Монастырь во имя Св. Троицы. Фотография. 2012 г. Фото: Ю. В. Данилец (Хустской епархии), находится в урочище Городилово (Маковица), в 6 км от г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан как скит в 1930 г. по благословению делегата Сербской Православной Церкви (СПЦ) еп. Рашко-Призренского и Карпаторусского Серафима (Йовановича), прп. Алексия (Кабалюка) Карпаторусского и архим. Мисаила (Сапегина), настоятеля Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. По другим сведениям, благословение на основание скита также дал прп. Силуан (Антонов) Афонский. Среди первых насельников скита был И. Г. Кундря (впосл. прп. Иов Угольский; причислен к лику местночтимых святых Хустской епархии в 2008). Сохранилось предание, что Кундря, будучи послушником Николая Чудотворца святителя мужского монастыря в с. Карповтлаш (Иза-Карпутлаш), пытался неск. раз попасть на Афон и поддерживал переписку с архим. Мисаилом и мон. Силуаном. С их благословения из Фессалоники для буд. обители была отправлена частица мощей вмч. Димитрия Солунского.
Участок земли площадью ок. 12 га, где поселились послушники, был куплен у Иосифа Лукача за 25 тыс. чеш. крон. Первыми жертвователями были сами насельники скита, к-рые продали земельные участки, полученные от родителей, и вложили вырученные деньги в монастырскую кассу. Иером. Викентий (Орос) пожертвовал 8 тыс. чеш. крон, Димитрий Кеминь - 4 тыс., иером. Пантелеимон (Кундря) и его брат Иван - 6 тыс., иером. Парфений и послушник Антоний - 7 тыс., мон. Владимир - 1 тыс. чешских крон (Сергий (Цьока). 2013. С. 356). Первым настоятелем скита еп. Серафим назначил архим. Алексия (Кабалюка), в то время главу духовной консистории Карпаторусской Православной Церкви, автономно существовавшей в составе СПЦ.
В 1930 г. были построены корпус для братии и малая часовня во имя Св. Троицы. В 1931 г. еп. Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданичкий) назначил настоятелем скита архим. Амфилохия (Кеминя). Во время правления второго настоятеля скит был утвержден указами духовных и светских властей (1932) (Алексий (Дехтерев). 1936. С. 99). В 1933 г. насельники построили 2-й братский корпус (на 3 кельи). В 1936 г. архим. Амфилохий был освобожден от управления скитом, до 1945 г. обязанности настоятеля скита исполнял снова архим. Алексий (Кабалюк). Однако в связи с тем, что оба архимандрита имели также послушание приходских священников, они были вынуждены управлять скитом через помощников. В 1930-1933 гг. помощником настоятелей был иером. Викентий (Орос), после него - Иван Кундря. 20 мая 1936 г. архим. Алексий постриг Ивана в рясофор, а 22 дек. 1938 г.- в монашество с наречением имени Иов. По разным данным, в то время в скиту подвизалось до 12 чел.
В марте 1939 г. Закарпатье было оккупировано Венгрией. С началом второй мировой войны венг. правительство начало военную мобилизацию, что стало одной из причин многочисленной эмиграции в СССР. Мон. Иов также попытался пересечь границу, но был арестован, осужден и заключен «в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет» (Данилец. 2017. С. 64); указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 нояб. 1942 г., как гражданин Чехословакии, был амнистирован и направлен к избранному им месту жительства в г. Бузулук Чкаловской (ныне Оренбургской) обл.
6 мая 1945 г., в день Св. Пасхи, в скиту начался пожар, полностью сгорел жилой корпус, осталась только часовня, к лету на том же месте был возведен новый. В нач. осени 1945 г. в скит вернулся мон. Иов (Кундря). 22 окт. 1945 г. Мукачевская и Пряшевская епархия вошла в состав РПЦ и в связи с тем, что часть ее оказалась в составе Чехословакии, получила новое название - Мукачевская и Ужгородская. 16 нояб. 1945 г. еп. Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук) рукоположил мон. Иова во диакона. 10 дек. 1945 г. братия Свято-Троицкого скита обратилась к еп. Нестору с просьбой рукоположить иеродиак. Иова во иерея, т. к. в обители не было своего священнослужителя. 7 апр. 1946 г. еп. Нестор исполнил их просьбу, и насельники скита избрали иером. Иова настоятелем. 26 апр. 1946 г. иером. Иов был награжден набедренником, 9 апр. 1947 г. возведен в сан игумена (Там же. С. 66). К концу войны в обители несли послушание 18 чел.
Храм во имя Св. Троицы. 1954–1955 гг. Фотография. 1955 г.В 1945-1958 гг. скит в юридическом отношении подчинялся Изянскому Николаевскому монастырю. Хозяйственную и миссионерскую жизнь обители этого периода можно проследить по документам Гос. архива Закарпатской обл., т. к. контроль за монашеством осуществлял уполномоченный при Совете по делам РПЦ при Совете министров СССР по Закарпатской обл. В отчетах по Свято-Троицкому скиту в 1948-1950 гг. в числе строений обители помимо часовни с ризницей указаны также братский корпус и сарай; все здания были построены из дерева. Земельный участок, которым пользовалась братия, уменьшился до 2,5-3 га. Скит облагался различными натуральными и денежными налогами, его насельники занимались земледелием и разными ремеслами (напр., переплет книг) (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 22. Л. 7-9). С 25 марта 1950 по 2 февр. 1951 г. игум. Иов исполнял обязанности духовника мукачевского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря. В 1953 г. численность братии увеличилась, в отчетах упоминались 18 монашествующих и 6 послушников, однако в обители проживали всего 11 чел. Иеромонахи находились на должностях настоятелей сельских приходов. В 1954 г. игум. Иов сообщил в Совет по делам РПЦ, что «скитская братия живет по общежительному уставу и занимается молитвою и хозяйственными работами» (Там же. Л. 23).
Несмотря на то что в этот период начались первые гонения на Церковь, предпринятые Н. С. Хрущёвым, и строительство новых церквей было запрещено, что контролировалось лично уполномоченным Совета по делам РПЦ по Закарпатской обл., игум. Иов смог добиться постройки новой часовни. 20 марта 1954 г. он написал прошение на имя еп. Илариона (Кочергина), управлявшего Мукачевской и Ужгородской епархией, в к-ром выражал сожаление, что архиерей во время визита в скит в 1950 г. вынужден был служить литургию под открытым небом из-за отсутствия соответствующего храма, и просил благословение на постройку в скиту летней часовни. Получив разрешение епископа, игум. Иов заказал строительную смету на капитальный ремонт всех монастырских зданий, документы по смете были пересланы в епархию и одобрены. Неизвестно, каким образом епископу удалось утвердить план ремонтных работ в Совете, но разрешение было получено. В докладе настоятеля в епархию от 27 авг. 1954 г. идет речь о необходимости ремонта деревянной часовни во имя Св. Троицы, к-рая на тот момент обветшала и была непригодной для совершения богослужений. Инженер, приглашенный в скит, установил, что ремонт можно произвести только при условии, если часовня будет перенесена на более подходящее место - на 6 м западнее (Архив Хустской правосл. епархии).
Т. о., в 1954-1955 гг. в скиту был построен новый, каменный храм во имя Св. Троицы. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Закарпатской обл. А. С. Шерстюка, в 1954 г. доход скита составлял 38 100 р., в 1955 г.- 48 211 р., при этом 23 480 р. были пожертвованы скиту, 13 080 р. получены от ведения хозяйства. Расходы обители составили 48 852 р.: в частности, на ремонт храма было израсходовано 24 985 р.; братия уплатила подоходный (480 р.) и натуральный (350 кг зернопоставки и 220 л молока) налоги. В отчете также приведены важные сведения о духовной жизни обители: ««Отпуст» в монастыре бывает на третий день троицы. В этом году было на «отпусте» до трех тыс. человек. Связь с массами, главным образом, осуществляется в дни подготовки и проведения «отпуста». По воскресеньям в монастырской церкви от 3 до 8-10 чел.» (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-195. Оп. 12. Д. 44. Л. 217).
10 февр. 1956 г. игум. Иов через настоятеля Изянского Николаевского мон-ря и благочинного мон-рей Закарпатской обл. архим. Арсения (Зейкана) обратился к архиерею за благословением на проведение реставрации еще одного деревянного дома. Весной того же года настоятель совершил ремонт 1-го корпуса, на 12 келий (1930), «трупарни» (1934), а также построил новую трапезную с кухней. Помимо ремонта братских корпусов была полностью перестроена бывш. Троицкая часовня, под к-рой был оборудован каменный подвал. В 1958 г. игум. Иов включил ее в список культовых сооружений на территории обители. Возобновленный храм получил название Покровского и значился как домовая церковь. Уполномоченный Совета по делам РПЦ Шерстюк сообщил об активной деятельности игум. Иова в секретном отчете в Москву, охарактеризовав его как религ. фанатика, и отметил, что при перестройке жилых домов скита игумен пользовался наемной рабочей силой, т. е. нанимал специалистов, а обязанности разнорабочих выполняли монахи. Уполномоченный провел с настоятелем разъяснительную беседу и «предупредил его в последний раз в категорической форме, что, если он еще что-либо построит без разрешения, будет привлечен к ответственности» (Там же. Оп. 13. Д. 47. Л. 34-35).
Контролю со стороны власти подвергался и прием паломников. В отчете Шерстюка за 1957 г. указывалось, что «скит имеет небольшой деревянный однокомнатный дом на две кровати, а при необходимости ставится четыре кровати, в котором живут приезжие в скит паломники. В 1957 году приезжало 10-12 человек. Жили от 1 до 3 суток. Четыре женщины жили не менее недели» (Там же).
В 1958 г. по решению Хустского районного Совета землевладение скита было ограничено до 1 га, конфискованные земли переданы колхозу им. В. И. Ленина г. Хуст (Там же. Ф. Р-135. Оп. 1. Д. 295. Л. 189). В отчете игум. Иова за 1958 г. в числе хозяйственных построек упоминаются сарай, 4 подвала, пекарня, столярная мастерская; в скиту содержали корову и теленка, а также домашнюю птицу (Архив Хустской правосл. епархии).
Уполномоченный по делам РПЦ Шерстюк в отчете за 1958 г. подчеркивал, что постройки новых и перестройки старых домов проводились без разрешения уполномоченного, но с согласия местных органов власти. При этом настоятель скита трижды привлекался к судебной ответственности за самовольную рубку леса, но в итоге был оправдан обл. судом. По данным, представленным Шерстюком, за 9 месяцев 1958 г. доходы Свято-Троицкого скита составили 49 619 р., в т. ч. 33 330 р. за счет пожертвований, а расход - 40 401 р. (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-195. Оп. 13. Д. 67. Л. 53). Эти цифры советский чиновник считал заниженными, и, действительно, в деле Свято-Троицкого скита в фондах Гос. архива Закарпатской обл. обнаружены список денежных переводов и перечень посылок с адресами отправителей за 1958 г. от районного руководства почтамта. За год скит получил 795 посылок и бандеролей, а также переводов на сумму 120 608 р. 10 к. (Там же. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 22. Л. 71-93).
Во время правления Мукачевского и Ужгородского архиеп. Варлаама (Борисевича; 1957-1961) в епархии начинается планомерное наступление на права мон-рей и скитов. Часть духовенства и монашества считала, что архиерей не должен поддаваться давлению власти и проводить политику, направленную на ликвидацию обителей. На имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) было отправлено письмо-протест, которое подписал и игум. Иов (Кундря), Шерстюк назвал его одним из «инициаторов подачи жалобы» (Там же. Ф. Р-195. Оп. 13. Д. 67. Л. 54). В связи с тем, что игум. Иов «проявлял большую активность по вербовке молодежи послушниками в скит и в духовную семинарию», Шерстюк еще в 1957 г. рекомендовал архиеп. Варлааму сделать замечание всем настоятелям мон-рей и скитов за то, что были приняты новые лица без согласия архиерея, и предупредил, что в 1958 г. это не должно повториться. Все выполнили это указание, за исключением игум. Иова (Там же). В 1958 г. после демобилизации вернулись 6 послушников, 4 - из Свято-Троицкого скита, и игум. Иов принял их, объясняя, что не мог отказать в приеме бывш. насельникам. Архиеп. Варлаам предложил ему удалить из скита всех лиц, принятых без разрешения, и снял с игумена обязанности настоятеля (Там же). Новым настоятелем Свято-Троицкого скита был назначен иером. Онуфрий (Бровдий), к-рый, по словам уполномоченного, принял меры к удалению всех поступивших в обитель без благословения архиепископа, при этом послушники оказали сопротивление новому настоятелю.
Непосредственно перед смещением с должности настоятеля игум. Иов приобрел для обители на базе утильсырья Тячевского райпотребсоюза 2 колокола. Против него вторично возбудили уголовное дело, к-рое также было закрыто из-за отсутствия состава преступления, однако после этого начался новый этап давления на игум. Иова. В отчете за 1958 г. Шерстюк рекомендовал московскому начальству ликвидировать Троицкий скит, а его насельников перевести в Изянский Николаевский мон-рь (Там же. Л. 55). В кон. 1958 г. архиеп. Варлаам перевел игум. Иова в Изянский Николаевский монастырь, в 1959-1960 гг. он находился в Преображения Господня мужском монастыре в с. Теребля, временно исполняя обязанности настоятеля обители.
Братия Троицкого скита. Фотография. 1956 г.В марте 1959 г. в районной и областной прессе была инициирована антицерковная кампания. Газ. «Советское Закарпатье» опубликовала серию статей под общим названием «Черная паутина», очерк под заглавием «Игумен Иов и Ко» был посвящен братии Свято-Троицкого скита. Редакция фактически писала о широкой миссионерской деятельности игумена, приводила выдержки из писем и телеграмм верующих, просивших молиться за них и отправлявших в обитель денежные переводы и посылки (Билинец. Черная паутина. 1959). В вину игумену ставилось также изготовление и рассылка фоторепродукций с видом обители, создание канцелярии для подготовки благодарственных грамот жертвователям, распространение информации о деятельности скита среди слушателей МДС, подмосковных храмов и церквей др. городов СССР, контакты с московскими монахинями и т. д. (Там же). В статье от 9 мая 1959 г. указывалось, что «игумен Иов приобрел известность как мастер торговли «чудесами», «молитвами о прощении грехов и успокоении в царствии небесном», столярными изделиями, изготовленными в незаконно открытой им мастерской, и т. п. Самочинно и хищнически вырубил он немало государственного леса в бору, где расположена «святая обитель»». Игумена обвиняли и в тех деяниях, к-рые были опровергнуты в судебном порядке (Он же. Битва в мон-ре. 1959).
В отчете в Совет по делам РПЦ от 25 янв. 1959 г. иером. Онуфрий упоминал 17 насельников (9 иеромонахов и 8 послушников), проживавших в обители (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 22. Л. 67). 13 дек. 1958 г. Хустский райисполком принял решение № 303 «О православных монастырях Хустского района», к-рое дублировало решение исполкома Закарпатского областного Совета и Совета депутатов и трудящихся № 626 от 17 нояб. 1958 г. о ликвидации всех обителей на территории района, в т. ч. и Свято-Троицкого скита в Городилове (Там же. Ф. Р-544. Оп. 3. Д. 22. Л. 7). Часть монахов переселили в Преображенский мон-рь в с. Теребля, нек-рые выехали в Почаевскую Свято-Успенскую лавру, стали студентами учебных заведений РПЦ или возвратились к родственникам. В архивных источниках есть сведения о злоупотреблениях иером. Онуфрия (Бровдия) во время ликвидации обители и разделения братского имущества (Там же. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 32. Л. 11).
Помещения скита советская власть сначала использовала под пионерский лагерь, но, т. к. к нему не было нормальной дороги (детям приходилось подниматься километр пешком в гору) и в нем отсутствовал водопровод, через 3 года его закрыли. Затем монастырские здания передали Хустскому лесокомбинату, к-рый использовал их под склады. На территории бывш. скита проживал сторож (Данилец, Пимен (Мацола). 2020. С. 203).
19 окт. 1989 г. экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко; см. ст. Денисенко М. А.) поддержал ходатайство еп. Мукачевского и Ужгородского Евфимия (Шутака) о возобновлении мон-ря в Городилове (Архив Хустской правосл. епархии). Получив благословение церковного начальства, 24 нояб. 1989 г. еп. Евфимий обратился с прошением к уполномоченному Совета по делам религий при Совете министров УССР и к председателю исполкома Хустского районного Совета народных депутатов. Епископ просил решить вопрос об открытии обители от имени 20 послушников, аргументируя выбор тем, «что из всех оставшихся на территории Закарпатской области монастырей и скитов он наиболее сохранил первоначальный вид, находится вдалеке от населенного пункта». Кроме того, епископ подчеркивал, что на этот мон-рь почти не израсходовано гос. средств, и описывал его запущенное состояние: «…протекают крыши, потолки, полы, стены гниют, покрыты грибками, разваливаются» (Там же). Еп. Евфимий активно поддерживал возобновление Городиловской обители и потому, что был в ней послушником с 1954 г. и в ней же в 1957 г. был пострижен в монашество.
Руководство Закарпатского областного Совета не спешило идти навстречу правосл. верующим, и 10 янв. 1990 г. еп. Евфимий повторно просил главу облисполкома рассмотреть вопрос об открытии мон-ря в Городилове и о передаче на баланс епархии монастырских зданий. 14 февр. райисполком и 11 марта областной Совет народных депутатов разрешили передачу бывш. скита епархии (Там же). Получив согласие местных властей, епископ повторно ходатайствовал перед экзархом об открытии Свято-Троицкого мон-ря. 20 июня 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) обратился с этой же просьбой в Совет по делам религий при Совете министров СССР. 4 окт. 1990 г. Совет поддержал ходатайство патриарха, согласился с решением Закарпатского областного Совета народных депутатов и Совета по делам религий при Совете министров УССР от 18 мая 1990 г. «О передаче в пользование Мукачевскому епархиальному управлению Русской православной церкви комплекса зданий и сооружений Свято-Троицкого монастыря» (Там же). Отдельное решение по поводу открытия С. Т. м. было принято постановлением Синода УПЦ от 23-24 нояб. 1990 г.
В числе первых насельников С. Т. м. были иером. Лаврентий (Мигович), архим. Ефрем (Молнар), послушники Владимир Фесенко (впосл. архим. Виссарион), Владимир Шимон (впосл. архим. Митрофан), Николай Пацкан (впосл. архим. Артемий), Владимир Стец (впосл. архим. Иов), Валерий Чаклей (впосл. архим. Исаакий), Василий Томищ (при пострижении в рясофор получил имя Владимир; впосл. архим. Феодосий) и др.
23 марта 1990 г. секретарь епархии обратился к 1-му заместителю председателя Закарпатского облисполкома с ходатайством о выделении земельного участка площадью 3,3 га для нужд С. Т. м., к прошению было приложено согласие правления колхоза «Карпаты» и Хустского лесокомбината. В первую очередь братия приступила к реставрации старых скитских сооружений. В одном корпусе были оборудованы трапезная и кухня, в другом - кельи для братии и хозяйственные помещения. При поддержке лесокомбината к обители была проложена дорога с асфальтовым покрытием. Изначально братия молилась в отреставрированном Покровском домовом храме. Возле церкви находилась старая каркасная деревянная колокольня, покрытая деревом. В 1992 г. было закончено обновление Троицкого храма обители. Возле кладбища возвели летнюю часовню в честь Казанской иконы Божией Матери.
Постановлением Свящ. Синода УПЦ от 23-24 нояб. 1990 г. настоятелем обители был назначен архим. Ефрем (Молнар), который в 1953-1959 гг. подвизался в Свято-Троицком скиту, был его пострижеником и здесь же рукоположен во диакона. После ликвидации скита он постоянно поддерживал связь с игум. Иовом.
В нач. июня 1991 г. обитель посетил митр. Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). Первый список братии, подготовленный для прописки в обители в 1991 г., включал 9 чел. (архимандрит, 2 иеромонаха, протоиерей, 2 иеродиакона и 3 послушника). Сохранилось также прошение настоятеля об утверждении послушаний для братии: иером. Виссарион (Фесенко) - благочинный, иером. Исаакий (Чаклей) - ризничный, иеродиак. Владимир (Томищ) - помощник ризничного, иером. Антоний (Пацкан) - кассир, иером. Иов (Стец) - помощник кассира, бухгалтер и секретарь, иеродиак. Артемий (Пацкан) - эконом, инок Серафим (Юсько) и послушник Иван Легач - помощники эконома, иеродиак. Митрофан (Шимон) - келарь, послушник Василий Гринажук - помощник келаря, инок Киприан (Бабич) - зав. пилорамой, послушник Александр Малета - помощник зав. пилорамой, послушник Василий Фаркавец - старший пономарь (Там же). В 1993 г. братия С. Т. м. увеличилась до 20 чел.
В 1994 г. в мон-ре был установлен крест из мрамора в дар от прихожан с. Белки Иршавского р-на. В том же году обитель получила в дар колокол. На 1 янв. 1996 г. в С. Т. м. проживали 11 насельников, т. к. часть братии была направлена на возобновление Иоанна Предтечи мужского монастыря в с. Бедевля и на др. послушания (Там же).
После смерти архим. Ефрема (1996) настоятелем был избран игум. Исаакий (Чаклей), 15 апр. 1997 г. он был утвержден в должности постановлением Свящ. Синода УПЦ, в том же году награжден палицей и крестом с украшениями и возведен в сан архимандрита. Новый настоятель продолжил реконструкцию и расширение обители. Было построено 3 дома, в к-рых разместили трапезную, кухню и монашеские кельи.
Еп. Хустский и Виноградовский Мефодий (Петровцы), управлявший кафедрой в 1994-1998 гг., в 1957-1959 гг. был послушником Свято-Троицкого скита. В 1997 г. он рукоположил во иерея иеродиак. Ефрема (Яринко; впосл. архиепископ Бердянский и Приморский). В 2000 г., согласно завещанию, на монастырском кладбище был похоронен архиеп. Евфимий (Шутак). Насельником обители являлся и еп. Симеон (Голубка), вик. Хустской епархии. Постриженики С. Т. м. возобновляли деятельность правосл. обителей, создавали новые или возглавляли действующие обители: архим. Иов (Стец) - Иоанно-Предтеченский мон-рь в с. Бедевля, архим. Митрофан (Шимон) - Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь в с. Русском-Ракошине, архим. Стратоник (Легач), архим. Адриан (Малета) - Изянский Николаевский мон-рь в с. Иза-Карпутлаш, архим. Стратоник (Легач) - Михаила архангела Грушевский Мараморошский мужской монастырь, архим. Артемий (Пацкан) - Покровский скит Георгиевского муж. мон-ря в с. Колодном (Кривец).
В 2003 г. в С. Т. м. подвизались 10 чел., в т. ч. 2 архимандрита, игумен, 3 иеромонаха и 4 послушника. В обители была значительно расширена и достроена летняя часовня в честь Казанской иконы Божией Матери возле кладбища. В 2020 г. был освящен новый храм во имя ап. Иоанна Богослова.
В нач. 2021 г. в С. Т. м. проживали 5 чел. Братия занимается домашним хозяйством, выращивает картофель и кукурузу, а также содержит коров и кур для обеспечения обители. Настоятель обители занимается пчеловодством.
К С. Т. м. относится Трехсвятительский скит в с. Велятине Хустского р-на, основанный в 2013 г. По преданию местных старожилов, в урочище Терраса в 1930-1940 гг. были построены часовня из камня и небольшой братский корпус, участок под постройки купил Ю. Демян, а строительство часовни возглавила его сестра, мон. Вера (Демян) из Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря в с. Липча. В этой часовне совершал богослужения архим. Иосиф (Попович), иконописец, постриженик келлии Двенадцати апостолов на Святой Горе Афон, к-рый был настоятелем в соседнем с. Модёрош.
В 2000 г., после смерти супруги, местный житель Пантелеймон Попович (впосл. насельник скита мон. Гавриил) решил поселиться в урочище Терраса. В 2003 г. на территории буд. скита был поставлен и освящен крест, в 2005 г. построены небольшой корпус и деревянная часовня. 1 янв. 2013 г. в село направлен игум. Вонифатий (Гланер; впосл. архимандрит) с благословением основать муж. скит во имя Трех святителей. 12 февр. 2013 г. в часовне скита состоялась 1-я литургия. В 2014 г. началось возведение монастырского храма во имя Трех святителей, в 2015 г. были построены братский корпус и трапезная, св. ворота при въезде на территорию скита. Под рук. архим. Вонифатия (Гланера) в обители несут послушание 7 насельников (Данилец, Пимен (Мацола). 2020. С. 229-231). В числе особо чтимых святынь обители - икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в честь этой иконы строится часовня над источником (Там же).