(1597, Астрахань - 11.05. 1671, там же), сщмч. (пам. 11 мая), митр. Астраханский и Терский. О мученической гибели И. рассказывается в Летописном сказании П. А. Золотарёва. Автор находился на службе у И. и был свидетелем трагических событий, развернувшихся в Астрахани во время восстания С. Разина. Через год после расправы разинцев с архиереем Золотарёв участвовал в «розыске по делу об убиении митрополита», розыском руководил воевода В. Л. Пушечников. Золотарёв зафиксировал показания очевидцев гибели архиерея - соборных священников К. Елисеева и П. Иванова. Летописное сказание было составлено Золотарёвым более чем через 10 лет после описываемых событий по благословению Астраханского митр. Парфения и являлось 1-й попыткой написать Житие И.
И. род. в благочестивой семье Климента и Варвары. Его отец был служилым человеком при Астраханском и Терском архиеп. Феодосии (Харитонове). По преданию, в детстве, в Смутное время, когда Астрахань разоряли шайки атамана И. Заруцкого и М. Мнишек, И. получил удар камнем по голове, отчего страдал всю жизнь. Благодаря молитвам архиеп. Феодосия и обету родителей отдать отрока в мон-рь мальчику была спасена жизнь. И. принял постриг в молодости в астраханском во имя Св. Троицы муж. мон-ре. Становление И. пришлось на время, когда мон-рь возглавлял архим. Рафаил, в 1638 г. ставший Астраханским архиепископом. В 1633-1638 гг. И. управлял Сретенским подворьем мон-ря, затем был келарем, в 1649 г. был назначен настоятелем с возведением в сан архимандрита. Часто И. принимал в Свято-Троицком мон-ре казаков, пользовался уважением в их среде. Ко времени настоятельства И. Троицкая обитель стала крупнейшим центром правосл. просвещения в Н. Поволжье.
4 мая 1656 г. патриарх Никон в Успенском соборе Московского Кремля возглавил хиротонию И. во архиепископа Астраханского, на хиротонии присутствовали Антиохийский патриарх Макарий III и его сын архидиак. Павел Алеппский. И. принял участие в церковных Соборах, начавших богослужебную реформу в Русской Церкви. Весной 1663 г. И. в числе других иерархов был вызван в Москву для рассмотрения «дела Никона» в связи с оставлением последним в 1658 г. Патриаршей кафедры. В составе комиссии кн. Н. И. Одоевского И. вел переговоры с бывш. патриархом от лица духовенства. В июне 1666 г. И. встречал в Астрахани патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, приглашенных в Москву для участия в суде над Никоном. Астраханский архиепископ сопровождал патриархов в Москву и за время путешествия произвел на них хорошее впечатление. Патриархи писали об И. как о «преблагом» архиерее, «рачителе теплом», сравнивали его со «светлейшей звездой». И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., был четвертым среди архиепископов, поставивших подписи под «Известительной грамотой… о низвержении Московского патриарха Никона с святительского престола». 8 июня 1667 г. по указу царя и по благословению вост. патриархов И. первым из Астраханских архиереев был возведен в сан митрополита с предоставлением права ношения саккоса и совершения шествия на осляти в Неделю ваий. Глава одной из самых бедных и неустроенных епархий занял 3-е место среди российских митрополитов.
Астраханская епархия была одним из самых сложных и неспокойных регионов России. В 1670-1671 гг. Поволжье оказалось охвачено восстанием под предводительством Разина. В июне 1670 г. из-за действий Разина в Астрахани было тревожно. Местные служилые люди пришли на двор воеводы кн. И. С. Прозоровского и просили у него жалованье за прошлый год. В казне денег не было, и И. дал воеводе 2 тыс. р. из казны Троицкого мон-ря и 600 р. келейных денег для выплаты жалованья. Через неск. дней Астрахань из-за измены жителей была сдана разинцам без боя. И. находился в городе в окружении мятежников, но остался верен царю и старался привести жителей к миру и покаянию. Он наотрез отказывался от соглашения с разинцами и от к.-л. участия в их делах. Дважды И. получал грамоты от царя Алексея Михайловича, призывающие к прекращению мятежа, и публично зачитывал их казакам и горожанам.
11 мая 1671 г., когда И. служил литургию в астраханском Успенском соборе, в храм пришли представители разинцев с требованием явиться на казачий круг. Святитель велел благовестить в большой колокол и в сопровождении духовенства вышел к мятежникам. С. Коченовский в качестве уполномоченного обвинил И. в переписке с казаками Терского города и Дона, ввиду чего Терки и Дон «отложилися» от восставших (АИ. Т. 4. С. 488; Летописное сказание Петра Золотарёва. 1968. С. 224). В ответ И. вновь призвал казаков к покаянию. Казаки оскорбляли архиерея, потом отвели на пороховой двор, где И. был подвергнут жестоким пыткам на костре. За архиерея вступился казак Мирон и был убит. После пыток И. был сброшен с башни-раската. Тело священномученика отдали духовенству. 12 мая после панихиды в Успенском соборе гроб был поставлен в приделе святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на 10-й день могила была заложена досками и камнем.
27 нояб. 1671 г. правительственные войска во главе с боярином И. Б. Милославским заняли Астрахань. Летом 1672 г. Астраханский митр. Парфений «со всем освященным собором» свидетельствовал нетленные мощи И. По повелению митр. Парфения гроб был поставлен в Успенском соборе, жители Астрахани должны были в течение 3 дней прикладываться к нему и просить прощения у священномученика. В кон. XVII в. началось местное почитание И. в Астрахани. В Успенском соборе, где почивали мощи И., до нач. XX в. хранилась его монашеская власяница, обагренная кровью.
