(Казанской и Татарстанской епархии Татарстанской митрополии), находится в с. Свияжск (до 1932 город) Зеленодольского р-на Республики Татарстан.
Успенский собор, надвратная Вознесенская церковь, колокольня и трапезная, Никольская церковь. Фотография. 2019 г. Фото: М. А. Маханько Мон-рь основан в 1555 г., одновременно с учреждением Казанской епархии, по инициативе царя Иоанна IV Васильевича Грозного и митр. Московского и всея Руси св. Макария, о чем свидетельствуют летописные записи: «...и в Свияжской посылает во архимориты Германа Садырева Полева, и Богородицкой монастырь состави в Свияжском» (Свод письменных источников. 2011. Вып. 1. С. 148-150). В мае 1555 г. архим. св. Герман (Садырев-Полев) вместе с архиеп. св. Гурием (Руготиным) и архим. св. Варсонофием был торжественно направлен из Москвы в Казанский край и принят в Свияжске; в приговоре об отправке были определены маршрут, церемония встреч (Там же. С. 153-155).
Первое описание С. У. м. дано в Писцовой и межевой книге Свияжска и Свияжского у. Н. В. Борисова и Д. А. Кикина 1565-1567 гг. С обителью связан ряд документов 2-й пол. XVI - нач. XVII в., относящихся к определению ее прав и имущественного положения. В начальный период истории мон-рь именовался по-разному: «Успенья Пречистые Богородицы», «Успенья Пречистые», «Богородицкой», «Богородицкий», «Успение Пресвятые Богородицы и чудотворца Николы». Место для устроения С. У. м. было выделено на юго-зап. оконечности холма, на к-ром расположен Свияжск, в жилой части крепости, над склоном к Щучьему оз. Он находился рядом с деревянными крепостными стенами, в районе Николо-Можайских и Пятницких проездных башен.
2-я пол. XVI-XVII в.- время расцвета С. У. м., к-рый являлся наиболее значимым среди мон-рей Казанской епархии, выполнял важные гос. задачи на присоединенной в результате взятия Казани в 1552 г. территории бывш. Казанского ханства: по распространению Православия среди местного мусульманского и языческого населения и по освоению земель края. В связи с этим Свияжск наряду с Казанью стал религиозно-духовным центром Поволжья, местом укоренения рус. христ. культуры. Особый статус С. У. м. подтверждали царские жалованные «несудимые» грамоты: 1-я была получена от царя Иоанна IV в мае 1555 г., еще до прибытия архим. св. Германа в Свияжск; грамота подтверждалась в авг. 1585 г. царем Феодором Иоанновичем, в марте 1599 г.- царем Борисом Феодоровичем Годуновым (Там же. С. 151-153). В июле 1556 г. архиеп. Казанский св. Гурий дал мон-рю жалованную грамоту «об изъятии монахов от суда наместников и десятников», о подсудности свияжскому архимандриту сельских церковных причтов в его слободах и селах с освобождением их от дани и пошлин и о предоставлении сбора венечных денег в пользу мон-ря (Там же. С. 173-174). В Смутное время владения С. У. м. подвергались нападениям. В 1610 и 1611 гг. обитель раздавала запасы хлеба и соли ратным, посадским служилым и новокрещеным людям.
В XVIII в. усилилось миссионерское значение мон-ря: он являлся участником масштабной государственно-церковной программы христианизации народов Поволжья. В 1731 г. при С. У. м. по указу Синода была образована Новокрещенская Комиссия во главе с назначенным настоятелем мон-ря миссионером архим. Алексием (Раифским; † 1740). В обители была устроена крещальня и учреждена новокрещенская школа. С дек. 1738 г. по сент. 1742 г. С. У. м. и комиссию возглавлял архим. Димитрий (Сеченов). В 1740 г., при еп. Казанском и Свияжском Луке (Конашевиче), комиссия была преобразована в Новокрещенскую Контору. Ее деятельность распространялась на Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пензенскую и др. епархии. В 40-50-х гг. XVIII в. центр деятельности конторы переместился в Казань, в 1764 г. она была упразднена. Школа в монастыре во 2-й пол. XVIII в. продолжала существовать.
В 1764 г. С. У. м., единственный в Казанской епархии, был причислен к 1-му классу. Во 2-й пол. XVIII -1-й пол. XIX в. в монастыре размещалось Свияжское духовное правление, действовали Свияжское ДУ (1828-1858), церковноприходская школа во имя свт. Германа (1899-1917). В апр. 1913 г. в Свияжске побывала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. В 1915-1916 гг., во время первой мировой войны, в мон-ре находился лазарет для раненых.
В 1917 г. у С. У. м. происходили конфликты с администрацией Свияжского у., к-рые усилились с установлением советской власти, особенно в связи с событиями гражданской войны летом-осенью 1918 г., затронувшими Свияжск. В это время часть зданий мон-ря занимали учреждения Свияжска и Свияжского у., часть помещений была передана под жилье, у обители были конфискованы земельные владения. Ситуация осложнялась внутренними нестроениями. После 1918 г. мон-рь фактически остался без управления. Епархиальные власти назначали настоятелями игум. Феоктиста (осень 1918), архимандритов Феофана (Моисеева) (дек. 1919) и Луку (Клубка) (дек. 1921), временно монастырем управлял игум. Феодосий (Лузгин), настоятель Макариевской пуст. (см. Макариев свияжский в честь Вознесения Господня мужской монастырь), благочинный 1-го и 2-го округов мон-рей Казанской епархии. В июле 1922 г. во главе мон-ря встал иером. Ефрем (Ефремов), бывш. настоятель казанского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря, с возведением в сан архимандрита. С его прибытием жизнь в обители стала налаживаться: регулярно совершались богослужения, был организован народный хор, делались попытки преодолеть духовный и хозяйственный упадок, восстановить авторитет мон-ря как «обители святителя Германа». Настоятельство архим. Ефрема закончилось в дек. 1922 г. Он был арестован свияжскими властями после жалобы служащих, живших в монастырских зданиях, на требование настоятеля вносить плату за проживание. В мае 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из храмов С. У. м. реквизировали серебряные оклады иконы, священные сосуды и др. ценное имущество. В марте 1923 г. Казанское епархиальное управление объявило о закрытии обители.
