ИОНА
Том XXV , С. 424-427
опубликовано: 30 мая 2011г.

ИОНА

Содержание

(Климентов Иван Иванович; 1464, Вел. Новгород - 6.06.1534, Клименецкий (Климецкий) Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря. Основным источником сведений об И. служит краткое Житие, созданное на основе монастырского предания не позднее 1766 г. (этим временем датируется список, использованный Е. В. Барсовым (Барсов. 1869. С. 41)). Житие И. известно в единичных списках XIX в.: РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. Оп. 3. № 445 (опубл.: Пигин. 2010. С. 214-218), в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии (Беловолова (Украинская). 1993. С. 399). В 1840 г. Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов) написал «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго», в к-ром использовал «краткое рукописное Житие» И., грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». Еще один список Жития И. (ГИМ. Барс. № 861, 50-е гг. XIX в.) представляет собой извлечение из «Краткого сказания…» архиеп. Игнатия (утверждение И. У. Будовница, что именно этот список лег в основу работы Барсова об истории Клименецкого мон-ря (Будовниц. 1966. С. 331-332), не соответствует действительности).

Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. 60х — 70е гг. XIX в. (поновление — 70е гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и АнатолийПреподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. 60х — 70е гг. XIX в. (поновление — 70е гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

Согласно Житию, святой род. в семье новгородского посадника Ивана Климентова (посадник с таким именем в Новгороде неизвестен) и его супруги Феодоры. Достигнув зрелого возраста, И. занялся торговлей. Возвращаясь по Онежскому оз. из сел. Повенцы в Вел. Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури. Он молился Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, обещая принять монашество, если спасется. Его ладью прибило к каменной отмели (луде) близ южного побережья Б. Климецкого о-ва на Онежском оз., и Иван поставил здесь крест (позднее это место стало называться Крестовой лудой). Переплыв «в малой лодийце» с отмели на остров, он услышал «пресладкий» голос, повелевший ему построить на этом месте храм во имя Св. Троицы и собрать братию. На кусте можжевельника Иван увидел икону Св. Троицы, установил здесь крест и построил часовню. Затем святой вернулся в Вел. Новгород, раздал свое имение нищим и принял постриг в одном из новгородских монастырей, после чего возвратился на остров, возвел там 2 храма - во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца «и украси их великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью своею казною». И. построил также братские кельи, куда переселились монахи из др. монастыря, находившегося на Б. Климецком о-ве близ Нятиной губы. Московский митр. Варлаам (1511-1521) дал И. антиминсы для храмов и благословил его на игуменство, но святой отказался, и игуменом стал мон. Тихон (согласно писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г., 1-го настоятеля мон-ря звали Прохором: «А церкви поставленья и церковноя строенье: образы, и книги, и свечи, и колокола - прежнего строителя Ионы да игумена Прохора»).

Одно из самых ранних упоминаний Клименецкого мон-ря содержится в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера, от Троици Живоначалные, ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою. А хто учнет сие Евангелие у себе держати, и вы, господине, Господа ради помяните в святых своих молитвах. А дал на нем рубль» (РНБ. Погод. № 153. Л. 269 об.). В записи назван один из первых насельников обители - старец Харитон, также сообщается о том, что в 1521 г. в мон-ре уже существовал Свято-Троицкий храм (согласно др. записи в той же рукописи, храм был освящен 9 окт. 1541, возможно, после возобновления). В описании Клименецкого мон-ря 1563 г. упомянуты Свято-Троицкая и Никольская церкви.

В Житии рассказывается, что И. пожил в обители «немалое время», преставился в 70 лет и был погребен справа от Никольской ц. Имя И. записано в синодиках Клименецкого мон-ря XVII-XVIII вв., где он назван схимонахом.

Почитание И. началось вскоре после его смерти. Согласно Житию, ученик И. игум. Дионисий ок. 1540 г. поставил над его могилой часовню. В 1675 г. на месте ветхой часовни была построена новая. Мон-рю покровительствовала имп. Елизавета Петровна: в 1743 г. на ее средства в С.-Петербурге была изготовлена медная чеканная рака, установленная над погребением И.; в 1756 г. над могилой святого на деньги, пожертвованные императрицей, вместо часовни построили каменную ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы (освящена в 1757 - РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 59). В документах Новгородской консистории нач. XIX в. упоминается «медная чеканная рака над телом преподобного Ионы, бывшего начальника и основателя того монастыря» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1949. Л. 12). Она располагалась на сев. стороне храма во имя праведных Захарии и Елисаветы, который в XIX в. неоднократно ремонтировался (в 1840 полностью отремонтирован и заново освящен, в 1857 расписаны внутренние стены и своды). При раке находилась икона Св. Троицы, по преданию явленная преподобному после его чудесного спасения от бури. В 1870 г. над местом погребения И. была установлена серебряная рака под резным вызолоченным балдахином (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 79/38).

В 1769 г. Клименецкий монастырь был закрыт и преобразован в приход. В нач. XIX в. в бывш. мон-ре стояли 3 церкви, две из них деревянные - Свято-Троицкая и Никольская с приделом Сретения Господня и одна каменная - святых Захарии и Елисаветы. По свидетельству местного причта, все они находились «в твердости, утварью довольно снабженные» (Там же. Оп. 16. № 18/157. Л. 2, 3). В 1809 г. бывш. монастырские храмы были приписаны к Сенногубскому приходу. Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3).

В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И.

Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. № 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. (Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский // Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. № 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

Арх.: Архив СПб ФИРИ РАН. Ф. 69 (фонд Клименецкого мон-ря); НАРК. Ф. 177 (фонд Клименецкого мон-ря).
Ист.: Писцовые книги Обонежской пятины, 1496 и 1563 гг. Л., 1930; Писцовая книга Заонежской пол. Обонежской пятины 1582/83 г.: Заонежские погосты // История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. Ч. 3; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010. С. 214-218; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 207-208.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 531; Игнатий (Семёнов), архиеп. Краткое сказание о Климецком мон-ре. СПб., 1846; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края // Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 41-44; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871; Строев. Списки иерархов. Стб. 999-1000; Феофил, иером. Сказание о жизни прп. Ионы и история Клименецкого мон-ря. СПб., 1885; Докучаев-Басков К. А. Прп. Иона Клименецкий и основанная им обитель // Рус. паломник. 1894. № 13. С. 200-206; № 14. С. 218-220; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церк. чествование: Агиол. очерки // Олонецкие ЕВ. 1903. № 8; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 44-46; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1905 г. 1905. С. 328, 335; Шайжин Н. С. Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае. Петрозаводск, 1909. С. 21-22; Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собр. для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 7-8, 32-33; Будовниц И. У.Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 259, 331-332; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 20; Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. Вып. 1. С. 111; Беловолова (Украинская) Т. Н. Валаамское собр. рукописей в Финляндии // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 399; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 213-214; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 198-199; Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Б. Климецкий: Ист.-культурный очерк // Кижский вестн. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 3-25; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья // Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны / Под ред. А. С. Герда и Г. С. Лебедева. СПб., 2001. С. 326-327; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв. // Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвященной 775-летию крещения карелов, 14-15 нояб. 2002 г. Петрозаводск, 2003. С. 62-63; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 69-77; Кожевникова Ю. Н. Св.-Троицкий Клименецкий монастырь во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. // Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 28-33; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Набокова И. И. Клименецкий мон-рь и его влияние на жизнь кижского крестьянства // Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 34-39; Логинов К. К. Рус. народный календарь Заонежья // Там же. 2004. Вып. 9. С. 76-104;Воробьёва С. В., Пигин А. В. Заонежские помянники XVII-XIX вв. как источники по истории крестьянских семей // Там же. 2007. Вып. 11. С. 130, 135.
Ю. Н. Кожевникова, А. В. Пигин

Иконография

И. представлена отдельными памятниками XIX - нач. XX в. Живописный ростовой образ И. был помещен на крышке раки святого, изготовленной в 1870 г. (Сказание о жизни преподобного и богоносного отца нашего Ионы, Клименцкого чудотворца, и история Клименцкого мон-ря. СПб., 1900. С. 25). На исключительно редких единоличных иконах он изображен на фоне основанной им Клименецкой Свято-Троицкой обители. Предположительно образы И. и прп. Михаила Клопского (добавлены позднее) помещены на очелье убруса с шитым изображением Деисуса 60-80-х гг. XVII в. из ц. Рождества Христова в Ярославле (ЯИАМЗ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 307-308. Кат. 113).

В Поморском иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Дружин. № 998. Л. 334) в алфавитном каталоге рус. святых И. описан без указания дня памяти следующим образом: «Подобием сед, брада Иоанна Богословля, на главе клобук некруглой темной, мантия дичь, испод зелень, в руках четки» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 131).

Прп. Иона Клименецкий. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)Прп. Иона Клименецкий. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

Образ И. введен в композицию «Собор святых, в земле Карельской просиявших» (очевидно, разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря). Икона 1876 г. из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители написана В. М. Пешехоновым и его мастерами (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упом. в описях монастырского имущества 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121; см. также: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16). И. изображен в 3-м ряду крайним справа (рядом с прп. Пахомием Кенским), вполоборота влево, в монашеских одеждах, с непокрытой головой, правая рука возле груди (ладонь развернута вовне), в левой - четки. Святой чуть постарше средовека, лоб с залысинами, короткие русые волосы слегка вьются, небольшая широкая борода почти без проседи раздваивается; взор устремлен вверх, личное исполнено в живописной манере. На нимбе надпись: «   ».

Две почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким же сюжетом были созданы в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). И. представлен в композиции на том же месте, с четками в левой руке, но пожилым, редкие волосы ниспадают на плечи, куколя нет; на одной из икон на нимбе надпись: «    ». На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) И. показан в левой группе в 1-м ряду (между стоящим в центре прп. Александром Свирским и крайним слева прп. Ионой Яшезерским) в зеленоватой рясе, зеленом парамане, коричневой мантии, на голове округлый черный куколь, ладонь правой руки развернута вовне, в левой - развернутый вверх свиток с текстом: «           » (ср.: Иона 2. 3; традиционно пишется в свитке соименного И. прор. Ионы). У И. крупные черты лица и прямая седая борода до середины груди, внизу слегка раздвоенная; надпись на нимбе: « ()   ». Образ И. (седобородый старец со склоненной головой, в профиль, в куколе, левая рука на груди) включен в одну из композиций с группой подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической стилистике кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

И. изображен среди Олонецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА // Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 60-61, 83).

Образ И. изредка встречается в совр. иконописи. На иконе «Собор Карельских святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) И. написан крайним в верхнем ряду правой группы, вполоборота влево, в молении, в мантии и куколе, с окладистой седоватой бородой, наименован Клименецким.

Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)