РАСПЯТИЕ
Том LIX, С. 327-333
опубликовано: 4 марта 2025г.

РАСПЯТИЕ

Содержание

Распятие. Фрагмент крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум в Латеране. VI в. (Музеи Ватикана)Распятие. Фрагмент крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум в Латеране. VI в. (Музеи Ватикана)Казнь, учиненная над Иисусом Христом. Засвидетельствована в НЗ (Мф 27. 33-37; Мк 15. 22-27; Лк 23. 33-43; Ин 19. 17-25), в текстах использованы глагольные («распяли Его»; «распят Иисус»; «распяты с Ним»; «распяли двух разбойников») и отглагольные («распявшие Его») формы. Двух- или 3-мерные композиции с изображением этого евангельского события называют «Распятие» (см. также статьи Великая пятница, Голгофа, Гроб Господень, Крест, Страсти Христовы).

Р. как вид казни подразумевало медленную и позорную смерть через подвешивание (прибивание или привязывание) к вертикально стоящей конструкции. Это мог быть деревянный столб или разные типы крестов (греч. σταυροσ, лат. furca; станок для пыток, ярмо, сложные колодки). Изучение истории Р. до Р. Х. базировалось на анализе письменных источников, изображений, археологических данных. Научные подходы включали методы филологические и лингвистические, иконографические, судебно-юридические, физико-антропологические (в т. ч. криминалистические), естественнонаучных дисциплин (особенно для анализа археологогических материалов). Пристальное внимание было обращено на формы казни в разных культурных традициях; возможные способы утверждения тел на кресте (прибивание железными гвоздями и привязывание; положение рук и ног и др.); историю почитания древа Животворящего Креста Господня; обсуждение формы и символики креста (с перекрестьем, косой, Т-образный и проч.); изучение соотношения вертикального столба (лат. crux), возможно постоянного (утверждаемого заранее), и горизонтальной балки (лат. patibulum), которую осужденные, согласно закону, во мн. случаях сами несли к месту казни. Отдельный предмет дискуссии - существование и формы опорной дощечки для ног (лат. hypopodium).

Распятие. Гемма из Газы. Кон. II — нач. III в. (Британский музей, Лондон)Распятие. Гемма из Газы. Кон. II — нач. III в. (Британский музей, Лондон)Казнь через Р. отмечена у народов Средиземноморья с I тыс. до Р. Х. В античности Р. в форме повешения на столбе или доске использовалось у персов, карфагенян и македонян. В 522 г. до Р. Х. Оройтом, персид. сатрапом Сард, был умерщвлен Поликрат, тиран о-ва Самос, при этом его тело распяли (Herod. Hist. III 125). Греки избегали применять Р., как чрезмерно жестокую (за исключением казни на п-ове Херсонес Фракийский персид. полководца Артаикта ок. 479 г. до Р. Х., после осады г. Сест; Там же. IX 120-122). Александр Великий (Македонский) распял 2 тыс. финикиян после осады Тира в 322 г. до Р. Х.; менее надежны сообщения о Р. им в Персидском походе одного из врачей, а также историка Каллисфена. Римляне приписывали карфагенянам особое пристрастие к Р., уверяя, что те казнят так своих военачальников за поражение. У иудеев среди законодательно утвержденных видов казни Р. не было; то, что Александр (Ионафан) Яннай (103-76 гг. до Р. Х.) распял ок. 800 фарисеев в Иерусалиме, можно объяснить воздействием традиций окружающих народов и римлян.

В Риме Р. применялось официально и широко. Попытка возвести эту казнь к древнейшим обрядам принесения жертвы через повешение на деревьях (arbori suspendere), посвященных хтоническим божествам, «деревьях несчастья» (arbor infelix), отвергнута, поскольку это не было связано с наказанием. В сочинениях рим. авторов сообщаются детали Р., важные для понимания событий Евангелия. Согласно Плутарху, Марк Лициний Красс после восстания Спартака (74-71 гг. до Р. Х.) распял 6 тыс. его воинов, бывш. рабов. У Плавта и в юридических текстах упоминается о перенесении patibulum осужденным к месту казни. Иосиф Флавий описал особые формы Р. евреев, которые рим. воины применяли во время осады и разрушения Иерусалима (70 г. до Р. Х.), и рассказал о милости имп. Тита к 3 близким к Иосифу людям, которые были сняты после повешения с крестов (один из них выжил). Римляне осознавали жестокость Р.: Цицерон требовал не допускать его для рим. граждан. Но казнь через Р. запретил только имп. Константин I Великий в 337 г. в память о Страстях Христовых (после чего орудием совершения правосудия стала furca).