Успенский собор. 1556–1560 гг., кон. XVII — нач. XVIII в., сер. XVIII в. Фотография. 2020 г. Фото: В.Е. СуленковСо 2-й пол. XVI до нач. XX в. С. У. м. возглавляли настоятели преимущественно в сане архимандрита, в определенные периоды и при ряде обстоятельств - правящие и викарные епископы, игумены. Численность братии в 60-х гг. XVI в. составляла 63 чел., в 1763 г.- 35 чел., в XIX - нач. XX в.- 30-40 чел.
Настоятели С. У. м. занимали видное место в церковной жизни. В Казанской епархии свияжский архимандрит являлся 1-м лицом после архиерея. Самым знаменитым среди настоятелей мон-ря был его основатель архим. св. Герман (Садырев-Полев), возглавлявший обитель с февр. 1555 до марта 1564 г. При нем были заложены духовные традиции обители, сложилась основа монастырского архитектурного ансамбля (возведены каменные Успенский собор и Никольская трапезная ц.), произошло становление хозяйства, сформировано книжное собрание. Свияжские архимандриты участвовали в избрании на царство Бориса Годунова (1598) и Михаила Феодоровича Романова (1613).
Среди настоятелей и братии было немало известных деятелей и иерархов РПЦ. В кон. 90-х гг. XVI в.- нач. 1600-х гг. во главе С. У. м. стоял прибывший из подмосковного Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра) Авраамий (Палицын). Управление С. У. м. и одновременно Комиссией (Конторой) новокрещенских дел (1738-1742) стало важной начальной ступенью духовной карьеры архим. Димитрия (Сеченова). Архимандритом С. У. м. в 1785-1788 гг. был Платон (Любарский). В 1786 г. в школе нотного пения при мон-ре учился Н. Я. Бичурин (Пичуринский), впосл. архим. Иакинф, знаменитый ученый-востоковед и переводчик. В XIX - нач. XX в. в обители на покое проживали епархиальные архиереи, настоятели нек-рых мон-рей.
Один из последних настоятелей, еп. Сарапульский и Елабужский сщмч. Амвросий (Гудко), прибыл в С. У. м. из Вятской губ. в марте 1917 г. и стал энергично устраивать жизнь в мон-ре, к тому времени пришедшую в расстройство. В авг. 1917 г. он просил защиты у Синода, сообщая, что начальник свияжской уездной милиции занял монастырский дом для паломников и подстрекал братию к бунту. Часть братии вступила в конфликт с настоятелем, писала на него доносы властям. Один из монахов совершил покушение на жизнь еп. Амвросия. Свияжский уездный комиссар направил в Мин-во исповеданий просьбу удалить еп. Амвросия, «возбуждающего» прихожан против Временного правительства. Преследования продолжились при советской власти: в марте 1918 г. еп. Амвросий был привлечен к суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях», был оправдан; в июне того же года подвергался кратковременному аресту. 8 авг. 1918 г. в С. У. м. прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Сщмч. Амвросий был арестован, доставлен на ст. Свияжск, где находился штаб Красной Армии, и 9 авг. 1918 г. расстрелян.
В начальный период С. У. м. был обеспечен содержанием из казны. В кон. 50-х гг. XVI в. для братии было выделено 100 р. деньгами, 400 четвертей ржи, 400 четвертей овса, 150 четвертей солода, 60 четвертей пшена, 30 четвертей толокна, 20 четвертей круп овсяных, 10 четвертей круп гречневых, 10 четвертей семени конопляного, 15 четвертей гороха, 30 пудов меда, 10 пудов масла, 5 пудов сала и по четвертине вина. Отпускалось жалованье на «весенний праздник» свт. Николая Чудотворца. В 1563 г. «в Свияжской архимариту Герману шло государева жалованья: денег 500 рублев, ржи 500 четьи, муки ржаные 500 четьи, пшеницы 200 четьи, муки пшеничные 100 четьи, круп гречневых 50 четьи, круп овсяных 80 четьи, толокна 50 четьи, гороху 50 четьи, конопель 50 четьи, солоду ячново 300 четьи, овса 500 четьи, масла коровья 50 пуд, меду 200 пуд, патоки 20 пуд, ветчины 100 полот, вина церковного 4 ведра, воску на свечи 6 пуд, ладану 129 гривенок, шафрану две гривенки, перцу полпуда, инбирю 5 гривенок, гвоздики 2 гривенки, корицы 2 гривенки, шафрану 2 гривенки, орехов мушкатных 2 гривенки, ядер миндалных 5 гривенок, бронцу пуд, горчицы 5 гривенок, за конопляное масло 2 рубли, соли 300 пуд» (Свод письменных источников. 2011. Вып. 1. С. 212-213).
Во 2-й пол. XVI-XVII в. в результате гос. пожалований сложился комплекс земельных владений монастыря, находившихся в Свияжском и Казанском уездах, по берегам рек Свияга, Волга, Вятка. Монастырские крестьяне имели налоговые льготы. Это обеспечило быстрый рост населения тех мест и хозяйственное освоение земель. С. У. м. был участником колонизации новоприсоединенных территорий и быстро превратился в крупного землевладельца. В писцовой книге Свияжска и Свияжского у. 1565-1567 гг. за С. У. м. в Свияжском у. зафиксировано 11 населенных пунктов (сельцо, 2 слободки, 8 деревень), в к-рых было 3 двора монастырских, 53 двора крестьянских, 27 дворов беспашенных крестьян, 4 двора пустых, 263 четв. пашни, 205 четв. перелога, 2460 четв. сена, 315 дес. пашенного и 95 дес. непашенного леса (имелся еще поверстный лес) (Список с писцовой и межевой книги. 1909. С. 121). В 1584 г. мон-рю были переданы еще 8 слободок, в 1613 г.- пустошь Мамадыш (ныне город) на р. Вятке, в значительном удалении от Свияжска.
Доход также приносили рыбные ловли и мельницы. В нач. 60-х гг. XVI в. обители было предоставлено право на безоброчную ловлю рыбы в Волге и Каме, а также на получение из казны церковного вина, воска, меда и ладана. В мае 1584 г. жалованной грамотой царя Феодора Иоанновича С. У. м. было передано право на рыбные и соляные промыслы. Отныне вместо 50 р. годовой руги ему позволялось содержать на Волге судно, нагружать его в Астрахани 10 тыс. пудов соли или рыбы и торговать в разных городах без уплаты таможенных пошлин. В марте 1599 г. грамота была подтверждена царем Борисом Годуновым. В июле 1606 г. Лжедмитрий I предоставил свияжскому архим. Сергию «с братьею» право иметь судно и беспошлинно вывозить из Астрахани 20 тыс. пудов соли или рыбы и торговать ими. В авг. 1613 г. это право было подтверждено в грамоте царя Михаила Феодоровича на имя архим. Корнилия «с братьею». В дек. 1616 г. от имени царя Михаила Феодоровича архим. Корнилию была выдана новая жалованная грамота - на беспошлинный вывоз из Астрахани 30 тыс. пудов соли и беспошлинную торговлю солью в Казани, Свияжске, Н. Новгороде и Москве, а также на беспошлинную покупку запасов «на монастырский обиход». В марте 1621 г. она была подтверждена от имени царя Михаила Феодоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова). В Н. Новгороде монастырь имел двор для хранения и продажи своей продукции.
К сер. XVII в. С. У. м. был самым крупным землевладельцем среди мон-рей региона: в 1661 г. за ним было записано 1247 дворов. В 1678 г. количество дворов сократилось до 889. К нач. XVIII в. мон-рь имел более 12 тыс. дес. земли и получал только с них (не считая др. источников дохода) 1379 р. в год. По определению Сената 1719 г. С. У. м. выдавал жалованье отставным военным чинам, увечным и раненым воинам, проживавшим в обители на иждивении (в 1739-1741 - 16 чел., в 1763 - 56 чел.). К 1763 г. владения С. У. м. включали 2 слободки, 9 сел и 33 деревни, где проживали 7247 чел. (муж. пола), т. е. почти половина крестьян, находившихся в собственности 46 мон-рей Казанской епархии.
В 1764 г. С. У. м. был причислен к 1-му классу, получил штатный денежный оклад в размере 2017 р. 50 к. в год и ок. 10 дес. земли. В 1908 г. земель всех категорий и всех угодий у мон-ря насчитывалось ок. 338 дес. (в т. ч. ок. 136 дес. леса), что почти в 20 раз меньше владений 1763 г. Годовой бюджет обители составлял в нач. XX в. ок. 7 тыс. р. и был почти в 1,5 раза больше бюджета г. Свияжска. Доходы складывались от сдаваемых в аренду угодий, подворья в Казани и др. объектов недвижимости (до 4 тыс. р. в год), кружечных сборов, сборов от крестных ходов, процентов от ценных бумаг. Капитал в банке вырос с 16 115 р. в 1873 г. до 48 291 р. в 1916 г.
Собор Пресв. Богородицы («Что Ти принесем...»). Роспись зап. стены Успенского со-бора. 2-я пол. XVI в.— ок. 1605 г. Фото: В. Е. СусленковГлавной святыней С. У. м. являлись мощи свт. Германа, по ходатайству братии доставленные из Москвы в Свияжск 25 сент. 1592 г. с участием митр. Казанского и Свияжского сщмч. Ермогена (впосл. патриарх Московский). Мощи были поставлены в Успенском соборе, нек-рое время находились в приделе у сев. стены; в 1696 г. были помещены в новую липовую раку, обложенную серебром; рака стояла в алтаре. 23 июня 1714 г. мощи были перенесены в среднюю часть собора, к сев.-зап. столпу. При освидетельствовании мощей в 1888 г. обнаружили, что голова святого была отсечена; в мон-ре это восприняли как подтверждение версии кн. А. М. Курбского об убиении свт. Германа опричниками по приказу царя Иоанна Грозного. Др. переоблачение мощей совершалось в нач. XX в. 20 мая 1923 г., вскоре после закрытия мон-ря, на площади перед Успенским собором состоялась показательная антирелиг. акция - вскрытие мощей свт. Германа. Протокол осмотра зафиксировал наличие в раке только костей, что противоречило данным прежних освидетельствований. Среди верующих в Казанской епархии бытовало мнение о подмене мощей властями при участии обновленческого еп. Алексия (Баженова) Дальнейшая судьба мощей неясна. В 2000 г. в Свияжск была возвращена частица мощей свт. Германа, хранившаяся в Казани.
В С. У. м. находилась чудотворная икона свт. Германа (кон. XVII - нач. XVIII в.) с частицей его мощей, которую регулярно носили с крестными ходами по городам и уездам Казанской губ. Почитанием пользовалась и келья свт. Германа в Никольской трапезной ц., где хранились 2 освященных святителем антиминса, панагия, наперсный крест, фелонь, по преданию, принадлежавшие святителю, митра, в к-рой он был погребен, собственноручно выточенный посох. Имя свт. Германа носил монастырский колодец, находившийся напротив зап. крыльца Успенского собора. По преданию, архим. Герман сам нашел водоносное место и ископал колодец. Глубина его составляла 14 саж. (ок. 30 м). Во 2-й пол. XX в. колодец был засыпан, планируется его восстановление.
Храмы С. У. м. (в первую очередь собор) и его ризница содержали вклады царя Иоанна Грозного (иконы деисусного чина, царские врата, запрестольный образ Пресв. Богородицы, медное паникадило, Евангелие, часы на колокольню) и архим. Германа («яблоко хрустальное», окованное серебром, с красной шелковой кистью, к паникадилу, книги, серебряный оклад на икону свт. Николая Чудотворца в житии).
Благодаря архим. Герману, признанному книжнику, в сер. 60-х гг. XVI в. С. У. м. имел значительное книжное собрание - более 130 книг: неск. Евангелий, Апостол, Псалтири, книги богослужебные, певческие, богословские, духовные сочинения. Среди них были книги, купленные архим. Германом, а также написанные в мон-ре им самим и др. переписчиками. К нач. ХХ в. монастырская б-ка насчитывала ок. 2200 книг. В советское время она была утрачена, встречаются только разрозненные книги из этого собрания. В С. У. м. существовал архив, поступивший после закрытия обители в Свияжский музей. В б-ке мон-ря находились 2 рукописных синодика кон. XVII - 1-й пол. XIX в. (ныне хранятся в Научной б-ке им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та и Национальном музее Республики Татарстан). Университетский экземпляр помянника содержит синодик «опальных» - погибших в годы опричнины (1565-1572). На протяжении столетий в синодики вносили имена знатных боярских родов и церковных иерархов, жителей Свияжска, окрестных деревень, мн. поволжских городов и др.
Описи монастырского имущества 60-х гг. XVI в. и 1614 г. свидетельствуют о наличии в С. У. м. ценной утвари, серебряных и оловянных сосудов, крестов, облачений, пелен к иконам, плащаницы «Положение Христово во гроб» и др. В наст. время большинство сохранившихся памятников, происходящих из С. У. м., находится в Гос. музее изобразительных искусств Республики Татарстан, а также в Национальном музее Республики Татарстан (синодик, митра свт. Германа и др.).
Вид на комплекс бывшего свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Фотография. Сер. ХХ в. После закрытия С. У. м. на его территории продолжали находиться учреждения Свияжского кантона (с 1927 район), жилые помещения. Храмы и др. здания были признаны памятниками искусства и старины, поступили в ведение Отдела по делам музеев и охраны памятников старины Народного комиссариата просвещения Татарской Республики. В 20-х гг. XX в. в помещениях бывш. мон-ря проводили ремонтные работы. В 1923-1924 гг. предпринималась попытка сохранения монастырского ансамбля как «музейного городка». В 20-х гг. XX в. (с 1921) на территории монастыря находился Свияжский кантонный (с 1927 районный) музей, сначала в братском корпусе, с 1924 г.- в Успенском соборе. Краеведческая часть экспозиции в кон. 20-х гг. размещалась в архимандричьем корпусе. В 1925-1929 гг. производилось снятие колоколов с колокольни, они были увезены в Казань.
В 1928-1933 гг. в С. У. м. находилась трудовая колония (коммуна) для малолетних преступников. В этот период было уничтожено кладбище, разобрана надвратная Вознесенская ц. До кон. 40-х гг. здесь действовала исправительно-трудовая колония НКВД/МВД, после ее закрытия часть зданий занимало сельскохозяйственное учебное заведение. В 1953-1993 гг. в мон-ре располагался филиал Республиканской психиатрической больницы.
В 60-х гг. XX в. начались регулярные работы по реставрации Успенского собора и Никольской ц. (частично). Татарская специальная научно-реставрационная производственная мастерская провела натурное обследование собора, выполнила его графическую реконструкцию на период XVI в., разработала проект реставрации на период XVIII в. (архит. С. С. Айдаров), осуществила реставрацию. Работы по поддерживающей реставрации живописи начались в сер. 60-х гг. В 1973-1984 гг. проведены исследование, реставрация и консервация фресок и масляной живописи бригадой объединения «Росреставрация» под рук. И. П. Ярославцева. В 1977-1980 гг. проектный ин-т по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» осуществил комплекс историко-архивных, натурных и археологических исследований, разработал проект использования территории и памятников архитектуры Свияжска с реставрацией памятников, созданием музейного комплекса, организацией зон отдыха, благоустройством территории. В сер. 80-х гг. начался регулярный экскурсионный показ фресок Успенского собора. В 1987 г. был создан Свияжский филиал Музея изобразительных искусств Татарской АССР. Сев. часть территории мон-ря стала музейно-экскурсионной зоной. В 1988 г. в Успенском соборе состоялось богослужение, ставшее одним из центральных мероприятий программы празднования 1000-летия Крещения Руси в Казанской и Марийской епархии. В 1993 г. было закрыто отделение Республиканской психиатрической больницы в Свияжске. Жилые постройки в С. У. м. к этому времени пришли в аварийное состояние. В 90-х гг. из-за недостаточного финансирования осуществлять в полной мере реставрацию памятников мон-ря не было возможности, проводились эпизодические противоаварийные мероприятия.
В 1997 г. С. У. м. был возрожден, его комплекс передан Казанской епархии. Настоятелем мон-ря является правящий архиерей епархии (с 2012 Татарстанской митрополии). Первые насельники и наместник были переведены в С. У. м. из Раифского в честь Грузинской иконы Божией Матери мужского монастыря. 1 сент. 1997 г. состоялось торжественное открытие обители, к-рое возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) В 1997-2005 гг. наместником являлся игум. Кирилл (Коровин), в 2005-2016 гг.- игум. Силуан (Хохиашвили).
Первое десятилетие восстановления жизни в обители проходило в условиях аварийности большинства помещений. Тем не менее совершались богослужения, осуществлялась социально-благотворительная и просветительская деятельность. Важным направлением стало проведение научно-богословских и историко-художественных конференций: «Свияжские чтения» (2008, 2009, 2012, 2017; 2 последние - совместно с Гос. историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск»); «Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в истории и культуре» (2016, совместно с музеем-заповедником «Остров-град Свияжск»), «Пути сохранения и трансформации Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х гг.: Осмысление духовно-исторического наследия» (2020, совместно с Казанской православной ДС, музеем-заповедником «Остров-град Свияжск»).
Троицкая церковь. 1-я пол. XVII в. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. СусленковВ 2010-2019 гг. мон-рь, как и весь Свияжск, стал объектом крупномасштабных работ по реставрации и благоустройству в рамках комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и древний Болгар» под руководством Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, с участием Министерств культуры РФ и Республики Татарстан, ряда др. учреждений и ведомств. Архитектурные памятники обители являются объектами культурного наследия федерального значения, входят в состав музея-заповедника регионального (республиканского) значения «Остров-град Свияжск». Одним из результатов научных и реставрационных работ 10-х гг. XXI в. стало включение объекта «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск» в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в июле 2017 г. Успенский собор и мон-рь как объекты наследия рассматриваются в единстве с музеем-заповедником «Остров-град Свияжск», площадь охраняемой буферной зоны объекта ЮНЕСКО превышает 11 тыс. га.
Татарское Специальное научно-реставрационное управление разработало и реализовало научный проект реставрации Успенского собора. Значительное внимание уделялось изучению и мониторингу температурно-влажностного режима. Прошла реставрация храмов и жилых зданий мон-ря, фресок собора, проведены археологические раскопки, на территории обители проложены совр. коммуникации. Осуществлен значительный объем междисциплинарных исследовательских работ. Реставрация фресок и живописи трапезной собора осуществлена художниками-реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления, бригадой под рук. В. Ф. Косушкина. В мае 2019 г. Успенский собор был открыт для посещения, в авг. того же года освящен.
Трапезная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. – 1604 г. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. СусленковВ 2000 - 10-х гг. XXI в. подворьем С. У. м. являлся комплекс бывш. свияжского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря, история к-рого прослеживается с кон. XVI в. (точная дата основания неизв.). Первоначально этот мон-рь находился рядом с городской площадью, в сер. XVIII в. в нем проживали ок. 100 насельниц. В 1764 г. Иоанновская обитель была причислена к 3-му классу, в 1759 г. пострадала от пожара и вскоре была переведена на территорию упраздненного после 1764 г. свияжского Троице-Сергиева мужского мон-ря, приписного к Троице-Сергиевой лавре. Сохранились 2 храма: деревянный Свято-Троицкий (по преданию, построен в 1551, одновременно со Свияжской крепостью) и каменный трапезный во имя прп. Сергия Радонежского (кон. XVI в.- 1604). В 1865 г. Иоанно-Предтеченский мон-рь был причислен ко 2-му классу. В 1898-1906 гг. в нем построили собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (архит. Ф. Н. Малиновский) - самый большой храм Свияжска, памятник архитектуры неовизантийского стиля. Собор имеет стенные росписи нач. XX в.; часть композиций выполнена на листах линолеума (сохранившиеся находятся в Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск»). В 2010-2014 гг. была проведена комплексная реставрация собора и монументальной живописи. Сохранились также кирпичные жилые строения XIX - нач. XX в., ограда, часовня. После 1917 г. сестры мон-ря зарегистрировали Иоанно-Предтеченское об-во г. Свияжска, на 1926 г. в нем числились 183 чел. После окончательного закрытия монастыря в 1929 г. на его территории в разные годы располагались свияжский совхоз, детский дом, жилые помещения, музей. В марте 2021 г. Татарстанская митрополия объявила о возобновлении жен. мон-ря в Свияжске как подворья казанского Зилантова в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря.
Вид на Свияжский Успенский монастырь с юго-запада. Фотография. 2016 г. Фото: М. А. Маханько С. У. м. сохранил основу древнерус. монастырского ансамбля. В первые годы существования обители были возведены 2 главных каменных здания - собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1556-1560) и трапезная ц. свт. Николая Чудотворца (1556) с позже пристроенной к ней колокольней. Каменным строением также являлась кузница. Все остальные жилые и хозяйственные постройки, ограда с надвратной ц. во имя св. князей Бориса и Глеба во 2-й пол. XVI-XVII в. были деревянными. К 1565 г. в мон-ре существовали 20 келий, помещение для казны, 4 житницы, «мшеник» (омшаник), поварня и квасная, летний погреб с погребницей, ледник с сушилом над ним.
