(Мирошниченко [Мирошин] Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?), Полтавская губ.- 9.01. 1902, Киев), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря. Род. в семье мещан. В детстве мальчику трижды являлся ап. Иоанн Богослов, к-рый водил его по «небесным обителям», показывал «новую землю» и «новое небо». В юные годы Иван решил посвятить жизнь служению Богу. Он оставил отчий дом, странствовал, посетил неск. обителей. Ок. 8 лет прожил в Саровской пуст., находился в духовном общении с прп. Серафимом Саровским. В 1836 г. поступил послушником в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пуст. Брянского у. Орловской губ., 4 марта 1838 г. был зачислен в обитель, 19 дек. 1843 г. пострижен в монашество, 20 июня 1845 г. рукоположен во диакона. В пустыни И. трижды сподобился явления Божией Матери и Ее благословения на основание нового мон-ря на берегу Днепра.
Вскоре И. отправился в Киев; с 3 авг. 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в Слупском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, с 1856 г.- в киевском Братском в честь Богоявления монастыре, с 6 сент. 1857 г.- в киевском во имя вмц. Екатерины мон-ре, где 29 июля 1858 г. был рукоположен во иерея. В 1860 г. И. переселился в киевский Выдубицкий монастырь, стал известен как старец, принимал паломников, кротко терпел непонимание казначея и некоторых насельников. Вместе со своим келейником И. часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Свято-Троицкого мон-ря. Именно здесь ему вновь явилась Богородица в «неисповедимом свете»: 1 марта 1861 г.- с 33 святыми, 9 марта 1862 г.- в сопровождении 12 апостолов, равноапостольных Константина и Елены, кн. Владимира и кнг. Ольги, блгв. кн. Александра Невского, святых Бориса и Глеба.
В 1864 г. духовная дочь И. кнг. Е. А. Васильчикова обратилась в Синод за разрешением передать для буд. Троицкого мон-ря дом, находившийся на территории приобретенной ею усадьбы, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод разрешил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил: «...наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». 4 мая 1865 г. выдубицкий настоятель архим. Вениамин освятил 1-й деревянный храм буд. обители. 5 апр. 1866 г. имп. Александр II дал разрешение на создание мон-ря, а 18 апр. того же года И. определен строителем обители со странноприимницей, больницей и приютом для мальчиков-сирот. В 1872 г. он был возведен в сан игумена, в 1886 г.- в сан архимандрита. 17 янв. 1886 г. Синод поручил И. одновременно возглавлять киевский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь. До 1896 г. старец руководил его восстановлением.
Созданная И. Троицкая обитель была единственным общежительным муж. мон-рем в границах Киева. И. ввел «строгие общежительные порядки», не позволял принимать братию из др. мон-рей, но только тех, кто приходили из мира. Если в 1869 г. в мон-ре проживало 27 насельников, то в 1901 г.- уже 470. Ок. 10 иеромонахов Троицкой обители стали настоятелями др. мон-рей и скитов. По благословению И. настоятелем оренбургского Успенского Макариевского мон-ря назначен о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия монастыря - о. Евгений (Загородний), строителем и настоятелем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Из братии Троицкого мон-ря неоднократно избирались и назначались настоятели оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.
И. обладал даром исцеления, к нему обращались бездетные супруги, слепые, страдавшие от зубной боли, пьяницы, бесноватые. По свидетельству иером. Илиодора, И. «скрывал свою прозорливость, и она обнаруживалась случайно через тех людей, у которых удивительно оправдывалась мудрость советов старца». Искусный делатель умной молитвы, И. «насаждал» ее и среди своих учеников. Благодаря трудам настоятеля Троицкий монастырь стал известен далеко за пределами города. В ст. «О желательной деятельности монастырей» (1888) митр. Антоний (Храповицкий) назвал И. одним из 6 лучших настоятелей XIX в., к-рые «считали… себя послушниками своей обители, а последнюю своим последним местопребыванием на земле».