Р. назначали за самые тяжкие преступления: измену, пиратство, убийство. Его проводили солдаты во главе с центурионом. В случае если раб убивал хозяина или членов его семьи, распинали всех рабов, мужчин и женщин. Тацит в Анналах упомянул, что в наказание за убитого рабом Луция Педания Секунда было казнено 400 рабов, в основном дети и женщины (не помогло заступничество сенаторов). В эпоху Римской империи как в Италии, так и в провинциях проводились массовые Р., при которых погибшие исчислялись тысячами. Р. сопровождалось унижениями и пытками. Приговоренного выставляли на позор нагим, «в поругание и в назидание». Долгое бичевание вызывало потерю крови и болевой шок. Осужденный должен был нести поперечную перекладину креста к месту казни по самым людным улицам (ее вес, по средним расчетам,- ок. 45 кг, креста целиком - ок. 135 кг). Место выбиралось наиболее публичное; видимо, столбы (stips) для крестов там уже стояли. Согласно Тациту, в Риме был особый участок для казни рабов за Эсквилинскими воротами. На крест помещали табличку с указанием имени и преступления (titulus). Осужденного прибивали или привязывали к patibulum на земле, веревками поднимали на столб, а затем прибивали ступни или щиколотки к столбу гвоздями (длина 13-18 см, квадратные в сечении со стороной 10 мм). Количество гвоздей оценивают по-разному: обычно 3-4, но предлагались цифры вплоть до 14 (в иконографии Р. до Нового времени их обычно 4, с эпохи Ренессанса - 3; Hewitt J. W. The Use of Nails in the Crucifixion // HarvTS. 1932. Vol. 25. N 1. P. 29-45). Считается, что гвозди вбивали в запястье или между длинными костями предплечья, позже римляне выбирали точку между головчатой и полулунной костями.

Повешенного могли продолжать пытать, в т. ч. перебивали ноги железным брусом (что делали с рабами и при др. наказаниях). Сенека свидетельствует, что жертв Нерона распинали, в т. ч. вниз головой, и пытали. Поскольку стража должна была удостоверить смерть, воины могли ее ускорить, удушив казнимого дымом или ударив копьем, но в особых случаях мучения растягивали. Тела оставляли на крестах, пока они не разлагались или не были съедены зверями. Орудия Р., особенно гвозди, считались амулетами и употреблялись в медицине того времени (Retief, Cilliers. 2003).

В теологической и научной литературе полемика по всем вопросам касательно Р. ведется по крайней мере с XVI в. (Justus Lipsius. De cruce libri tres: Ad sacram profаnamque historiam utiles. Antverpiae, 1594 - включает иллюстрации с реконструкциями Р.). Первые попытки исследования физиологических аспектов смерти при Р. делались уже в XVII в., напр. датчанином Р. Бартолином; в XIX в. они стали объектом научных опытов и дискуссий для медиков разных специальностей (патологоанатомы-криминалисты, хирурги, практикующие врачи, см. обзор: Phelan G. L. Crucifixion and the Death Cry of Jesus Christ. Maitland, 2009). В XIX в. как наиболее вероятную трактовали смерть от разрыва сердца (Stroud W. Treatise on the Physical cause Death of Christ. L., 1847; Seymour W. The Cross: in Tradition, History and Art. N. Y.; L., 1898). В ХХ в. патологоанатомы не только изучали письменные источники или объекты post mortem, но и ставили опыты на добровольцах (Frederick Zugibe, см.: Zugibe F. The Crucifixion of Jesus: A Forensic Inquiry. N. Y., 2005). В результате было выдвинуто более 40 возможных причин смерти при Р. (разрыв сердца, сердечно-сосудистая недостаточность, болевой шок, легочная эмболия и др.: Maslen M. W., Mitchell P. D. Medical theories on the cause of death in Crucifixion // J. of the Royal Society of Medicine. L., 2006. Vol. 99. N 4. Р. 185-188). Как медицинская проблема рассматривалась возможность для распятого говорить с окружающими (Barbet P. Doctor at Calvary. N. Y., 1963), в чем существуют сомнения. В результате для реконструкции последних минут земной жизни Спасителя предлагаются комбинации физиологических причин смерти при Р. (Retief, Cilliers. 2003; Bishop Ph. An Alternative Mechanism for Death by Crucifixion // Linacre Quarterly. Wash., 2006. Vol. 73. N 3. Р. 282-289).

Обзоры истории Р. в древнем мире появились в посл. десятилетия ХХ в. (Hengel M. Crucifixion in the Ancient World and the folly of the message of the Cross. Phil., 1977). Филологи (Х. В. Кун) анализируют сведения о Р. в первые полтора столетия от Р. Х. (Kuhn H.-W. Die Kreuzesstrafe während der frühen Kaiserzeit: Ihre Wirklichkeit und Wertung in der Umwelt des Urchristentums // ANRW. Ser. 2. 1982. Bd. 25/1. S. 648-793). Традиция изучения Р. сложилась в богословской школе Тюбингена: в трудах Д. У. Чапмана собраны и проанализированы материалы об отношении к Р. в иудаизме (Chapman. 2008); Г. Самуельссоном критически изучено применение Р. в период, предшествующий событиям НЗ (Samuelsson. 2013).

Наиболее полный анализ предметной и понятийной терминологии Р. (в т. ч. с повешением в арамейско-иудейской традиции) в рим. праве и визант. законодательстве на основе древнегреч. и лат. текстов НЗ, текстов, восходящих к этой традиции, с привлечением иконографического материала периода раннего христианства (граффити, изображения на амулетах и др.), а также археологических свидетельств дан в работе Дж. Г. Кука (Cook J. G. Crucifixion in the Mediterranean World. Tüb., 2014; существенно дополненное издание - 20192).