Новый этап строительства наступил в кон. XVII - нач. XVIII в., когда были сооружены значительные кирпичные постройки, большинство из к-рых сохранилось,- архимандричий, наместнический и казначейский корпуса, здание монастырского уч-ща. Эти строения вместе с храмами формируют площадь, к-рая занимает юж. часть территории обители и примыкает к стене со св. воротами. Все здания имеют нарядный декор из наличников и карнизов, характерный для кирпичного узорочья XVII в. и архитектуры нарышкинского (московского) барокко рубежа XVII и XVIII вв. Деревянная ограда была заменена кирпичными стенами с ц. Вознесения Господня над св. воротами, с бойницами и зубцами по верху стен, что придало мон-рю вид кремля. Последним возведенным в обители зданием стал кирпичный братский корпус с домовой ц. во имя свт. Германа Казанского, пристроенный во 2-й пол. XVIII в. к наместническому и казначейскому корпусам.
В сев. части С. У. м. находились кладбище и сад. Кладбище располагалось к востоку и северу от Успенского собора. В XIX - нач. XX в. здесь хоронили не только насельников, но и именитых горожан Свияжска, др. лиц. Так, на нем погребен И. Ф. Лихачёв, вице-адмирал, коллекционер, меценат, представитель известного дворянского рода Казанской губ., умерший в Париже в 1907 г. Кладбище было уничтожено в кон. 20-х гг. XX в. Сохранились фрагменты надгробий, во время археологических раскопок в 10-х гг. XXI в. обнаружены захоронения разных периодов.
Интерьер Успенского собора. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. Сусленков занимает главное место в ансамбле С. У. м. По предположению М. К. Каргера, храм был построен псковскими мастерами-каменщиками во главе с зодчим Посником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых в 1555 г. царской грамотой привлекли к каменному строительству в Казани (Каргер. 1929. С. 14-15). Артель одновременно возводила в Казани Благовещенский собор, стены и башни кремля. Успенский собор освящен 12 сент. 1560 г. (дата известна по антиминсу, хранившемуся в С. У. м., см.: Яблоков. 1907. С. 17).
Собор, в первозданном виде псковского типа, представлял собой одноглавый, 4-столпный, крестово-купольный, почти квадратный в плане четверик. Сложен из тесаного волжского известняка, кладка покрыта известью. С вост. стороны к четверику примыкали 3 полуциркульные апсиды, с остальных сторон - паперти, крытые тесом. Под храмом расположено сводчатое подцерковье. Собор был холодный (летний). Фасады имели треугольные завершения, по к-рым он был перекрыт тесовой 8-скатной кровлей. На стенах четверика снаружи выделяются выступы-лопатки, стянутые вверху лопастными арками, отражающими ступенчатость сводов и подпружных арок внутри храма. В юж. и сев. стенах было устроено по арочному окну, в зап. стене - 3 окна. Глава имела луковичную форму, была обшита железом. Верх барабана украшен традиц. орнаментальным поясом из цепочки полуциркульных арочек, 2 рядов поребрика и бегунца между ними.
Собор является свидетельством взаимодействия архитектурных школ XVI в. и примером распространения севернорус. архитектурной традиции в Поволжье. Это самый восточный по географическому местоположению памятник псковского зодчества. Однако, несмотря на очевидные псковские традиции, в архитектуру собора внесены новшества, характерные для московского зодчества эпохи царя Иоанна IV. Успенский собор в отличие от типичных псковских храмов XV-XVI вв. более масштабен в силу его размеров и монументальности.
В XVII в. к сев. стене храма был пристроен теплый придел во имя свт. Германа Казанского, однако он затемнял собор, сев. стена отсыревала, поэтому в кон. XVIII в. придел разобрали. На рубеже XVII и XVIII вв. с зап. стороны к собору пристроили кирпичную трапезную в 3 окна. Были пробиты новые окна и растесаны старые проемы в южной и западной стенах, перестроена и расширена юж. апсида. Окна храма и трапезной обрамлены наличниками с полуколонками и навершиями в форме «петушьих гребешков». Первоначальный вид в наибольшей степени сохранила сев. стена, где не появилось новых окон.
В сер. XVIII в. облик собора был изменен в стиле барокко. Верхние части фасадов были «срублены», углы заполнены кирпичной кладкой до получения прямых линий стен. Над карнизами установили 12 фронтончиков с крестами и нишками для икон. Крыша приобрела полусферическую форму, верх барабана был надстроен, над ним установлена массивная грушевидная глава. В 1857 г. с зап. стороны к храму пристроили парадное кирпичное крыльцо. У южной и северной стен находится открытая галерея-гульбище (до строительства крыльца она охватывала и зап. стену). В 1894 г. в соборе было проведено калориферное отопление (в XX в. демонтировано).
Фрески Успенского собора площадью 1080 кв. м - это один из наиболее сохранившихся циклов монументальной росписи 2-й пол. XVI - нач. XVII в. Традиционно они датируются эпохой Иоанна Грозного. На основании анализа иконографии и письменных источников Н. В. Квливидзе указывает, что росписи были выполнены не ранее 1559 г. и не позднее 1614 г. А. С. Преображенский предложил датировать роспись ок. 1605 г. (см.: Преображенский. 2009).
