Храм во имя Новомучеников и исповедников Российских. 1995 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Саранской епархии Мордовской митрополии), находится в с. Б. Чуфарово Ромодановского р-на Республики Мордовии. Основан в 1867 г. как жен. богадельня. Устроителями обители были крестьянин Игнатий Парамонович Вершин (Вершинин; 1824 - 23 апр. 1889), уроженец Чуфарова Саранского у. Пензенской губ., и его жена Екатерина Прохоровна Вершина. После паломничества в Киев супруги решили «посвятить себя Богу». С сер. XIX в. Вершин удалился в Болтинский лес, недалеко от Чуфарова, ок. 2 лет жил в землянке, а затем - в небольшой келье, почитался как старец. К нему приходили местные жители, постепенно здесь сложилась небольшая «лесная пустынька». Незадолго до кончины больной Вершин вернулся в Чуфарово; по собственному завещанию погребен за алтарем местной деревянной ц. во имя Св. Троицы (1882), находившейся в 300 м от монастыря (см. подробнее о нем: Основатель Чуфаровского, Саранского у. Пензенской губ. и Майданского, Ардатовского у. Симбирской губ. жен. мон-рей Игнатий Вершин. 1917).
Начало монашеской общине положили неск. девиц, поселившихся в чуфаровском доме Вершина вместе с его супругой. Игнатий Вершин благословил возглавить общину 20-летнюю купеческую дочь Евдокию Сергеевну Трофимову (впосл. игум. Евгения; 1841-1914), как единственно грамотную из всех сестер-крестьянок. Вскоре В. К. Федорчуков, помещик, владевший землями в Чуфарове, предложил старцу для нужд общины свои земли - пустошь с заброшенным садом, напротив села, через овраг, на его высоком склоне. Здесь поставили 2 деревянные избы, в к-рые из Чуфарова переселились первые насельницы во главе с Трофимовой и ее ближайшей помощницей Вершиной, ставшей одной из первых пострижениц обители. В овраге, около буд. монастыря, чуфаровские крестьяне поставили маленькую «избенку» для старца Игнатия - он жил в ней, когда приходил из Болтинского леса в село. К 1867 г. в кельях на пустыре проживали более 20 духовных дочерей старца Игнатия.
30 дек. 1867 г. указом Пензенской духовной консистории община была признана Свято-Троицкой жен. богадельней («богадельным домом»), там стали селиться больные и престарелые женщины, за к-рыми ухаживали насельницы-девицы. В янв. 1868 г. Трофимовой были пожертвованы для богадельни 4 дес. усадебной и 20 дес. пахотной земли, а вскоре указом Синода за богадельней закреплены 2 участка земли (78 дес.) - в Саранском и Ардатовском уездах, пожертвованные вдовой статского советника М. М. Киселёвой (Пензенские ЕВ. 1868. Ч. офиц. № 18. С. 313; Игум. Евгения. 1914. С. 934). По благословению (20 марта 1868) еп. Пензенского и Саранского Антония (Смолина; † 1876) был построен 2-этажный полукаменный корпус (1870); на верхнем этаже, где жили сестры, 2 февр. 1870 г. при большом стечении народа (ок. 3 тыс. чел.) освящена домовая ц. во имя Св. Троицы, на нижнем этаже 8 сент. 1872 г.- ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (для неходячих больных, проживавших на 1-м этаже). Согласно епархиальным отчетам за 1870 г., из казны на содержание причта богадельни было отпущено 168 р. (Пензенские ЕВ. 1870. Ч. офиц. № 8. С. 159).
Одновременно был сооружен 2-этажный каменный корпус (1872), на верхнем этаже проживала настоятельница, на нижнем - сестры. С 1873 г. в богадельне и общине служил свящ. М. П. Иллюстров (1850-1895), отец известного педагога и краеведа П. М. Иллюстрова (1877-1949).
