XV или нач. XVI в. с поздними переделками «греко-итальянского происхождения», которое написано «так же, как все письмо соборных фресок Ватопеда» (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 167). По мнению Н. П. Лихачёва, источником иконографии являлись средневек. зап. образцы, такие как роспись апсиды (ок. 1200) капеллы вмц. Екатерины в крипте собора Нотр-Дам в Монморийоне (деп. Вьенна, Франция; см.: Лихачёв. 1911. С. 213, 217. Рис. 458). Совр. исследователи выявили ряд образцов аналогичной иконографии, созданных до прославления образа, преимущественно на Кипре, Крите, в Сербии и др. странах визант. мира. Цигаридас и Пападимитриу в качестве раннего примера назвали фреску на предалтарном сев. столбе в ц. Св. Софии в Охриде (Македония, между 1037 и 1056; сохр. нижняя часть композиции, ноги Младенца обнажены и перекрещены; реконструкцию П. Мильковича-Пепека см.: Miljković-Pepek P. La fresque de la Vierge avec le Christ du pilier situé au nord de l'iconostase de Sainte Sophie à Ochrid // Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 388-391). А. Папагеоргиу считал, что этот иконографический тип возник в К-поле (Παπαγεωργίου. 1999. Σ. 333-335). Смысл иконографии, переданный в жесте лобзания руки Спасителя, связывают с Его голгофской жертвой, с целованием после снятия с креста при оплакивании, с пророчеством Симеона Богоприимца (Лк 2. 34-35).
Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακῷ τῷ τρόπῳ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργίου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами (Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.
В русской иконописи живописные и гравированные изображения «О. или У.» и. известны в сводах икон Божией Матери с 1-й четв. XVIII в. (именуется Ватопедской): гравированный цикл 1713-1714 гг. работы Г. П. Тепчегорского (ГМИИ), икона 1722 г. письма Ивана Дорофеева из ц. апостолов Петра и Павла в Нов. Басманной слободе в Москве (частное собрание), икона 1-й трети XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) и др. Тогда же получили распространение иконные образцы с этим изображением (на бумаге 1-й пол. XVIII в. - в ЦМиАР, также в ГМЗРК из собрания иконописца В. Великанова). Один из сравнительно ранних известных храмовых рус. списков «О. или У.» и. кон. XVIII - 1-й трети XIX в. (внизу тропарь из канона молебного Пресв. Богородице) находится в ц. Успения Пресв. Богородицы дер. Балобаново (Рыбинский р-н Ярославской обл.).
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iго по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.
Афонские списки «О. или У.» и. кон. XIX - нач. XX в. хранятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (в киоте у сев. стены в вост. части), Богоявленском соборе Кургана, ц. вмц. Ирины (Троицкой) в Покровском в Москве, новопостроенной ц. в честь «О. или У.» и. в пос. Вадино (Сафоновский р-н Смоленской обл.; образ передан цыганами, сохранявшими его с 20-х гг. XX в.), в рус. соборе свт. Николая Чудотворца в Вене, в музейных собраниях (ВУИАХМЗ, Историко-худож. музей г. Арзамаса). Небольшой список образа (собрание В. В. Селиванова, Москва) исполнен в 1890 г. и, согласно штампу на обороте, освящен в рус. скиту ап. Андрея Первозванного. Подобные иконы, написанные отчасти в академической манере (личное письмо) с условной «золотопробельной» разделкой одеяний, только в общих чертах воспроизводят иконографию оригинала, детали рисунка варьируются; они именуются, как правило, образом Пресв. Богородицы «Отрады или Утешения». На основе подобных икон в 1887, 1896 гг. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе исполнены хромолитографии образа разного размера (на золотом и зеленоватом фонах). В качестве небольших «раздаточных» икон в рус. обителях на Афоне бытовали печатные оттиски на атласе. Небольшие творческие повторения ватопедской иконы писали также в мастерских российских мон-рей, напр. Казанской Богородицкой обители (нач. XX в., частное собрание, Казань), на Украине и в южнорус. землях (частные собрания), в Москве, во Мстёре (ЦАК МДА) и др.
Раскрашенная фотография с «О. или У.» и. (без оклада, раскраска условная) изготовлена в 1860 г. П. И. Севастьяновым (РГБ. Ф. 269/2. К. 26. Ед. хр. 29. Л. 39); прорись с рус. иконы или фотографии из собрания Лихачёва опубликована им в 1911 г. (Лихачёв. 1911. С. 216. Рис. 456). Неточный рисунок с образа помещен в рукописи «Книги странствий во Иерусалим и в гору Афонскую в 1858 и 1859 годах» иером. Иеронима (Суханова) из Николо-Пешношского мон-ря (3-я четв. XIX в.; РГБ. Ф. 218. № 925.2. Л. 180, описание на л. 180 об.; икона именуется «Отрадой»). Литография работы А. И. Траншеля иллюстрирует кн. «Вышний покров над Афоном» (1861), др. литографии (иконография образа немного варьируется) встречаются в переизданиях книги (указаны размеры образа: 1 аршин 14 вершков × 1 аршин 61/2 вершков) и в сборниках изображений явленных и чудотворных икон (1848, 1866 и др.).
