(Сер. XI - нач. XII в. († 1107?)), прп. (пам. 10 февр., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Киево-Печерский, Лебедник. Рассказ о П. находится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее: КПП), где ему посвящено особое повествование - «О Прохоре черноризци» (так в Арсеньевской редакции; в Основной - «Слово о Прохоре черноризце, еже зовется Лебедник»; в Феодосиевской - «Слово о блаженем Прохоре Лободнице Смолнянине»; во 2-й Кассиановской - «О Прохоре черноризце, иже молитвою в былии, глаголемеи лобода, творяше хлебы и в пепелу соль. Слово 31»), написанной мон. Поликарпом по просьбе киево-печерского архим. прп. Акиндина на рубеже 20-х и 30-х гг. XIII в. В лит-ре высказывалось мнение, что сведения о П. содержал не дошедший до нас летописный свод нач. XII в. (Печерская летопись, иначе - 1-я ред. Повести временных лет), созданный в киевском Успенском Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра). В этой хронике отдельные исследователи видели основной источник биографических сведений о святом, к-рые использовал Поликарп (Шахматов. 2003. С. 156-157, 425-426; Присёлков. 2003. С. 146, 161, 164-165), однако убедительных доказательств данная гипотеза не получила. Более вероятно, что для составления жизнеописания П. агиограф обращался к летописи только с целью использования некоторых фактов политической истории и следования общей хронологии событий. Из этого свода, близкого к тексту ПВЛ (но не идентичного ему, как показал А. А. Шахматов), могли быть заимствованы сведения о голоде 90-х гг. XI в., об ослеплении в нояб. 1097 г. кн. Василия Ростиславича (Василька), князя теребовльского, и последующей междоусобной войне, об обычае киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича (1093-1113) посещать Печерскую обитель в преддверии военных походов или перед выездами на охоту.
Буд. подвижник пришел в Печерский мон-рь из Смоленска в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XI в. Стоявший тогда во главе братии игум. прп. Иоанн (1088 - не позднее 1108) постриг его в монашество с именем Прохор. Инок был постником и положил за правило употреблять в пищу только приготовленный из лебеды хлеб. Никакой др. снеди, кроме просфор, он не вкушал. По этой причине его стали называть Лебедником.
П. собирал лебеду за пределами мон-ря в таком объеме, какого ему хватало на год питания. Из более поздней практики голодных лет известно, что для приготовления хлеба из лебеды использовались семена этого растения, к-рые после измельчения и добавления ингредиентов (прежде всего ржи) выпекали в печи. Такой хлеб обладал горьковатым вкусом и был не безопасен для здоровья человека по причине высокого содержания нерастворимой клетчатки и раздражающего действия на кишечник осколков семенной оболочки. Поликарп дает понять, что П. делал свой хлеб исключительно из лебеды, без добавления мятликовых культур - ржи, пшеницы, овса, проса и др. Он также пишет, что собранную лебеду подвижник приносил в обитель на своих плечах («на своею раму, яко на крилу, в манастырь приношаше»), а значит, в дело шли не только семена, но и листва, к-рую, по всей видимости, высушивали на воздухе, а затем растирали. Т. о., хлеб, к-рый выпекал П., по своим качествам был практически непригоден в пищу. Несмотря на это, святой, как отмечает Поликарп, не испытывал к.-л. трудностей, но всегда был бодр и с радостью служил Господу.
Во время великого «недорода» сер. 90-х гг. XI в., когда людям угрожала смерть от «бескормицы», П. стал выпекать больше лебедного хлеба для спасения неимущих и голодающих. Всех, кто приходили с просьбой о пище, он оделял хлебом, который после благословения приобретал сладкий вкус, как будто в него добавили меда. Когда же один из братьев взял приготовленный П. хлеб тайком, тот раскрошился и «стал горьким сверх всякой меры». Последующие кражи закончились тем же. В конце концов провинившийся монах во всем сознался игум. прп. Иоанну и попросил прощение за свое согрешение. Настоятель сначала не поверил рассказу, но вскоре убедился в его правдивости. Благодаря чудесному хлебу, к-рый насытил и спас от голодной смерти множество людей, имя П. стало широко известно.
Вскоре на Русскую землю обрушились новые несчастья, связанные с тяготами междоусобной войны на Волыни (1098-1100), к-рую спровоцировало вероломное ослепление киевским кн. Святополком Изяславичем теребовльского кн. Василька Ростиславича. Главным инициатором этого злодеяния был владимиро-волынский кн. Давид Игоревич, сумевший убедить Святополка в намерении Василька захватить главный стол Руси. Когда о совершённом ослеплении стало известно, против киевского правителя выступили переяславский блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах и черниговские Святославичи - блгв. кн. Давид и кн. Олег. Они принудили его наказать кн. Давида Игоревича, который вскоре был изгнан из Владимира и бежал в Польшу. Кн. Святополк пожелал овладеть всей Волынью и выступил с оружием в руках против князей Василька и его брата Володаря, рассчитывая прогнать их из южноволынских городов - Перемышля, Звенигорода и Теребовля. В ответ Ростиславичи установили торговую блокаду Киева, запретив купцам из Галича и Перемышля отправлять свои товары в столицу Руси. Подвоз в Киев продуктов питания и прежде всего соли резко сократился, что вызвало рост цен на рынке.
Согласно рассказу, помещенному в патерике, П., сочувствуя братии и простым мирянам, силою молитвы обратил пепел из монастырских келий в соль. Ее он стал раздавать всем приходящим, и чем больше отпускалось соли, тем больше ее становилось. Торговцы, которые рассчитывали получить дополнительные барыши от реализации дефицитного продукта, остались ни с чем. Они обратились с жалобой к кн. Святополку, обвинив П. в понесенных убытках. Рассчитывая угодить просителям и одновременно обогатиться, князь распорядился конфисковать соль у монаха. Но когда изъятая соль была доставлена, то перед глазами правителя и торговцев оказалась не соль, а пепел. Через 3 дня кн. Святополк приказал его выбросить. Как только пепел оказался на земле, он вновь обратился в соль, которую горожане поспешили разобрать.
Чудо, произошедшее на глазах всего народа, подвигло князя выяснить причину случившегося. В ходе разбирательства ему указали на П. и сообщили, что недавно он накормил множество голодных людей лебедным хлебом, к-рый мог изменять вкус со сладкого на горький. После этого кн. Святополк отправился в Печерский мон-рь, где покаялся перед игум. прп. Иоанном в своей ненависти к нему (незадолго до этого за обличения киевского князя в сребролюбии и насилии настоятель был сослан в Туров, откуда смог вернуться благодаря заступничеству кн. Владимира Мономаха).
Покаяние изменило и самого князя, и его отношение к Печерской обители. Он полюбил мон-рь, стал особо почитать П., дал обет Господу никому не причинять зла. П. и кн. Святополк Изяславич договорились, что в случае смерти одного из них другой примет участие в его погребении. Поэтому, когда по прошествии мн. лет богоугодной и непорочной жизни П. почувствовал приближение кончины, он известил об этом князя, воевавшего тогда с половцами. Святой обещал кн. Святополку победу над врагами, если тот выполнит данное прежде обещание. Распустив воинов, князь поспешил в обитель, где удостоился благословения и прощения подвижника. Когда П. преставился, князь вместе с братией перенес тело инока в монастырский некрополь. Вскоре, согласно пророчеству святого, русские дружины разгромили половецкие орды. С тех пор кн. Святополк взял за правило, отправляясь в поход или на охоту, посещать Печерский монастырь с целью поклониться иконе Пресв. Богородицы и мощам преподобных отцов.