Материал по изображениям Р. в классической древности, включая эпоху Римской империи, неоднократно подбирался; энциклопедический обзор наиболее ранних проделал Ж. Лафе (Lafaye G. Crux // Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. P., 1887. Vol. I. P. 2. P. 1573-1575; см. также: Halm-Tisserant M. Réalités et imaginaires des supplices en Grèce ancienne. P., 1998). Сюжеты наказаний по вазовой живописи Др. Греции, часто совпадающие с рим. традицией «экспозиции» преступников; интерпретации форм казней в связи с представлениями о нечистоте, устраняемой только путем казни, рассмотрены Ф. Харли (Harley F. Images of the Crucifixion in Late Antiquity: The Testimony of Engraved Gems: Diss. Adelaide, 2001; на примере гемм, амулетов и др. предметов, ее же публикации в каталоге: Picturing the Bible. 2007. Р. 227-232; ей же принадлежит одна из лучших работ по древнейшим изображениям Р.: Harley F. The Constanza Carnelian and the Development of Crucifixion Iconography in Late Antiquity // «Gems of Heaven»: Recent Research on Gemstones in Late Antiquity. L., 2011. Р. 214-220; также о геммах с Р. см.: Schiller. 1972. Р. 89-90. Fig. 321).

Многовековая полемика породила особый термин и направление в науке: theologia cruces (богословие креста, богословие Р.). К наст. времени собран корпус текстов 2-й пол. I тыс. до Р. Х.- 1-й пол. I тыс. по Р. Х. с упоминанием форм Р. (в т. ч. повешения). Однако археологических или изобразительных свидетельств казней посредством Р., характерных для того времени, известно мало (их число возрастет только после периода иконоборчества); понятна потребность ученых в интерпретации любой находки под углом зрения возможной связи с Р.

Особую линию исследований образует вопрос о способах утверждения тела на кресте, прежде всего о прибивании, привязывании или совмещении этих способов. Письменные источники, так же как немногие археологические данные, свидетельствуют, что наиболее распространенным, если не исключительным, было использование гвоздей. Попытки связать находки костных останков с историей Р. не всегда имеют доказательную силу: погребальный комплекс пещеры Абба (Abba cave) в Иерусалиме (Гиват-ха-Митвар, 1971), где на стенке гробницы была прочитана надпись о казни, а в пещере обнаружены 2 оссуария I в. до Р. Х.; найденный в 2007 г. скелет в заброшенной местности Ла-Ларда-ди-Гавелло в Сев. Италии (A multidisciplinary study of calcaneal trauma in Roman Italy: a possible case of crucifixion? // Archaeol. and Anthropological Sciences. В., 2019. Vol. 11. P. 1783-1791). Были попытки связать с темой Р. многочисленные в Израиле находки гвоздей - в оссуариях и погребальных пещерах,- к-рые могли попасть в слой археологических исследований при переносе костей для вторичного погребения или использования их для граффити; 2 гвоздя были найдены в т. ч. в гробнице Каиафы (подробный разбор см.: Robison J. C. Crucifixion in the Roman World: The Use of Nails at the Time of Christ // Studia Antiqua. Provo, 2002. vol. 2. N 1. Р. 25-59).

Наиболее убедительный археологический пример - обнаруженная в 1968 г. в Иерусалиме, в том же районе Гиват-ха-Митвар, в каменном оссуарии сер. I в. по Р. Х. (возможно, ок. 60) пяточная кость, пробитая небольшим (11,5 см) железным гвоздем со следами дерева оливы на загнутом острие и с остатком дощечки из акации между костью и шляпкой гвоздя, вероятно подложенной специально; лодыжки казненного были сломаны. Молодой мужчина (не более 24-28 лет), судя по надписи-граффити на оссуарии, носил имя Йеоханан бен Хагколь (имя отца и сама формула читаются не вполне уверенно). Интерес к находке породил поток публикаций с криминалистическими, общемедицинскими, физико-антропологическими, историческими и иными комментариями, с реконструкцией тела при казни в разных положениях, с обсуждением способа фиксации рук (прибивание или привязывание).

Среди древнейших эпиграфических и визуальных источников наиболее известно крупное (высота 38 см, ширина 33 см) граффито, обнаруженное в 1856 г. в служебном крыле (pedagogium, педагогиум) имп. дворца на холме Палатин в Риме (ныне Музей Палатина (Антиквариум); Museo Palatino. № 381403); местоположение комнаты, в к-рой было найдено граффито, отмечено на плане дворца в изд.: Lanciani R. Ancient Rome in the Light of Recent Discoveries. R., 1888. Р. 106-107, 121-122; ныне оно также является предметом дискуссии. Точной даты граффито не имеет (обычно указывают ок. 200). На нем распят человек с головой осла, у подножия стоит др. человек - с поднятой вверх (в приветствии?) правой рукой. Надпись при изображении: «Алексаменос поклоняется богу» - понимают как издевательскую, что подкрепляется надписью в соседнем помещении, где тот же Алексаменос упоминается как «fidelis» (верный, см. ст. Верные; возможно, изображение адресовано нехристианам; см. также: Покровский. 1892 (20012). С. 402. Рис. 141; Graffiti del Palatino / ed. Heikki Solin, Marja Itkonen-Kaila. Helsinki, 1966. P. 211. N 246; Cook. 2008. P. 282-285).