В нач. XXI в. в Ватопеде и в др. афонских обителях выполнено неск. точных списков чудотворной иконы для храмов в России (в иконописной технике на доске, фон золотой): для московских церквей в честь ватопедского образа на Ходынском поле (ок. 2004), на Каховке (2016), для жен. мон-ря в честь «О. или У.» и. в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. на Украине (2010; роспись одесского иконописца С. Кравцова в мон-ре посвящена истории чудотворного образа, созданию его списка для ольшанской обители и торжественной встрече его сестрами мон-ря), для пещерного Ляданского муж. мон-ря (Белоруссия), где устроен домовый храм с таким же посвящением. Рисунок с «О. или У.» и. для Миней МП выполнили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина.
Полная бденная служба иконе была составлена в Руссике схим. Аркадием (Любовиковым; 1830-1908) (хранится в б-ке афонского Пантелеимонова монастыря; см.: Русский афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012. С. 268. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 1)). Рифмованный (с особым напевом) акафист иконе написан проф. П. П. Мироносицким в 1928 г. (начальные буквы строф образуют акростих «Ангелов радосте, миру отрадо»).
Чудотворная икона в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре. Была келейным образом свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, с 1709 г. хранилась возле его гроба, с 1757 г. - вблизи от раки святого. С 1997 г. по наст. время образ находится возле раки со св. мощами свт. Димитрия (ныне в ц. свт. Димитрия Ростовского мон-ря).
По иконографическим признакам образ является зеркальным отображением «О. или У.». и. с нек-рыми изменениями в рисунке и пропорциях фигур. На ростовской иконе Богородица поддерживает правой рукой Младенца, Ее приподнятая левая рука держит под ладонью Его руку. Голова Пресв. Девы немного наклонена к левому плечу, взгляд направлен к зрителю. Она облачена в темно-вишневый мафорий с золотой каймой и крупными золотыми звездами на очелье и левом плече; чепец и рукав платья выделены сине-зеленым цветом. Богомладенец представлен слегка откинувшимся назад, в небольшом повороте к Богоматери, в правой руке держит белый свиток, левая возле уст Богородицы, ножки изображены обнаженными, правая выдвинута вперед. На Младенце светло-голубая рубашка, синий с золотым ассистом клав с 2 сторон спускается вниз, под аналогичный по цвету пояс; охристый гиматий с обильным ассистом ниспадает многочисленными складками. Икона состоит из единой доски (48,8×40×2,5 см), укрепленной на обороте 2 встречными шпонками (восстановлены в 1998 после возвращения образа в обитель).
На основе стилистических особенностей живописи Ватопедская икона датируется 2-й четв. - сер. XVI в. (образ близок по колориту, цветовой растяжке нимбов, темноватой карнации ликов к московским иконам «Богоматерь Тихвинская» и «Свт. Николай Чудотворец» 50-х гг. XVI в. из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР). В рисунке ликов ростовской иконы, написанной, несомненно, рус. мастером, просматривается ориентация на визант. образец палеологовского времени.
В 2008 г. икона была украшена серебряным чеканным позолоченным окладом с драгоценными камнями, жемчугом, выемчатой эмалью и эмалями по скани (выполнен на художественно-производственном предприятии «Софрино» РПЦ). По сообщению вкладной надписи, ризу «поставили» в обитель С. Н. Сапронов и С. С. Щербинин при патриархе Алексии II, архиеп. Ростовском и Ярославском Кирилле (Наконечном), игум. Серафиме (Симонове).
О появлении Ватопедской иконы у свт. Димитрия Ростовского существует неск. гипотез. Более распространено предание о том, что келейная икона - родительское благословение святому. Согласно др. версии, свт. Димитрия благословил этим образом патриарх Иоаким (Савёлов) за труд по составлению Житий святых, когда в составе свиты гетмана святитель посетил патриарха 13 сент. 1689 г. в Троице-Сергиевом мон-ре (Дневные записки. 1848. С. 489-490). Это предание можно связать со сведениями о том, что выходец из Ватопеда прп. Максим Грек последние годы жизни провел в Троице-Сергиевом мон-ре, где, возможно, остался принадлежавший ему список «О. или У.» и. Кроме того, в дневниках свт. Димитрия упоминается о благословении его в 1700 г. образом Божией Матери (назван московским, очевидно, по происхождению), взятым из алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря, в прошлом был прислан царем Алексеем Михайловичем митр. Киевскому Петру (Могиле) (Там же. С. 499-500).
