[Груз. სამთავრო], жен. мон-рь во имя равноап. Нины (в древности - мужской; в 1820 образована жен. община; 27 мая 1846 официально учрежден жен. мон-рь) (Мцхета, край Мцхета-Мтианети, Восточная Грузия), общежительный, Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Кафоликон С.- собор в честь Преображения Господня (30-е гг. XI в.) - выстроен на одном из древнейших престолов Грузии; являлся кафедральным собором исторической Картлийской (Самтавройской) епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ. С. внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (1994).
Собор Преображения Господня. 30-е гг. XI в. Фотография. 2016 г. Фото: В. А. Заварицкая Первый храм на территории С., согласно груз. источникам (хроника «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), соч. еп. Леонтия Мровели «Обращение Картли святой Нино»), был построен в сер. IV в., во время христианизации древнегруз. царства Картли царем св. Мирианом, на том месте, где жила просветительница Грузии равноап. Нина после ее прибытия в Мцхету,- «за стенами города у кустарника ежевики». Церковь в источниках называется верхней и была каменной - в отличие от деревянной т. н. нижней церкви, известной как Светицховели, В пространной редакции Жития равноап. Нины рассказывается, что в строительстве храма «на месте кущи Нино» участвовало «множество народа» и в этой церкви св. Мириан «подготовил для себя усыпальницу» (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 354); еп. Леонтий повторяет те же сведения и добавляет, что там «сейчас храм епископский» (Леонтий Мровели. Обращение Картли святой Нино // КЦ. 1955. Т. 1. С. 118). Во время археологических раскопок 2002-2004 гг. под Преображенским собором С. были найдены остатки каменной базилики, что подтвердило сведения источников.
В Житии равноап. Нины, написанном в кон. XI - нач. XII в. прп. Арсением Икалтойским, сказано, что построенная св. Мирианом верхняя церковь была посвящена Пресв. Богородице и в ней «посадили» 1-го епископа Картли (Мцхетского) Иоанна I (20-60-е гг. IV в.) (Арсений, прп. Житие и подвиги святой и преподобной матери нашей Нино // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 7-51, здесь 37). В сочинении Джуаншера Джуаншериани (XI в.) упомянут «посаженный» в верхней церкви еп. Картли (Мцхетский) Михаил I ( 50-е - кон. 60-х гг. V в.) (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 145). В хронике «Мокцеваи Картлисай» анонимный автор отмечал, что во время правления царя Арчила I (20-30-е гг. V в.) нижняя церковь (Светицховели) разрушилась и архиеп. Картли Иона (20-е гг. V в.) перебрался «в пригородную церковь (т. е. в С.- Авт.), и Столп Животворящий перенес туда же» (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 325). Сведения этих источников позволяют установить, что первоначально в самтавройской ц. Пресв. Богородицы находилась кафедра Картлийских (Мцхетских) архиереев - предстоятелей ГПЦ. Однако во 2-й пол. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали построил новый каменный храм Светицховели и устроил в нем кафедру для предстоятеля ГПЦ католикоса Картли (Мцхетского) Петра I (60-е гг. V в.). Мцхетским архиепископом был поставлен свт. Самуил I (католикос Картли (Мцхетский) в 467-474) (Там же. С. 198), и храм С. стал его кафедрой: позже именно по наименованию кафедры Мцхетские архиереи получили титул архиепископов Картлийских, епископов Самтавройских (см. также ст. Мцхетско-Тбилисская епархия ГПЦ).
На Двинском Церковном Соборе (505-506) присутствовал еп. Самуриал (Ассуриаге), которого нек-рые ученые (Д. Хоштария, С. Какабадзе) считают епископом Самтавройским. С VI в. С. упоминается в источниках как усыпальница епископов (Чанишвили. 2008. С. 31, 221); также в С. упокоены один из 12 сир. отцов, еп. Некресский сщмч. Авив (VI в.) (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 229), и эрисмтавар Картли Мири (VIII в.) (Там же. С. 241). Неск. Картлийских (Самтавройских) архиереев упомянуты в эпиграфических памятниках рубежа X и XI вв.: напр., в ктиторской надписи 1002 г. Хцисского собора (близ г. Хашури) говорится об архиеп. Анании: учитывая, что архиепископами в этот период именовали только Самтавройских архиереев, Ананию считают возглавлявшим именно эту кафедру.
С XII в. сохранились упоминания о существовании в С. муж. мон-ря. Картлийский (Самтавройский) архиепископ пользовался большими почестями и привилегиями: вместе с католикосом поддерживал монарха во время восхождения на престол; во время заседания царского совета (дарбазоба) занимал 4-е место после католикоса, Чкондидского и Сомхитского архиереев (ПГП. Т. 2. С. 48). По имени известны 3 архиепископа XII-XV вв.: Георгий (XII в.), Савва (XIII в.) и Иоанн (XV в.). Источники XVI в. сведений о С. и Самтавройских архиереях не дают, однако начиная со 2-й пол. XVII в. известны имена почти всех архиереев: Иоанн (Авалишвили; ок. 1630), Доментий (Багратиони, Мухранбатони; 1651-1658), Николай (Чхеидзе; 1661-1671), Николай (1678-1688; возможно, одно лицо с Николаем (Чхеидзе)), Христофор (1690-1696, 1698-1700), Евдемон (Ратишвили; 1674, 1697), Христофор (1702), Николай (1702), Григорий (Эристави; 1706), Николай (Госташабишвили; 1714-1716), Христофор (Палавандишвили; 1719(?)-1724), Роман, сын арагвского эристави Георгия (2-я пол. 20-х гг. XVIII в.), Ражден (Цицишвили; 30-е гг. XVIII в.), Арсений (1736-1737, 1747; архиепископ Самтавройский, митрополит Горийский), Кирилл (Цицишвили; 1739-1746), Тимофей (Габашвили; 1749-1755), Виссарион (Госташабишвили; 2-я пол. 60-х гг. XVIII в.), Иоасаф (Капланишвили; 80-е гг. XVIII в.), Паисий (Гарсеванишвили (?); 1788-1800), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II (Багратиони; 1801-1802), Иоанн (Карумидзе; 1802-1803), Иустин (Магаладзе, Магалашвили; 1804 (?) - 1812/13).
В кон. XVIII в., во время тяжелого экономического кризиса в Картли-Кахети, монастырская жизнь в С. практически замерла, богослужения совершались нерегулярно. В 1811 г. была упразднена автокефалия ГПЦ и в юрисдикции РПЦ был создан Грузинский Экзархат. Первый экзарх Грузии - митр. Варлаам (Эристави; 1811-1817) - управлял также и Самтавройской епархией: сохранился отчет епархии за 1815 г., подписанный им (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 416. Л. 58). 6 мая 1813 г. митр. Варлаам писал главнокомандующему в Грузии ген. Н. Ф. Ртищеву о том, что Преображенский храм С. преобразован в карантинное учреждение: вначале в нем хранили привозимые из Российской империи товары, затем стали производить окуривание вещей и людей, приезжавших в Тифлис; экзарх просил открыть храм для богослужений и назначить священника (АКавАК. 1873. Т. 5. С. 403), его просьба была исполнена (см. предписание Ртищева гражданскому губернатору генерал-майору Ф. Ф. Симановичу от 8 мая 1813 г.: Там же. С. 403-404). К 1817 г. Самтавройская епархия была упразднена, в документах упоминается имя управляющего бывш. Самтавройской епархией протопопа соборного храма г. Гори Христофора Ананьева (Ананиашвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Д. 131. Л. 23; Ф. 489. Д. 955. Л. 87).
10 окт. 1820 г. кнж. мон. Нина (Амилахвари; 1784-1839; постриг в 1812; игумения с 1830) и трое монахинь и послушниц с позволения экзарха Грузии митр. Феофилакта (Русанова; 1817-1821) поселились на территории Преображенского храма С. (Там же. Ф. 489. Д. 8688. Л. 4). Однако официально община не была оформлена: по спискам Грузино-Имеретинской синодальной конторы, в 1825 г. в Грузии не было действующих женских мон-рей (Там же. Ф. 489. Д. 1790. Л. 4). Сестры жили на пожертвования, обучали детей грамоте. О них в 1829 г. писал в рапорте в Синод экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский); 1821-1832): экзарх намеревался восстановить Преображенский храм и возродить в С. муж. мон-рь, перевезя сюда братию из мон-ря Натлисмцемели пуст. Гареджи (край Кахети, Вост. Грузия); в документе также содержится подробное описание Преображенского храма и строений (Там же. Ф. 489. Д. 2721. Л. 24-27).
Настоятельница мон-ря игум. Нина (Амилахвари)-мл. Фотография. 1863 г.В 1827 г. была отреставрирована расположенная на территории С. малая ц. св. Нины (V-VI или IX в.), 14 янв. 1828 г. митр. Иона освятил ее. В 1830 г. в С. подвизались 10 насельниц, в 30-х гг. XIX в.- 2 монахини и 13 послушниц (Чанишвили. 2008. С. 54, 58). В 1835 г. экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов; 1834-1844) вернулся к вопросу о восстановлении С.: была составлена смета (стоимость работ - 21 774 р.), однако казна не смогла выделить необходимую сумму (Натроев. 1900. С. 229). В 1837 г. Синод вынес постановление ускорить процесс создания в С. жен. мон-ря 3-го класса и отремонтировать необходимые постройки; были проведены небольшие ремонтные работы (вставлены окна, побелены кельи, восстановлены ворота в ограде), однако офиц. учреждение мон-ря было отложено (сохр. отчеты о ремонте клириков Светицховели игум. Иоанна (фамилия неизвестна), свящ. Иосифа Борисова и прот. Давида Габаева (Габашвили) - ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 2721. Л. 10, 14, 24, 48).
11 февр. 1839 г. скончалась мон. Нина (Амилахвари; похоронена у ц. св. Нины), старшей монахиней в С. стала дочь мегрельского князя мон. Дария (Пагава; 1805/08 - 15 дек. 1853; в С. с 1831; постриг в 1846). Экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский; 1844-1858) в 1845 г. приступил к рассмотрению вопроса об открытии жен. мон-ря в Грузии и его выбор пал на С., поскольку там уже более 25 лет существовала жен. община. Решение об открытии мон-ря было принято Синодом 27 мая 1846 г.; 19 нояб. архиеп. Исидор назначил настоятельницу - мон. Дарию (Пагава). 18 июня 1847 г. Грузино-Имеретинской синодальной конторой был утвержден монастырский штат. К этому времени в С. подвизались 10 чел.: настоятельница мон. Дария, казначея мон. Христина (Окропиридзе), 5 монахинь и 3 послушницы (Чанишвили. 2008. С. 66-68). Синодальная контора выделяла С. ежегодно 900 р.: 150 - настоятельнице, 60 - казначее, по 50 - монахиням, по 30 - послушницам (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 10756. Л. 1-3). В 1848 г. был создан комитет восстановления С., к-рый возглавил прот. Иосиф Борисов. По приглашению комитета архитектор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Рипард составил смету работ и занимался восстановлением строений, его помощником и руководителем работ был назначен каменных дел мастер грек Х. Нефетов. В этот же период в С. был проведен водопровод. С 1847 г. в мон-ре действовали курсы рукоделия, где обучались девочки. После кончины игум. Дарии (нач. 1853) С. нек-рое время управляла мон. Христина (Окропиридзе), с 12 июня 1857 г.- мон. Минодора (Пурцеладзе; 1802/04-1863; в С. с 1832; постриг в 1844; игумения с 16 марта 1858). В 1862 г. в С. подвизались 15 чел.: настоятельница игум. Минодора, казначея Ануся (Анастасия) (Кобиева), 6 монахинь и 7 послушниц (Чанишвили. 2008. С. 84-85).
После кончины игум. Минодоры (15 сент. 1863) С. с 8 окт. управляла мон. Нина (Амилахвари) - младшая (племянница 1-й настоятельницы С. игум. Нины (Амилахвари); 26 янв. 1815 - 29 дек. 1904; постриг в 1855; прославлена в лике преподобных жен Синодом ГПЦ 22 дек. 2016). 8 окт. 1865 г. экзархом Грузии архиеп. Евсевием (Ильинским; 1858-1877) назначена настоятельницей и возведена в сан игумении. Игум. Нина управляла мон-рем свыше 40 лет. До С. она подвизалась в Хеитском мон-ре прп. Саввы близ Цхинвали, недалеко от родовых имений князей Амилахвари, в 50-х гг. XIX в. переехала в С. Игум. Нина провела опись имущества мон-ря, наметила план ремонта нек-рых строений, в т. ч. колокольни и неск. келий. Мон-рь каждый год стал отсылать финансовые отчеты о своих доходах и отчеты о пожертвованиях мон-рю в синодальную контору. В кон. 1865 г. по инициативе игум. Нины архит. М. Островский создал проект новой трапезной и кухни, которые были построены в течение года (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 23937. Л. 40).
Католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая), настоятельница Самтавро игум. Нина (Цицишвили-Бараташвили), сестры мон-ря и прихожане. Фотография. 1921 г.В янв. 1866 г. по представлению игум. Нины Синод учредил в С. училище для девочек-сирот из семей духовного сословия с казенным обеспечением 1 тыс. р. в год; офиц. открытие состоялось 29 марта. Заведующей и попечительницей стала игум. Нина. В уч-ще принимали девочек 9-12 лет; продолжительность учебы составляла 6 лет в 3 классах (начальном, среднем и высшем), уроки проводились каждый день, кроме воскресенья. Преподавали катехизис, Свящ. Писание, историю Церкви, историю ГПЦ, грузинский и русский языки, арифметику, географию мира, России и Грузии, историю России и Грузии, чистописание, церковное пение на рус. и груз. языках, рукоделие (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24668. Л. 4-10). В 1870-1871 гг., после пожара 1870 г., уничтожившего неск. келий и др. строений, в С. были проведены восстановительные работы по проекту архит. А. В. Чижова (Там же. Ф. 489. Д. 28032. Л. 6). 20 апр. 1880 г. игум. Нина была награждена крестом с драгоценными камнями (Там же. Ф. 488. Д. 22508. Л. 19). В 1881-1883 гг. была капитально отремонтирована крыша Преображенского храма (Там же. Л. 4). В 1904 г. в С. подвизалась 21 насельница: настоятельница игум. Нина, казначея Нисиме (Онисима) (Цицишвили; 1814-1906; в С. с 1834; постриг в 1846), 7 монахинь, 12 послушниц (Чанишвили. 2008. С. 110). В кон. XIX в. по распоряжению игум. Нины к юж. части ц. св. Нины была пристроена ц. вмч. Георгия, представляющая собой купольный храм, выполненный в эклектичном стиле (разрушена в 30-х гг. XX в.) (Там же. С. 99-100). В 1904 г. вокруг древней ц. св. Нины была возведена новая; в ней была погребена игум. Нина († 29 дек. 1904).
