МИТРОФАН
Том XLV, С. 463-466
опубликовано: 12 августа 2021г.

МИТРОФАН

Содержание
Поставление игумена Рождественского мон-ря Митрофана епископом Суздальским и Владимирским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 234 (РНБ. F.IV.225. Л. 234Поставление игумена Рождественского мон-ря Митрофана епископом Суздальским и Владимирским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 234 (РНБ. F.IV.225. Л. 234

(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу. Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны. 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

Митрофан, еп. Владимирский и Суздальский причащает княжескую семью и всех собравшихся в Успенском соборе и после затворяется с ними на хорах. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 322 (РНБ. F.IV.225. Л. 322)Митрофан, еп. Владимирский и Суздальский причащает княжескую семью и всех собравшихся в Успенском соборе и после затворяется с ними на хорах. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 322 (РНБ. F.IV.225. Л. 322)

7 сент. 1229 г. М. участвовал в княжеском съезде в Суздале, на к-ром переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и его племянник ростовский кн. мч. Василий (Василько) Константинович, его младшие братья ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович примирились с Владимирским вел. кн. Георгием Всеволодовичем, целовали ему крест, а затем праздновали Рождество Пресв. Богородицы «у священнаго епископа Митрофана, бывшее весели и одарены с мужи своими» (Там же. Стб. 452). В связи с этим торжеством М. заказал Суздальскому собору новые медные двери.

После оставления своей кафедры 16 сент. 1229 г. Ростовским еп. Кириллом I М. занял Ростовскую кафедру. 9 марта 1230 г. вместе с членами великокняжеской семьи и «со всем клиросом, и со игумены, и княгыни з детьми, и вси людье» М. торжественно встречал со «свещами» за одну версту от Владимира мощи мч. Авраамия Болгарского, которые были погребены во владимирском Княгинине в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. Вскоре князья братья Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию Всеволодовичу и к епископу, чтобы те разрешили поставить на Ростовскую кафедру преемника М. во владимирском Рождественском монастыре «Кирила, игумена и архимандрита», который в 1230 г. стал епископом Ростовским (Там же. Стб. 453-454; Строев. Списки иерархов. Стб. 653, 661-662). 14 апр. 1230 г. во Владимире М. обвенчал св. блгв. кн. Всеволода Георгиевича со св. блгв. кнг. Марией Владимировной, дочерью Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича. Летом 1230 г. должен был принимать участие во встрече и в переговорах во Владимире с Киевским митр. Кириллом I (II), Черниговским еп. Порфирием и настоятелем киевского Спасского на Берестове монастыря игум. Петром Акеровичем, стремившимися заключить мир между князьями Сев.-Вост. и Юж. Руси (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 454-455). В 1230 г. при участии М. «написана бысть церквы святая Богородица в Суждали», а затем «измощена» привозным красным мрамором. Несомненно, М. благословил св. блгв. кн. Святослава Всеволодовича на возведение в Юрьеве-Польском нового каменного собора во имя вмч. Георгия Победоносца, освященного в том же году. В 1237 г. последними большими строительными акциями М. стали постановка кивота во владимирском Успенском соборе «над трапезою», к-рый был украшен «златом и сребром», а также роспись притвора в этом соборе (Там же. Стб. 459-460). 2-7 февр. 1238 г. М. принимал участие в организации обороны Владимира от нападения войск монгольского царевича Батыя. 7 февр. 1238 г., после захвата отрядом монголов города, М. с членами великокняжеской семьи, их родственниками и боярами заперся в стенах Успенского собора, где молился, всех духовно укреплял и причащал. Во время пожара, устроенного монголами, задохнулся от дыма (Там же. Стб. 463, 464).

Почитание

Смерть Митрофана, еп. Владимирского и Суздальского, в присутствии великокняжеской семьи на хорах Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 324)Смерть Митрофана, еп. Владимирского и Суздальского, в присутствии великокняжеской семьи на хорах Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 324)

После мученической кончины М. и ухода захватчиков с территории Сев.-Вост. Руси оставшиеся в живых горожане весной (скорее всего в апр.-мае) 1238 г. по приказу нового Владимирского кн. Ярослава Всеволодовича обрели тело М. и похоронили с останками погибших представителей правящей династии во владимирском Успенском соборе. Для поминания их имена были записаны в соборный синодик. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси, а в кон. XV в. попала в синодик новгородского Софийского собора. В нем было написано: «Бл(а)женномоу Митрофану, епископу Володимерскомоу и всемоу с(вя)щенич(е)скому чину, и причту церковному, и благоверным князем и княгиням и всем православным крестьяном во градех и по всем местом скончавшимся нужною смертию от безбожнаго Батыя, вечная памят(ь)» (РНБ. F.п.IV.1. Л. 34 об.- 35. В 1є, список 2-й пол. XVI в.). Для вечного поминания имя М. было внесено в синодик ростовского Успенского собора (РГБ. Собр. П. П. Шибанова. Ф. 344. № 99. Л. 36-36 об. В 4є, список 1642 г.; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 98). В кон. XV - нач. XVII в. поминание православных, погибших во время Батыева нашествия на Сев.-Вост. Русь (1238), было объединено с поминаниями убиенных во время др. ордынских походов: «Иже благочестия ради, и святых ради церквей пострадавших за православие противо безбожных и нечестивых агарянских царей нашествия Батыя, и Мамая, и Тактамыша, и инех нечестивых царей и их злочестиваго воинства» (РГБ. Рум. Ф. 256. № 385. Л. 6. В 2є, список нач. XIX в.).