При И. в монастыре были построены собор Св. Троицы (1871; расширен в 1897-1900), колокольня, жилые и хозяйственные корпуса. Кроме основной усадьбы имелось несколько земельных угодий, на к-рых выращивались овощи и фрукты. В 2 из них были организованы скиты - Знаменский скит на Сырце в Киеве и скит в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Жужмановка Полтавской губ. (к нач. XX в. площадь монастырской усадьбы составляла 21 дес. 500 сажень). Настоятель охотно принимал в монастыре странников и заботился о нищих, ежедневно ок. 400 паломникам предлагались 2-разовое горячее питание и ночлег в гостиницах. Также на средства обители содержалась школа для мальчиков-сирот.
В дек. 1899 г. И. в связи с преклонным возрастом и болезнями был освобожден от управления Троицким мон-рем, проживал в небольшом деревянном домике (1884; в 50-х гг. XX в. снесен при закладке Ботанического сада АН УССР). 15 дек. 1901 г. И. соборовался и до самой смерти ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины И. настоятель Выдубицкого монастыря архим. Евлогий отслужил 1-ю панихиду по старцу. В последующие дни непрестанно совершались заупокойные богослужения, 10 янв. гроб с телом преподобного был перенесен в Троицкий собор обители. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков совершили отпевание И. и погребение в склепе под храмом.
В 30-х гг. XX в. Троицкий мон-рь был закрыт, в 1966 г. склеп с мощами И. вскрыт и разграблен, украдена часть мощей (голова). 21 окт. 1966 г. нетленные мощи И. и останки еп. Калужского и Боровского Виталия (Иосифова), находившиеся в отдельном склепе под полом церкви, были перенесены на Зверинецкое кладбище и захоронены в одной могиле.
В 1993 г. на территории Троицкой обители был организован скит, в 1996 г.- Ионинский Троицкий монастырь УПЦ Московского Патриархата, которому в 1997 г. переданы Зверинецкие пещеры. 5 окт. 1993 г. мощи И. были перенесены с кладбища в монастырский храм, 14 окт. установлены в склепе. В 1999 г. совершен чин прославления И. в лике святых. Наследие И. составляют рукописи 1888 и 1891 гг., воспоминания, поучения, письма, завещание. В монастырской церкви под стеклом сохраняется кипарисовый гроб, в котором он был похоронен, облачение, кресты - постригальный, вырезанный И. в Белобережской пуст. и параманный, а также палица преподобного.
Большинство изображений И. находится в Ионинском Троицком мон-ре Киева или происходит из него. Известно 3 фотографии И. кон. XIX - нач. XX в. и тоновая литография 1902 г. (мастерская Е. И. Фесенко в Одессе), выполненная, очевидно, с утраченного снимка (все хранятся в Ионинском мон-ре). И., проживший около 100 лет, запечатлен на фотографиях в очень преклонном возрасте. Поскольку он не любил фотографироваться, все снимки сделаны, по-видимому, при случайных обстоятельствах, имена фотографов остались неизвестными (подписи и штампы мастеров на фотокарточках отсутствуют).
Характерной особенностью всех фотоснимков и сделанных по ним портретов является то, что И. представлен смотрящим вниз, с полуприкрытыми глазами. На одной из фотографий он стоит возле кельи, одежда соответствует описанию знавших И. монахов: «...старец как летом, так и зимой носил одни и те же сапоги, легкий потертый подрясник и убогую рясу» (Житие прп. Ионы. 2002. С. 73). На нем круглая высокая скуфья, голова опущена и слегка повернута влево, лицо почти полностью скрыто широкой недлинной седой бородой. На поясной фотографии кон. XIX в. И. в подряснике, подпоясанном «вервием», и в высокой скуфье (в мон-ре хранятся 2 экземпляра фотокарточки разного формата).