Граффито с Р. эпохи императоров Траяна или Адриана (1-я пол.- сер. II в.) было найдено в 1959 г. при раскопках группы таверн в Путеолах (г. Поццуоли, пров. Кампания), в таверне-гостинице № 5: на зап. стене изображение распятой женщины (на кресте длиной 40 см, в поперечнике - 26 см, высота фигуры 35 см) с надписью ᾿Αλκίμιλα (Алкимила) над ее левым плечом; вероятно, карикатура или магическое заклятие. Менее уверенно относят к Р. фрагменты изображений людей, прибитых к patibulum (?), в гробнице Ариети в Риме.

Иконография

Распятие. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. Ок. 430 г. Фото: В. Е. СусленковРаспятие. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. Ок. 430 г. Фото: В. Е. Сусленков Время появления изображений с Р. связано с дискуссией о датировке древнейших предметов (гемм или частей орудий, к-рые использовались при этом виде казни), колеблющейся в пределах кон. II-V в., а также об их принадлежности к христ. искусству (Delatte A., Derchain Ph. Les intailles magiques gréco-égyptiennes. P., 1964). Кон. II - нач. III в. датируется гемма из Газы (Британский музей), на к-рой представлена обнаженная фигура с лицом в профиль, с бородой, со свисающими руками, подвязанными за кисти к горизонтальной балке, проходящей на уровне подбородка, и с широко расставленными по сторонам вертикального столба коленями. Среди греч. надписей - «Υέ, Πατήρ, ᾿Ιησοῦ Χριστέ» (Сын, Отец, Иисус Христос) (Picturing the Bible. 2007. Cat. 52. P. 228-229). На гемме из коллекции Дж. Ф. Нотта (IV в., Германский археологический ин-т) Распятый изображен с нимбом, показан анфас, лицо безбородое, руки длинные, с раскрытыми ладонями и прорисованными пальцами, распростерты горизонтально, подставка для ног укреплена высоко на столбе (Ibid. P. 229. Fig. 1). С обеих сторон от Р. стоят по 6 схематичных фигурок (апостолы?). Горизонтальная линия отделяет Р. от агнца, обращенного вправо. Сочетание агнца с крестом (в данном случае - с Р.) в раннехрист. искусстве, по мнению Н. В. Покровского, указывает на искупительную жертву Христа (Покровский. 1892, 20012. С. 405). Композицию сопровождает надпись: «EHCO XPECTОС». На аналогичной гемме из Констанцы (Британский музей) др. детали: фигурки задрапированы, на их головах круглые уборы; Христос не имеет нимба, лицо с бородой показано в профиль; Его крупная обнаженная фигура выполнена в реалистических пропорциях, ноги, как и у апостольских фигурок, расположены на полосе «позема», руки с опущенными локтями подвешены за кисти к поперечной балке, проходящей чуть выше линии плеч. По верхнему контуру геммы идет надпись: «ΙΧΘΥΣ» (Picturing the Bible. 2007. Cat. 56. P. 229). Позднее Р. с 12 апостолами не встречается.

Распятие. Икона. VIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай)Распятие. Икона. VIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай)Развитие иконографии Р. было связано с добавлением исторических деталей, иллюстрирующих тексты НЗ. На авории - рельефе по слоновой кости - рим. работы (из числа 4 пластин со сценами Страстей и Воскресения Христовых, служивших облицовкой реликвария, т. н. Страсти Маскелла, ок. 420-430, Британский музей) в композиции Р. на верхней перекладине креста есть надпись: «REX IUD» (Царь Иудейский). Форма креста далека от реальной, в виде деревянных опор и балок, расширяющиеся концы к-рых близки к типу 7-конечного процессионного креста. Христос изображен с нимбом, Он обнажен, чресла прикрыты набедренной повязкой, руки раскинуты горизонтально, без изгибов, ладони раскрыты и пробиты гвоздями с большими круглыми шляпками. Безбородое лицо с крупными, тщательно проработанными чертами обрамлено прядями волос. Появляются предстоящие, хотя надписей при фигурах нет: справа от креста - воин, к-рый замахнулся правой рукой для удара слева; безбородый муж и закутанная в мафорий жена (показаны в позах спокойной скорби), несомненно, ап. Иоанн Богослов и Богоматерь. Пластина с Р. дополнена эпизодом с самоубийством Иуды, висящего на дереве лицом к Р.: веревка перекинута через ствол согнувшегося дерева, в кроне которого гнездо с птицей и 2 птенцами. Такая наглядная антитеза - казнь через Р. на сколоченном кресте Христа Источника Жизни и самоубийство Иуды-предателя на живом дереве - могла иметь самостоятельный программный характер.

