САХАРНЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LXI, С. 734-740
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САХАРНЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Сахарнянский во имя Св. Троицы монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в.Сахарнянский во имя Св. Троицы монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в.(Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всей Молдовы), находится близ с. Сахарна р-на Резина (Резинского), Республика Молдова. С. Т. м.- один из древнейших в Молдове. Монастырский комплекс расположен в узком ущелье на возвышающихся одна над другой 3 естественных террасах, спуск с которых обложен камнем. Обитель со всех сторон окружена горами, между которыми имеется единственный узкий проход. Ансамбль С. Т. м. состоит из Благовещенского пещерного монастыря и Свято-Троицкого мон-ря.

1776-1918 гг.

Основан в 1776 (1777?) г. как скит русским схимонахом (по др. данным, иеромонахом или монахом) Варфоломеем по прозвищу Криворучко (молдав. Чунгу - «калека»), прозванным так, потому что имел кривую, простреленную руку. Краткие сведения о его жизни были обнаружены губ. земским инженером и архит. Н. В. Цыганко в трапезной Рудянского во имя Святой Троицы женского монастыря. В ней хранился портрет схим. Варфоломея со следующей подписью: «…в 1739 году в 23-й день декабря родился и был назван Василием, отец священник Феодор и мать Пелагея. В 1760 году мая 2 дня в городе Саврани Подольской губернии, будучи помолвленным и отправляясь к своей невесте, чтобы жениться, Василий неожиданно был ранен пулей в левую руку. В 1766 году… в мае покинул свою родину и приехал в Молдову. В 1776 году марта 25 дня пришёл в Сахарну. Там не было ничего, пустынное место, где построили церковь, келии, ограду и другое».

До начала строительства обители о. Варфоломей избрал для жительства уединенное ущелье близ села. В нем с X-XII вв. (по др. данным, с 1459) существовал скит, состоявший из небольшой ц. Благовещения Пресв. Богородицы и 4 келий, вырубленных в покрытой лесом скале. Кем и когда он был основан, достоверно неизвестно. Условия жизни в пещерах были тяжелыми, поэтому к 1776 г. он был уже необитаемым, а его обветшавшие помещения стояли пустыми. Схим. Варфоломей починил кельи и позволил поселиться в них инокам, любившим уединение, а в церкви с разрешения духовного начальства стали совершаться богослужения. Вскоре в обители уже проживало большое число братии, привлеченной молвой о благочестивой жизни ее основателя.

Схим. Варфоломей, утвержденный в должности скитоначальника и старца соседних скитов, вскоре принял решение построить наземный монастырь. Найти подходящее место для строительства было сложно. По легенде, до начала работ схим. Варфоломей 40 дней провел в посте и молитве на скале, впоследствии названной Гримидон, прося помощи Господа и святых. На 40-й день молитвы схим. Варфоломею явилась Пресв. Богородица, окруженная языками пламени, и указала место в долине, у подножия 3 холмов, где должна быть построена обитель во имя Св. Троицы. Матерь Божия оставила на камне след Своей стопы, который схим. Варфоломей воспринял как благословение и свидетельство Божественной чистоты этого места. Считается, что след сохранился в часовне, к-рая построена на горе Гримидон в воспоминание об этом чуде. Схим. Варфоломей построил кельи, а также храмы Благовещения, Успения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца.

Село Сахарна, близ к-рого расположен С. Т. м., в документах впервые упоминается 24 янв. 1495 г., когда господарь Молдавского княжества св. Стефан III Великий своей грамотой утвердил разделение между потомками Симы Руджинэ земель, среди которых было и это поместье. 24 февр. 1602 г. господарь Иеремия Мовилэ после смерти ворника (местного представителя господаря) Бучума закрепил право владения с. Сахарна и третью поместья за вдовой усопшего Антемией и ее сыновьями. 21 марта 1733 г. Сахарна стала собственностью боярина Константина Хрисоверги, происходившего из визант. аристократического рода. В 1783 г. боярыня Мария Калимах подарила имение Сахарна в качестве приданого своей внучке Смаранде - дочери стольника Енаке Хрисоверги. Дарение было закреплено в 1785 г. грамотой господаря Александра Маврокордата.

