(† между 29.05 и 5.06.1384), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, 1-й келарь Троице-Сергиева мон-ря. Сведения об И. содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 40-х гг. XV в. и в Симеоновской летописи кон. XV в.: «Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти» (Присёлков. 2002. С. 428; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135). Как показал М. Д. Присёлков, источником данной записи была монастырская летопись (Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 192; ср.: Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 364). Б. М. Клосс приписывает характеристику И. прп. Епифанию Премудрому (Клосс. Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 245-247), с этой т. зр. не согласны др. исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как «святого старца» указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 г.
Происхождение, обстоятельства и время прихода И. в Троице-Сергиев мон-рь неизвестны. Автор Жития прп. Сергия Пахомий Логофет не включил И. в число первых насельников обители, поэтому можно предположить, что святой поселился здесь после 1353-1354 гг., когда прп. Сергий стал настоятелем. В 70-х гг. И. пользовался в обители авторитетом, вслед. чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени И.) о том, что появление должности келаря (так же как и др. хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, происшедшим после получения прп. Сергием соответствующей грамоты К-польского патриарха Филофея Коккина (С. 363). По наблюдениям В. А. Кучкина, грамота могла быть привезена греками Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, приехавшими в Москву в янв.- февр. 1377 г. (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 80-83). Учитывая близость И. к прп. Сергию, можно предположить, что келарь был в числе троицких монахов, к-рые в сер. 1377 - февр. 1378 г. добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
К осени 1381 г. относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого мон-ря о том, что после приезда из Москвы прп. Феодора Симоновского троицкий келарь «поехал на Резань» (РГБ. Ф. 304/I. № 22. Л. 40). По-видимому, поездка И. была связана с заключением 2 авг. 1381 г. вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем договора о мире с Рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем. Участие троицкой братии в общерусских политических делах, очевидно, было обусловлено тем, что настоятель Троицкого мон-ря являлся духовником вел. кн. Димитрия Донского. По сообщению летописей, И. преставился «на пентикостнои недели» (в 1384 день Св. Троицы праздновался 29 мая). Имя святого было внесено в краткий перечень первых насельников мон-ря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 г. (РГБ. Ф. 304/III. № 25. Л. 12 об.), его протограф восходит к 80-м гг. XV в. Канонизация И., по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21) среди учеников святого И. не указан (напр., л. 190 об.- очевидно, благословение И. на послушание келаря). На иконах «Собор Радонежских чудотворцев» и в росписях храмов Троице-Сергиевой лавры в ряду сподвижников прп. Сергия Радонежского изображений И. не обнаружено (только упом. в списке учеников преподобного в стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской), поновлена в 1947). Единственная известная в наст. время икона была написана мон. Иулианией (Соколовой) в нач. 50-х гг. XX в. для столбика сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора лавры (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138). И. представлен прямолично в рост, в рясе, мантии и клобуке с воскрилиями, руки раскрыты ладонями, борода округлая и волнистая с проседью; надпись: «АГ(с): ПРЕП(д): ИЛIА КЕЛАРЬ». Возможно, И. был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» в сев.-зап. части на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников, см.: Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83).