Из Владимира традиция поминания М. и членов семьи Владимирского вел. кн. Георгия Всеволодовича также попала в синодики нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря (основан в 1330).

Во 2-й трети XVII в. память о М. была связана с канонизацией св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича, почитание к-рого получило развитие по инициативе Московского патриарха Иосифа. 22 янв. 1645 г. состоялось торжественное перенесение мощей этого князя-мученика «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы» (Сиренов. 2003. С. 30). Гробница М. указывается в описаниях владимирского Успенского собора 40-80-х гг. XVII в. обычно после упоминания могил св. князей, на правой стороне собора «в углу», рядом с гробницами др. Владимирских святителей, «в головах» от захоронения свт. Симона (Он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в. // История в рукописях и рукописи в истории. СПб., 2006. С. 399-414; Тимофеева Т. П. Исследования по истории Владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 38-42).

Во 2-й пол. XVII в. в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» был упомянут М. (РНБ. Солов. № 888/998. Л. 225 об. В 1є, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 38), а затем на основе летописного текста отмечалось, что на юж. стороне у столпа храма находилось царское место, где «прежде сего благоверныи князь владимерския стояли», к-рых вместе с М. монголы «хв[о]растием обложили церковь, и от дыму на тех полатех зад[о]хнулися до смерти» (РНБ. Солов. № 888/998. Л. 227; Сиренов. 2003. С. 39). Т. о., можно сделать вывод, что в XVII в. клирики Успенского собора еще хорошо помнили то место в храме, где 7 февр. 1238 г. приняли мученическую кончину М. и родственники св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича.

Митрофан, еп. Владимирский и Суздальский, поставил киот над алтарем Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 299)Митрофан, еп. Владимирский и Суздальский, поставил киот над алтарем Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 299)

О гибели М., похороненного в Успенском соборе, также упоминалось в его надгробном листе (РГБ. Муз. Ф. 178. № 4288. Л. 618 об.; Сиренов. 2003. С. 81-82). Текст листа, как установил А. В. Сиренов, «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. Георгия Всеволодовича, состоявшейся 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался (см., напр.: БАН. 34.4.27. Л. 1, 24), а надгробные листы были включены, как установил все тот же исследователь, в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Муз. Ф. 178. № 4288), находившейся в кон. XVII в. в составе рукописной б-ки Успенского собора во Владимире (Сиренов. 2003. С. 41).

В списках кон. XVII-XVIII в. «Книги, глаголемой Описание о российских святых» ошибочно отмечалось, что М. погиб «февраля во 2 день», а в комментариях М. В. Толстого указывалось 3 февр. (Описание о российских святых. № 404. С. 223; № 414. С. 227). В нач. XVIII в. в «Книге, обдержащей в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшей П. И. Савваитову, был отмечен «Святый Митрофан, епископ» (Барсуков. Источники агиографии. С. VII. № 47). В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова день памяти М. ошибочно записан под 12 февр. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 45, 46).

В старообрядческом Месяцеслове Ионы Керженского под 4 февр. в числе «убиенных от татарского воинъства» во Владимире в 1238 г. был указан и М. (ЯИХМЗ. № 15544. Л. 8. В 1є, 1807-1811 гг.). В справочных изданиях 2-й пол. XIX в. отмечалось, что М. «не канонизирован» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 362; Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 658. С. 168). В 1882 г. во время реставрации во Владимире Успенского собора в нем были приведены в порядок гробницы. В 1901 г. архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в месяцесловах нет единого дня поминания М., встречаются 2, 3 и 12 февр., а «дело было 7 февр.» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 566).

Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому установлено в 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444, 449, 452-455, 460, 463, 464; Вып. 3. Стб. 517-518; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; 15; 18; 23-28; 30 (по указ.); Виноградов А. И., прот. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил.; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002. С. 305, 309, 313, 315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 61-63, 65, 66-67, 81-82.
Лит.: Доброхотов В. [И.] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 362-363. С. VII. № 47; Строев. Списки иерархов. Стб. 653, 661; Описание о российских святых. С. 223, 227-228; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. С. 566; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Описание РО БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сборники XVIII-XX вв. / Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. С. 1395; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 312, 327, 333, 499. Примеч. 49; Кн. 3. С. 17.
А. В. Кузьмин

Иконография

Древнейшие изображения М. находятся в составе Лицевого летописного свода (Голицынский том) среди сведений о событиях 2-й четв. XIII в. В цикле о распре между сыновьями Всеволода Большое Гнездо Ярославом, Георгием (Юрием) и ростовскими князьями в 1229 г. в заключительной сцене проиллюстрирован пир «у епископа Митрофана в Суздале» на праздник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.); святой изображен старцем с недлинной бородой, на нем черный клобук, мантия с источниками, зеленое платье. Он сидит у левого края стола, жесты указывают на активную беседу (РНБ. F. IV. 225. Л. 264 об., 70-е гг. XVI в.). Под 1230 г., рядом с упоминанием о начале росписи в суздальском соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы «старанием владыки», М. стоит, благословляя строителей, он в белом клобуке, мантии с источниками, в коричневом платье, его свиту составляют монахи (Л. 275); в 1232 г. М. соорудил и украсил драгоценный «кивот» (сень) над алтарем во владимирском Успенском соборе - показана торжественная служба в соборе в присутствии кн. Георгия Всеволодовича. М. облачен в светло-зеленую фелонь, крещатый омофор, светлое платье с золотыми поручами, его голова не покрыта, видны волнистые пышные пряди. На следующей миниатюре, иллюстрирующей сообщение летописи о росписи притвора в Успенском соборе, М. указывает, как писать образ свт. Николая Чудотворца. Епископ в обычном облачении, на голове - черный клобук. Изображение М. присутствует на иллюстрациях, представляющих нападение на Владимир татар во время Батыева нашествия на Сев.-Вост. Русь в 6745 (1238) г.: «плач» кн. Георгия Всеволодовича с М. после известий о гибели Москвы и русских князей - владыка в черном клобуке, он обнимает князя, сердечно сочувствуя ему; М. вместе с 2 княжичами провожает князя с войском на р. Сить; он скорбит с воеводой Петром Ослядюковичем о начале осады Владимира, предчувствуя трагическую гибель жителей. На одной из миниатюр показано пострижение в «ангельский образ», которое совершил М. ввиду близящегося приступа: он в архиерейском облачении (светлая фелонь), с Евангелием на левой руке, с ножницами в правой, постригает в монашество, возможно, воеводу Петра в присутствии собора священников, княгини, ее сыновей и жителей Владимира. Еще раз его образ появляется в изображении церковной службы: владыка причащает княгиню и княжеское семейство. В правой верхней части композиции княгиня со свитой и владыка уже изображены над галереей Успенского собора, на месте своего последнего земного пребывания. Там же художник XVI в. изображает святителя и в эпизодах, когда татары врываются в собор; взгляд владыки направлен на княгиню, утешение которой было его задачей в последние часы жизни. Вместе они взирают на стоящих внизу татар, требующих спуститься, вместе принимают смерть от огня. Т. о., к кон. XVI в. в Лицевом летописном своде были сформированы ок. 10 композиций, которые могли быть использованы для иллюстрирования самостоятельного Жития святого, будь оно рукописным или представленным на иконе.

Сведения иконописных подлинников о М. скупы: «Сед, брада аки Ионы митрополита, в ризе [святительской], со амфором, без шапки» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 122 об.; под 12 февр.; см.: Маркелов. Св. Др. Руси. С. 168). На поздних иконах старообрядческого письма с образом Собора русских святых, как на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМИР), в сонме архиереев образ М. опознаётся по подписи: «Ст. Митрофан Владимирский»; наряду с др. святыми он в белом клобуке (в левой части, верхний ряд).

М. А. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАСИЛИЙ († ок. 322), еп. Амасийский, сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей)
  • ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
  • ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)
  • ИОСИФ (1597-1671), сщмч. (пам. 11 мая), митр. Астраханский и Терский
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
  • МАРК И КИРИЛЛ священномученики (пам. 29 марта; пам. греч. 29 марта)
  • МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • МИЛИЙ [Милес; † 341), еп. Сузский, сщмч. Персидский (пам. 10 нояб.)
  • МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)
  • ПАМФИЛ († 309/10), сщмч., пресвитер, и др. мученики, в Кесарии Палестинской
  • ПИТИРИМ (кон. XIV - нач. XV в. - 1455), сщмч. (пам. 19 авг., 29 янв., в Неделю после 29 янв.- в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Коми святых), Великопермский, Усть-Вымский, еп. Пермский (1443/44-1455), агиограф
  • ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ (ок. 70 - ок. 156-167 или 177), сщмч. (пам. 23 февр.), еп. г. Смирны (М. Азия), назван одним из мужей апостольских