ИЛЬИНСКИЙ
Том XXII , С. 365-366
опубликовано: 13 ноября 2014г.

ИЛЬИНСКИЙ

А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в.А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в.Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский, К. Н. Шведов, А. В. Александров, Н. С. Голованов, П. Г. Чесноков.

Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904).

Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора: «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г. С 1897 по 1905 г. эти произведения постоянно находились в репертуаре хора (РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 754, 758, 760, 761, 766, 769, 786, 829). В основе гармонического языка И. лежат классико-романтические принципы с минимальной долей рус. национального колорита. Наиболее развернутое духовное соч. И., «Всякое дыхание да хвалит Господа», определено автором как «имитационная прелюдия и фуга» (Биографии композиторов с IV по XX вв. М., 1904. С. 646). Сочинение имеет 4 раздела. Вступление, «Всякое дыхание», отличает аккордовый склад, диатоническая гармония; 2-й раздел, «Хвалите Господа с небес», содержит имитационные группировки нескольких тем; 3-й, «Яко восхвалят имя Его»,- фуга на хроматизированную тему с широкими скачками, с разработкой и стреттной репризой. Современники отмечали, что сочинения И. «скорее могут быть причислены к духовной концертной музыке, нежели к церковной специально» (Кашкин Н. Д. [Концерт Синодального хора 19 дек. 1899 г.] // Моск. вед. 1899. № 358 (то же // РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1009)). С. Н. Кругликов указывал также на ошибки в соотношении текста и музыки, раздробленность формы в сочинении «Молитву пролию» (Кругликов С. Н. «После трех духовных концертов» // Семья. 1897. № 14 (то же // РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 989-991); Он же. Театр и музыка // Моск. вед. 1897. № 63 (то же // РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 991-992).

В 1904 г. в Москве был издан словарь «Биографии композиторов с IV по XX в. с портретами», к-рый состоял из 3 отделов: иностранного (242 статьи), русского (122 статьи) и польского (107 статей). И. был редактором иностранного и рус. отделов, Г. А. Пахульский - польского, вступительную статью к рус. отделу написал Кругликов. В «Предисловии» (9 дек. 1903) И. благодарит В. В. Стасова «за сочувствие» к изданию и «ценные указания». Свою цель И. видел в том, чтобы «дать в сжатом виде краткие и точные сведения о жизни и деятельности композиторов, с возможно полным перечислением их произведений, стараясь достигнуть наиболее доступного изложения» (С. III). Статьи размещены в хронологическом порядке. Иностранный отдел «начинается с биографий св. Амвросия и папы Григория I Великого как первых составителей свода церковных песнопений» (С. III) и заканчивается биографией Р. Штрауса. Рус. отдел открывают статьи об иностранных капельмейстерах, служивших при дворе (Ф. Арайя, Г. Раупах). По мнению И., развитию церковной музыки препятствовало «отсутствие правильной, систематической школы», поэтому раздел биографий рус. композиторов церковной музыки начинается лишь с М. С. Березовского. В издании содержатся биографии наиболее известных рус. церковных композиторов XIX - нач. XX в. (Д. С. Бортнянского, прот. Петра Турчанинова, А. Ф. Львова, Н. М. Потулова, Г. Ф. Львовского, Е. С. Азеева, В. П. Войденова и др.), а также ученых-медиевистов (прот. Димитрия Разумовского, С. В. Смоленского, прот. Василия Металлова). Совместно с исследователем народного творчества А. Л. Масловым И. подготовил изд. «Стихи, старины и песни для одного голоса с сопровождением фортепиано» (Ч. 1: Великорусские песни. М.; Лпц., [1904]).

Муз. соч.: Арх.: ОРРИ МГК. № 41096, 41097: «Господи, спаси благочестивыя». Изд.: Op. 15: № 1: «Се ныне благословите Господа», № 2: «Отче наш», № 3: «Хвалите Господа с небес». М.: П. Юргенсон, 1904; Op. 25: Херувимская песнь, Op. 37: «Блажен муж» (псалом 1). М.: П. Юргенсон, [1916].
Соч.: Общие начала гармонии: Практ. рук-во. Х., 1889; Биографии композиторов с IV по XX вв. / Ред.: А. А. Ильинский [иностр. и рус. отделы]. М., 1904; М. И. Глинка: Его жизнь и муз. творения. М., 1908; Л. В. Бетховен: Жизнь и творчество. М., [1909]; Р. Вагнер, его жизнь и творения. М., 1913; Краткое рук-во к практ. изучению инструментовки. М., 1917.
Лит.: Смоленский С. В. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве // Моск. вед. 1900. № 306; РДМДМ. Т. 3. С. 464-470; Ильинский А. А. // Биографии композиторов с IV по XX в. / Ред.: А. А. Ильинский, Г. А. Пахульский. М., 1904. С. 640, 645-646.
Н. Ю. Плотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
  • АФАНАСЬЕВ Николай Яковлевич (1820-1898), скрипач, композитор, педагог
  • БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич, свящ., хоровой дирижер, композитор, педагог
  • КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич (1870-1921), рус. композитор, пианист, педагог, дирижер
  • ЛЬВОВ Алексей Федорович (1798-1870), рус. композитор, скрипач, хормейстер, дирижер, музыкально-общественный деятель, музыкальный теоретик
  • АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель