АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Том I , С. 465-470
опубликовано: 28 декабря 2007г.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

(АПЦ). Юрисдикция АПЦ распространяется на территории Албании.

Появление христианства на территории Албании относят к апостольскому времени (см. ст. Албания). С кон. IX в. Албанская Церковь находилась в юрисдикции Болгарской Церкви, с 1767 г. подчинялась К-польскому Патриархату. После провозглашения независимости Албании (1920) в стране началось движение за самостоятельность правосл. Церкви Албании.

Мон-рь св. Власия близ ДурресаМон-рь св. Власия близ Дурреса

Движение за обретение автокефалии. 10-12 (19) сент. 1922 г. в Берате под председательством протопр. Василия Марко состоялся албан. правосл. Церковно-народный Собор, получивший в Албании название Великого. 11 сент. правосл. Церковь в Албании была провозглашена автокефальной. Собор избрал первым национальным епископом архим. Виссариона (Джувани), албанца, окончившего богословский фак-т Афинского ун-та (в момент избрания архим. Виссарион служил в одном из храмов Софии). На Бератском Соборе было решено готовить др. кандидатов в епископы АПЦ, Собор избрал Временный верховный церковный совет (ВВЦС), к-рому до образования Свящ. Синода АПЦ (18 февр. 1929) принадлежала верховная власть в Албанской Церкви. Возглавил Временный церковный совет свящ. Василий Марко. 18 сент. албан. правительство признало решения Бератского Собора.

В нояб. 1922 г. в Албанию из К-поля в качестве Патриаршего экзарха по делам Албанской Церкви прибыл еп. Мелитопольский Иерофей. Он временно занял свободную Корчинскую кафедру. Решения Бератского Собора Патриарший экзарх не отверг и руководствовался указаниями ВВЦС. В 1923 г. сторонники автокефалии АПЦ начали офиц. переговоры с К-польской Патриархией. Патриархия не возражала против предоставления автономии, но не автокефалии и при этом настаивала на признании греч. языка языком богослужения в АПЦ. Албанцы категорически отказались выполнить это требование, и отношения с К-полем обострились.

В авг. того же года из К-польской Церкви в Албанию прибыл еп. Синадский Христофор (Киси), вскоре занявший Бератскую кафедру (албанец, закончил Богословскую школу на о. Халки). По просьбе ВВЦС еп. Христофор совместно с еп. Иерофеем 21 нояб. 1923 г. в соборе во имя вмч. Георгия в Корче архим. Фан (Феофан) Ноли был хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Дурресским и одновременно Примасом всей Албании. Еп. Фан Ноли активно участвовал в общественно-политической жизни Албании, став лидером движения за демократическую республику. Он выступал против авторитарного режима полковника Ахмета Зогу, фактически правившего страной с дек. 1921 г. В июне 1924 г. еп. Фан Ноли возглавил восстание, и после победы занял пост премьер-министра и министра иностранных дел в сформированном им правительстве. Зогу бежал в Югославию, но в дек. 1924 г. восстановил свою власть вооруженным путем. Приговоренный к смерти, Фан Ноли эмигрировал в Италию, затем жил в Австрии и Германии. С 1932 г. еп. Фан возглавлял Албанскую правосл. архиепископию в Америке.

Архим. Виссарион, избранный епископом еще Бератским Собором 1922 г., вступил в переговоры с Сербской Патриархией о своей хиротонии. Вероятно, с ведома серб. церковной власти в мае 1926 г. в Цетине (Черногория) он был хиротонисан двумя рус. архиереями, эмигрировавшими в Югославию, бывш. еп. Самарским Михаилом (Богдановым) и еп. Аксайским Гермогеном (Максимовым), и вскоре прибыл в Албанию.

В 1926 г. были возобновлены переговоры с К-полем. От имени Патриархии в Тиране их вел митр. Трапезундский Хрисанф (впосл. архиепископ Афинский). В ходе переговоров возникли немалые разногласия, но их удалось преодолеть, и К-поль утвердил автономию АПЦ. В результате дебатов, длившихся 40 дней, был составлен «Проект соглашения»: «1. АПЦ составляют 5 митрополий - Тиранская, Корчинская, Гирокастринская, Бератская и Дурресская, во главе которых стоят митрополиты. 2. В столице Албанского государства будет находиться резиденция митрополита Тиранского, который одновременно будет являться и Архиепископом Албанской Православной Церкви, и председателем Синода, куда войдут и остальные митрополиты. 3. Назначение на митрополичьи престолы двух митрополий - Дурресской и Гирокастринской, а также в новоучрежденную Тиранскую митрополию будет проводить Его Святейшество Святейший Вселенский Патриарх и его Святой Синод из числа выдающихся клириков, известных своими богословскими знаниями и добродетелью. Этих клириков предложит Вселенскому Патриархату Албанская православная комиссия, назначенная албанским правительством. На Корчинскую и Бератскую особым указом Вселенского Патриархата будут назначены уже возглавлявшие эти митрополии иерархи - Корчинский Иерофей и Бератский Христофор. 4. Переведенные на албанский язык тексты мирных и других молитв, текст Апостола, Евангелия и «Отче Наш», которые использовались до сих пор в албанских православных общинах, будут продолжать использоваться вплоть до принятия их и всех других предстоящим Собором Албанской Православной Церкви. 5. Новоучрежденной Православной Церкви государство предоставит полную самостоятельность и свободу в развитии ее религиозной и церковной жизни, доказательством которых явится учреждение учебного заведения для клира, а также священнических школ. 6. Греческому меньшинству будет предоставлена полная свобода в его общинной, языковой, религиозной жизни и филантропической деятельности, гарантированная этой статьей, а также принятыми 2 окт. 1921 г. официальными статьями 1 и 5, зафиксированными в Лиге Наций. 7. За переходящие к Церкви права Патриархата на ставропигиальные монастыри, а также другие церковные права Вселенского Патриархата будет предоставлено соответствующее возмещение. 8. С завершением предоставления всех гарантий Албанская Православная Церковь просит Вселенский Патриархат освободить ее и благословить ее автономию на основании обычных условий, зафиксированных в томосах о предоставлении самостоятельности. Тирана, 6 июля 1926 г.» (см.: Βαρνάβας, μητρ. Κίτρους. Σ. 689-739).

Провозглашение автокефалии. Алб. церковные деятели, однако, не считали дело завершенным и стремились к достижению полной самостоятельности. В февр. 1929 г. еп. Виссарион вместе с находившимся в течение неск. лет в Албании еп. Виктором (Сербская Православная Церковь) без каких бы то ни было предварительных переговоров с К-полем, хиротонисали еще 3 епископов-албанцев. АПЦ, т. о., получила полноту своей иерархии. 4 епископа составили Свящ. Синод АПЦ, к-рый избрал еп. Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании, возвел серб. еп. Виктора на Шкодринскую кафедру. Вслед за утверждением Свящ. Синода кор. Зогу Синод провозгласил АПЦ автокефальной, а ее предстоятель письменно уведомил о происшедшем др. правосл. Церкви. Греч. архиереи, представители К-польского Патриарха, были высланы из Албании. К-польская Патриархия отрицательно воспринявшая свершившееся в АПЦ, сообщила в телеграмме королю Албании: «Вселенская Патриархия... считает эти противоканонические рукоположения недействительными и не существующими; налагает на провинившихся наказания лишением чинов и прав, а также оставляет за собой полную свободу для защиты и сохранения церковного порядка, священнических институтов и авторитета канонических законов» (цит. по: Цанков). Патриархия обратилась также с окружным посланием к албан. правосл. пастве, в к-ром призывала ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами. О своих действиях в отношении АПЦ К-польская Патриархия поспешила уведомить правосл. Церкви, а Сербскую Патриархию просила принять строгие меры против еп. Виктора, участвовавшего в незаконном рукоположении.

В ответ на окружное послание К-польского Патриарха Василия III по вопросу провозглашения Албанской Церкви автокефальной заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий вместе со Свящ. Синодом РПЦ решительно заявил, что, «пока Албанская автокефалия не будет должным порядком признана Вселенским Патриархом... не возражавшим по существу против автокефалии, а только требовавшим, чтобы к ней шли законным путем,- запрещенные за самочиние албанцы остаются под запрещением и все... находящиеся с ними в общении молитвенном будут раскольниками, отлученными от Церкви Христовой» (Шабатин И. Н. Современные Православные Церкви, их положение, устройство и деятельность / МДА. [Загорск], 1963. Ркп.).

В 1929 г. албан. Свящ. Синод принял первый Устав АПЦ. В ряде положений об управлении Церковью утверждался национальный характер Церкви: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский» (ст. 3); «Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом - митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики - помощники и заместители архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными» (ст. 16); «Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, если не имеют перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана» (ст. 58).

В 1930 г. правительство Зогу издало декрет «О религиозных общинах», согласно к-рому церковное имущество поступало в распоряжение местных властей, а не самих общин. Священнослужители были лишены избирательных прав. Каждый священнослужитель, пожелавший голосовать или баллотироваться, должен был не менее чем за 6 месяцев до выборов уйти со своего служения. Занимающий должность на гос. службе в случае избрания его общиной на какой бы то ни было пост в Церкви должен был оставить службу.

Непризнание поместными правосл. Церквами автокефалии Албанской Церкви, усиленная католич. пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в труднейшие условия. Архиеп. Виссарион в проповедях объявил Церковь гонимой и 24 янв. 1935 г. направил кор. Зогу телеграмму, в к-рой охарактеризовал состояние и положение АПЦ. Архиепископ писал об отрицательных последствиях для страны и Православия притеснений Церкви, становящихся систематическими, и препятствий, чинимых ей в собирании пожертвований. Король принял архиеп. Виссариона и обещал улучшить положение Церкви. В мае 1936 г. глава Церкви решил уйти на покой. Причины решения архиеп. Виссариона указывались в албан. печати того времени (напр., в ж. «Arbënia» 28-29 мая 1936): желание своим уходом способствовать скорейшему признанию автокефалии Албанской Церкви К-польским Патриархатом и необходимость отдыха после напряженного труда в качестве Предстоятеля АПЦ.

Для нормализации отношений с К-польской Патриархией в мае 1936 г. в Корче был созван Церковно-народный Собор с участием представителей от 4 епархий. В апр. 1937 г. состоялись переговоры делегации албан. церковных деятелей во главе с еп. Синадским Христофором с К-польским Патриархом Вениамином I о даровании законной автокефалии АПЦ. 12 апр. 1937 г. синодальным томосом была признана автокефалия АПЦ. Албанский Архиепископ должен был брать св. миро в К-поле и туда же обращаться с вопросами общецерковного характера. Почти вся албан. иерархия была сменена. Архиепископом Тираны и всей Албании стал еп. Синадский Христофор. В К-поле были поставлены епископы: Евлогий - на Корчинскую, Агафангел - на Бератскую и Пантелеимон - на Гирокастринскую кафедры. Эти иерархи образовали первый Синод. К-польская Патриархия окружным посланием известила поместные Церкви о признании АПЦ автокефальной. До 1939 г. в АПЦ насчитывалось 250 тыс. верующих, 354 храма и 300 часовен, 370 приходских священников, 28 мон-рей.

Кафедральный собор Благовещения в Тиране. Восстановлен 1996 г.Кафедральный собор Благовещения в Тиране. Восстановлен 1996 г.АПЦ в 40-50-х гг. XX в. В годы второй мировой войны Албания была оккупирована фашистской Италией, а затем гитлеровской Германией. Многие священнослужители принимали участие в национально-освободительном движении. Во время оккупации Албании среди албанцев велась усиленная католич. пропаганда. Осуществлялся стратегический план постепенного поглощения Православия посредством унии. После освобождения страны Церковь получила возможность устраивать свою внутреннюю жизнь согласно вероучению и церковным канонам. Однако, когда в янв. 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания и во главе страны встал Э. Ходжа, Генеральный секретарь Албанской партии труда (АПТ), начались репрессии: были осуждены 3 из 4 архиереев АПЦ. Один из них скончался в заключении.