16 окт. 1795 г. Е. Хрисоверги пожаловал скиту Сахарна 120 дес. земли и позволил возвести деревянную церковь и неск. келий, а также обнести их каменной стеной. Однако это привело к конфликту между монашеской общиной и законной наследницей поместья Сахарна Смарандой. Конфликт еще более усугубился после того, как в 1798 г. жена Хрисоверги спатаресса Анкуца отдала Сахарну в приданое младшей дочери Мэриоаре. Для разрешения конфликтной ситуации, в которой участвовали семья Хрисоверги и начальник скита, в 1800 г. был созван суд. По его результатам владелицей имения Сахарна признали Смаранду. Тогда в присутствии бояр дивана (высший орган власти в Османской империи) и митр. Молдавского и Сучавского Вениамина (Костаки) было заключено соглашение между начальником скита и владелицей поместья, что подтвердило затем и письмо от 24 нояб. 1804 г. Смаранды скитоначальнику со следующими пунктами: «1) Никто из наследников Сахарн. скита не имеет права подчинить скит какому-либо монастырю или епископу; но как в настоящее время, так и навсегда он должен оставаться под духовным управлением св. митрополии. 2) Вотчину, отданную в дарственность, не вправе будут отдавать кому-нибудь погодично в аренду, а должна она служить только для поддержания монахов и послушников скита. 3) Если правительство страны когда-нибудь найдет необходимым закрыть скит, то земля должна снова перейти во владение наследников моих без всякого препятствия». Т. о. хозяйка поместья брала обитель под свою опеку. Вокруг скита было выделено земли для 40 голов скота и посевов для 6 насельников. Кроме того, из доходов ее имений решено ежегодно выдавать по 100 левов для приобретения масла и воска для скитских церквей.

Обустройством обители схим. Варфоломей занимался до конца жизни. При нем и в течение неск. последующих лет скит находился в цветущем состоянии и считался главным над соседними скитами. После кончины схим. Варфоломея в 1790 г. начальником скита назначен схим. Дорофей, затем, в 1804-1818 гг., игум. Паисий.

Церковь во имя Св. Троицы. 1818–1821 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя Св. Троицы. 1818–1821 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.В 1813 г. митр. Кишинёвский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони) преобразовал скит в общежительный мон-рь и назначил игум. Паисия настоятелем. В то время в С. Т. м. проживало 26 чел.: 21 монах и 5 послушников, среди к-рых было 12 выходцев из Подолии, 9 молдаван, 4 малоросса и великоросс. Из них 10 были неграмотными, 3 - грамотными «по-российски и по-молдавски», 12 - грамотными «по-российски» и 1 послушник «грамотен немного по-молдавски». Богослужения совершались на церковнослав. языке.

В 1817 г. между монахами и Иваном (Енаке) Лазо, сыном благотворительницы скита, возник спор, вслед. к-рого были точно определены границы монастырской земли и поставлены межевые знаки, о чем говорилось в межевом свидетельстве 1818 г. В дальнейшем по разным причинам С. Т. м. начал приходить в упадок, лишаться братии и оскудевать в средствах к существованию.

При игуменах Паисии и Тарасии (1818-1837) в С. Т. м. был построен каменный летний храм Св. Троицы (1818-1821) с каменной колокольней. Его, вероятно, освятил митр. Вениамин (Костаки). Однако не сохранилось ни подлинных документов, свидетельствующих об этом, ни надписи, сделанной на внутренних или внешних стенах храма, содержащей информацию об основателях церкви, а также об освятившем ее архиерее.

Свято-Троицкая ц.- характерный для Молдовы простой по архитектуре 3-конховый храм, к-рый украшают фрески в старомолдав. стиле. Стены и потолок расписаны в бордово-зеленых тонах.

В церкви хранились святыни, подаренные С. Т. м. донскими казаками: икона Успения Пресв. Богородицы в серебряной ризе с изображением, усеянным мелким жемчугом; икона прп. Параскевы Сербской в серебряной ризе, унизанной жемчугом; икона Покрова Пресв. Богородицы в серебряном окладе с частицами мощей преподобных Киево-Печерских архидиак. Игнатия, диак. Макария, Григория Чудотворца, Моисея Чудотворца, Ипатия Целебника, Иосифа Многоболезненного, а также прп. Евфросинии Полоцкой; плащаница, вышитая золотом и серебром, на ней изображения унизаны жемчугом; большой выносной запрестольный кипарисный крест, оправленный в серебро с позолотой (1817); напрестольный крест, оправленный в серебро, с 9 малыми алмазами, с частицами мощей, на нем надпись: «Войска донскаго города Черкаска»; Евангелие, одетое в позолоченное серебро, в к-ром финифть была унизана бирюзой, и др.

В 1837 г., при игум. Онисифоре (1837-1842), был обновлен иконостас Свято-Троицкой ц. (местонахождение после закрытия С. Т. м. в 1957 неизв.). В том же году возведено неск. каменных корпусов. В 1840 г. в С. Т. м. проживало 17 чел., в т. ч. игумен и 3 иеромонаха. В 1842 г., после внезапной смерти игум. Онисифора, был составлен акт передачи имущества С. Т. м. следующему настоятелю, которым стал игум. Товия (1842-1844). Документ содержал 54 пункта, в которых упоминались: грамота Синода, 2 дорогие иконы, 13 картин, покрытых стеклом, 4 лошади для кареты и др.

По указу Синода в 1842 (1846?) г. к С. Т. м. приписан находившийся поблизости Городищенский Успенский скит. Первоначально он был устроен в каменной горе, близ существовавшего некогда укрепления Городище, состоял из церкви и неск. келий, высеченных в скале. Во время набегов скит служил прибежищем для мирян. Когда опасность миновала, иноки скита переселились из пещер на вершину горы, где построили каменную церковь и неск. каменных и деревянных келий. В обители имелось 2 виноградника, фруктовые деревья и водяная мельница. В 1842 г. вся земля Городищенского скита была отобрана Кэприана, в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем, поскольку являлась его собственностью, и отдана в посессионное содержание. В итоге скит остался без средств к существованию, был упразднен и приписан к С. Т. м.

В 1851 г. в С. Т. м. проживало 15 чел., в т. ч. игум. Нектарий (Обада), иеромонах, диакон и 3 монаха.

В 1857 г., при игум. Серафиме (Кипере; 1853-1865), была восстановлена обветшавшая пещерная часть обители, в т. ч. ц. Благовещения Пресв. Богородицы. К 1862 г. в мон-ре также имелись корпус с настоятельскими кельями, братская трапезная с кухней и пекарней, флигель с кельями, небольшой каменный флигель и ветхий деревянный флигель. В мон-ре проживало 15 насельников, все были молдаванами, богослужения совершались на церковнослав. и молдав. языках. Обители принадлежало 420 дес. земли, как в ущелье, так и на вершине горы. Большая часть находилась под лесом. Для хлебопашества использовалось 20 дес., к-рые засевались пшеницей, кукурузой и ячменем. Получаемые урожаи редко превышали потребности мон-ря. В разных местах у С. Т. м. имелось ок. 3 дес. фруктовых садов и 2 виноградника (ок. 5 погонов, или 2 тыс. кустов). Недалеко от С. Т. м., на горе, находился хутор для ведения полевого хозяйства, где имелись амбары и сараи, просторный дом, пасека из 40 ульев. У ручья, протекающего в ущелье, были построены 3 каменные мельницы, 2 из к-рых распоряжался мон-рь, а одна отдавалась в аренду. В хозяйстве обители насчитывалось до 50 голов рогатого скота и ок. 100 овец. Кроме того, С. Т. м. имел корчму, отдававшуюся внаем. Общие ежегодные доходы обители составляли до 600 и более рублей серебром, вся сумма уходила на монастырские нужды. 21 дек. 1869 г. игум. Владимир обратился в Кишинёвскую духовную консисторию с просьбой разрешить вырубку и продажу 60 дес. леса из монастырских владений для улучшения финансового положения обители. Благодаря этому 20 дек. 1871 г. на счет мон-ря поступило 4918 серебряных рублей.

Поскольку Свято-Троицкая ц. была летней, в 1863 (1886?) г. к новому каменному корпусу был пристроен небольшой зимний каменный храм квадратной формы, в молдав. архитектурном стиле, с колокольней (на ней 4 небольших колокола). С 1867 г. в церкви производился ремонт: обновлен иконостас, установлены новые царские врата, а также северные и южные двери, произведена роспись внутренних стен. По завершении работ, 15 авг. 1868 г., настоятелем игум. Владимиром совершено освящение церкви.

В кон. 1871 г. еп. Кишинёвский и Хотинский Павел (Лебедев) обратился к настоятелям и настоятельницам мон-рей с предложением посильно участвовать в открытии при обителях на монастырские средства сельских школ и их финансовом обеспечении. В янв. 1872 г. такая школа начала действовать в С. Т. м., преподавателями были иеродиак. Виссарион и послушник Болфун. В 1875 г. в школе обучалось 20 детей.

Вид на Сахарнянский монастырь. Фотография. Нач. XX в.Вид на Сахарнянский монастырь. Фотография. Нач. XX в.Во главе монашеской общины стоял игум. Герасим (1871-1872), которого вскоре сменил архим. Иларион (1872-1876). На 1872 г. в С. Т. м. проживал 21 насельник, в т. ч. настоятель, эконом, «внутренний благочинный», 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха, 5 «заштатных» (схимонах, иеромонах, 2 иеродиакона и монах), к 1875 г. количество братии сократилось до 15 чел. Обитель владела следующим имуществом: 183 дес. 100 кв. саж. пахотной земли, новыми и старыми корпусами, 3 водяными мельницами, постоялым двором, виноградником в 3 погона, фруктовым садом.

В 1876 г. настоятелем С. Т. м. был назначен игум. Иринарх (Хинкулош). При нем, в 1880 г., учителем в монастырскую школу был назначен священнический сын с. Жабка (ныне Жапка Флорештского р-на, Молдавия) Евграф Львовский. В 1881 г. в С. Т. м. проживало 14 чел., в т. ч. игумен и 6 иеромонахов, к 1883 г. община увеличилась до 26 чел. В тот период в С. Т. м. имелись новые настоятельские кельи, 18 братских келий, из к-рых 15 деревянных ветхих, 3 высеченные в скале; отдельная трапезная и кухня. Содержание обитель получала от собственной вотчины, где имелись водяная мельница и небольшое село из 10 дворов. При С. Т. м. были виноградник и фруктовый сад.

В 1887 г. настоятелем С. Т. м. был назначен игум. Леонид, при к-ром в обители действовала не только школа, но и приют для 10 сирот. Далее во главе мон-ря стояли иером. Тимофей (1891-1894), при к-ром, в 1893 г., монастырская школа была закрыта, и иером. Акакий (1894-1895).

Для улучшения материального положения С. Т. м., согласно акту от 2 июня 1894 г., водяная мельница в Городищенском скиту была передана унтер-офицеру Василию Франковскому в аренду на 6 лет за ежегодную плату в размере 25 р. 27 июня 1896 г. настоятель иером. Никодим (1895-1897) обратился в духовную консисторию с просьбой разрешить открыть на территории С. Т. м. карьер по добыче котельца (известняковые каменные блоки правильной формы), который «принесет большую прибыль». В прошении описано экономическое положение обители в тот период: «В настоящее время в монастыре есть векселя на 8000 рублей в кредитных учреждениях, 430 пудов пшеницы, 110 пудов кукурузы, 60 пудов ячменя и 120 пудов бобовых культур».

В 1900 г. местные жители Ипполит Терлецкий и Василий Корняну произвели реконструкцию пещер. В ее ходе была разрушена природная стена между пещерной церковью и расположенными рядом с ней кельями, а вместо нее возведена новая стена, из котельца.

В нач. XX в. С. Т. м. был процветающей обителью, одним из крупных центров монашеской жизни Бессарабии. В мон-ре, владевшем 420 дес. земли, проживало 20 монахов, все были молдаванами, литургия совершалась на 2 языках. В 1900-1911 гг., при настоятелях иером. Иосифе (Буте; 1897-1907) и иером. Иннокентии (1907-1918), построены мельница и склад. 4 окт. 1903 г. иером. Иосиф подал в духовную консисторию прошение о дозволении потратить 1700 р. на покупку молотилки с паровым двигателем.

В 1913 г. в Сахарне отдыхал В. В. Розанов, служивший учителем протогимназии в г. Бельцы (ныне Бэлць). Он был знаком с А. И. Апостолопуло, супругой владельца имения Сахарна Н. К. Апостолопуло, инженера-путейца, к-рый строил железные дороги на севере Бессарабии. В поместье у него имелся кирпично-черепичный завод. Кроме того, это был известный меценат, много сделавший в т. ч. для С. Т. м. и местных крестьян. Розанов остался очень доволен путешествием в Сахарну и впосл. описал свои впечатления в неск. статьях. Н. К. Апостолопуло похоронен на кладбище С. Т. м., надгробный памятник создан другом семьи Апостолопуло - бессарабским скульптором и педагогом А. М. Плэмэдялэ.

1918-2021 гг.

В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима Королевства Румыния, Кишинёвская епархия перешла в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). В этот период значимость С. Т. м. постепенно стала уменьшаться. В 1918-1919 гг. в обители проживало 59 чел., в т. ч. игумен и 10 иеромонахов. Монашескую общину возглавляли игум. Софроний (Няга; 1918-1919), затем иером. Иннокентий (Постикэ; 1919-1926). На 1922 г. в С. Т. м. проживало 35 насельников, в т. ч. протосинкелл и 4 иеромонаха; мон-рь владел 2 га виноградника, 5 га фруктового сада, 1 га непродуктивной почвы, 2-этажным корпусом, 2 одноэтажными домами, водяной мельницей. К 1930 г. количество насельников сократилось до 17 чел. В 1930-1935 гг. настоятелем С. Т. м. был иером. Иоаким (Кошолан).

В 1935 г. обитель была преобразована в женскую, а монахов перевели в Новонямецкий в честь Вознесения Господня и Сурученский мон-ри. В 30-х гг. в мон-ре проживало ок. 70 монахинь, во главе общины стояла мон. Валентина (Чеботарь; 1935-1950).

После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу (авг. 1940) С. Т. м. был закрыт. Мон. Валентина эмигрировала в Румынию вместе с 2 племянницами, к-рые были послушницами в мон-ре.

Когда началась Великая Отечественная война и в Бессарабии был установлен немецко-румын. оккупационный режим, деятельность С. Т. м. возобновилась. Возможно, в те годы обитель называлась «Королева Мария» в честь королевы Румынии. Монашескую общину вновь возглавляла мон. Валентина, под началом которой в 1942 г. находилось 27 чел., в т. ч. 2 духовника и 8 монахинь. В 1944 г. в С. Т. м. проживало 29 насельниц, в т. ч. настоятельница и 10 монахинь.

После перехода храмов и мон-рей Бессарабии в каноническую юрисдикцию РПЦ в докладной записке старшего инспектора Совета по делам РПЦ В. С. Спиридонова и инспектора совета П. А. Миронова председателю совета Г. Г. Карпову о состоянии правосл. мон-рей в МССР (не ранее 18 сент. 1945) сообщалось, что в С. Т. м.- 31 насельница, в т. ч. 6 монахинь в возрасте до 18 лет, одна поступила в обитель в 1940 г. В мон-ре имелось 40 овец, от к-рых получали шерсть, а из молока изготавливали брынзу. В 1945 г. среди жен. мон-рей Молдавии только в С. Т. м. и Речульском мон-ре основу жизнедеятельности составляли доходы от собственного хозяйства. В 1945-1950 гг. в мон-ре в среднем проживало 40 насельниц, в т. ч. 9 в возрасте старше 55 лет, из них 23 имели начальное образование.

В 1946-1947 гг., когда в связи с засухой Молдавию постиг неурожай, мон-ри оказались в бедственном положении, о чем настоятельница С. Т. м. сообщала уполномоченному Совета по делам РПЦ по МССР П. Н. Роменскому. В информационном отчете Роменского за 4-й квартал 1946 г. от 18 янв. 1947 г. сообщается о поступлении от мон-рей, в т. ч. и С. Т. м., заявлений и ходатайств о снижении хлебопоставок. Однако план заготовок сельхозпродукции на 1947 г. для мон-рей был определен без учета неблагоприятных природных условий.

В 1945-1947 гг. помимо передачи земельных участков в пользование монастырям практиковался также и обратный процесс. Настоятели ряда мон-рей, в т. ч. и С. Т. м., обращались к Роменскому с просьбами разрешить им сдать гос-ву часть своих земель из-за невозможности их использовать и обрабатывать самостоятельно. После получения согласия в разное время ими было передано гос-ву 142 га различных угодий. За 1946 - нач. 1947 г. монастырское землевладение сократилось на 55,2% от земфонда 1945 г.

В 1947 г. на имя Роменского поступило ходатайство от верующих с. Сахарна об открытии сельской церкви. Однако оно было отклонено еп. Кишинёвским и Молдавским Венедиктом (Поляковым) за нецелесообразностью, поскольку все религ. потребности жителей Сахарны удовлетворялись церквами С. Т. м.

В 1947 г. в мон-ре планировалось произвести ремонт, настоятельница С. Т. м. просила выделить наряды на стройматериалы. После принятия Советом министров МССР постановления «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры Молдавской ССР» от 31 мая 1947 г. ряд обителей Молдавии был взят под гос. охрану как памятники архитектуры и истории, вслед. чего улучшилось их обеспечение стройматериалами. В этот перечень попал и монастырский ансамбль С. Т. м.

В информационном отчете Роменского за 4-й квартал 1947 г. от 15 янв. 1948 г. вновь сообщается о поступлении от мон-рей, в т. ч. и С. Т. м., ходатайств о снижении хлебопоставок, в чем им было отказано. Кроме того, говорилось, что в экономическом отношении мон-ри Кишинёвской епархии можно разделить на 3 группы. К первой, в к-рую входил и С. Т. м., относились экономически мощные, с неплохо развитым сельским хозяйством.

После того как в 1948 г. для мон-рей были увеличены размеры госпоставок продовольствия, мн. настоятели мон-рей обращались к Роменскому с жалобами на их неверное начисление. Он был вынужден ходатайствовать о снижении плана заготовок или об освобождении от них ряда мон-рей, среди к-рых упоминался и С. Т. м. Однако «заготовительные органы» на подобные ходатайства, как правило, отвечали, что с их стороны не имелось к.-л. нарушений и размеры поставок были правильными. Среди жен. мон-рей наибольший доход в 1948 г. получил С. Т. м.- 96 846 р., причем 94,3% суммы составили деньги от реализации продукции хозяйства. Однако после погашения всех налогов в виде чистого дохода у обители осталось лишь 282 р.

22 июня 1948 г. в информационном отчете Роменского о мон-рях на территории МССР отмечено, что в собственности С. Т. м. оставалась небольшая мельница с двигателем внутреннего сгорания, на к-рой производился помол зерна и частично обслуживались крестьяне. В 1949 г. местные колхозы требовали от С. Т. м. отказаться от этой мельницы.

В 1950 г. С. Т. м. оставался одним из самых благоустроенных мон-рей Молдавии. Монашескую общину в то время возглавила игум. Мелитина (Трандафир; 1950-1957). В 1951 г. в С. Т. м. проживало 33 чел.: настоятельница, 12 монахинь и 20 послушниц, в 1951-1954 гг.- 31 насельница, в т. ч. 11 в возрасте старше 55 лет. Из них 17 имели начальное образование, 8 - церковное и 6 были неграмотными.

В справке Роменского о мон-рях МССР от 24 апр. 1952 г. указано, что в С. Т. м. доход от церкви составляет 60-100 р. в месяц. В докладной записке зам. заведующего инспекторским отделом Совета по делам РПЦ Спиридонова и старшего инспектора Л. В. Алимова о мон-рях МССР от 31 окт. 1952 г. упоминается о том, что настоятели мон-рей, в т. ч. и С. Т. м., заявляли о непосильном для них подоходном налоге в связи с произведенным в августе того же года значительным увеличением налога.

В докладе Роменского о работе за 1-е полугодие 1954 г. от 22 авг. 1954 г. говорится, что С. Т. м. (32 насельницы) имеет 52 га земли, в т. ч. пахотной - 46 га, фруктовых садов - 1,5, под виноградниками - 1,5 га. В его докладе о положении и деятельности мон-рей в МССР за 1954 г. от 7 февр. 1955 г. приводятся данные о доходности С. Т. м., к-рый «имел всего дохода: а) в 1953 г.- 60 871 руб., в том числе: от хозяйства - 53 398 руб., от церквей - 7473 руб.; б) в 1954 г.- 61 126 руб., в том числе: от хозяйства - 52 358 руб., от церквей - 8768 руб.». Далее сообщается, что на праздник Пасхи в 1954 г., на праздники Рождества и Крещения в 1955 г. в монастырских церквах, в т. ч. в С. Т. м., «верующих было по нескольку сотен, и даже больше, человек. Церкви были переполнены молящимися».

В 1-й пол. окт. 1957 г. старший инспектор Совета по делам РПЦ Алимов в рамках проверки работы Роменского ознакомился с деятельностью мон-рей, среди к-рых был С. Т. м. В докладной записке он отметил, что в С. Т. м. имелось 47 га, проживало 34 насельницы. 10 авг. 1957 г. своим распоряжением Совет министров МССР «в целях наведения порядка в земельном хозяйстве и правильной организации территории колхозов обязал райисполкомы передать колхозам земельные участки монастырских земель, расположенных в общественных землях колхозов... Во исполнение этого распоряжения в ряде монастырей отчуждено или намечено к отчуждению часть закреплённой за ними земли… в Сахарнянском отчуждена вся земля 60,5 га».

В этот период было принято решение о реорганизации С. Т. м. в мужской для переселения туда тех монашествующих из Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, которые изъявили желание возвратиться в СССР. 20 июня 1957 г. архиеп. Кишинёвский и Молдавский Нектарий (Григорьев) направил митр. Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) письмо с просьбой ходатайствовать перед Советом по делам РПЦ о выдаче строительного материала, необходимого для капитального ремонта в мон-ре и оборудования жилых помещений. Кроме того, сообщалось, что «живопись храма Сахарнянского монастыря в очень плохом состоянии и, если начинать ее реставрировать, то, возможно, производить таковую придётся заново». 27 июня 1957 г. митр. Николай направил письмо в Совет по делам РПЦ с просьбой оказать содействие в получении Кишинёвским епархиальным управлением строительных материалов. По этому вопросу Роменский 8 июля 1957 г. направил докладную записку в Совет по делам РПЦ, где указал, что в мон-ре все помещения находятся в удовлетворительном состоянии и требуют лишь частичного ремонта: «Теперь там находится 15 монахов, посланных туда из мужских монастырей для проведения ремонтных работ и ухода за хозяйством до приезда Валаамского монастыря из Финляндии».

22 окт. 1957 г. в С. Т. м. прибыли 7 чел. из Валаамской обители. В рапорте, направленном митр. Николаю благочинным рус. правосл. церквей в г. Хельсинки прот. Михаилом Славнитским, на к-рого была возложена обязанность встретить их и сопроводить в С. Т. м., сообщалось, что новым насельникам была организована «теплая встреча», их снабдили продуктами и обещали престарелым валаамским монахам «опеку» со стороны молодых иноков. Кроме того, среди бывш. валаамских насельников оказалось некому петь во время совершения богослужений, поэтому архиеп. Нектарий обещал временно дать для этого псаломщика и рус. молодых монахов. На неск. дней в С. Т. м. был направлен архим. Григорий из Новонямецкого монастыря, чтобы помочь новоприбывшим устроиться и разрешить различные вопросы, в т. ч. об их прописке. Оказалось также, что в храмах С. Т. м. отсутствуют богослужебные книги. Архиеп. Нектарий обещал снабдить мон-рь всем необходимым.

Однако уже 15 нояб. 1957 г. в рапорте архиеп. Нектария на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) сообщалось: «…в связи с переселением репатриированных иноков Валаамского монастыря в Псково-Печерский монастырь, Сахарнянский монастырь… остался без насельников. Бывшие насельницы Сахарнянского монастыря распределены по другим монастырям по их желанию и возвращать их обратно затруднительно, так как земельные угодья передаются колхозу, а монастырю взамен предлагается в другом месте, на довольно большом расстоянии, что затруднило бы их вести хозяйство, однако некоторые из бывших насельниц желают перейти обратно в Сахарнянский монастырь… В настоящее время поднимается вопрос о ликвидации Сахарнянского монастыря и передаче его на нужды государства. Необходимо отметить, что в монастыре имеется довольно большое хозяйственное имущество». Патриарх Алексий наложил на рапорт резолюцию, в которой указал: «…конечно, весьма желательно сохранить Сахарнянский монастырь. Прошу мне сообщить, какие к этому предприняты на месте хлопоты, дабы мне знать, о чём, в случае надобности, хлопотать в центре». Однако в следующем рапорте на имя патриарха Алексия архиеп. Нектарий был вынужден сообщить: «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви… уведомил о том, что ввиду отсутствия насельников в Сахарнянском монастыре, а также и изъятия земельных угодий, вышеуказанный монастырь не может в дальнейшем существовать, а потому передаётся для нужд государства на устройство детской больницы. Одновременно он сообщил, что в с. Сахарна открывается недействующий храм, и всё церковное имущество храма монастыря будет передано этому храму. Хозяйственное имущество предназначается для распределения по другим монастырям».

Роменский отмечал, что «монашки Сахарнянского монастыря полностью переселены в Жабский, Таборский и Хировский монастыри, где они сейчас постоянно проживают. Все хозяйство бывшего Сахарнянского женского монастыря, по указанию архиепископа Нектария, считаю возможным все жилые и хозпостройки, а также и землю бывшего Сахарнянского женского монастыря передать Министерству социального обеспечения МССР».

26 апр. 1958 г. Совет министров МССР принял постановление «Об организации детского дома для глубоко умственно-отсталых детей в с. Сахарна Резинского района». В кельях разместились палаты, в летней церкви - склад, а в зимней - Дом культуры. 20 июня 1958 г. архиеп. Нектарий доложил патриарху, что 13 мая того же года С. Т. м. «со всеми жилыми, хозяйственными строениями и двумя храмами передан в распоряжение Министерства социального обеспечения Молдавской ССР», имущество С. Т. м. предоставлено Кицканскому и др. мон-рям. «Взамен переданных монастырских храмов должен был быть открыт незарегистрированный храм в с. Сахарна, находящийся рядом с монастырем, но этот храм находится в зоне затопления и, согласно технического заключения, не подлежит эксплуатации».

В лит-ре встречается указание на то, что С. Т. м. был закрыт в 1964 г., однако в перечне мон-рей Кишинёвской епархии он не числился уже на 12 окт. 1957 г.

К 1990 г. постройки С. Т. м. были переданы РПЦ, 1 окт. 1990 г. обитель была официально возрождена со статусом мон-ря. По благословению архиеп. Кишинёвского и Молдавского Владимира (Кантаряна) 19 апр. 1991 г. в С. Т. м. началось возрождение монашеской жизни. Настоятелем был назначен архим. Адриан (Бачу).

Были отремонтированы зимняя церковь, в 1992 г.- кельи, трапезная, кухня и настоятельские покои, в 1992-1998 гг. восстановлена летняя церковь. Ранее, когда на территории С. Т. м. размещалось лечебное учреждение, было построено здание, где ныне находится братская трапезная. Пещерный мон-рь отреставрирован в 1991-1994 гг. Четыре кельи, высеченные в скале, восстановили в 1997 г. Благовещенская ц. является действующей, в ней совершаются богослужения. В советское время монастырское кладбище сровняли с землей. К 2021 г. обнаруженные останки десятков монахов покоились в костнице за стеклом в одной из церквей. В 2000 г. близ настоятельского корпуса была построена часовня, в к-рой находится Почаевская икона Божией Матери, подаренная С. Т. м. паломниками,- точная копия чудотворного образа, хранящегося в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре. К 2021 г. в С. Т. м. возводился собор в честь Воскресения Господня.

Мон-рь является крупнейшим паломническим центром Молдавской митрополии, в к-ром хранится много святынь. Во 2-м приделе Свято-Троицкой ц. находится рака с мощами прп. Макария (Тинку; † 1969). В 12 лет он был принят в С. Т. м. послушником, впосл. стал игуменом, духовником и наставником мн. монашествующих Новонямецкого, Сурученского и Кошелевского и др. мон-рей. Старец был похоронен на сельском кладбище. В 1994 г., после возобновления монашеской жизни в С. Т. м., братия решила перезахоронить его на монастырском кладбище. Получив на это благословение митр. Владимира, иноки начали вскрывать могилу, где обнаружили нетленными и гроб, и одежды, и останки давно усопшего монаха. Прп. Макарий причислен к лику местночтимых святых Православной Церкви Молдовы 21 дек. 1995 г.

Кроме мощей прп. Макария в С. Т. м. хранятся святыни: мироточивая икона блж. Матроны Московской с частицами мощей отцов Киево-Печерских, иконы прп. Серафима Саровского, вмц. Варвары, 2 мучеников Кавказских, частица камня Гроба Господня и частица Мамврийского дуба. Особо чтимой является чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» (ошибочно именуемая «Умиление»), к-рая носит название Сахарнянской и находится в Свято-Троицкой ц. В С. Т. м. хранится мироточащее Распятие Иисуса Христа кон. XVII в., а также неск. икон XVIII и XIX вв., в т. ч. Успения Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца. Недалеко от С. Т. м., параллельно тропе, ведущей к пещерному мон-рю, находится источник с целебной водой, где устроена купель.

Богослужения совершаются 2 раза в день на молдав. и церковнослав. языках. Каждый день после Божественной литургии служится молебен прп. Макарию Сахарнянскому, каждую пятницу - акафист прп. Макарию, каждую субботу - акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Братия окормляет близлежащие сёла Сахарна, Сахарна-Ноуэ и Бучушка. В обители на средства благотворителей издается газ. «Наша вера».

К сент. 1995 г. в С. Т. м. проживало 20 насельников, в 2002 г.- 30 чел., в 2009 г.- 45, в т. ч. схимонах и 3 архимандрита, в 2012 г.- 35 чел., к марту 2021 г.- 20 чел., в т. ч. 10 в священном сане.

Обитель имеет 10 га земли. На этой площади выращиваются пшеница и овощи, посажены виноградные лозы, производится столовое вино для монастырских нужд. В монастыре есть небольшая ферма с животными, продукция используется для питания братии и паломников. На территории С. Т. м. также имеется небольшой питомник, где содержатся разнообразные птицы, в т. ч. экзотические.

Сахарна является крупным туристическим центром. Поблизости от С. Т. м. находится неск. достопримечательностей. В результате археологических раскопок в Сахарне обнаружены остатки трипольских поселений, к-рые занимали высокие мысы у небольших рек, в т. ч. у р. Сахарны. По данным археологов, стоянка людей датируется X-VIII вв. до Р. Х. На плато треугольной формы, образовавшемся над скалами, в 1946 г. найдено и древнее гетское поселение, названное Б. Городище, к-рое датируется IV-III вв. до Р. Х. Оно находилось на высоком скалистом мысу и было защищено с 2 сторон крутыми склонами, а с 3-й - земляным валом.

К северо-западу от села, на правом скалистом берегу р. Днестр, находится ландшафтный заповедник. В его состав входят низовья р. Сахарны, лес на левом склоне ущелья и урочище Сахарна-Земство площадью 674 га.

Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 765. Л. 83в; Д. 2456. Л. 13, 15; Д. 2871. Л. 19; Оп. 2. Д. 11. Л. 626-628; Ф. 208. Оп. 2. Д. 2053. Л. 6-7; Д. 2701. Л. 1-14; Д. 3284. Л. 54; Оп. 3. Д. 520, 656. Л. 23-25, 53, 84; Оп. 4. Д. 885, 2040. Л. 1; Д. 2041. Л. 1-28; Д. 2703; Оп. 8. Д. 114. Л. 35; Д. 148. Л. 40, 52; Д. 227, 335. Л. 81; Оп. 15. Д. 2. Л. 106; Ф. 211. Оп. 6. Д. 211; Ф. 1135. Оп. 20. Д. 212. Л. 308; Ф. 3046. Оп. 2. Д. 357. Л. 32; Оп. 3. Д. 108. Л. 2; Д. 147. Л. 22.
Лит.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба / Сост.: А. Защук. СПб., 1862. Т. 2: Бессарабская обл. С. 229-231; Эпури М. Неск. слов о поновлении и освящении главной церкви Сахарнянского мон-ря // Кишинёвские ЕВ. 1868. Ч. неофиц. № 7/8. С. 369-371; Новороссийский календарь на 1873 г. / Ред.: В. Михневич. Од., 1872. С. 127-128; Открытие сельских школ при мон-рях Кишинёвской епархии // Кишинёвские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. № 2. С. 41-45, здесь с. 43; Сахарнянский мон-рь // Там же. 1873. № 6. С. 261-268; Церк. летопись: Местные епарх. изв. // Там же. 1875. № 11. С. 460-463, здесь с. 462; Сведения о движении и переменах по службе в епарх. управлении // Там же. 1880. Ч. офиц. № 8. С. 139-144, здесь с. 142; Ганицкий М. А., прот. Мон-ри в Бессарабии // Там же. 1883. № 16. С. 530-552, здесь с. 546-547; Visarion (Puiu), arhim. Mоnăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 53-56; Mănăstirea Saharna // Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinău, 1922. P. 5; Mănăstirea Saharna // Anuarul Arhiepiscopiei Chişinăului. Chişinau, 1930/1932/1933. P. 30; Ţopa T., Iaşcenco T. Monumente milenare. Chişinău, 1998. P. 8-9, 12-17, 44, 47-49; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов / Сост.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 166-167, 172, 230-231, 261, 272, 304, 327-328, 359-360, 593, 628, 658; Т. 2. С. 246, 249, 278, 280, 283, 369, 399, 432-438, 480-481; Содоль В. А. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность // Славяноведение. М., 2009. № 5. С. 59-68, здесь с. 66-67; он же. Мон-ри Сов. Молдавии: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность, 1944-1962. Тирасполь, 2015. С. 24, 27, 48-49, 52-53, 63, 70, 74, 79, 92-93, 112, 138; Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova: Stud. enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 541-556.
Л. П. Алферьева
Рубрики
Ключевые слова
См.также