(XVI в.?), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Ястребский. Указание на год смерти святого и прп. Вассиана Ястребского - 7100 (1592), содержится в «Книге, глаголемой Описание о российских святых», называемой в отдельных исследованиях «святцами», и является приблизительным. «Книга, глаголемая…» именует П. пустынником, а Вассиана - священноиноком (Описание о российских святых. С. 228. № 417). Это позволяет предположить, что П. не имел священнического сана.
О жизни П. сведений не сохранилось. Его почитание отразилось в посвящении основанных им обителей, а их, исходя из данных писцовых книг 1628-1630 гг. по Муромскому у., было 2 (в справочной лит-ре, в т. ч. в «Материалах…» В. В. Зверинского, сообщается об одном мон-ре, но в писцовых книгах объединены сведения о 2 обителях). О 1-й основанной П. пустыни - на р. Ястреб, правом притоке р. Судогды, в окрестностях с. Заястребье (16 км на северо-восток от пос. Красное Эхо), в писцовых книгах кон. 20-х гг. XVII в. сообщается: «…пустынь Прохорова первая на речке Ястребе, а в ней церковь Воздвижения Животворящаго креста Господня - ветха, другая церковь Алексея митрополита - обе стоят без пения; на церковной земле 3 двора, пашни по 20 четвертей в поле, сена 30 копен, лесу 20 десятин» (Добронравов. 1897. С. 544). В 1998 г. на том месте, где предположительно находилась пустынь, был водружен крест и отслужена панихида, а в 2010 г. воздвигнута часовня.
П. также считается основателем другой пустыни - Преображенского монастыря около дер. Гладышево, в 7 км от с. Мошок. Писцовые книги сообщают о ней: «Князя Ворытынскаго монастырь Прохорова пустынь меж речек Черной и Крутца, а в ней церковь Преображения Господня древяна вверх с папертью, другая теплая церковь Николая Чудотворца ветха - стоит без пения - обе церкви строение вотчинниково» (Добронравов. 1897. С. 544-545). Церковь в пустыни была построена на помин души родителей И. М. Воротынского, прежде всего его отца М. И. Воротынского, умершего от пыток близ Кашина по дороге в ссылку в кон. 1573 - нач. 1574 г. Воротынские содержали пустынь до 1685 г.; вскоре после смерти последнего представителя рода, но не ранее 1700 г. (Зверинский. С. 215), мон-рь стал погостом. В сер. XVIII в. сгорела деревянная церковь, около которой были, по преданию, погребены основатели мон-ря. Она неоднократно возобновлялась, существовавшая еще в нач. XX в. церковь была разрушена. В 2011 г. в дер. Гладышево построен Преображенский храм, один из его приделов посвятили преподобным П. и Вассиану.
В иконописных подлинниках память П. указывается под 8 июля (напр., в иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова) или под 28 июля (в т. н. Кайдаловских святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 571)). Имена П. и Вассиана включены в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. (Минея (МП). Июнь. С. 262). Существует молитва преподобным П. и Вассиану (Преподобные Прохор и Вассиан Ястребские и прав. Савва Мошокский, судогодские чудотворцы / Сост.: Н. В. Белицына, прот. Георгий Морохин. Судогда; Владимир, 2010).
Ранние изображения П., как и прп. Вассиана, не выявлены. В нек-рых иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 8 или 9 июля он только упоминается (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 204).
Известны совместные образы преподобных нач. XXI в. Так, в 2003 г. московским худож. В. П. Низовым была написана икона прп. Вассиана и П.: святые изображены прямолично на золотом фоне, под образом Спаса Нерукотворного (на верхнем поле). П.- слева, в розоватой рясе, темно-зеленой схиме и коричневой мантии, внизу завязанной узлом, куколь лежит на плечах. У него короткие волосы с залысинами и средней величины округлая борода с проседью; правой рукой П. указывает на развернутый вверх свиток в левой руке. На нижнем поле написан общий тропарь преподобным. На иконе 2006 г., созданной владимирским иконописцем А. В. Карповым для Троицкой ц. в с. Заястребье (Судогодский р-н Владимирской обл., позднее передана в Преображенскую ц. во 2-й Прохоровой пуст. в дер. Гладышево), святые представлены вполоборота к центру на фоне пейзажа с деревянным храмом (очевидно, Преображенская ц. пустыни), в небесах - Казанская икона Божией Матери (день памяти святых совпадал с днем празднования этому образу). П. показан справа в монашеских одеждах, его голова покрыта островерхим куколем, в левой покровенной руке - Евангелие (нетрадиц. деталь иконографии преподобных). П.- благообразный старец с густой окладистой седой бородой. Этот извод встречается и в др. изображениях святых (часовня на месте 1-й Прохоровой пуст.; руки П. в молении). Образ П. включают, возможно, также в совр. композиции «Собор Владимирских чудотворцев».