Политика «холодной войны» изолировала АПЦ от общения с К-польской Церковью. По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) в янв. 1948 г. Московскую Патриархию посетила делегация АПЦ во главе с заместителем ее Предстоятеля архим. Паисием (Водицей). В беседах со Святейшим Патриархом Алексием I были затронуты существенные вопросы жизни АПЦ, для разрешения к-рых она нуждалась в помощи РПЦ. С 14 по 27 апр. 1948 г. в Албании находилась делегация РПЦ во главе с еп. Ужгородским и Мукачевским Нестором (Сидоруком). Во время пребывания в Тиране по просьбе Блаженнейшего Архиепископа Христофора и по благословению Святейшего Патриарха Алексия еп. Нестор участвовал в хиротонии архим. Паисия (Водицы) во епископа Корчинского 18 апр. 1948 г. в кафедральном соборе.

25 авг. 1949 г. Свящ. Синод АПЦ перевел на покой Блаженнейшего Архиепископа Христофора и избрал Предстоятелем АПЦ еп. Паисия. На Соборе АПЦ, состоявшемся в Тиране с 5 по 10 февр. 1950 г., был принят новый Устав Церкви, к-рый действует и в наст. время. Согласно Уставу, членами автокефальной АПЦ являются все православные, проживающие в Албании, и правосл. албанцы, находящиеся вне страны. Офиц. языком Церкви признается албан., но допускаются за богослужением и др. языки. Церковь имеет свою эмблему в виде митры с крестом и печати с крестом в центре (ст. 81-84). Наряду с утверждением религ. чувства Церковь обязуется также прививать верующим чувство патриотизма, крепить сотрудничество с братскими правосл. Церквами (ст. 1-7). Церковь делится на 4 епархии. Возможно учреждение епархий и за рубежом (ст. 8-9).

Верховной церковной властью является Свящ. Синод, в к-рый входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский. Председатель Синода -Архиепископ Тиранский и всей Албании. Архиепископ и епископы избираются Синодом. Синод созывает церковные Соборы. В случае отсутствия председателя его место в Синоде занимает старейший по хиротонии епископ. Если председатель отказывается созывать очередное заседание Синода, оно созывается по прошению 2 членов Синода. Допускается существование титулярных епископов. Синод имеет им же избираемого Генерального секретаря. Рукоположения в священный сан (а также награждения) совершаются лишь с одобрения Синода (ст. 10-23). Первоиерарх Албанской Церкви пользуется всеми правами, предоставляемыми ему каноническими правилами Вселенской Церкви; не менее одного раза в год он обязуется посещать все центры своей Церкви. Ближайшим помощником его является Генеральный секретарь и викарный епископ (ст. 24-28). В Уставе отсутствует раздел, определяющий авторитет и полномочия Поместного Собора.

Епархиальные архиереи пользуются всеми правами, предусмотренными каноническими правилами Вселенской Церкви, в границах своей епархии. Они обязуются всегда находиться в своих епископских резиденциях и так же, как архиепископ, по крайней мере раз в год, объезжать свои епархии, после чего представлять в Свящ. Синод отчет о результатах посещений (ст. 29-32). В епархиях имеются архиерейские управления, ведающие церковными делами области от имени епископа (ст. 33-36).

Епархии подразделяются на приходы, окормляемые одним или неск. священниками, число к-рых зависит от количества пасомых.

Созданы церковные советы: совет при Свящ. Синоде (состоящий из духовенства и мирян), ведающий вопросами, подотчетными Свящ. Синоду, и экономический совет; приходские городские и сельские; и монастырские советы (ст. 45-59).

Церковный совет избирает кандидатов в священники из клириков данного прихода. Перемещения священников совершается также лишь с согласия церковного совета. Священники являются председателями церковного приходского совета (ст. 37-44).

Все имущество епархий является церковной собственностью. Жалованье духовенству выдается от церковных доходов и дотаций гос-ва (ст. 60-64). Размер окладов определяется теми же критериями, что и при назначении окладов гос. служащим (ст. 89). Помощь клирикам в случае нетрудоспособности оказывает Фонд обеспечения клира (ст. 65-66). Лишаются пенсии лишь те, кто занимается антицерковной или антипатриотической деятельностью (ст. 87). Архиереи по старости определяются Свящ. Синодом на жительство в мон-ри, пенсии не получают (ст. 91). Для обучения клира учреждаются духовные школы и читаются лекционные курсы. Для клира и мирян издается религ. журнал (ст. 67-72). Дисциплинарные меры в каждой епархии принимаются епархиальным духовным судом. Высшей судебной инстанцией является Свящ. Синод (ст. 73-80).

В кон. 40-х - нач. 50-х гг. небольшая часть правосл. албанцев США отделилась от АПЦ и подчинилась К-польскому Патриарху. Этому процессу способствовал присланный в 1949 г. К-польской Патриархией еп. Марк (Липа), албанец по национальности. В наст. время эти правосл. албанцы составляют Албанскую правосл. епархию Америки, входящую в состав К-польской архиепископии Сев. и Юж. Америки.

Кафедральный собор Воскресения Христова в Корче. 90-е гг. ХХ в.Кафедральный собор Воскресения Христова в Корче. 90-е гг. ХХ в.

АПЦ в 1960-1990 гг.К сер. 60-х гг. АПЦ окормляла 350 тыс. чел., имела 365 храмов, 206 священнослужителей, 12 мон-рей. До 1967 г. АПЦ имела 4 епархии, одна из них - Тирано-Дурресско-Эльбасанская - являлась архиепископией-митрополией. Ее архиепископ-митрополит одновременно состоял и состоит Предстоятелем АПЦ. Его полный титул - Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании; резиденция - Тирана. Корчинская, Берато-Влëро-Канинская, Гирокастринская епархии управляются епископами.

В марте 1966 г. Архиеп. Паисий скончался, и в апр. 1966 г. Свящ. Синод АПЦ избрал на Архиепископский престол еп. Гирокастринского Дамиана (Коконеши). На кафедре Предстоятеля Церкви он пробыл ок. года. В 1967 г. Архиепископ Дамиан был заключен в тюрьму, где в нояб. 1973 г. скончался (по др. сведениям, умер, находясь под домашним арестом).

6 февр. 1967 г. призывом Э. Ходжи к упразднению «всех религиозных обычаев и учреждений» началась кампания по уничтожению религии в Албании. 4 апр. появился обращенный к народу документ «Против мифов и религиозных предубеждений», в к-ром официально объявлялось о запрещении религии, уничтожении религ. центров. Церковные здания объявлялись «народной собственностью». Сотни храмов и множество мон-рей были разрушены, оставшиеся превращены в склады, кинотеатры, клубы, тюрьмы. Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы; понуждали осквернять святыни и в случае отказа расстреливали на месте. Та же участь ожидала их за совершение богослужения. Родителей, крестивших своих детей, отправляли в концентрационные лагеря. Верующих за прилюдное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению сроком на 10 лет; за молитву перед разрушенным храмом - на 15 лет, за хранение дома икон - до 25 лет. В великие праздники верующих вывозили на «добровольные» работы. Христ. кладбища были осквернены. Запрещалось давать христ. и мусульм. имена детям. Учителя выпытывали у малолетних школьников, соблюдаются ли в их семьях христ. праздники, посты. В нояб. 1969 г. V конференция АПТ провозгласила: «Албания стала первой в мире атеистической страной». Для придания законности преследованиям верующих в новую конституцию 1976 г. были внесены статьи, по которым «государство не признает никакой религии и ведет атеистическую пропаганду, чтобы убедить людей в научно-материалистическом понимании мира» (ст. 36); «запрещается создавать какую-либо организацию религиозного характера. Запрещается вести религиозную деятельность или пропаганду» (ст. 54).

В этих условиях архиепископия АПЦ в Америке в 1967 г. провозгласила свою автономию. А в 1971 г. согласно прошению архиепископия была принята в состав Православной Церкви в Америке как Албанская православная архиепископия. Управлявший ею еп. Стефан (Ласко) стал членом Свящ. Синода Православной Церкви в Америке.