Иллюстрацией рассказа НЗ о Р. на Голгофе является рельеф деревянных дверей (ок. 430) в рим. ц. Санта-Сабина. По иконографии и по составу циклы Страстей на дверях и на пластинах Макселла очень близки (умывающий руки Пилат, безбородый Христос с крестом на плече). Среди панелей с сюжетами из ВЗ и НЗ Р. находится вверху самой левой створки (позы напоминают орантов). По сторонам Христа - 2 разбойника, их фигуры меньшего масштаба, левая меньше правой. Христос и разбойники обнажены, на бедрах кожаные повязки (subligaculum). Фоном служит кирпичная стена, увенчанная 3 фронтонами, от карниза центрального фронтона вниз идут 2 тяги-пилястры (3 здания с двускатными крышами - возможный символ Иерусалима), так что каждая фигура представлена в отдельном пространстве. Христос без нимба, с бородой и длинными волосами, разбойники безбородые. Позы одинаковые, лица и фигуры показаны анфас, пропорции реалистичные, объемно-пластические формы естественные. Согнутые в локтях руки разведены в стороны, кисти прикреплены к горизонтально расположенным планкам, пересекающим вертикальные тяги, ноги опираются на землю, линия к-рой проходит вдоль нижней кромки панели. Ладони находятся на разных уровнях, правая чуть ниже, между пальцами видны гвозди с большими круглыми шляпками. Хотя изображений крестов нет, над головой левой фигуры виден вертикальный брусок, над правой - лишь верхний торец, между ступней обозначен небольшой округлый выступ, видимо столб или подставка. В монументальной живописи самый ранний пример Р.- росписи 2-й катакомбы Сан-Дженнаро (св. Ианнуария) в Неаполе (V-VI вв.), где Спаситель показан с нимбом, с повязкой на чреслах, фигуры предстоящих помимо Пресв. Богородицы точной атрибуции не поддаются (Lucesse Palli, Jászai. 1994. Sp. 609).

С VI в. иллюстрации обогащаются подробностями. На миниатюре сир. Евангелия Раввулы (Bibl. Laurent. Plut. I 56. Fol. 13a, VI в.) Р. занимает верхнюю половину листа, разделенного по горизонтали: внизу - явление по Воскресении ангела женам-мироносицам и Христа - 2 Мариям. Распятый Спаситель - в центре, по сторонам - 2 разбойника: слева - юный, с длинными волосами, справа - бородатый, откинувший голову. У основания 4-конечных крестов видны вбитые для укрепления клинья. Крест Спасителя выше боковых, на нем нет перекладины, над головой Христа надпись (сир.- «се царь иудейский», по Покровскому). На Христе появляется облачение: длинный лиловый хитон без рукавов - колобий, с золотыми клавами. Тела полуобнаженных разбойников прикреплены к горизонтальным балкам веревками, перевязанными на груди крестообразно. Надписью: «Λογινος» - выделен левый от Христа воин с копьем, пронзающий Ему ребра (Ин 19. 34-37), о котором известно из апокрифического Евангелия Никодима. Симметрично справа человек в длинной белой одежде подносит губку на трости, в другой его руке сосуд с уксусом (Ин 19. 29-30). У подножия Креста Спасителя 3 воина бросают на пальцах жребий о Его одеждах. У левого края находятся скорбящие ап. Иоанн Богослов и Богоматерь, у правого - 3 жены. Фоном служат 2 горы, к-рые интерпретируют как Арарат и Гарив (Lucesse Palli, Jászai. 1994. Sp. 609), последняя означает зап. сторону Иерусалима, по прор. Иеремии (Иер 31-39), связывает ВЗ и место Р. В небе слева белый круг с темным пятном - солнце, справа красный - луна, это указания на солнечное затмение в момент смерти Христа (Мф 27. 45; Мк 15. 33; Лк 23. 44), луна как кровь также известна по тексту Апокалипсиса (Откр 6. 12). Христос и Богоматерь изображены с нимбами. Наряду с достоверными элементами есть и несоответствия, которые можно рассматривать как результат иконографического осмысления: глаза Христа открыты, хотя известно, что воин пронзил мертвое тело (Ин 19. 34-37). Изображение Христа во время Р. или в композиции «Христос во гробе» («Не рыдай Мене, Мати») с открытыми глазами встречается в памятниках визант. искусства, напр. в росписи ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич, Сербия (ок. 1413) (о богословской интерпретации см.: Lucesse Palli, Jászai. 1994. Sp. 609-610).

Распятие. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ок. 1140 г. Фото: В. Е. СусленковРаспятие. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ок. 1140 г. Фото: В. Е. СусленковКомпозиция Р. на миниатюре в Евангелии Раввулы в сокращенном варианте повторяется на сир. расписной крышке реликвария VI в. из капеллы Санкта-Санкторум в Лате, кумран. базилике (Музеи Ватикана); она занимает весь средний регистр. Нимбы имеют и Пресв. Богородица, и ап. Иоанн Богослов, в левой руке к-рого - кодекс Евангелия, правая обращена к Спасителю. Табличка над головой Христа без надписи. Внешность разбойников одинаковая. У Христа короткая округлая прическа и едва намеченная борода и усы, длинный колобий с золотыми клавами - синий, как и мафорий Богоматери с золотыми звездами. Подобная композиция Р., варьируясь, повторяется: икона VIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, росписи X в. в Пюренлисеки-килисеси, долина Ихлара, Каппадокия. Сходна иконография на ампулах Монцы и Боббио, V-VI вв., в т. ч. в виде 2 ярусов, когда под Р. помещается сцена «Воскресение» («Жены-мироносицы у гроба Господня»), иногда над центральным крестом Христос изображается погрудно (Grabar A. Les Ampoules de Terre Sainte, Monza-Bobbio. P., 1958. P. 55).

В изображении Р. на иконе VIII в. из Синайского мон-ря появляются новые детали. Глаза Христа закрыты, Его склоненную голову венчает терновый венец. У Него темные волосы, гладкая прическа, короткая темная борода и усы. Нимб с перекрестьем, длинный колобий с клавами - вишневый. Воинов нет, а из раны в боку красной и белой полосами истекают кровь и вода, как и кровь из ран на руках и ногах. По сторонам нимба изображены по пояс ангелы, слева - 2, справа сохранился один. На фоне слева - красная луна. Под правой рукой Спасителя - юный распятый разбойник с темными длинными волосами, рассыпанными по плечам, обращен к Нему. Справа на фоне надпись: «ГЕСТАС». Его крест меньше и способ казни иной - руки заведены за перекладину и связаны за спиной, ноги (видна правая) накрест веревками у щиколоток привязаны, вероятно, к вертикальному столбу. Такой же способ Р. разбойников известен по рисунку копт. рукописи VII в. из Британского музея (Lucesse Palli, Jászai. 1994. Sp. 607). Читаются остатки надписи с именем второго: «ДНМ», т. е. это Гестас и Дисмас, упомянутые в Евангелии Никодима. Богоматерь стоит слева, подняв взгляд ко Христу. Она в красном хитоне и вишневом мафории, Ее правая рука у груди в жесте моления, поднятым указательным пальцем левой Она подносит к лицу плат характерным жестом - перекинув петлей через палец. Как правило, этот плат изображается за поясом Богоматери или в левой руке, обернутый вокруг пальца (Ее можно видеть сидящей на престоле с Младенцем в мозаиках собора Св. Софии в К-поле - в конхе апсиды, сер. IX в., и в юж. вестибюле со св. императорами Константином Великим и Юстинианом I, сер. X в.). Появляясь в композиции Р., плат, вероятно, указывает на Ее страдание при кресте Сына по пророчеству прав. Симеона Богоприимца (Лк 2. 35). Надписи над нимбами именуют предстоящих: Богоматерь как «МГ МР», апостола - как «IWANNHC». У подножия креста 3 воина бросают жребий, по-разному показаны их ладони. Позем имеет вид скалистого пейзажа, на фоне 2 гор утверждены кресты разбойников.

В лицевых Псалтирях постиконоборческого времени, таких как Хлудовская (ГИМ. Хлуд. 129д, ок. сер. IX в.) или из мон-ря Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. 61, 858-867), Р. встречается не раз и варьируется: в Хлудовской - в иллюстрациях к Пс 45.7 (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 45 об.), Пс 68.22 (там же. 67), 73.12 (там же. 72 об.); в Псалтири из мон-ря Пантократор 21-2, 73-12 (Ath. Pantokr. 61. Fol. 10a, 98a), с разбойниками и без них, Христос изображается и в колобии и в препоясании. С Р. связаны погрудные образы Спасителя в медальоне в середине креста, утвержденного на Голгофе, к-рому поклоняется царь Давид (Пс 4, ст. 7, Пс 85, ст. 17 - ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 4, 86). Появляется изображение черепа Адама под крестом внутри горы (Пс 73, ст. 12. Там же. 72 об.), очевидно под влиянием текстов Оригена, свт. Иоанна Златоуста. Как Р. показана казнь языческих царей (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 83; Ath. Pantokr. 61. Fol. 115v). На миниатюре в Гомилиях свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 30v, 880-886) Р. располагается рядом с композициями «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Явление Христа Мариям». Центр сцены повторяет сложившуюся в VI в. схему с воинами по сторонам креста: одного - с копьем, другого - с сосудом и губкой на трости. Изображения разбойников в Р. нет. Богоматерь с 2 женами стоит слева, ап. Иоанн Богослов - справа, по сторонам - 2 здания, на фоне правого в золотистом плаще - сотник (мч. Лонгин?). Большой 8-конечный крест утвержден на горе, в центре к-рой была пещера (утрачен красочный слой, но сохр. черный контур). На фоне по сторонам 2 небольших круга: красный слева - луна и серый справа - солнце. Над головой Спасителя - дощечка без надписи, под ногами - широкое подножие. Традиция изображать Христа в длинном колобии сохраняется в X в., напр. в росписи ц. Св. Креста в Ахтамаре, 915-921 гг.; Лонгин Сотник одет в плащ, на голове шлем (Der Nersessian S. Aght`amar: Church of the Holy Cross. Camb. (Mass.), 1965. P. 45. Ill. 69); череп Адама включается в эмалевые Р.- на золотом кресте-энколпионе, т. н. Кресте Квирике, вклад к Хахульской иконе Божией Матери царя Кюрике II Багратуни (1048-1089) (Хускивадзе. 1984. С. 37. № 29-30; Беручашвили H., Бичикашвили И. Новая атрибуция креста Квирике хахульского складня // ВВ. 2002. Вып. 61(86). С. 172-184).

Редко Р. размещалось в центральном алтаре, как в росписи Новой Токалы-килисе в Гёреме (950-960), Каппадокия (Jerphanion G., de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l'art byzantine. P., 1925-1942. 7 vol.; Jolivet-Levy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991). В конхе Р. имеет 3 части. Ниже на стене апсиды - наполовину утраченные композиции Страстного цикла и «Воскресение». Р. здесь многофигурная композиция, занимает всю конху. Группа стоящих слева - ап. Иоанн Богослов, Богоматерь и 3 жены, справа - Лонгин Сотник в богатом плаще и тунике с каймой, с копьем и со щитом, рядом группа людей. Крест Спасителя - в центре, кресты разбойников фланкируют композицию. Над головой Христа небесный сегмент. Известны композиции Р. с благословляющей из небесного сегмента Божественной десницей: напр., на образке-квадрифолии (VII-IX вв.) в технике перегородчатой эмали, к-рый вставлен в левую створку Хахульского триптиха (Амиранашвили Ш. Хахульский триптих. Тб., 1972; Хускивадзе. 1984. С. 21. № 1 (с датой - VIII в.)). В росписи Нов. Токалы-килисе небесный сегмент не имеет изображений, но сам может быть интерпретирован как образ Божественного присутствия. Между крестом разбойника и группой с сотником написано здание с двускатной кровлей, фасад к-рого украшен тканью в виде соединенных вверху и расходящихся книзу полотнищ,- это Иерусалимский храм с разорвавшейся в момент смерти Спасителя завесой (Мф 27. 51). По сторонам Р. воины с копьем и губкой, над крестом - полуфигуры 2 ангелов, солнце и луна. Фон голубой, с узкой полосой сероватого позема. Крест Спасителя с табличкой и подножием несколько больше и выше др. крестов, светло-серый по цвету в отличие от охристых крестов разбойников, чьи подножия находятся на земле. Все распятые в одинаковых препоясаниях - белые набедренные повязки с вертикальными темными полосами, из пригвожденных ран течет кровь. Руки Спасителя вытянуты, руки разбойников, согнутые в локтях, свисают. Нимбы Христа, Богоматери и ап. Иоанна охристые, у сотника, ангелов и разбойников - голубые нимбы с белым контуром. Пространные белые надписи цитируют НЗ и апокрифическое Евангелие Никодима.

В то же время к композиции Р. прибавляются жен. фигуры, персонификации Церкви (Екклесии) и Синагоги: первая - с чашей в руках, куда была собрана Кровь из пронзенных ребер Спасителя, вторая - удаляющаяся: напр., на миниатюрной золотой пластине X в. в форме квадрифолия с эмальерным Р. из мон-ря Шемокмеди, Грузия (Amiranachvili Ch. Smalti della Georgia. Mil., 1963; Хускивадзе. 1984. № 12. С. 27). На более поздних изображениях их небольшие полуфигуры сопровождают ангелы, которые подводят Екклесию ко Христу либо отгоняют Синагогу.

Развитие системы визант. храмовой декорации и формирование цикла Двенадцати праздников в кон. X-XI в. привели к распространению в монументальной живописи и на иконах унифицированного извода Р. в краткой редакции: по сторонам креста находятся только Богоматерь и ап. Иоанн Богослов. Над крестом - луна и солнце, на дощечке надпись: «IC XC» (мозаика в мон-ре Осиос Лукас, 30-40-е гг. XI в.). Спаситель в препоясании, Его тело слегка изогнуто, глаза закрыты, голова склонена к правому плечу, руки провисают, из раны в боку истекают кровь и вода. Из ран на ногах потоками кровь течет иногда по черепу Адама, как на мозаике в мон-ре Дафни (ок. 1100). Даже на небольших иконах над крестом изображаются по пояс ангелы: на иконе-складне с Двенадцатью праздниками, XII в., на иконе «Распятие» со святыми на полях, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Краткая редакция может быть расширена изображениями жен рядом с Богоматерью и Лонгина Сотника в воинском платье, со щитом и с оружием около ап. Иоанна Богослова (мон-рь Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Подробные иллюстративные циклы Р. известны в миниатюрах лицевых Евангелий, где присутствуют разбойники, предстоящие и мечущие жребий воины, Екклесия и Синагога в сопровождении ангелов, а также восстающие из гробов воскрешенные для Страшного Суда люди (напр., Paris. gr. 74, 2-я пол. XI в.). Архаичные формы Р., восходящие к росписям римского собора Св. Петра, известны с XI в.: в росписи базилики Сант-Анджело-ин-Формис, Капуа (1072-1086),- Христос изображен с вытянутыми руками и открытыми глазами. Слева находится группа, на первом плане которой жены, справа - воины, делящие Его одежду. Два воина с орудиями Страстей и 2 - у подножия присутствуют в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (после 1200). В этот период Р.- один из основных типов декора различных видов драгоценной литургической утвари, начиная с оклада напрестольных Евангелий и крестов.

В XIII-XIV вв. для визант. иконографии Р. становится почти обязательной деталь, известная по иконописи с XII в.,- Иерусалимская стена как основной фон действия: напр., иконы нач. XIV в. в Музее в Охриде, в Византийском музее Афин, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и др. В ц. Пресв. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница (1208-1209) большая композиция Р. на зап. стене наоса имеет синий фон, к-рый над Иерусалимской стеной усыпан звездами, в верхней части рядом с ангелами изображены пророки, развернутые свитки к-рых заполнены текстами пророчеств о Р. На табличке над головой Христа написано: «ЦАРЬ СЛАВЫ». В ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) того же мон-ря (1314, мастера Михаил и Евтихий) за предстоящими на втором плане показано множество людей. В росписи Успенской ц. мон-ря Грачаница (ок. 1320) Р. представлено с 3 крестами и неск. группами солдат, к-рые перебивают голени разбойникам. В искусстве 2-й пол. XIV в. нарастает эмоциональная выразительность в сценах Р.: в энергичных действиях возросшего числа персонажей передается страдание (росписи Мистры, сер. XIV в., Димитриевская ц. Маркова мон-ря, ок. 1376-1381). Многофигурные композиции с иллюстрированием различных эпизодов события Р. встречаются на иконах: напр., на визант. иконе из Успенского собора Московского Кремля со сценой «Апостол Петр у пустого гроба» (1-я треть XV в.: Иконы Успенского собора Моск. Кремля: XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. Кат. 19. С. 181, 184-190).