Собор был расписан внутри и снаружи. Наружные росписи сохранились в небольших фрагментах на зап. стене, к-рая стала внутренней после пристройки трапезной. В интерьере собора живописные композиции, органично вписанные в сложные архитектурные формы сводов, четко разграничены между собой. Ансамбль фресок, несмотря на утраты, связанные с перестройками храма, сохранил целостность и сюжетные связи. В художественном строе и содержании росписи отражены процессы, характерные для культуры Руси сер.- 2-й пол. XVI в., однако фрески собора не имеют полных аналогов по программе, манере написания и цветовому решению ни в одной из древнерус. школ стенной живописи. Создание росписи было вызвано необходимостью наглядного представления христ. вероучения населению Казанского края - язычникам и мусульманам. Вместе с тем в основе программы фресок лежали богословские и гос. идеи митр. Московского Макария и царя Иоанна IV. В стенописи отражены темы, к-рые обсуждались на Стоглавом Соборе 1551 г., на Соборах 1553-1555 гг. Иконография ряда композиций свидетельствует о контактах с правосл. Востоком и Зап. Европой.
Изгнание из рая. Роспись Успенского собо-ра. 2-я пол. XVI в.— ок. 1605 г. Фото: В. Е. СусленковРосписи включают неск. сюжетных линий. Библейский цикл начинается композицией в куполе «Троица Новозаветная» («Отечество»), циклы «Дни творения» и «История Адама и Евы» размещены на сводах и арках. До сер. XVI в. эта тематика не имела на Руси изобразительной традиции, и фрески Успенского собора являются одним из первых примеров воплощения ее в рус. церковной живописи. Неск. композиций в цикле «Дни творения» воспроизводят образы «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля.
Посвящение собора С. У. м. Пресв. Богородице раскрывается в цикле сцен из Ее жития на северной и южной стенах. В этот цикл входят евангельские сюжеты земной жизни Спасителя, завершающиеся композицией «Не рыдай Мене, Мати». Композиция «Успение Пресвятой Богородицы», главная в цикле, находится над алтарем собора (занимает поверхность люнета вост. стены, вост. свода и подпружной арки). Житие Божией Матери предстает как звено между ветхозаветным и новозаветным повествованиями, история первых людей и их грехопадения соотносится с историей Пресв. Богородицы и воплощением Христа - «второго Адама». Зап. стену, где традиционно находилось изображение Страшного Суда, занимает многочастная композиция «Собор Пресвятой Богородицы»; по др. версии, композиция является изводом «Страшного Суда». Различные трактовки содержания вызваны тем, что композиция имеет утраты. В алтаре собора центральное место занимает литургическая композиция «Великий вход» с предполагаемыми прижизненными изображениями царя Иоанна IV и свт. Макария. Изображение царя в алтаре подчеркивает сложившуюся к сер. XVI в. идею богоизбранности рус. самодержцев. На столпах помещены монументальные фигуры св. воинов-мучеников, среди к-рых выделяется изображение мч. Христофора Ликийского с лошадиной головой. Трапезная собора украшена масляной живописью 2-й пол. XIX в. церковно-академического стиля, изображены «Троица Новозаветная» («Отечество»), архангелы и святые, орнаментальные композиции. При реставрации выявлены фрагменты более ранней живописи.
В 1859 г. бывший архиеп. Тобольский и Сибирский Евлампий (Пятницкий), проживавший в С. У. м. на покое и исполнявший обязанности настоятеля, обратился в Синод с просьбой о замене фресковой росписи собора на масляную. Разрешение дано не было. В 1877 г. вопрос о сохранении росписей собора был поставлен акад. И. И. Срезневским на IV Всероссийском археологическом съезде в Казани. В 1899-1900 гг. было произведено поновление фресок артелью палехского иконописца Н. М. Софонова под наблюдением проф. Д. В. Айналова. В нач. XX в. были опубликованы подробные описания фресковой росписи Успенского собора (авторы прот. А. П. Яблоков, искусствоведы Айналов, Б. П. Денике).
Протоевангельский цикл. Роспись сев. стены Успенского собора. 2-я пол. XVI в.— ок. 1605 г. Фото: В. Е. СусленковПервоначально в соборе был установлен 3-ярусный тябловый иконостас с местным, праздничным и деисусным рядами. Деисусный чин из 7 икон был вкладом царя Иоанна IV. Иконостас по высоте не закрывал главной фрески храма - «Успение Пресв. Богородицы». В кон. XVI - нач. XVII в. иконостас был дополнен 2 верхними рядами - пророческим и праотеческим. Также были произведены изменения в существовавших рядах. Деисус был заменен 15-фигурным (в рост), в праздничный ряд вошли еще 7 икон с циклом «Страсти Христовы». В 1763 г. тябловый иконостас был заменен на каркасный, с рельефной золоченой резьбой в стиле барокко, но с сохранением икон 2-й пол. XVI - нач. XVII в. В 1843 г. на средства свияжской благотворительницы Н. И. Саврасовой были сделаны серебряные ризы на царские врата и поновлен весь местный ряд (иконы утрачены после 1917). К 40-м гг. XIX в. относятся Распятие и иконописные фигуры предстоящих в навершии иконостаса. В 1-й пол. XIX в. на боковых дверях иконостаса были выполнены образа архангелов Михаила и Гавриила.
Сохранилось 60 икон (бoльшая часть) из иконостаса Успенского собора, 54 из них датируются XVI-XVII вв. Иконы праздничного и пророческого рядов и деисусного чина имеют древние серебряные позолоченные басменные оклады. При сравнении свияжских икон с памятниками художественных центров Руси кон. XV-XVI в. обнаруживаются иконографические и стилистические параллели с иконами Новгорода, Пскова, Переславля-Залесского, Владимира, Суздаля, Москвы, однако прямых аналогий со свияжскими иконами не найдено. Уникальность состоит еще и в том, что этот живописный комплекс, являющийся неотъемлемой частью художественной системы храма, сохранился в единстве с фресковой росписью. К 2021 г. иконы хранились в Гос. музее изобразительных искусств Республики Татарстан. В восстановленном иконостасе собора находятся копии этих образов. Иконостас и иконы выполнены специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления. В конструкцию иконостаса включено подлинное Распятие с фигурами предстоящих.
с трапезной палатой является древнейшим каменным сооружением Свияжска. Теплая трапезная церковь со столпообразной колокольней построена псковскими мастерами в 1555 или 1556 г. из известняка; освящена 6 дек. 1556 г., как значилось на антиминсе, хранившемся в мон-ре (Яблоков. 1907. С. 61). Храм расположен в зап. части монастырской площади, рядом с Успенским собором. Основные помещения, просторная сводчатая одностолпная трапезная палата и примыкающая к ней с востока домовая ц. свт. Николая находятся на 2-м этаже здания. На 1-м этаже размещались хозяйственные помещения, в юж. части 1-го этажа была небольшая келья основателя мон-ря архим. Германа. Храм снаружи имеет характерное «псковское» треугольное завершение фасадов, небольшую главку на барабане.
Мч. Христофор Ликийский. Роспись зап. стороны северо-зап. столпа Успенского собора. 2-я пол. XVI в. — ок. 1605 г. Фото: В. Е. СусленковС юго-востока к зданию пристроена столпообразная колокольня. Главный вход расположен на 1-м ярусе, деревянная лестница ведет на 2-й этаж, в трапезную. Наверху колокольни были установлены «часы болышие» (вклад царя Иоанна IV) и 5 колоколов. Из нижнего яруса колокольни существовал подземный ход. В кон. XVII - нач. XVIII в. были надстроены кирпичные ярусы колокольни - 8-гранный ярус звона, над ним - круглый барабан с куполом и главкой. Колокольня стала самым высоким сооружением Свияжска (43 м). В нач. XX в. на колокольне находилось 22 колокола. Необычна постановка колокольни - с восточной (а не с западной) стороны, рядом с домовым храмом. В данном случае это положение определено тем, что колокольня вместе с Успенским собором формирует доминанты монастырской площади.
Одновременно с надстройкой колокольни был перестроен в кирпиче алтарный выступ Никольской ц. и сделан симметричный ложный выступ с юж. стороны. Окна апсид и трапезной получили декор в стиле кирпичной узорчатой архитектуры и нарышкинского барокко, характерный для храмовых строений и жилых монастырских зданий Свияжска этого периода. В интерьере трапезной церкви сохранились следы фресковой живописи XVI-XVII вв. В 2017 г. в помещении 1-го этажа был создан Музей мон-ря.
Свияжский Успенский монастырь. Фотография. 1894 г. Архимандричий корпус построен во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в традициях «теремной» архитектуры, с лестничным всходом на 2-й этаж. Внизу располагались хозяйственные службы, наверху - палаты настоятеля. В 1829-1858 гг. в здании размещалось Свияжское ДУ (в 1859 переведено в Казань). В 30-х гг. XX в. утрачены парадное крыльцо и изразцовая печь, в 1969 г. крыльцо восстановлено.
Здание монастырского училища (кон. XVII - нач. XVIII в.) использовалось в разное время для хозяйственных нужд, как помещение для Свияжского духовного правления, монастырского уч-ща, в качестве палат настоятеля и др.
Братский корпус, длиной ок. 70 м, состоит из пристроенных друг к другу 3 разновременных корпусов: дома наместника, казначейского (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.) и братского корпусов (XVIII в.). Кроме настоятельских келий в корпусе наместника в разные годы находились небольшая епархиальная больница, службы уездных присутственных мест (арендованы у мон-ря) и др. В вост. части братского корпуса расположена домовая ц. во имя свт. Германа, пристроенная в кон. XVIII - нач. XIX в. (в 40-х гг. XIX в., после реконструкции, освящена во имя святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского, в наст. время - во имя свт. Германа). В 1-й четв. XIX в. братский корпус был надстроен 3-м этажом, до уровня настоятельского и казначейского корпусов. В 50-60-х гг. XIX в. под корпус подвели новый фундамент. В 30-х гг. XX в. были разобраны парадные лестницы-всходы, ведущие с улицы на 3-й этаж, заменены пристройками. К нач. XXI в. сооружение пришло в аварийное состояние. В 10-х гг. XXI в. произведена реставрация здания с восстановлением утраченных элементов.
Кирпичная ограда, общей длиной 1037 м, опоясывает мон-рь, имеет 3 ворот. Над св. воротами находится 2-ярусная ц. в честь Вознесения Господня (тип восьмерик на четверике), возведенная в кон. XVII - нач. XVIII в. В св. воротах - 2 арочных проезда, снаружи украшенные кирпичным декором. В 30-х гг. XX в. храм был разобран, от него остался только нижний ярус с воротами. В 10-х гг. XXI в. храм восстановлен по документам и фотографиям, в арках ворот выявлены фрагменты живописи XVIII-XIX вв.
Конный двор расположен рядом с мон-рем, напротив св. ворот, появился в начальный период строительства С. У. м. В 60-х гг. XVI в. он был полностью деревянным, имел неск. служебных строений: 2 кормовые житницы, «конюшенную казну», 2 амбара, денник конский и 2 конюшни с сеновалом. Сохранившиеся кирпичные строения (конюшня, денник, каретник, дом для конюхов) и ограда с воротами относятся к XVII-XVIII вв., в значительной степени восстановлены в 10-х гг. XXI в.