Год преставления П. определяется исследователями по-разному: одни указывают на 1103 г. (Евгений. 1995. С. 335; Макарий. 1995. С. 170; Древнерус. патерики. 1999. С. 418-419), другие - на 1107 г. (Жиленко. 2001. С. 264; Карпов. 2016. С. 370). Обе даты взяты из ПВЛ, где в статьях 6611 (1103) г. и 6615 (1107) г. сообщается о победе рус. воинства во главе с кн. Святополком над половцами. В первом случае речь идет о сражении на р. Сутень (4 апр. 1103), во втором - на р. Суле (12 авг. 1107). Есть основания полагать, что мон. Поликарп связывал предсказание П. о разгроме половецкого войска с битвой на Суле. Во-первых, это больше соответствует его указанию на то, что после примирения кн. Святополка с игум. прп. Иоанном (ок. 1099) П. прожил еще много лет «в добром исповедании». Во-вторых, именно в связи с победой 1107 г. летописец сообщает об обычае киевского князя, отправляясь на войну, посещать Печерский мон-рь, что созвучно рассказу Поликарпа о чудесном пророчестве П. Судя по всему, к такому же заключению пришел и составитель-компилятор Густынской летописи (1-я пол. XVII в.), который дополнил текст летописной статьи 6615 (1107) г. рассказом о предсказании святого и отметил, что победу над язычниками Господь дал Святополку «молитвами преподобнаго отца нашего Прохора» (ПСРЛ. СПб., 1845. Т. 2. С. 287-288). На каком основании митр. Сильвестр (Косов) - издатель КПП на польском языке (1635) - относит кончину П. к 1113 г., неясно.
Шахматов предполагал, что еще в древности произошло смешение дат преставления П. (10 февр.) и прп. Пимена Многострадального (7 авг.). По его мнению, 10 февр. последовала кончина прп. Пимена, поскольку она, по сообщению КПП, сопровождалась небесным знамением - явлением 3 столпов над Печерским монастырем, которое ПВЛ относит к 1-му часу ночи 11 февр. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 284). В свою очередь П. отошел ко Господу накануне победы над половцами «12 августа 1107 г., т. е. именно 7 августа» (Шахматов. 2003. С. 157).
Мощи П. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., П. преставился в возрасте приблизительно 40-50 лет и имел рост 169 см (Дива печер. 1997. С. 93).
Имя П. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1995. С. 335); он также упоминается в 5-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер. 1997. С. 147).
В 1683-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Создание иконографии ряда Киево-Печерских святых, в т. ч. П., приходится на период с 1652 по 1660 г., когда шла подготовка иллюстраций для 1-го издания Киево-Печерского патерика (далее: КПП), напечатанного в типографии Киево-Печерского мон-ря (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Мастером мон. Илией были созданы 2 гравюры на дереве - ксилографии, куда вошел образ П.: для фронтисписа и перед Житием святого (обе с подписью исполнителя, 1-я датирована 1660 г., 2-я - 1656 г.). Гравюры этой 1-й серии включали в издания КПП вплоть до июня 1702 г. На фронтисписе образ П. (опознается по надписи: «прп. Прохоръ Печер.») помещен в композицию «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых, представленных в чашах-листьях виноградной лозы, произрастающей 2 ветвями из Великой церкви и уходящей по ее сторонам вверх к иконе Успения Пресв. Богородицы. Чаша с полуфигурой П.- верхняя слева. Святой показан обращенным к центру, вправо, руки протянуты в молении; на нем мантия, схима, на голове куколь; борода недлинная, клиновидная. На ксилографии из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, П.- в основной, верхней, части изображения - показан единолично в рост, фронтально, на фоне холмов с растительностью и с видом на небольшой храм над входом в пещеру (справа). В левой руке он держит, прижимая к себе, 4 хлеба, правой - двуперстно благословляет (в направлении хлебов). Облачен в рясу, схиму (епитрахиль?), мантию, куколь лежит на плечах. На голове - тонзура, борода средней длины, округлая; морщины на лбу, у глаз и рта характеризуют П. как пожилого человека. По сторонам нимба надпись: «ПРЕПОД: ПРОХОРЪ: ЛОБОДНИКЪ.». В нижней части ксилографии - заключенная в картуш с растительным орнаментом сцена: « ». Четыре монаха и князь, держащий носилки впереди, переносят к пещере (справа) тело усопшего П. для погребения. Руки святого крестообразно сложены у пояса, на голове - куколь.