В рус. искусстве XII в. иконография средневизант. периода не подвергается изменениям: на фреске в Спасо-Преображенском соборе псковского Мирожского мон-ря (ок. 1140) традиционны как композиция, так и позы и одежды персонажей (белый головной убор сотника). В XIV в. под влиянием палеологовского искусства преобладают композиции с высокой Иерусалимской стеной (иконы из ЦМиАР, НГОМЗ). Для XV-XVI вв. типична иконография с женами, стоящими рядом с Богоматерью, и с Лонгином Сотником рядом с ап. Иоанном, как на иконах с Р. из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля, нач. XV в., Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, ок. 1425 г., Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497 г. (КБМЗ). На иконе из Павлова Обнорского мон-ря работы мастера Дионисия, 1500 г. (ГТГ), изображены Екклесия и Синагога с ангелами, однако такой вариант не будет широко использоваться. В псковских иконах XVI в. под влиянием западноевроп. традиции меняется поза Христа - тело изображается повисшим на вытянутых вверх руках, голова - упавшей на плечо (ПИАМ). В XVII в. получают распространение Р. в виде отдельно изображенных фигур предстоящих Богоматери и ап. Иоанна Богослова над высоким иконостасом; вновь появляются иконы Р. с разбойниками, подробно иллюстрируются Страстные события - Христос во гробе, сцены перебивания голеней, восстающие из гробов мертвецы, с образами св. Иоанна Предтечи и др. пророков в пещере под Голгофой (икона кон. XVII в. из собр. В. А. Бондаренко). В XVIII-XIX вв. широкое распространение получают литые медные Р. той же иконографии, что и в дереве: с предстоящими, с рельефными и эмалевыми орнаментами; Р. по форме и составу изображенных лиц одинаково в искусстве старообрядчества. Иконографические нюансы касаются только тела Христа на кресте - большее или меньшее выпрямление, др. детали остаются почти без изменений.

Лит.: Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 1892, 20012; Reau L. Iconographie de l'art chretien. P., 1957. Vol. 2. Pt. 2. P. 462-512; Haas N. Anthropological Observations on the Skeletal Remains from Giv'at ha-Mivtar // Israel Exploration J. Jerus., 1970. Vol. 20. N 1/2. P. 38-59; Tzaferis V. Jewish Tombs at and near Giv'at ha-Mivtar // Ibid. P. 18-32; idem. Crucifixion: The Archaeol. Evidence // BAR. 1985. Vol. 11 N 1. P. 44-53; Schiller G. Iconography of Christian Art. L., 1972. Vol. 2; Хускивадзе Л. Средневек. перегородчатые эмали из собр. Гос. музея искусств Грузии. Тб., 1984; Zias J., Sekeles E. The Crucified Man from Giv'at ha-Mivtar: A Reappraisal // Israel Exploration J. 1985. Vol. 35. N 1. P. 22-27; Lucesse Palli E., Jászai G. Kreuzigung Christi // LCI. 1994. Bd. 2. Sp. 606-642; Maier P. L. In the Fullness of Time: A Hist. Looks at Christmas, Easter and the Early Church. Grand Rapids, 1997; Kyle D. G. Spectacles of Death in Ancient Rome. L., 1998, 2001r; Retief F. P., Cilliers L. The History and Pathology of Crucifixion // South African Medical. Pretoria, 2003. Vol. 93. N 12. P. 938-941; Picturing the Bible: The Earliest Christian Art / Еd. J. Spier. New Haven, 2007; Chapman D. W. Ancient Jewish and Christian Perceptions of Crucifixion. Tüb., 2008; Cook J. G. Envisioning Crusifixion: Light from Several Inscriptions and the Palatino Graffito // NTIQ. 2008. Vol. 50. N 3. P. 262-285; Samuelsson G. Crucifixion in Antiquity: An Inquiry into the Background and significance of the NT Terminology of Crucifixion. Tüb., 2013; idem. [Rec.:] Cook J. G. Crucifixion in the Mediterranean World. Tüb., 2014 // ThLZ. 2016. Bd. 141. № 4. S. 329-331; Деревенский Б. Г. Тайны евангельской истории. СПб., 2014. С. 7-161; Chapman D. W., Schnabel E. J. The Trial and Crucifixion of Jesus: Texts and Comment. Tüb., 2015; Jensen R. The Cross: History, Art and Controversy. Camb., 2017.
Л. А. Беляев, Н. В. Квливидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БРАК В КАНЕ повествование о пребывании Господа Иисуса Христа, Его Матери и учеников на браке в галилейском сел. Кана и о совершении Им там Своего первого знамения - претворения воды в вино
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея
  • «БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ» название иконографич. сюжета
  • БИБЛИЯ. III. ИЛЛЮСТРАЦИИ
  • «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе