(† 24.01.1529, Казань), мч. (пам. 24 янв., 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский.
было составлено ранее нояб. 1552 г., когда оно было включено в Великие Четьи-Минеи митр. свт. Макария («В лето 7037 месяца генваря 24 мучение святого Ивана»; нач.: «В граде Казани бе некый полонянин у дядки царева»; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 412). 50-ми гг. XVI в. датируется список Жития И. в сборнике РНБ. Q.XVII.64 («О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани»; см.: Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101-102, 104), происходящем из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сборник был переписан архим. Нифонтом (Кормилицыным), в 1543-1554 гг. управлявшим Новоспасским московским в честь Преображения Господня монастырем. В записи архим. Нифонт завещает отдать сборник в Иосифо-Волоколамский мон-рь, где ранее он был игуменом. По предположению Р. П. Дмитриевой, архим. Нифонт мог быть составителем первоначального краткого рассказа о мученичестве И. Нифонт мог узнать об И. во время похода рус. войск на Казань в 1550 г., в котором он принимал участие. К сборнику архим. Нифонта восходит список Жития И. 2-й пол. XVI в. в волоколамском сборнике Мартина (Рыкова) РГБ. Волок. № 520; известны также др. списки памятника. Под 24 янв. рассказ о мученичестве И. был включен в Чудовские (1600) и Тулуповские (1627-1632) Четьи-Минеи.
Нижегородец (или житель Нижегородского у.) И. был захвачен в плен казанскими татарами во время нападения на Н. Новгород хана Мухаммед-Эмина в 1505 г. (о походе см.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 249-252), в ходе к-рого город не был взят. Встречающиеся в лит-ре утверждения о том, что И. был воином, недостоверны. В Казани И. находился в рабстве («в услужении») у вельможи Алей-Шпура (Алей-Шнура, Алейшунура, Али Шукуря), «царева дядьки», т. е. воспитателя казанского хана Мухаммед-Эмина (хозяина И., по всей видимости, звали Аллашукур, это имя до сих пор распространено у турок и крымских татар). «Али Шукуров сын» упоминается в рус. летописях 2-й четв. XVI в. под 1531 г. как убитый казанцами наряду с «иными князьями» в ходе восстания против хана Сафа-Гирея, инспирированного грамотой Московского вел. кн. Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 8. С. 277; Т. 13. С. 57).
Согласно житийному рассказу, хозяин принуждал И. принять ислам, однако не смог заставить его отречься от Православия, более того, святой «и Магомета их прокля... заплева лице их, и веру их прокля». Тогда И. отвели на гору (согласно позднейшим пересказам Жития, там находилось рус. кладбище), нанесли множество ран, мечом прокололи насквозь живот и нанесли удар по шее, после чего мучители удалились, считая И. мертвым. Однако поздним вечером страдалец очнулся, его веревки сами собой развязались. И., поддерживая руками голову, «иде к детем болярским великого князя», т. е., вероятно, туда, где жили российские послы. Предчувствуя близкую кончину, он попросил священника исповедать и причастить его. Остаток ночи И. провел в молитве и утром скончался, при этом дом наполнился благоуханием. И. был погребен «в Казани, в месте сокровенне, на лесе, на старом кладбищи русском» (РНБ. Q.XVII.64. Л. 254). В позднейшей традиции местом погребения называлась Зилантова гора, но в Казани ханских времен рус. кладбище находилось в др. месте, точное его расположение неизвестно.
О мученичестве И. сообщил патриарху Московскому и всея Руси св. Иову Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) грамотой от 9 янв. 1592 г. Митр. Ермоген ходатайствовал об установлении памяти И. и др. Казанским мученикам - Стефану и Петру († 1552), а также рус. воинам, погибшим под Казанью в 1552 г. В ответной грамоте патриарх Иов установил совершать поминовение Казанских мучеников в день кончины И.: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их и поминати... на литиях и на обеднях» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 67). Грамота сщмч. Ермогена вошла в нек-рые списки «Казанской истории» 2-го типа. Из «Казанской истории» Житие И. в позднейшей редакции было перенесено в 1692 г. в «Скифскую историю» А. Лызлова. Грамота сщмч. Ермогена была известна архиеп. Платону (Любарскому) по рукописному сборнику, составленному в кон. XVIII в.
Имя И. вошло в Устав служб московского Успенского собора, составленный по распоряжению патриарха Филарета (Романова) во 2-й четв. XVII в. (Голубинский. Канонизация святых. С. 414), а также в месяцеслов РНБ. Кир.-Бел. № 516/773, 1626 г. (под 21 янв. и 24 марта; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 23), в Месяцеслов сер. 50-х гг. XVII в. келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (под 24 янв.: «святаго мученика Ивана синклитика, Нижгородскаго, страдавша в Казани от безбожных в лето 7037»; под 24 марта: «в день 24 страдание святаго священомученика Ивана, иж в Казани от безбожных татар» - РГБ. МДА. № 201. Л. 310 об., 313-313 об.), в святцы 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. № 637 (под 24 янв.: «Иоанн воин, родом нижегородец» (Л. 283); под 24 марта: «мученик Иоанн, иже в Казани» (Л. 335)), в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; см.: Описание о российских святых. С. 254).
И. особо почитался в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре, где, по преданию, святой был похоронен. Имя И. как местночтимого святого вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 7, 65), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении святого. Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя И. также вошло в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Житие И., акафист и молитва мученику были составлены свящ. Сергием Галямовым, опубликованы в Казани в 2006 г. по благословению архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина).
В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. И. упоминается под 24 янв. (как правило, вместе с мучениками Петром и Стефаном Казанскими): «...млад и рус, брада невелика, риза празеленная, испод лазоревый, в руке крест» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44); «...млад, рус, аки Козьма, в руце крест» (ИРЛИ. ПД. Перетц. № 524. Л. 115); «...млад, а инде рус, аки Козьма, риза киноварь, испод лазорь… в руке крест» (БАН. Строг. № 66. Л. 75 об.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121-122; Большаков. Подлинник иконописный. С. 68).
Изображения И. редки и связаны с местом почитания. Из дореволюционной лит-ры известно о существовании в Казани неск. икон, на к-рых присутствовал образ И. В единоверческой ц. во имя свт. Николая Чудотворца находилась икона святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова с изображением на полях И. и свт. Епифания, архиеп. Иерусалимского. В нач. XX в. исследователи датировали этот образ нач. XVIII в. (икона передана с др. имуществом церковной общины в Гохран в нач. 30-х гг. XX в.). Некое «иконописное изображение казанских угодников» (неясно, картина или стенопись), в т. ч. И., размещалось на зап. стороне «пещёрки» за алтарем монастырского Преображенского собора в Казанском кремле (к 70-м гг. XIX в. утрачено; см.: Деятель. 1901. С. 251; Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу государеву: История «Казанского общества трезвости» и Казанского отдела «Русского собрания» в кр. очерках, док-тах и коммент. к ним. Каз., 2003. Ч. 1. С. 98).
На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест.
Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.
В совр. произведениях, выполненных преимущественно в Казанской епархии, образ И. варьируется. На иконах Казанских чудотворцев он изображается вместе с мучениками Петром и Стефаном безбородым юношей с короткими волосами, в светлом платье с шитьем по подолу, на рукавах и оплечье, в красном плаще. Разработана житийная иконография И., напр. икона с 12 клеймами жития, подробным циклом мученичества, с видами Казани на фоне средника и Зилантова монастыря на нижнем поле (ц. в честь Всех святых в Успенском Зилантовом мон-ре). Как средовек со светлыми волосами, с недлинной, слегка раздвоенной бородой И. написан в составе композиции «Собор Казанских святых» кон. XX в. на сев. стене нижней ц. Сретения Господня Петропавловского собора Казани, на иконе нач. XXI в., выполненной по архиерейскому заказу для кафедрального Никольского собора (находится в Николо-Низской ц.) Казани.