(XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет, создавший новую редакцию Жития прп. Сергия.
Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» (Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву.
В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. № 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина), в кон. XIX в. И. почитался местно (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
И. описан в тексте иконописного подлинника 20-х гг. XIX в. под 14 мая, где сравнивается со своим учителем: «Сед, брада на конце поуже Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 155; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 115). На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21) в группе учеников святого фигура И. не обозначена, даже если он упоминается в тексте (напр., л. 93-93 об.).
В составе композиции Собора Радонежских святых И. представлен в нижнем ряду 4-м справа (между преподобными Павлом Обнорским и Михеем Радонежским) на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он изображен вполоборота влево, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, у него волнистые волосы и округлая борода средней величины с проседью, правая рука на груди, левая в молении; на окладе гравированная надпись: «Прпбныi Иковъ». Образ И. как средовека с непокрытой головой написан в верхнем ряду 2-м справа на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа).
В храмах Троице-Сергиевой лавры образ И. введен также в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев. Его полуфигура вполоборота влево, в мантии и голубой епитрахили, с поднятыми в молении руками (на левой - четки), с широкой, раздвоенной на конце седой бородой и ниспадающими на плечи прядями волос, разделенных на прямой пробор, помещена в росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления 1871, 1947 гг.). В живописной светотеневой манере трактована фигура И. (руки возле груди, борода небольшая) вместе с прп. Онисимом Радонежским на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления 2-й пол. XX в.).