Нек-рое время мон-рем управляла казначея мон. Нисиме (Цицишвили). 10 февр. 1905 г. экзарх Грузии архиеп. Алексий (Опоцкий; 1901-1905) назначил управляющей монастырем кнж. Елену Цицишвили-Бараташвили (1862/72-1941), в мае 1909 г. она приняла постриг с именем Нина, 15 июня назначена настоятельницей С. 16 мая 1910 г. экзарх Грузии архиеп. Иннокентий (Беляев; 1909-1913) возвел ее в сан игумении. В 1906 г. над предполагаемым местом погребения царя св. Мириана и царицы св. Наны на средства груз. дворянства была воздвигнута усыпальница в виде арочного свода из черного мрамора с надписями на груз. и рус. языках. В 1913-1915 гг. в С. постоянно подвизалась 41 насельница: настоятельница игум. Нина, казначея мон. Ануся (Кочламазашвили; 1878-?; в С. с 1898; постриг в 1913), 4 схимонахини, 7 монахинь, 28 послушниц, а также 9 послушниц, к-рые в разное время покинули мон-рь (Чанишвили. 2008. С. 115-116). Во время первой мировой войны С. испытывал тяжелое экономическое положение.
Католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе), игум. Илия (Гудушаури-Шиолашвили, ныне Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II), настоятельница Самтавро мон. Зоиле (Двалишвили) (2-я слева в 1-м ряду), сестры мон-ря. Фотография. 1960 г.С вхождением Грузии в состав СССР (25 февр. 1921) начались гонения на Церковь, С. в числе др. груз. мон-рей был закрыт, монахинь выселили. В зданиях обители разместили приют для бездомных детей; позже (до 1924) монахиням выделили комнату в мон-ре. В 1924 г. была создана мцхетская хозяйственная артель «Женский труд», членами к-рой стали монахини С. В 1931 г. им вернули избирательное право, отнятое при советизации. Сохранился список 1933 г. рабочих фабрики «Мцхетский текстиль I Нади-Фейкар», где работали монахини С.: председателем была мон. Ануся (Кочламазашвили), а игум. Нина (Цицишвили-Бараташвили) числилась как рядовой член предприятия (очевидно, из-за княжеского происхождения). В 30-х гг. XX в. в С. жили 23 насельницы (Чанишвили. 2008. С. 123). Ок. 1936 г. С. был объявлен памятником культуры Грузинской ССР. В 1938 г. мон. Ануся упомянута как сторож памятника (Архив С.). В 1937-1938 гг. АН Грузинской ССР проводила в С. раскопки.
Несмотря на усилия властей, духовная жизнь в С. в советские годы не прекращалась: насельницы продолжали соблюдать монастырский устав, о чем свидетельствует переписка того времени между монахинями и священнослужителями. В 1941 г. скончалась игум. Нина (Цицишвили-Бараташвили). В 1944 г. мон. Ануся упомянута как уборщица исторического памятника Самтавро (без зарплаты) (Архив С.). По словам Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили), после Великой Отечественной войны мон. Ануся имела благословение исполнять обязанности настоятельницы мон-ря С.
В кон. 40-х - 50-е гг. XX в. антирелиг. политика гос-ва ослабла, в кон. 50-х гг. XX в. в Преображенском соборе С. стали вновь официально проводить богослужения. На собрании верующих, состоявшемся в Мцхете 28 июня 1961 г., была избрана т. н. двадцатка С.: председателем совета двадцатки была назначена игум. Афанасия (Гонгладзе; 1876-1968; в С. с 1908), исполнявшая обязанности настоятельницы общины, членами двадцатки стали матушки С., а также трое мужчин (список см.: Чанишвили. 2008. С. 126). В 60-х гг. XX в. в Преображенской ц. проводил богослужения иером. Илия (Гудушаури-Шиолашвили, впосл. Католикос-Патриарх Илия II), в 1960 г. окончивший МДА. В 1963 г. он стал 1-м ректором сначала пастырских курсов, затем ДС, открывшихся в С. В возрождение монастыря большой вклад внесла мон. Зоиле (Двалишвили; 1892-1973; в С. с 1934), настоятельница С. в 60-70-х гг. XX в., являвшаяся крестной матерью Католикоса-Патриарха Илии II: благодаря ей буд. архипастырь ГПЦ свои детство и юность провел в С. В 70-х гг. в С. под рук. архит. В. Г. Цинцадзе была проведена реставрация Преображенского собора и ограды.
Монастырский устав был восстановлен в С. в 1980 г., при настоятельнице мон-ря игум. Анне (Ачаидзе; 1893-1986). В нач. 80-х гг. XX в. была завершена реставрация малой ц. св. Нины (была снесена церковь 1904 г.). В 1984 г. была отреставрирована колокольня под рук. Н. Квариани). В 1985-1995 гг. в С. жил и совершал богослужения особенно почитаемый в совр. Грузии и за ее пределами святой - архим. прп. Гавриил (Ургебадзе; † 1995).
13 июля 1991 г. настоятельницей С. с возведением в тот же день в сан игумении стала мон. Кетеван (Копалиани; род. 22 янв. 1948; в С. с 1984; постриг 13 марта 1991), управляющая обителью до сих пор. Игум. Кетеван имеет филологическое образование, работала в Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе. С ее именем связано возрождение С. и монашеских традиций, заложенных основательницей обители игум. Ниной (Амилахвари). В 2001-2004 гг. проведена основательная реставрация Преображенского собора и строений С., благоустроен двор, разбит сад. По инициативе игум. Кетеван построена и расписана новая трапезная (2008), расширена и расписана часовня, обновлены кельи, установлена новая усыпальница святых Мириана и Наны. В 2016 г. основан музей мон-ря. Восстановлены б-ка и архив. С 2010 г. С. ведет активную издательскую деятельность: выходят ежеквартальный ж. «Ежевичник Самтавро» (სამთავროს მაყვლოვანი) и ж. «Счастливая семья». В 2008 г. С. издал монографию Г. Чанишвили «Самтавро», в 2015 г.- научный сборник о равноап. Нине на груз., рус. и англ. языках; также издаются буклеты и мемуарная лит-ра о мон-ре.
На территории С. находится древнее кладбище, на к-ром помимо насельниц, настоятельниц и священников мон-ря покоятся нек-рые видные деятели груз. науки и искусства: писатель Л. П. Готуа, поэт М. Ф. Поцхишвили, писатель и режиссер Г. Чохели, актриса З. В. Кверенчхиладзе, акад. А. В. Апакидзе, акад. М. Курдиани, реставратор В. Г. Цинцадзе и др. (описание надгробий см.: Чанишвили. 2008. С. 195-205).
В 2019 г. на основе типика игум. Дарии (Пагава) был сформирован новый устав мон-ря. На февр. 2021 г. в С. подвизаются 47 монахинь, 9 инокинь и послушница. Духовник С.- архим. Лазарь (Гагнидзе).
Мон. Нина (Амилахвари; 1820 - 11 февр. 1839), мон. Дария (Пагава; и. о. в 1839-1846, настоятельница в 1846 - нач. 1853, с 1851 - игумения), мон. Христина (Окропиридзе; и. о. в нач. 1853 - июнь 1857), мон. Минодора (Пурцеладзе; и. о. с 12 июня 1857; 1858 - 15 сент. 1863, с 16 марта 1858 игумения), мон. Нина (Амилахвари)-младшая (и. о. с 8 окт. 1863; 8 окт. 1865 - 29 дек. 1904; с 8 окт. 1865 игумения), мон. Нисиме (Цицишвили; дек. 1904 - 10 февр. 1906), Елена Цицишвили-Бараташвили (и. о. с 10 февр. 1906; 1909-1922 или до 1941; с мая 1909 мон. Нина, с 6 мая 1910 игумения), мон. Ануся (Кочламазашвили; 50-е гг. XX в.), мон. Афанасия (Гонгладзе; 1-я пол. 60-х гг. XX в.), мон. Зоиле (Двалишвили; 60-70-е гг. XX в.), игум. Анна (Ачаидзе; 1971-1986), игум. Кетеван (Копалиани; с 1991).
Архитектурный ансамбль мон-ря включает собор Преображения Господня, малую ц. св. Нины «на ежевичнике» (Маквловани), звонницу, башню и ограду периода позднего средневековья, а также жилые и хозяйственные постройки позднего или новейшего периода (Сурамелашвили. 1987; Описание памятников. 1990. С. 253-257).
Собор Преображения Господня (27,5×27,3 м, высота в интерьере 27,5 м) построен в 30-х гг. XI в. при католикосе-патриархе всей Грузии свт. Мелхиседеке I (ок. 1010-1033) (Шмерлинг. 1942; Закарая. 1975. С. 49-64; Хоштария. 2000; Чубинашвили. 2005; Беридзе. 2014. Т. 1. С. 266-268; Т. 2. С. 90-91). Храм много раз обновляли: на рубеже XIII и XIV вв. (очевидно, восстановлен разрушенный во время землетрясения 1283 г. купол - Шмерлинг. 1942. С. 70-71), в XVII в. (по-видимому, обновлен и переложен участок над окнами купола), неск. раз в XIX в. (переложена и изменена часть фасадной кладки, настелен новый пол, побелен интерьер храма, каменная кровля заменена жестяной и др.), в 70-х гг. XX в. (укреплены купол и крыша, обновлена роспись), в 2001-2004 гг.
В 2002-2004 гг. в интерьере церкви были проведены раскопки (под рук. археолога Г. Кипиани), в результате которых до уровня XI в. был раскрыт поднятый в более поздний период пол; этот древний пол тоже был раскрыт, после чего стали видны расположенная под ним базилика (17×24 м) и фрагменты позднеантичного здания (вероятно, остатки толоса). Базилику отождествили с верхней церковью, построенной царем св. Мирианом; она представляла собой 3-нефное сооружение, нефы были отделены друг от друга 3 устоями каждый; с обеих сторон граненой алтарной апсиды были устроены безапсидные пространства (Кипиани считает их башнями).
Размеры базилики были детально (в т. ч. срезанный участок зап. стены) воспроизведены зодчим XI в. Преображенский собор выложен из тесаного желтовато-терракотового камня, местами с вкраплением камня зеленого цвета. В плане это компактная разновидность центрально-купольного храма вписанного креста, где купол опирается на 2 свободно стоящих устоя и выступы вимы вост. части. Хронологически это первый в груз. архитектуре полный вариант церкви такого типа после кафедрального собора Самтависи (1030). Здание стоит на 3-ступенчатом пьедестале; переход от подкупольного квадрата к кругу барабана выполнен с помощью парусов. В барабане 12 окон. В полусфере купола каменной кладкой выведен крест. По обе стороны от алтаря расположены 2 пастофория. Жертвенник входом соединяется с вимой алтаря; он освещается одним, диаконник - 3 окнами; над обоими пастофориями расположено по комнате, к-рые соединяются с пространством церкви посредством проемов, каждая комната освещена окном. Алтарь украшен профилированными выступами, к к-рым с востока примыкают глубокая вима и полукруглая апсида. Апсида алтаря освещена окном; в апсиде обустроено седалище с неск. ступенями, по центру к-рого в стене устроена арочная ниша. С обеих сторон ниши в стене апсиды прорезаны по 3 высокие арочные ниши (этот мотив является характерным для груз. церквей 2-й пол. X и XI в.), ниши заделали в XII в. для создания на этом месте росписи (раскрыты 2 крайние ниши юж. стены апсиды).
Антропоморфный рельеф на вост. фасаде придела собора Преображения Господня. Фотография. 2012 г. Фото: Н. Н. КрашенниниковаК алтарю церкви примыкает 5-арочный иконостас XV в., воздвигнутый на 3-ступенчатой солее (Шмерлинг. 1962. С. 197). Фрагменты первоначального иконостаса были обнаружены во время раскопок 2002-2003 гг.: он включал в себя неск. сюжетных композиций, высеченных из зеленого камня, и богатое орнаментальное обрамление; вероятно, иконостас имел отношение к католикосской скульптурной мастерской в Мцхете (найденные фрагменты находятся в хранилище древностей при мон-ре).
Интерьер собора достаточно компактный: большую часть занимают подкупольное пространство и зап. рукав; боковые рукава и пространства между ними более узкие. Каждый рукав освещен двойным окном, к-рое в интерьере церкви обрамлено орнаментальной обвязкой. Декоративное обрамление опор устоев и капителей было утрачено при поздних ремонтах. На вост. стороне юж. устоя церкви находится архиерейский трон, который предположительно датируется временем позднего средневековья; такой же трон был установлен с вост. стороны сев. устоя (утрачен) (Читишвили. 2014. С. 198-199. Рис. 12).
В церковь ведут 2 входа - южный (главный) и западный. Юж. вход оформлен притвором, к-рый на востоке завершается апсидным приделом (возведен неким Филимоном), в интерьере современен храму, фасады переложены в XIX в. (Силогава. 2011. С. 9-11). Свод придела и притвора увенчан 2 лучеобразными арками; стены придела, освещенные 2 окнами, разделены декоративными нишами и обильно украшены различным орнаментом (ближайшая параллель - сев. придел руисского кафедрального собора Пресв. Богородицы). У зап. входа - открытый с 3 сторон притвор периода позднего средневековья. На сев.-вост. участке сев. части собора есть вход в 2-камерный придел; под приделом находится крипта, пройти в к-рую можно через проход в зап. стене. Свет в придел попадает через 4 окна; четкие подковообразные формы, присутствующие в этом пространстве, подтверждают, что оно само и существующая под ним крипта хронологически опережают современное здание собора и относятся к постройке раннего средневековья; об этом также свидетельствует и антропоморфный рельеф на восточном фасаде придела (Чанишвили. 2008. С. 64).
Для фасадов собора характерна особая декоративность, оформление каждого индивидуально. В убранстве вост. фасада использован типичный для груз. зодчества принцип - 2 ниши и аркатура из 5 пролетов с декоративными валами; главный акцент сделан на основном наличнике окна алтаря: по изголовью узорчатого наличника проходит бровь с горизонтальными складками - это модель фасадного решения церквей более раннего периода; крест в кладку фронтона был добавлен в XIX в. Южный и северный фасады выполнены иначе: декоративное убранство распределено вокруг 2 окон по центру (по всей видимости, арки, хотя бы частично, были расположены и вдоль остальных частей); украшение тройной аркой соответствует принципу освещения фасада: на хорошо освещенной юж. стороне эффект сконцентрирован на мягком переходе ниш, розеток и круглых форм, чему соответствуют обильный орнаментальный декор и полихромность с вкраплениями зеленого камня. На недостаточно освещенном сев. фасаде тройную арку связывает декор, в к-ром больше внимания уделено прямым и острым углам с богатыми орнаментальными мотивами и цветными вставками зеленого камня. Оформление зап. фасада ограничено арками и растительным орнаментом вокруг обоих окон, хотя здесь орнаментация осталась незавершенной. На краю перекрытия каждого рукава поставлены акротерии в форме купольных церквей. Наличники окон купола оформлены различными мотивами, к этому добавлены орнаментальные шишки на ребре каждой грани. По куполу и другим частям фасада идет карниз, большая часть которого была заменена.
В соборе сохранились фрагменты росписи разных периодов (Толмачевская. 1931. С. 35. Рис. 43; Описание памятников. 1990. С. 254-255). В апсиде алтаря представлен самый ранний слой росписи - XII в., для создания к-рой были заделаны существовавшие в стене апсиды алтаря высокие и глубокие полукруглые ниши. С правой стороны от окна алтаря различимы 3 фронтальные святительские фигуры, каждая из к-рых с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и закрытым кодексом; слева от окна сохранились фрагменты 2 фигур, под ними можно различить линии орнаментального фриза; не исключено, что к этому слою относятся фрагменты росписи, сохранившиеся у двойных окон в юж. рукаве храма.
Шествие апостолов. Роспись алтаря собора Преображения Господня. XVII в.Второй слой росписи (XVII в.) сохранился в куполе и алтаре. На своде купола помещен медальон с изображением Христа Вседержителя, окруженного символами евангелистов и тетраморфами; в следующем регистре находится композиция «Собор архангелов». Роспись в барабане состоит из 2 регистров: основное место уделено фронтальным фигурам ветхозаветных святых, изображенных с различными атрибутами (большинству сопутствуют поясняющие надписи); под ними в панелях правильной формы вписаны различные декоративные мотивы (растительный орнамент, вазы, карликовые деревья и т. д.); арки окон украшены растительным орнаментом и крестами. Растительные круглые медальоны с полуфигурами пророков, часть из которых держит свитки (надписи не читаются), расположенные в нижней части купола, воспроизводят сцену «Похвала Пресв. Богородице»; в центре ряда изображена Пресв. Богородица «Оранта». В парусах на сложном архитектурном и пейзажном фоне помещены 4 евангелиста. Триумфальные арки и их профили покрыты простым растительным декором.
Роспись алтаря в большей степени сохранилась в среднем регистре апсиды алтаря и на юж. стене вимы. В конхе должно было быть представлено изображение Пресв. Богородицы или Спасителя, прочитывается только фрагмент пьедестала со стрельчатыми арками. Второй регистр росписи посвящен изображению 12 апостолов в аркатуре из стрельчатых арок; на переднем плане изображены апостолы Петр и Павел. Сравнительно лучше сохранились изображения на юж. стене апсиды: здесь можно различить фигуры всех 6 апостолов; на юж. стене вимы находится поврежденное изображение сцены «Исцеление расслабленного». На своде единственного окна алтаря помещено изображение тетраморфа, на стенках окна - ангелов. Колорит росписи купола и алтаря составляют разные тона желтого, терракотового, красного, коричневого, серого, пепельно-голубого и зеленого цветов. В манере многослойного письма проявляется активное использование белил, склонность к линейности, ощутимая сухость и строгость, сходство типажей лиц. Существует предположение, что роспись алтаря может быть связана с деятельностью царицы Мариам Дадиани, а роспись купола - с мастерами, приглашенными кахетинскими царями из России (Булия, Джанджалия. 2006. С. 95; Преображенский. 2018. С. 222. Примеч. 9), нек-рые из к-рых работали также и в Картли (с этим соотносят сведения о рус. художнике, работавшем у царицы Мариам в Тбилиси.- Полиевктов. 1941. С. 15, 19).
Лапидарная эпиграфика собора довольно скудна. В алтаре южного притвора находится поминальная надпись некоего Филимона (30-е гг. XI в.); в зап. части правого выступа алтаря помещена надпись поминального характера XIII-XIV вв., в к-рой упомянут некий Каха Мехашетухуцеси (т. е. начальник заготовителей хаша - по мнению издателя надписей В. И. Силогавы, Каха был чиновником царского двора). На восточном фасаде собора сохранилось несколько надписей-граффити: наиболее ранняя датируется XI-XII вв. и является поминальной надписью неких Феодоров; др. надписи относят к XVII-XVIII вв. (поминальные надписи некоего Димитрия, иером. Елисея, 2 анонимные), к XIX в. (поминальные надписи настоятеля Симеона Чхеидзе, Елены Челидзе) и к XX в. (поминальная надпись писателя А. Пурцеладзе). На вост. триумфальной арке и на ее внутренних плоскостях помещены 2 фресковые надписи на асомтаврули. В одной (сер. XVII в.) приводится текст სამებაო წმიდაო, აღამაღლე რჟა(?)ბულლეტ ეკლესიისა(?)ბულლეტ… (Троице Святая, вознеси рог церкви...) - Силогава указывает, что это тропарь из панихиды, помещенной в Малый Служебник редакции еп. Самтависского Киприана. Др. надпись имеет историческое содержание: в ней говорится о восхождении на груз. престол Адарнасе Куропалата (отождествляют с Адарнасе, царем картвелов (с 888) и куропалатом (с 891), который правил в Тао-Кларджети в 888-923) и о приобретении им мон-ря С. (Силогава. 2011. С. 17-21). Эта надпись анахронична и, по всей видимости, является копией более древней надписи такого же содержания.