Нетленность мощей И. была подтверждена в 1801 г., при архиеп. Платоне (Любарском), когда в ходе строительных работ гробница святого оказалась открыта. 28 сент. 1911 г. Астраханский и Енотаевский архиеп. Георгий (Орлов) учредил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа убиенного». Руководство комитетом владыка возложил на викарного Царёвского еп. Иннокентия. Комитет создал комиссию для сбора сведений о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., и для их подтверждения свидетельскими показаниями. Результаты деятельности комиссии нашли отражение в брошюре, изданной в 1912 г. прот. Успенского кафедрального собора И. Саввинским. По инициативе еп. Феофана (Быстрова) в том же году синодальная комиссия вскрыла гробницу И. для освидетельствования мощей с целью подготовки канонизации. После перевода еп. Феофана в 1913 г. на Полтавскую кафедру его начинания были отложены и возобновились после назначения Астраханским епископом в 1916 г. сщмч. Митрофана (Краснопольского). В составлении службы И. участвовал приглашенный еп. Митрофаном проф. КДА А. А. Дмитриевский.
18 апр. 1918 г. Поместный Собор Российской Православной Церкви принял решение о канонизации И., о чем Патриарх Московский и всея России св. Тихон и Свящ. Синод 2 февр. 1919 г. издали указ. Торжества прошли в астраханской Знаменской ц. 24 мая 1919 г. Праздник завершился трагедией: крестный ход жителей Астрахани к кремлю был расстрелян большевистскими властями. В мае 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи И. были положены в раку, установленную в астраханском Успенском соборе. И. считается небесным покровителем Астрахани. В 1999 г. Астраханский епархиальный совет учредил носящий имя И. просветительский центр.
И. начала складываться в Астрахани в 10-х гг. XX в., в период подготовки канонизации святителя. Попытка создать иконописный образ святого была предпринята в 1903 г., к торжествам 300-летия Астраханской епархии. Городская дума заказала московскому ювелиру, поставщику имп. двора И. П. Хлебникову икону И. в серебряном позолоченном окладе с эмалями, в киоте, (размер 0,7×1,1), с лампадой, с памятной надписью от Астраханского городского об-ва (ГА Астраханской обл. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 20416). Однако этот проект не был осуществлен, вместо образа И. была заказана икона Св. Троицы.
Очевидно, на иконах воспроизводился живописный портрет святителя из портретной галереи архиерейского дома в Астраханском кремле, к-рая начала формироваться с кон. XVIII в. попечением Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского (Марков. 2004. С. 106). На портрете И. был представлен почти поколенно, вполоборота вправо, в саккосе, в омофоре, с палицей, в митре, на груди - панагия и крест; ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - архиерейский посох без сулока. И. средних лет, с крупными чертами лица, густыми темными волосами до плеч и окладистой округлой бородой. Иконы такого извода, отличающиеся по рисунку деталей и художественному исполнению, хранятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, в храмах и частных собраниях Астрахани. Поясные или поколенные изображения святителя выполнены в живописной манере темперой или маслом. Поля икон и нимб нередко украшены цветочным орнаментом, имитирующим эмаль, а золотой фон - тиснением или гравировкой по левкасу (напр., 2 иконы 10-х гг. XX в. из Астраханского гос. объединенного историко-архитектурного музея-заповедника). В надписях И. именуется митрополитом Астраханским.
Если на иконах нач. XX в. И. изображался, как правило, человеком преклонных лет, с редкой проседью в бороде, то начиная с сер. XX в. и в совр. иконописи - седобородым старцем. Таков его образ на иконе 1958 г. в ц. св. Иоанна Предтечи в Астрахани. Святой представлен в рост с атрибутами, присущими архиерейскому сану (в митре, в омофоре, с посохом, на груди - панагия), однако облачен не в саккос, а в мантию. В 1998 г. была изготовлена новая деревянная резная рака для мощей И., на ее крышке - образ святого в рост. Над ракой, находящейся в нижнем храме Успенского кафедрального собора, тогда же была выполнена роспись со сценой из Жития И., где он изобличает окруживших его изменников. В росписи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани (2000-2002) И. включен в композицию с образами Астраханских святых.
В 1973 г. при ремонтных работах на нижнем этаже Успенского собора было вскрыто захоронение И. До этого времени усыпальница собора не вскрывалась, все находки, в т. ч. облачения, относятся ко времени погребения митрополита в 1671 г. (отреставрированы в 70-х гг. XX в., в 1992 переданы Астраханской и Енотаевской епархии): палица с шитым изображением «Успение Богоматери» (47×49 см); поручи из коричневой парчи с красным узором (32×15 см); 2 полотна итал. камки коричневого цвета с цветочным узором; фрагмент персид. голубой ткани (37×31 см); 2-сторонняя печать из красного сургуча (4,5×4 см), на лицевой стороне рельефный образ Богоматери, на оборотной - благословляющая десница; стеклянная елейница. Напрестольный деревянный крест с вкладной надписью (нач. XVII в.) обложен серебряной басмой, верхняя пластина чеканная, с рельефными изображениями: в центре - Распятие, слева и справа - фигуры предстоящих (по 2 с каждой стороны), ниже - образ сотника св. Лонгина в воинских доспехах, в верхней части - 3 серафима, нижняя - орнаментирована. На обороте на верхней крестовине набита серебряная пластина с надписью: «Лето 1666 февраля в 24 день построил сей крест великий господин преосвященный Иосиф архиепископ Астраханский и Терский». Фрагменты посоха XVII в. находятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике.