ИОВИЙ
Том XXV , С. 351
опубликовано: 10 ноября 2015г.

ИОВИЙ

(кон. IV в.), еп. (кафедра неизв., вероятно в М. Азии), умеренный последователь учения Аполлинария Лаодикийского; один из наиболее ранних авторов, занимавшийся христологической проблемой соединения Божества и человечества во Христе. Известен благодаря упоминанию в произведении Леонтия Византийского (VI в.) «Против лжи аполлинаристов» (Leontius Byzantinus. Adversus fraudes apollinaristarum // PG. 86. Col. 1952). Леонтий приводит фрагмент сочинения, известного ему под именем др. аполлинариста Валентина. Данная часть текста, видимо, представляет собой некое соборное определение, вынесенное епископами-аполлинаристами в кон. IV в. Документ завершается подписью И. и кратким исповеданием веры. Исповедание И. имеет некоторые особенности по сравнению с исповеданиями строгих последователей аполлинарианства. И. утверждает, что Плоть Христова той же сущности, что и человеческая, он отрицает идею об одной природе во Христе и, напротив, настаивает на признании двух природ - божественной и человеческой. Однако, как аполлинарист, И. не считает, что человеческая природа во Христе присутствовала во всей полноте. Согласно его представлениям, она, напротив, была ущербна, т. к. разумная душа в ней замещалась Логосом. Из др. фрагмента Валентина у Леонтия Византийского известно, что И. принадлежал к той группе аполлинаристов, которая враждебно относились к проповеди и катехическим сочинением еп. Тимофея Беритского, главы партии строгих аполлинаристов.

Ист.: Leontius Byzantinus. Adversus fraudes apollinaristarum // PG. 86. Col. 1952-1953.
Лит.: CPG, N 330; Lietzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tüb., 1904. S. 157, 278-279, 286; Cavalcanti E. Jobius the Apollinarian // EEC. Vol. 1. P. 438; Amann É. Job (2) // DTC. T. 8. Col. 1486.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также