По ходатайству посетившего Чуфарово еп. Пензенского Григория (Медиоланского; † 1881) указом Синода от 19 марта 1877 г. была учреждена Троицкая сестринская община. 3 мая 1885 г. Синод повелел именовать общину общежительным монастырем. Е. С. Трофимова, принявшая монашеский постриг с именем Евгения, 29 мая того же года была возведена в сан игумении с правом ношения наперсного креста. Впосл. она была награждена наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (в мае 1908), знаком Красного Креста, неск. медалями, в т. ч. за деятельность «в пользу раненых воинов» в годы русско-япон. войны (1904-1905); являлась пожизненным членом-сотрудником Пензенского отдела имп. Православного Палестинского об-ва, членом миссионерско-просветительного Иннокентиевского братства при Спасском кафедральном соборе (Там же. 1909. Ч. офиц. № 10. С. 287). К 1885 г. в С. Т. м. проживали ок. 100 сестер, к 1895 г.- 180, к 1910 г.- 215, к 1917 г.- 410 чел., в т. ч. 115 монахинь.
К 1885 г. по периметру мон-ря были построены еще 3 двухэтажных каменных корпуса, в к-рых помимо келий разместились образная (иконописная), портновская, сапожная и др. мастерские, сооружена каменная ограда, к 1900 г.- еще один, 5-й сестринский корпус. Кирпич для строительства изготовляли сами насельницы. 13 июля 1887 г. в центре монастырского четырехугольника, образованного корпусами и садом, был заложен и 26 июля 1898 г. освящен кирпичный 5-главый собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 21 сент. 1900 г. был освящен правый придел в честь Иверской иконы Божией Матери, 22 сент.- левый придел во имя свт. Николая Чудотворца. В соборе был поставлен резной иконостас из липы (80 икон), все «полотно иконостаса» покрыто червонным золотом. Собор вмещал более 4 тыс. чел.
Среди святынь в обители находились Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая Вершину, Иверский образ Божией Матери, иконы Успения Пресв. Богородицы, Нерукотворного образа Спасителя, частицы облачения прп. Серафима Саровского, а также икона Божией Матери «Взыскание погибших», по заказу неизвестного рус. паломника написанная и освященная на Св. Горе Афон и доставленная в С. Т. м. к 23 апр. 1915 г.- к 25-летию со дня кончины старца Игнатия. В этот день чуфаровские сестры встретили на ст. Тимирязево (ныне Красный Узел в пос. Ромоданово, Мордовия) депутацию с Афона, доставившую икону.
По описанию 1905 г., мон-рь занимал 4 дес. земли, обнесенные каменной оградой. В центре располагался Свято-Духовский собор. На восток от него, в 8 саж., стояла деревянная одноярусная звонница с 8 колоколами. С запада, на расстоянии 13 саж., находился келейный каменный корпус с покоями настоятельницы (1872), соединенный с собором деревянной площадкой. Рядом с настоятельским корпусом был парадный вход в С. Т. м., представлявший собой 2-ярусную 8-гранную «башню, едва возвышавшуюся над келейными корпусами» (Бахмустов. Мон-ри. 2000. С. 251-252). С сев. стороны от настоятельского корпуса стоял 2-й 2-этажный, «живописный» корпус с кельями для сестер - художниц и рукодельниц (1890). В нем находились помещения для иконописной мастерской, кельи казначеи, мастерская чеканной работы, просфорная и кельи для сестер. Между этими корпусами был устроен «фонтан с резервуарами», вода в который «проведена из башни артезианского колодца, находящегося за оградой». К северу от собора располагался полукаменный корпус с домовыми церквами (1870): холодной Троицкой и теплой Казанской. Перед этим корпусом имелась небольшая площадь, служившая до 1900 г. монастырским кладбищем. Далее, к востоку, располагался келейный 2-этажный корпус с подвалами (1896-1899). К югу от собора стоял 2-этажный трапезный каменный корпус (1882), к нему примыкала 2-этажная каменная кладовая с погребом. За оградой в сев. части мон-ря находилась 2-этажная каменная гостиница для богомольцев (1896). Также обитель имела обширные хозяйственные постройки, с зап. стороны ограды в 1902 г. был устроен артезианский колодец глубиной 67 саж. Над этим колодцем поставлена полукаменная башня с баком на 1400 ведер, вода накачивалась машиной на конном приводе.