На фотоснимке, дошедшем до нас в виде тоновой литографии 1902 г., И. был запечатлен сидящим и погруженным в молитву, в схиме, с четками в левой руке. По-видимому, списком этого образца является живописный портрет на холсте нач. XX в. (до недавнего времени находился в Троицком соборе, в наст. время - в ризнице). По деталям изображения к сохранившейся литографии очень близок оплечный снимок преподобного в овальной рамке. На нем можно рассмотреть необычный схимнический головной убор И.: крест наподобие покровца, концы к-рого вшиты в широкую тесьму-«околыш», с молитвой: «Святый Боже, Святый Крепкий…». В проемы получившейся т. о. скуфьи, вероятно, заменяющей куколь, проглядывают седые густые волосы преподобного, причесанные на прямой пробор. Благодаря воспроизведению этого головного убора образ И. хорошо узнаваем на иконах.
Прижизненный портрет И. кон. XIX в. из Ионинского мон-ря с автографом худож. Г. Вигурова и подписью: «...основатель и Iй насто# тель архим. Iw на Кiево-св.-троицкаго общежит. монастыр# », восходит к поясной фотографии старца в подряснике и скуфье. Портрет исполнен масляными красками на зеленоватом фоне, одежда святого темная, акцент сделан на лике, чертам которого придана большая по сравнению с фотоснимком правильность. На др. живописном изображении 1-й пол. XX в. (?) из монастырского Преображенского скита в с. Нещеров И. показан необычно - по пояс, в полной схиме с куколем на голове, в руках четки, глаза, как обычно, прикрыты. На портрете работы худож. С. Афониной (2003, Ионинский мон-рь) И. изображен сидящим, с посохом и четками в руках, возле механизма привезенных в обитель из Парижа часов 1858 г., на фоне освещенного солнцем циферблата, вверху слева - графический набросок образа «Собор Пресвятой Богородицы» (видение Божией Матери со святыми 9 марта 1862).
Иконы И. начали создавать после возвращения его св. мощей в возобновленный Ионинский монастырь (1993), особенно после местной и общецерковной канонизации святого (1995, 2000). В основном они написаны в традиц. иконописной стилистике и технике. Образ преподобного складывался на основе его прижизненных изображений (фотографий и портретов). Сохранились нетленными его мощи, подлинные облачения и вещи, гроб крупного размера (для тела рослого человека). Известны собственноручно написанные И. воспоминания с подробным пересказом видений. Иконы изобилуют реалистическими деталями, к-рые хорошо известны посещавшим мон-рь паломникам. В отличие от портретов, на иконах глаза преподобного открыты.
К наст. времени разработано 3 основных типа иконописных изображений И. В нач. 90-х гг. XX в. одним из первых появился золотофонный поясной образ святого письма А. П. Репетовского. Икона была поставлена в склепе над мощами святого, в 2005 г. украдена и продана в Выдубицкий мон-рь (в юрисдикции УПЦ(К)). И. представлен в богослужебном облачении - епитрахили, фелони и митре, с наперсным крестом, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - посох настоятеля; надпись: « ».
Более распространенный извод иконографии встречается на 2 поясных прямоличных иконах нач. XXI в. из алтаря Троицкого собора обители, на поясной аналойной иконе И. с частицей мощей (иконописец Г. Зуева) из юж. придела в честь иконы Божией Матери «Троеручица» Троицкого собора. Святой облачен в схиму, на голове характерная скуфья, правой рукой благословляет (иногда на ней четки), в левой руке - свиток, если он развернут, пишется текст: «Дh ти, моегw закона не w ставл# йте» (ср.: Притч 4. 1-2). У И. волосы до плеч и широкая седая борода, разделенная на множество прядей. На подобных иконах И. нередко именуется: «преподобный архимандрит Иона, в схиме Петр».
К этому же времени и типу относится ростовая икона И.: 5 сюжетов из Жития святого написаны на фоне горок, расположенных по сторонам от его фигуры (одесский реставратор и иконописец А. Рудый, Троицкий собор монастыря). Здесь показаны: видение небесных обителей И. в младенчестве; пребывание И. в Саровской пустыни (благословение прп. Серафимом Саровским); явление И. Пресв. Богородицы (на фоне «яко огнь палящий»); преставление И. В среднике житийной иконы 2008 г. из Преображенского скита в с. Нещеров (иконописец А. А. Микловда, дипломная работа иконописной школы МДА, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 114-115) И. изображен по пояс, в мантии и схимнической шапочке, со свитком в руке. В 13 клеймах проиллюстрированы основные события Жития преподобного: рождение, странствие в небесные обители, благословение прп. Серафимом Саровским на вступление в брянскую Белобережскую пуст., пострижение в монашество, рукоположение во иерея, явление Господа Вседержителя, Явление Божией Матери, чудо о вразумлении болящего диак. Флавиана, возведение Троицкого собора, явление прп. Сергия Радонежского, преставление, погребение, прославление И. в Киеве. В большинстве композиций святой написан в том же одеянии, что и в среднике.
Отдельную группу составляют иконы, представляющие И. ктитором, т. е. с Троицким собором в руке, как, напр., поясной образ нач. XXI в. работы Н. Е. Волобуевой (находился в склепе над мощами святого, в наст. время в ризнице мон-ря), поясная икона в академической манере (выносится из алтаря Троицкого собора для поклонения по праздникам). Шитый покров, на котором И. облачен в серебристую рясу и золотую мантию, на ладони он держит храм, выполнен в 2003 г. в московском Сретенском мон-ре. На иконе Господа Вседержителя на престоле, с ангелами и предстоящими прп. Серафимом Саровским и И. (с частицами их св. мощей), последний держит храм Пресв. Троицы (90-е гг. XX в., иконописец Репетовский, образ помещен в притворе Троицкого собора).
Нек-рые иконы посвящены эпизодам Жития И. Так, на иконе погребения святого (ок. 2004, иконописец игум. Алипий (Светличный)) седовласый И. в схиме, с крестом и Евангелием в сложенных крестообразно на груди руках (на левой четки) лежит в гробу под красным покрывалом. На заднем плане собор, по сторонам от гроба духовенство; икона вписана в арку над беломраморной ракой преподобного. В иконостасе Троеручицкого придела собора находится образ письма Репетовского «Прп. Симеон Белобережский благословляет прп. Иону Киевского иконой Божией Матери «Троеручица»» (ок. 2003): коленопреклоненный И. принимает на руки святыню (особо чтимый преподобным образ). Редкий по иконографии образ И. того же иконописца из сев. придела Всех святых включает неск. овальных клейм с фигурами местных подвижников, связанных с Ионинским мон-рем (в т. ч. преподобных Ионинских и Зверинецких пещер, И.- в центре верхнего ряда).
В монументальной живописи ростовой образ И. (в молении Спасителю, с десницей, простертой над панорамой мон-ря) встречается в склепе-крипте преподобного (1997, иконописец Репетовский). Среди мозаик на фасаде Троицкого собора (2003, мастер А. А. Маньков) имеется деисусный образ И.- вполоборота влево, в голубых богослужебных одеждах, с золотым наперсным крестом, с красным посохом в левой руке. Фигура И. с разведенными руками (правой двуперстно благословляет, в левой - развернутый свиток) изображена в стенописи монастырской трапезной (2002). В росписи скитского Преображенского собора в с. Нещеров помещен вписанный в круг поясной фронтальный образ преподобного с воздетыми в молитве руками, исполненный в визант. стилистике.
Зарисовки видений И. были сделаны под его руководством неизвестным художником (до наст. времени не обнаружены; см.: Сказания о прп. старце Ионе, Киевском чудотворце. К., 2005. С. 301-304). Две композиции «Собор Пресвятой Богородицы и всех святых» в интерьере Троицкого собора над южными и северными дверями, созданные при жизни И. в 70-х гг. XIX в. и ок. 1897 г., символически представляют явления преподобному Божией Матери с сонмом чудотворцев 1 марта 1861 г. и 9 марта 1862 г. В нач. XXI в. Микловда написал 2 небольшие иконы на эти сюжеты. Кроме того, известна литография кон. XIX - нач. XX в. с сюжетом видения И. св. Иоанна Предтечи и 2 крестов (местонахождение оригинала неизвестно; см.: Житие прп. Ионы. 2002. С. 165).