[Иоанн Ксен; греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ερημίτης, ὁ Ξένος] (970 - после 1027), прп. (пам. греч. 20 сент., 7 окт.), внес значительный вклад в возрождение монашеской жизни на Крите после араб. завоевания, основав ряд церквей и обителей. Сохранилось 2 редакции Жития и завещания И. О.: краткая, представляющая собой автобиографию (Oxon. Bodl. Canon. 19, XV в.), и пространная, в которой повествование ведется от 3-го лица (в ркп. 1703 г. из ц. св. Евстафия и И. О. в с. Цуруниана близ Кисамоса). Завещание было составлено, когда святой, обремененный болезнями, предвидел близкую кончину. В пространной редакции дата составления завещания указана как от Сотворения мира - 6536 (т. е. 1027/28), так и от Рождества Христова - 1031 г. Житие И. О. является важным источником по истории Крита и содержит ценные сведения для изучения аграрных отношений в Византии.
И. О. род. вскоре после освобождения Крита от арабов (961) в богатой семье в сел. Сива. Населенный пункт с таким названием находится в 18 км к юго-западу от Ираклио, но исследователи местом рождения святого считают дер. Сивас в долине Месара.
С молодости он стал отшельником и, по словам Жития, переходил с одного пустынного места на другое, «опаляемый солнечным зноем и зимним морозом». Однажды, придя на гору Ракс близ Лифин (ныне название Литино носит мыс близ Маталы; местность Ракс известна из Жития Евмения Гортинского, но она находилась близ Гортины), он нашел пещеру, в которой было 2 могилы. Размышляя о том, кто мог быть здесь похоронен, он услышал голос, велевший построить церковь в честь погребенных здесь подвижников Евтихия и Евтихиана. Воздвигнув храм, И. О. вверил его попечению некоего монаха. Л. Пти отождествлял эту постройку с ц. св. Евтихия (XI в.) близ Хромонастири, примерно в 10 км от Ретимно. Данную т. зр. разделяет совр. церковная традиция, что однако противоречит описанию местности в Житии И. О.
Странствуя, И. О. достиг Мириокефальской горы и, т. к. была зима, решил укрыться в развалинах языческого святилища. Войдя туда, он ослеп. В течение неск. дней И. О. молился об исцелении и на 7-й день услышал голос, велевший ему идти на восток и там, где он увидит свет, построить храм в честь Пресв. Богородицы Антифонитрии (Мириокефальский монастырь). Выйдя из святилища и увидев на востоке столп света, преподобный прозрел. В основанном им мон-ре он оставил своего ученика мон. Луку.
После этого И. О. построил близ сел. Мелик на горе Хамовуни ц. св. Георгия, называемую Дуврик. Н. Томадакис предположил, что название церкви связано с происходившими там исцелениями от водянки (на крит. диалекте ὁ δρούμπικας или δούβρικας - больной водянкой). Землевладельцы подарили И. О. 4 пары волов и участок, где святой устроил цистерну, разбил виноградник и сад. Здесь он постриг в монахи богоугодного мужа по имени Никодим, к-рый впосл. стал иереем этого храма. Пти считал, что Мелик находился близ совр. сел. Рустика, однако, по мнению Томадакиса, речь идет о мысе Мелехас (Малека) на п-ове Акротири на сев.-зап. побережье Крита.
Придя в окрестности г. Арий (τὸ ῎Αριον; в совр. местности Милопотамос, к востоку от Ретимно), И. О. построил близ совр. сел. Пийи ц. св. Георгия Опсаропиаста, или Псаропиаста (т. е. покровителя рыбной ловли). Дж. Томас и А. Константинидис-Хероу разделяют мнение Пти, что эта церковь находилась в Хромонастири. Местные жители подарили храму поле, 2 пары волов и небольшое число деревьев. Здесь И. О. постриг в монахи Евтихия, к-рый, приняв священнический сан, стал затем настоятелем храма.
Возвратившись в Мириокефальский мон-рь, оказавшийся в трудном материальном положении, И. О. застал монахов в растерянности, «не знающих, каким образом управляться». Занявшись устроением обители, преподобный нашел жертвователей, подаривших мон-рю 6 пар волов, 150 ульев и 2 участка близ сел. Мусел (близ совр. сел. Драмия, в 45 км к юго-востоку от г. Ханья), где он основал подворье св. Патапия, разбил сад и виноградник. Вокруг монастыря И. О. также посадил деревья и устроил виноградник. Это хозяйство могло обеспечивать нужды монашеской общины, состоящей из 12 чел. Росписи собора Мириокефальского мон-ря были выполнены в нач. XI в.
Затем, согласно краткой редакции Жития, И. О. отправился в К-поль к «нашим православным царям» (т. е. к Василию II Болгаробойце и Константину VIII) или, согласно пространной редакции,- к имп. Роману III Аргиру (1028-1034) и получил хрисовул, по к-рому Мириокефальскому мон-рю ежегодно выдавались 1 литра номизм и 12 монашеских одеяний. В пространной редакции говорится, что Мириокефальский монастырь получил статус ставропигиального от К-польского патриарха Алексия Студита (1025-1043), тогда как в краткой редакции дарование ставропигии приписывается императору. Императоры пожертвовали И. О. богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а к-польские вельможи - 1,3 тыс. овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц, 4 молодых мула.
По возвращении из столицы И. О., «не имея ни часа отдохновения», продолжил странствия, во время к-рых он основывал церкви. В существующем доныне сел. Куфос, к юго-западу от Ханьи, он воздвиг ц. Пресв. Богородицы, для к-рой приобрел виноградник и поля. Этот храм отождествляется с церковью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», сооруженной в 1004 г. и перестроенной в XIV в. Развалины храма, освященного во имя И. О., находятся близ сел. Аликианос. Назначив настоятелем мон. Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше.
До наст. времени близ Айия-Румели сохранилась часовня ап. Павла, воздвигнутая И. О. Близ сел. Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) преподобный построил ц. св. Георгия и разбил пасеку. Из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, И. О. поселился вдали от людей на побережье Акта, в окрестностях Кисамоса. На этом известии обрывается автобиография святого. Согласно завещанию И. О., все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому мон-рю. В пространной редакции завещания указаны лица, заверившие этот документ: Мосх, диакон и номикос графевс Хандакса, протоспафарии и стратиги Крита Филарет Врахеон и Евмафий, иерей и императорский нотарий Лев Диаферер. Т. к. упомянутые лица жили позднее (напр., военачальник Евмафий Филокал был наместником Кипра (1099-1102/03, 1111/12-1118) и стратигом Крита (ок. 1118), то речь идет о заверении копии завещания.
Точное время и место кончины И. О. неизвестны. Согласно критским преданиям, святой нек-рое время подвизался в сел. Спилья (совр. ном Ханья), где существует храм в его честь.
По мнению Томадакиса, И. О. является автором гомилий на Евангелие от Матфея (Ath. Laur. B 40, XII в.), переводов сочинений Аристотеля и, возможно, ряда гимнографических текстов.
В период венецианского господства возникла легенда, зафиксированная в кратких синаксарных Житиях (Ath. Laur. E 510, XVI в.). Согласно этой легенде, И. О. происходил из Египта. Приехав на Кипр, он стал подвизаться с 39 отшельниками. Затем они отправились на побережье Атталии (ныне Анталья, Турция), где к ним присоединились еще 24 чел. Когда число подвижников достигло 99, они отплыли на Крит, но из-за бури были вынуждены высадиться на о-ве Гавдос. И. О. на своей распростертой рясе, как на лодке, переправился на юго-зап. побережье Крита и близ сел. Азогирей устроил кельи в 2 больших пещерах, куда впосл. перебрались и др. подвижники. Желая большего уединения, И. О. переселился в пещеру близ нынешнего мон-ря Гдернетту. Он питался только травой и плодами и из-за сильного истощения передвигался на четвереньках. Один пастух принял его за животное и смертельно ранил стрелой. Датой смерти отшельника считается 6 окт., однако поскольку в этот день отмечается память ап. Фомы, чествование И. О. было перенесено на 7 окт. Кроме того, память И. О. и 99 отшельников совершалась 20 сент. Томадакис предположил, что на формирование легенды об И. О. повлияло повествование о св. Иоанне Египтянине и 39 аскетах, пострадавших в нач. IV в., память к-рых отмечалась в тот же день - 20 сент.
Местное почитание И. О. на Крите существовало до его офиц. канонизации вместе с 98 критскими преподобными в 1632 г. сщмч. Кириллом I Лукарисом, патриархом К-польским. Известно, что в 1462 г. ц. во имя И. О. была воздвигнута в сел. Апано-Флория (близ Канданоса).
В XVI-XVII вв. И. О. посвятили свои гимнографические сочинения мон. Максим (Мазарас) (1-я пол. XVI в.), иером. Гавриил Родитис († ранее 1632), иером. Венедикт (Цангаролос) († 1645), иерей Антоний Граденигос († 1653), иером. Марк (Хаметис) (не позднее XVII в.), иерей Димитрий Сурумис (2-я пол. XVII в.) и др. Служба, изданная в 1782 г. Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976), была составлена им из произведений др. гимнографов (использовал рукопись, родственную Ath. Laur. E 110, XVII в.). Служба 1782 г. была переработана Иларионом (Кацулисом), еп. Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 г. В ней зафиксировано предание, что в ц. св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова И. О. Однако, согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201). Др. служба в честь И. О. была написана настоятелем Мириокефальского мон-ря иером. Матфеем (Кирмизакисом) († вскоре после 1856) и издана в 1922 г. Анфимом (Леледакисом), еп. Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи И. О. были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 г. новая служба И. О. была составлена мон. Герасимом Микраяннанитом.
Древнейшее изображение И. О. (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/29 г. в сел. Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется 1-й пол. XVI в.- «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 г. была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвященной И. О., авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило выделявшаяся размером. И. О. был изображен седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим прор. Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке - мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед. Слева от святого представлен сонм монахов, с к-рыми И. О. получил общецерковное прославление, и показано чудесное перемещение И. О. на расстеленной рясе через пролив между Гавдосом и Критом. Справа в неск. сценах изображена мученическая гибель святого: его ранил стрелой охотник, к-рому И. О. открылся и у к-рого принял покаяние, в верхней части - успение И. О. в присутствии ангелов, уносящих его душу. Наиболее ранний пример подобного извода - икона XVII в. в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе и ее упрощенный вариант - икона с ктиторской подписью: «Моление раба Божьего Кириака с женою и детьми» (2-я пол. XVII в., Византийский музей, Афины); точное повторение извода - на иконе того же собрания нач. XVIII в. Др. вариант этой же композиции, когда фигура святого не выделена размером и отсутствует изображение группы монахов,- на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (Византийский музей, Афины). Создание икон с образом И. О. продолжалось и в Новейшее время, о чем свидетельствует, напр., икона 1820 г. «Святые Антоний Великий и Иоанн Отшельник», исполненная в традиц. манере с подписью: «Моление раба Божьего Михаила Пресбинита Пападам…» и находящаяся в церкви мон-ря ап. Матфея в Ираклионе, подворье мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Святые представлены прямолично, в небесном сегменте - полуфигура благословляющего Спасителя. Облик и одежды И. О. традиционны, его правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой - крупных размеров черный крест и свиток.