[эфиоп. ] (XV в.), еп. Аксумский в юрисдикции Эфиопской Церкви. И., ученый копт. монах, был хиротонисан во епископа в 1454 г. в Каире и сразу же отправлен в Эфиопию, где для него была создана кафедра в Аксуме, сакральном центре эфиоп. христианства. Его появление в этой стране, куда в 1438 г. уже были отправлены митрополиты Михаил и Гавриил, знаменовало разрыв со сложившейся в копт. Александрийской Патриархии традицией, в соответствии с к-рой окормление эфиопов поручалось лишь 1 архиерею (в сане митрополита), и означало очередной успех церковной политики царя Зара Якоба, стремившегося подчинить себе Эфиопскую Церковь и ослабить единоличную власть митрополита над ней. По др. данным, все 3 архиерея прибыли в Эфиопию одновременно в 1438 г.
Заняв Аксумскую кафедру, И. стал собирать в епархии церковные и народные предания, проявляя особый интерес к начальному этапу христианизации страны, и в совершенстве овладел языком геэз. В итоге из-под его пера вышло пространное Житие св. Исаака Гаримы, написанное в жанре гомилии. Наряду со стандартными агиографическими мотивами, характерными для всего цикла сказаний о девяти преподобных, И. включил в свое произведение ряд оригинальных сюжетов, восходящих к местной традиции. Среди них выделяется легенда о великом змие, к-рый 25 лет царствовал над страной (народа) геэз, заставляя поклоняться себе всех окрестных правителей, и был чудесным образом убит Гаримой. Как показало проведенное Б. А. Тураевым текстологическое сравнение изданного по парижской и берлинской рукописям текста гомилии с еще одним ее списком, хранящимся в Британском музее (ныне в Британской б-ке; Lond. Brit. Lib. Orient. 702), между ними существует немало расхождений, в т. ч. значительных, связанных с тем, что в процессе переписки дэбтэра вносили собственные добавления и изменения в авторский вариант, проблема реконструкции которого пока не решена.
Сохранилось еще неск. гомилий И. (не изд.): о Благовещении, о Деве Марии, об арх. Гаврииле, о 4 небесных животных и об арх. Михаиле. Очевидно, Житие св. Пантелеимона, еще одного из 9 преподобных, приписываемое не названному по имени епископу Аксума, также было составлено И.
В заглавии гомилии в честь св. Гаримы И. назван святым ( ). Скорее всего это эпитет, призванный показать уважение к иерарху (ср. аналогичное употребление «Мар» в сир. традиции). Во всяком случае имя И. среди эфиоп. или копт. святых не обнаружено.