В КПП 1702 г. (дек.) и его переизданиях XVIII в. представлены гравюры мастера Леонтия Тарасевича, в работах которого заметно влияние западноевроп. барочных произведений. Сохранив 2-частную структуру и общую схему гравюры мастера мон. Илии, Тарасевич внес много изменений. Так, центральная композиция представлена в городском пространстве с многочисленными домами и обогатилась сценами раздачи П. народу хлеба (слева) и соли (справа); святой показан в обоих случаях с нимбом, в рясе, с клобуком на голове. Его фигура в центре в целом сохранила иконографию, предложенную иером. Илией: фронтально, в рост, с хлебами (всего 3) в левой руке, жест правой руки приобрел характер назидательного (указательный палец направлен вверх) и подкреплен устремленным вверх взглядом; одежды те же, что на ксилографии, в епитрахили с крупными крестами искусно передана фактура атласной ткани. Волосы у П. «кудреваты», борода - средней длины, вьющаяся, окладистая. В нижней части сохранена сцена перенесения тела П. в пещеру, но, как и в 1-м случае, композиция видоизменена: направление движения показано справа налево, в погребальном шествии участвует большое число братии в монашеских одеждах, с длинными свечами в руках, они идут перед одром преподобного (в несении одра участвует кн. Святополк), и позади него, духовные лица в священническом облачении представлены в оглавии, один из них с кадилом; тело П. от шеи до пят повито мантией, на голове - клобук, с нимбом.
Иконографически к гравюре Тарасевича восходит единоличная икона П. с поясным образом, находящаяся над гробницей святого в Ближних пещерах. Она была создана иконописцами мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г., в ходе работ по запечатлению памяти преподобных, покоящихся в лаврских пещерах. На иконе П. показан человеком преклонных лет с темными, почти прямыми волосами.
В меднолитую раму иконы прп. Антония Киево-Печерского (упом. в описи 1803 г. ц. прп. Антония в Ближних пещерах; ныне икона находится над кенотафом прп. Антония) вмонтированы 10 живописных медальонов (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием) с поясными образами печерских святых, среди которых есть и образ П. (на нижнем поле рамы, справа; надпись по сторонам нимба, прописана: «Прподоб. Прохоръ.») - он в рясе, схиме и мантии, на голове - куколь, левая рука опущена, правая воздета перед грудью (ладонь обращена вовне); борода седая, недлинная.
Образ П. самостоятельной иконографии представлен на его единоличной иконе посл. четв. XIX в. (частное собрание). Преподобный написан в рост, в легком развороте влево, облачен в красно-коричневую рясу, черную мантию с охристой подкладкой и серо-синюю схиму с тонко написанными голгофскими крестами, куколь - на голове. Обеими руками перед собой он держит 3 хлеба. Борода - седая, небольшая, разделена на конце надвое. В интерьере рядом с фигурой П. слева находится низкий стол с многочисленными хлебами, неск. хлебов лежат у стены справа.
В иконописных подлинниках встречаются разные уподобления облика П. В подлиннике сводной редакции XVIII в. описание внешности святого имеется под отдельным днем празднования ему (10 февр.) и дано в варианте, восходящем к изображению в КПП: «…подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, на плечах клобук, рука благословенна, а в левой четыре хлеба, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 268). В Перетцевском иконописном подлиннике сводной старообрядческой редакции (30-е гг. XIX в.) под 11 февр. указано, что у П.- «брада Антипы» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 121 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 410. С. 203). Акад. В. Д. Фартусов при составлении пособия для иконописцев (1910) дал произвольное описание облика П., руководствуясь, по-видимому, только Житием святого: «…телом очень худ, волосы просты, борода седая средней величины; одежда - власяница и короткая мантия, на плечах куколь. В руках можно писать хлебы из лебеды, которые он раздавал и которые, по его благословению, казались вкусными» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 182-183).
Гравюра 1660 г. иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых на фронтисписе КПП была в ряду первых композиций соборного изображения Киево-Печерских чудотворцев. На фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) иером. Илия в подобную композицию включил 38 образов святых, в т. ч. П. Повторением станковой гравюры (1643-1677, ДМКДУ) мастера Акима стали иконы: 60-х - 70-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК), где полуфигура П. (подпись «п. прохоръ») в числе 52 святых помещена в правой части композиции на 1-й крайней ветви в чаше-соцветии (7-я снизу, 2-я справа).
39 образов Киево-Печерских святых, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», представлены на иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», к-рая была написана игум. Корнилием (Улановым) в 1724 г. для храма Ризоположенского мон-ря в Суздале (ныне в ГВСМЗ). Образ П. находится в левой группе святых, возглавляемой прп. Антонием Киево-Печерским, он первый в 5-м ряду; голова не покрыта, волосы вьющиеся, с проседью, руки в молении; надпись в нимбе: «прпд Прохоръ» (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Также в композиции со святыми, припадающими к трону Богоматери, но в числе 30 преподобных, П. изображен на иконе 1786 г. «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми», очевидно, созданной по заказу старообрядцев (Москва?, частное собрание; атрибуция И. В. Злотниковой). Он показан в молении в левой группе святых, в 5-м ряду, вторым (за прп. Григорием Чудотворцем), на голове - куколь.
«Соборная» иконография Печерских чудотворцев в расширенном варианте формируется ок. 80-х гг. XVII в. в связи с установлением в это время почитания Собора всех Киево-Печерских святых. В Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. фигурируют имена 130 святых, источник описания внешности к-рых остается неизвестным (вероятно, автор использовал «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Тем не менее последовательность изображений с краткой характеристикой внешности преподобных в целом соответствует композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», особенно широко известной в памятниках XVIII-XIX вв. В Строгановском подлиннике о П. говорится: «Надсед, брада менше Сергиевой, плешив, на плечах клабук, ризы преподобническия, испод бакан, руки у сердца, правая персты вверх», месторасположение - «правая страна», 39-й (БАН. Строг. № 66. Л. 313; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 203-204). Данная композиция на эстампах и гравюрах сохранила свое «древнее» зерно, заложенное граверами типографии Киево-Печерского мон-ря в сер. XVII в.: в центре - Успенский собор, над к-рым Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы; по сторонам - 2 группы святых, разделенных здесь по принципу нахождения их св. мощей в Ближних (левая группа с прп. Антонием Печерским во главе) и Дальних (правая группа с прп. Феодосием Печерским во главе) пещерах. В левой группе П. занимает место в 11-м снизу ряду святых, замыкая «пятерицу» с образами преподобных Нектария Послушливого, Онуфрия Молчальника, Исаии Пустынника и свт. Спиридона Чудотворца. В нимбе при имени нередко сохраняется указание прозвания П.: «прп. прохоръ лободникъ» посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), «п. прохоръ лебедникъ» (икона сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Наиболее ранний памятник развернутой иконографии Собора Киево-Печерских святых в данной, ставшей классической схеме Д. А. Ровинский датировал кон. XVII в.: гравюра грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506). Эта композиция представлена на многочисленных эстампах: на гравюрах (напр., Василия Белецкого (1756, РГБ), Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. № 1509), Иосифа Гочемского (Там же. Кн. 3. С. 621. № 1505), Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и мн. др. (см.: Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517)), на литографиях (напр., на литографии А. Абрамова 1883 г. с раскраской в 4 тона (ГРМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ)), а также на иконах (напр., на ранней датированной - написанной в Харькове в 1766 (частное собрание); из мастерской Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., частное собрание)).
В монументальной живописи изображение П. представлено в ряду избранных Киево-Печерских преподобных в росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1675). П. также вошел в состав Киево-Печерских святых, чьи образы украсили трапезную палату Трапезной церкви (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Седой монах с непокрытой головой, с длинной бородой, разделенной на конце на пряди, стоит прямолично, на песчаной дорожке, ведущей к церкви вдали. На П.- темные подрясник и мантия, в руках у груди он держит 2 хлеба, на запястье левой руки - четки. Различающийся нек-рыми деталями (напр., не одна, а 2 церкви, невысокая каменная стена слева от дорожки) эскиз Ижакевича к этой росписи известен в хромолитографии (П.- на одном листе с прп. Лукой, экономом Киево-Печерского мон-ря), изданной в типографии П. Плахова в Киеве (цензурное разрешение от окт. 1903). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре, П. (длиннобородый, в схиме, с куколем на голове) изображен в группе святых XII в. (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010).
Во 2-й четв. XX в. изображение П. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, в 30-50-х гг. и исполненную в традиции рус. средневек. живописи (иконы из ТСЛ, СДМ). К этой композиции восходит ряд икон кон. XX - нач. XXI в. (напр., в Преображенской ц. храма Христа Спасителя, Москва); на всех - П. изображен в группе чудотворцев Ближних пещер.