Во 2-й пол. 80-х гг., после смерти Э. Ходжи (1985) и под влиянием международных событий во внутренней жизни страны стали происходить политические перемены. В 1991 г., впервые после 1967 г., ок. 3 тыс. верующих собрались на пасхальное богослужение в единственном восстановленном в Тиране правосл. храме. В янв. 1991 г. К-польский Патриарх Димитрий I и Свящ. Синод избрали еп. Андрусского Анастасия (Яннулатоса) Патриаршим экзархом Албании. В июле того же года еп. Анастасий с группой греч. священников прибыл в Тирану. 1-2 авг. 1991 г. в столице состоялось общее собрание священнослужителей и мирян, на к-ром были избраны 4 архиерейских эпитропа (благочинных) и Главный церковный совет: председатель - Патриарший экзарх и члены - 4 архиерейских эпитропа и 4 мирянина от восстановленных епархий АПЦ. 5-8 июня 1991 г. делегация Албанской Церкви впервые после гонений посетила К-польскую Патриархию. 24 июля 1992 г. по предложению Патриарха Варфоломея I Свящ. Синод К-польской Патриархии единогласно избрал Архиепископом всей Албании митр. Андрусского Анастасия. Епископом Корчинским был избран архим. Христодул, Бератским - Игнатий, епископом Гирокастринским - Александр. Но хиротония их состоялась лишь в июле 1996 г. в связи с нежеланием албан. правительства принимать иерархов-греков. Лишь 18 июля 1998 г. был возведен Игнатий на Бератскую кафедру. Архиеп. Анастасий и еп. Игнатий возглавили в Тиране учредительное заседание Свящ. Синода, на к-ром были приняты прошения об отставке не признанных властями Албании 2 епископов - Корчинского Христодула и Гирокастринского Александра, избраны два новых иерарха - еп. Корчинский Иоанн и еп. Аполлонийский Косма, викарий архиеп. Анастасия, утвержден состав Свящ. Синода АПЦ, в к-рый вошли 3 архиерея с председателем Архиеп. Анастасием. Осталась не замещенной Гирокастринская кафедра.

В стране, хоть и крайне медленно, идет возвращение Православной Церкви ее святынь (возвращены, напр., мон-ри вмч. Георгия в Чуке и св. Иоанна-Владимира в Эльбасане). В 90-х гг. были воссозданы приходы во многих городах и селах с правосл. населением. Вновь построено 70 храмов, более 175 реконструировано и восстановлено, рукоположено более 100 священников и диаконов. Богослужение в АПЦ совершается на албан. или греч. языках в зависимости от национального состава прихожан. Близ Дурреса восстановлен муж. мон-рь св. Власия. Рядом с кафедральным Благовещенским собором в Тиране возведено здание архиепископии. Стали традиц. ежемесячные встречи Архиеп. Анастасия с интеллигенцией страны.

В годы войны и религ. гонений закрылись духовные семинарии в Корче (1941) и Тиране, и только в 1992 г. в Дурресе была открыта первая Богословская школа, преобразованная затем в ДА. Осенью 1998 г. в Гирокастре приступил к работе церковный колледж Св. Креста - высшая школа для юношей.

В Берате открылся свечной завод, действуют церковная типография, радиостанция «Воскресение», иконописная мастерская, реставрационная студия, детские сады и поликлиники, гостиница для монахинь и паломников и др. Возникло и развивается движение правосл. молодежи (оборудование летних лагерей, проведение молодежных фестивалей). По воскресным дням начали проводиться краткие религ. радиовещания. Вскоре после провозглашения автокефалии АПЦ в 30-х гг. начал выходить ж. «Kisha Ortodokse Shqiptare» с периодичностью 1 раз в 2 недели, выпуск его в период гонений был прекращен. В 1991 г. Церковь приступила к изданию двенадцатистраничной газ. «Ngjаllia» (Воскресение) и журнала для детей; на албан. языке выпущен ряд богослужебных, катехизических, богословских книг, начали действовать церковные орг-ции «Служение любви» (осуществляет программы помощи албан. народу), Православное славянское об-во св. Иоанна-Владимира, Союз православных женщин, Союз православной молодежи.

Церковь осуществляет социальное служение: в 1998 г. тысячи тонн продуктов, одежды, медицинского оборудования было распределено среди нуждавшихся, невзирая на их конфессиональную принадлежность. В сент. 1992 г. во время Генеральной ассамблеи КЕЦ в Праге АПЦ была принята в ее состав.

Связи с РПЦ. В июле 1948 г. представители Албанской Церкви во главе с еп. Корчинским Паисием посетили РПЦ и участвовали в торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ, и в работе Совещания Глав и представителей Поместных православных Церквей в Москве. Визиты делегаций АПЦ во главе с предстоятелем Архиепископом Паисием осуществлялись в 1950 и 1958 гг. (по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в России).

С 60-х гг. по не зависящим от Церкви причинам братские связи с РПЦ ослабли и ограничивались лишь традиц. праздничными посланиями. В 1964 и 1965 гг. на пасхальные и рождественские приветствия Патриарха Алексия I Архиепископ Паисий ответил лишь краткой телеграммой; с 1966 г. не присылались даже такие ответы. С избранием в 1992 г. Патриаршего экзарха Анастасия (Яннулатоса) Архиепископом Тиранским и всей Албании были восстановлены прежние отношения с Русской Церковью, осенью 1998 г. по приглашению Патриарха Алексия II (Ридигера) Архиепископ Анастасий был гостем РПЦ. Он присутствовал на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г., на освящении кафедрального храма Христа Спасителя (в Москве), принимал участие в чине канонизации российских святых.

Архиепископы Албанской Православной Церкви: Христофор (Киси; 1937-1949); Паисий (Водица; 1949-1966); Дамиан (Коконеши; 1966-1973); Анастасий (Яннулатос; 2 авг. 1992).

Арх.: Анастасий, архиеп. Албанский. Албанская Церковь в долголетнем и многообразном гонении // Архив ОВЦС МП. Папка «Албанская Православная Церковь». 1998.
Лит.: Spinka M. History of Christianity in the Balkans. Chicago, 1933; Цанков Ст., протопр. Албанская Православная Церковь и ее устройство // Годишник Богосл. фак. на Софийския университет. 1935; Λαυριώτης Ε. Κ. ̓Αλβανική ̓Εκκλησία // Θρησκευτικὴ καὶ χριστιανικὴ ̓Εγκυκλοπαιδία. 1936. T . 1. S . 731-741; Буевский А. С. Албанская Православная Церковь // ЖМП. 1950. № 2; Ведерников А. Албанская Православная Церковь в борьбе за мир // Там же. 1951. № 8; Шабатин И. Н. Албанская Православная Церковь (кр. ист. заметки) // Там же. 1954. № 3; Noli F. S. Fiftieth Anniversаry of the Albanian Orthodox Church in America, 1908-1958 / Publ. by Albanian Orthodox Church in America. Boston, 1960; Mark (Liра), bish. Information and Progress Report of our Diocese. Jamaica Plains, 1961; Παντελεήμων, μητρ. ̓Αργυροκάστρου. ̓Αλβανία̇ Χριστιανισμός-̓Εκκλησία̇ (Σύνχρονος κατάστασις) // ΘΗΕ. 1963. T . 2. S . 27; Βαρνάβας, μητρ. Κίτρους. ῾Η Αὐτοκέφαλος ̓Ορθόδοξος ̓Εκκλησία τῆς ̓Αλβανίας καὶ οἱ βασικοὶ θεσμοὶ διοικήσεως αὐτῆς // Θεολογία. 1975. 46. T εῦχος 4. S . 689-739; Γλαβίνας ̓Απ. ̓Αθ. Η Ορθόδοξη Αυτοκέφαλη Εκκλησία της Αλβανίας. Θεσσαλονίκη, 1992 (библиогр.); Beduli Dh. Kisha Orthodhokse Autoqefale e Shqipërisë: Gjer ne vitin 1944. Tiranë, 1992; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. М., 1994. Т. 2.
К. Е. Скурат
Рубрики
Ключевые слова
См.также