Икона была привезена в Ростов свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. После кончины святителя 28 окт. 1709 г. 2 дня образ находился при его гробе в ц. Всемилостивого Спаса Ростовского архиерейского дома, ок. месяца - в ростовском Успенском соборе в ожидании прибытия местоблюстителя патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Икона участвовала в погребальной процессии с телом свт. Димитрия из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский монастырь 25 нояб. 1709 г. и была оставлена при гробнице святого в Троицком (Зачатьевском) соборе обители. До обретения мощей свт. Димитрия (1752) почитатели его памяти молились перед его келейным образом, при описании чудес у мощей святителя нередко упоминалась Ватопедская икона.
В нач. 50-х гг. XIX в. было создано «Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской…» (Архив ГМЗРК. Р-813). Неизвестный автор Сказания писал, что икона почти 9 лет укрепляла свт. Димитрия «в спасительных подвигах, сопровождала тело его, как неутешная мать любезное чадо, до глубины земли, а праведный дух его до высоты царствия небесного…». Когда от св. мощей свт. Димитрия начали совершаться чудеса, тогда же «проявилась сила благодати сей келейной его иконы» и «во многих сердцах возбудила веру поклоняться и почитать Ее с особенным усердием». Богомольцы совершали молебны перед образом в мон-ре или «благоговейно принявши икону на руки своя, приносили в домы свои». Иногда Богоматерь являлась молящимся Ей «в том точно виде, как изображена есть на дске под именем Матери Божией Ватопедской» далеко за пределами Спасо-Иаковлевской обители. В 1848-1849 гг. во время эпидемии холеры Ватопедскую икону вместе с др. святыней Ростова - чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора обносили «около своих жилищ при молебных пениях», защитив тем самым город от страшной болезни. В течение неск. лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы.
В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской. В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского.
В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове.
Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).
В наст. время ростовская Ватопедская икона - самый ранний русский список с афонской святыни. Зеркальность композиции ростовской иконы по отношению к «О. или У.» и., очевидно, объясняется тем, что при ее написании иконография была малоизвестной и иконописец неправильно использовал иконный образец (прорись). Со 2-й пол. XV в. на Руси существовало особое внимание к афонским духовным центрам (в частности, к Ватопедскому мон-рю), в московском искусстве 1-й пол. XVI в. появились списки с изображением нек-рых святынь Ватопеда. Можно предположить, что это произошло под влиянием деятельности приехавшего оттуда прп. Максима Грека (празднование святому и Ватопедской иконе совершается в один день).
Списки Ватопедской иконы в наст. время встречаются редко; один из ранних, закрытый чеканным позолоченным окладом с ангелами, датируется 1752 г. (год обретения мощей свт. Димитрия Ростовского; ГИМ). Однако в XIX в. иконы этого извода были распространены, особенно в ростовских храмах и мон-рях. Так, в алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы мон-ря находился список «мерою» чудотворной иконы. Имеются сведения о создании списков образа для именитых паломников: такие иконы были преподнесены имп. Александру I, имп. мц. Александре Феодоровне в 1913 г. (во время посещения августейшей семьей Ростова), позднее - вел. кнг. Елисавете Феодоровне и др. На обороте Ватопедской иконы Божией Матери кон. XVIII - нач. XIX в. (18×14 см, ГМЗРК; приобретена в 1909 в антикварном магазине в Ростове) сделана надпись: «Благословенïе Всечечестнѣйшагω и Всепочтеннѣйшагω Отца Амфилохï Въ иi [18] день феврарïа акв гω [1822] года». Предположительно икона могла быть написана иером. Амфилохием (Яковлевым), к-рый более 40 лет исполнял послушание у раки свт. Димитрия и известен как иконописец. На небольшом образе точно воспроизводится иконография оригинала, при этом взор Богоматери обращен в сторону, немного изменены цвета одеяний; позолоченный оклад выполнен из гипса.
Списки Ватопедской иконы создавали иконописцы Ростова и др. городов, о чем свидетельствуют иконные образцы, в т. ч. в иконописных подлинниках. Н. П. Кондаков указал, что в лицевом подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова в музее ОЛДрП (№ 730) имеется прорись Ватопедской иконы с подписью: «Изображение и мера Чудотворнаго образа Пречистыя Бца ватопедскои моление новояв[л]еннаго святителя и чудотворца Димитрия, которои имеетца и ныне при гробе его». «Мера цке вишина одинадцать вершков, ширины деветь вершков» (Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 174. Примеч. 1). Сохранилась московская литография 1885 г. с воспроизведением чудотворного образа (Рубцова М. Л. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря: Св. покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. Ростов; М., 2016. С. 147).
С 3-й четв. XVIII в. изображение Ватопедской иконы стало характерной особенностью иконографии свт. Димитрия Ростовского. В XIX в. чудотворный образ часто осенял вид Спасо-Иаковлевского мон-ря на его изображениях в технике ростовской финифти. Бытовали эмалевые образки с изображением этой иконы (ГМЗРК, ЦМиАР). Совр. иконописцы Ростова создают произведения с Ватопедской иконой в технике финифти.