Мощи сщмч. Авива Некресского, погребенного, согласно преданию и поздним историческим сведениям, под престолом алтаря храма, найдены не были (Бубулашвили. 2007. С. 252). В результате раскопок 2002-2004 гг. рядом со средним устоем юж. нефа древней базилики было обнаружено пространство для захоронения, к-рое в более поздний период было заполнено строительным материалом; его частично закрывает подкупольный устой XI в. Эту находку связали с местом погребения св. Мириана (согласно «Мокцеваи Картлисай» - с сев. стороны среднего опорного столба юж. части базилики). Однако, поскольку останки царя не обнаружены, предполагают, что с возведением собора в XI в. их могли перенести в др. место (Мокцеваи Картлисай // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91; Кипиани. 2009; Дигмелашвили. 2016).
У зап. стены юго-зап. части церкви находится усыпальница царя св. Мириана и царицы св. Наны (нач. XXI в.), выполненная по раннехристианским и псевдовизантийским мотивам в виде 2 символических саркофагов; на стенах - мозаики на сюжеты христианизации Картли с изображениями святых. Усыпальница заменила надгробия 1906 г., выполненные в т. н. груз. историческом стиле (Чанишвили. 2008. С. 108). У сев. стены сев.-зап. части церкви находится усыпальница с мощами прп. Гавриила (Ургебадзе): на раке установлено открытое с 3 сторон надгробие, образы заимствованы из репертуара малых форм архитектуры Грузии XI-XIII вв.
В Преображенском соборе есть неск. значимых икон. Особого внимания заслуживают икона равноап. Нины с 21 вставкой для частиц мощей (1870; фронтальная фигура святой в зеленом мафории и с крестом из лозы и с Евангелием в руках представлена на фоне Мцхеты и кафедрального патриаршего собора Светицховели), к-рую в 1870 г. пожертвовал церкви правнук последнего царя Картли-Кахети Георгия XII кн. И. Г. Багратиони (Силогава. 2011. С. 41-43), и главный соборный образ - Иверская икона Божией Матери (1912; 62,5×86 см; иконописец иером. Нил, насельник афонского Иверского монастыря), к-рую в 1912 г. пожертвовал монастырю насельник Илиинского скита Иверского монастыря иером. Илия (Панцулая) (Икона Иверской Божией Матери. 2018).
Церковь св. Нины. V–VI, IX вв. Фотография. 2016 г. Фото: Marcin Konsek / Wikimedia CommonsЦерковь св. Нины расположена к востоку от собора Преображения Господня. Это зальный храм простой формы небольшого размера (3,7×5,5 м), возведенный из смешанного материала, с установленным на тромпах куполом неправильной формы и огранки и с подковообразной алтарной апсидой. Церковь была расчищена и восстановлена в 1975 г. под рук. Цинцадзе. До раскопок Кипиани считали, что эта малая церковь и была верхней церковью, построенной царем св. Мирианом в ежевичнике (Чубинашвили. 1959; Цинцадзе. 2001). Также считают, что ц. св. Нины могла быть построена в V-VI вв., а в IX в. были восстановлены подкупольные конструкции и купол (Хоштария. 2001). Сохранилась датированная нач. или сер. XIX в. роспись, выполненная масляными красками, посвященная житию равноап. Нины и теме христианизации Картли: в своде купола изображена фигура Бога Отца среди ангелов, ниже представлена сцена «Сотворение мира», в конхе алтаря - «Сошествие Святого Духа на апостолов» (среди апостолов изображена и равноап. Нина) (Святая Нино. 2015. Рис. 28); на юж. стене - сцены «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Исцеление слепорожденного»; на зап. стене - «Притча о десяти девах», на северной - «Чудо Животворящего Столпа» и житийный цикл равноап. Нины (подробнее о цикле см.: Схиртладзе. 2008. С. 341-342. Рис. 16). В росписи заметно влияние европейской и российской живописи (Булия, Джанджалия. 2006. С. 96).
Трехъярусная звонница мон-ря (4,7×5,8 м), датируемая XV-XVI вв., расположена в 20 м к северо-западу от собора Преображения Господня на высоком пригорке; она встроена в ограду более позднего периода. Первый этаж представляет собой прямоугольное помещение, с юга раскрывающееся полукруглой аркой; 2-й этаж с 3 сторон раскрывается двойными арками, из прорезанного проема можно было попасть на 3-й этаж - в беседку с 12 проемами. В сев. стену звонницы был вставлен камень с лапидарной надписью молельного характера, который до этого был частью фасада Преображенского собора. Надпись по палеографическим признакам (использование кидурцаисрули - варианта письма асомтаврули) датируют 30-ми гг. XI в. (Силогава. 2011. С. 7-9).