При мон-ре были организованы приют и школа, где обучали грамоте сельских детей. Со временем богадельное отделение увеличилось за счет небольшой больницы, которая принимала на лечение крестьянок из окрестных сел. Во время русско-тур. войны (1877-1878) по решению монастырского совета 15 насельниц были направлены в действующую армию на Балканы в качестве сестер милосердия. Вместе с инокинями отправили в Болгарию медикаменты и продукты. В 1904 г. чуфаровские сестры трудились в госпиталях г. Мукдена (ныне Шэньян, Китай) и Порт-Артура (ныне Люйшунь, там же). Во время первой мировой войны обитель направила сестер в лазареты Западного фронта, они везли с собой лекарства, перевязочный материал, а также белье, перчатки и др. изделия, сшитые в собственной мастерской. Периодически передавали для раненых продукты, прежде всего мясо и хлеб, а также книги. В самом мон-ре при необходимости открывали лазарет. Так, в 1914 г. С. Т. м. предоставил помещение для 10 раненых, где за ними ухаживали 3 сестры (Пензенские ЕВ. 1914. Ч. неофиц. № 18. С. 774). В годы гражданской войны (1917-1922) в лазаретах Саранска трудились 50 чуфаровских сестер милосердия - монахинь и послушниц. Во время голода 1895-1897 гг. в С. Т. м. в бесплатной столовой, открытой в мон-ре, ежедневно кормили до 300 крестьян.
Особую известность приобрела чуфаровская иконописная мастерская. Сохранилась написанная сестрами икона мц. Лидии и прп. Симеона Столпника (1912). Монахини С. Т. м. изготовили иконостас для храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Маколове Ардатовского у. Симбирской губ. В мастерской обители занимались шитьем священных облачений, делали чеканные оклады на иконы и киоты. Еп. Пензенский и Саранский Митрофан (Невский; † 1899), посетивший Чуфарово летом 1892 г., «самым внимательным образом» познакомился с трудами монахинь и высказал удовлетворение тем, как были организованы работы в иконописной мастерской.
К 1895 г. С. Т. м. владел 145 дес. пашни, а также 850 дес. плодородной земли совместно с монахинями Куриловского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря, в нач. XX в.- более 1 тыс. дес. земли. Ок. 600 дес. земли в окрестностях Чуфарова насельницы обрабатывали своими силами, а отдаленные земли сдавали в аренду. В 1908 г. по духовному завещанию потомственной почетной гражданки А. С. Четвериковой (урожд. Лепёшкина, дочь московского городского головы С. Л. Лепёшкина (1787-1855)) в С. Т. м. поступило 500 р.
Сестры занимались различными ремеслами, пчеловодством и огородничеством, разбили обширные сады. 8 июля 1906 г. на монастырский фруктовый сад напали чуфаровские крестьяне («при участии женщин и даже детей»), вооруженные косами, вилами и топорами. Они избили косой монахиню, заведовавшую садом, и «караульщика», разрушили хозяйственные постройки и унесли «до 400 пудов яблоков... Толпа бунтовала - до 3-х часов утра, ругаясь и распевая песни», причем «монастырскими рабочими остановить этот беспорядок не было физической возможности» (Там же. 1906. Ч. неофиц. № 16. С. 862-863).
К 1911 г. причт С. Т. м. состоял из 2 священников, получавших содержание от мон-ря. В обители служили священники Иоанн Архангельский, в 1909-1911 гг.- Гавриил Рукин, в 1912 г.- Иоанн Печерин, с июля 1912 г.- Иоанн Николаев, а с авг. 1915 г.- Фома Зенкович (1887 - после 1937), тройкой НКВД МАССР от 28 сент. 1937 г. приговоренный к 10 годам ИТЛ за «антисоветскую агитацию» (реабилитирован 28 сент. 1989).
6 окт. 1911 г. (после ухода на покой в авг. игум. Евгении; погребена напротив алтаря Свято-Духовского собора) настоятельницей С. Т. м. была утверждена мон. Аполлинария. Указом Синода от 27 окт. 1911 г. она была возведена в сан игумении. 10 июля 1912 г. игум. Аполлинария была назначена настоятельницей благовещенского Аблазинского Никольского мон-ря Амурской обл., основанного в 1908 г., но пришедшего в упадок (в 1919 она вернулась в родную обитель). В 1912 г. сестрами была избрана 72-летняя мон. Серафима (Добротина; † 1924), возведенная в сан игумении в Н. Новгороде. К 1913 г. она являлась также членом Пензенского отделения имп. Православного Палестинского общества и в обители проводились чтения «о Святой Земле». После того как в 1921 г. игум. Серафима ушла на покой, по выбору сестер монашескую общину возглавила мон. Маврикия (Аверьянова), постриженица (1890) обители, с 1917 г. исполнявшая обязанности казначеи.
По постановлению коллегии Саранского уездного земельного отдела от 18 дек. 1918 г. в С. Т. м., в Куриловском и Большевьясском монастырях были организованы трудовые общины - артели. В это время в обители проживали 98 монахинь и 155 послушниц. При этом у сестер отобрали 469 дес. земли при с. Чуфарове, а затем и остальные угодья с монастырскими зданиями. В распоряжении монахинь остались 16 построек и ветряная мельница. В 1919 г. жители Чуфарова отвели членам артели 60 дес. земли близ мон-ря «для пропитания».
В 1919 г. в Чуфарово из Кронштадта эвакуировали детский приют. Для размещения детей у мон-ря изъяли 2 каменных келейных корпуса. Чтобы «разместить детишек», игум. Серафиме пришлось распустить часть послушниц по домам (Бахмустов. 2004. С. 222). В 1920 г. детский приют из С. Т. м. был переведен в соседний, Куриловский мон-рь, а освободившиеся корпуса вместе с др. зданиями и 60 дес. земли предоставили для колонии заключенных из Саранска. Сестрам (165 чел.) оставили лишь одно здание, в к-ром они построили 3-ярусные нары.
Осенью 1923 г. насельницы С. Т. м. на общем собрании приняли решение отмежеваться от Пензенских архиереев, поддержавших обновленчество, и перейти в подчинение викарию Тамбовской епархии еп. Иоанну (Георгиевскому). В нач. 1924 г. монастырь был окончательно закрыт, сестер (более 100 чел.) во главе с игум. Маврикией перевели в Куриловскую обитель, собор и все имущество опечатали и сдали на хранение Чуфаровскому волостному совету. Монахиням позволили взять с собой только «скарб» и чтимую Казанскую икону Божией Матери. Но когда в 1926 г. был закрыт и Куриловский монастырь, сестры поселились в окрестных домах или уехали к родным.
С кон. 20-х гг. XX в. на территории С. Т. м. располагалась следственная тюрьма (до 1939), затем - трудовая колония-поселение, после 1954 г.- школа-интернат (первыми директорами стали А. В. Пестов и Я. И. Осипов; обучалось до 380 чел.), сельское ПТУ (последним директором был Г. С. Мельников), а в 80-х гг.- колхоз.
Близ села обнаружены 3 места массовых захоронений жертв репрессий. В одном из них, в монастырском саду, в 2 км от обители, в 1995 г. по инициативе монастыря был установлен поклонный крест, а в нояб. 2005 г. Республиканским поисковым отрядом патриотического объединения «Поиск» проводились раскопки, подтвердившие факты массовых захоронений. Впоследствии здесь был установлен памятник. В 2017 г. члены группы «Поиск» провели более детальные раскопки, подняли и перезахоронили останки 115 чел.
В 30-50-х гг. XX в. были разрушены Свято-Духовский собор и 2-этажный «живописный» корпус (1890), каменно-деревянный корпус (1870-1872) был перестроен под клуб, а затем под гараж местного колхоза. На территории С. Т. м. появились новые здания - дом администрации тюрьмы, клуб, карцер.
16 дек. 1993 г. для организации муж. мон-ря в с. Б. Чуфарово был направлен насельник Санаксарского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря иером. Лазарь (Гуркин), в апр. 1994 г. возведенный в сан игумена (ныне епископ Нарвский и Причудский). В февр. 1994 г. на руины обители прибыли насельники. 13 марта 1994 г. была отслужена 1-я после возрождения С. Т. м. Божественная литургия в гостиничном корпусе, временно приспособленном под церковь. Этот день считается датой возрождения обители. 5 янв. 2001 г. С. Т. м. возглавил иером. Евстафий (Князев), 15 янв. возведенный в сан игумена, в 2002 г.- иером. Серафим (Лапков), в 2006 г.- игум. Вениамин (Кириллов; ныне епископ Ардатовский и Атяшевский), при к-ром в обители проживали 30 насельников, в дек. 2011 г.- игум. Руфин (Баранников).
На территории С. Т. м. в кирпичном одноэтажном здании советской постройки была устроена ц. во имя Новомучеников и Исповедников Российских (1995), выделенная луковичными главками на 2-скатной кровле. В этом храме поставлен деревянный резной иконостас, стены расписаны орнаментом художниками-реставраторами из Сызрани. 13 авг. 1996 г. при большом стечении верующих состоялось освящение церкви еп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) в сослужении наместника Санаксарского монастыря архим. Варнавы (Сафонова; ныне епископ Павлодарский и Экибастузский) и настоятелей мн. приходов Мордовии. С тех пор ежегодно в день памяти новомучеников и исповедников Российских Б. Чуфарово становится местом массового паломничества верующих.
В мае 1999 г. на территории С. Т. м. был заложен и 7 янв. 2000 г. освящен малым чином, а 28 сент. того же года - полным чином больничный кирпичный храм в честь Рождества Христова - одноглавый четверик с пощипцовыми завершениями фасадов, пристроенный к трапезному и больничному корпусам. С 2012 г. на том месте, где находился Свято-Духовский собор, ведется строительство обширного кирпичного собора во имя Св. Троицы. Над расчищенным св. источником построена 8-гранная кирпичная часовня с шатровым завершением. У почитаемого св. источника, находящегося в 1,3 км восточнее мон-ря, поставлена металлическая часовня-сень во имя вмц. Параскевы Пятницы. Восстановлены монастырские корпуса (в игуменском освящена домовая ц. во имя прав. Лазаря), в 2000-2006 гг. построена ограда, заведено хозяйство.
Монастырь имеет подворье при ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1880) в с. Спасском Рузаевского р-на. Каменный 5-главый храм построен на средства прихожан, в 30-х гг. XX в. закрыт и использовался колхозом под склад, в 1943 (1947?) г. открыт, отремонтирован, в нем освящен зимний придел во имя арх. Михаила, рядом возведена 2-ярусная колокольня. Среди святынь этого храма - иконы с частицами Креста Господня, мощей ап. Андрея Первозванного, преподобных Феодора Студита, Серафима Саровского и др. С 2012 г. устраивается подворье при небольшом кирпичном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ромоданово.
Среди святынь С. Т. м.- частицы мощей Суворовских мучениц Дарии, Марии и Евдокии, свт. Иоанна Тобольского, преподобных Феодора (Ушакова) Санаксарского и Филарета (Кулакова) Ичалковского, прав. Феодора Ушакова. В С. Т. м. переданы дореволюционные чтимые иконы Божией Матери «Казанская», «Иверская» и «Знамение». 12 сент. 2010 г. из с. Б. Чуфарово на братское кладбище на вост. стороне С. Т. м. торжественным крестным ходом были перенесены останки старца Игнатия Вершина.