ИППЭН ТИСИН
Том XXVI , С. 229-230
опубликовано: 8 февраля 2016г.

ИППЭН ТИСИН

(1239, пров. Иё (ныне префектура Эхиме, Сикоку) - 1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин). Род. в знатной семье. После смерти матери в возрасте 10 лет Иппэн стал буддийским послушником с именем Дзийэн в школе Тэндай (мон-рь Энрякудзи на горе Хиэй), а в 1251 г. перешел в мон-рь Дадзайфу на о-в Кюсю учеником Сотацу (был преемником Сёку (1177-1247), основателя направления Сэйдзан амидаистской школы Дзёдо-сю), получив новое имя Тисин. В 1263 г., после смерти отца, И. Т. вернулся в родной дом и женился. В 1271 г. он возвратился к Сотацу, во время паломничества в Кумано ему было откровение, что повторение мантры «Нама Амида буцу» («верю в Будду Амиду», или «восславим Будду Амиду») гарантирует практикующему спасение - остановку круговорота перерождений (см. ст. Сансара). Осознав свою миссию, И. Т. посвятил оставшуюся жизнь проповедям, странствуя по всей Японии. Среди последователей амидаизма существовало представление, что спасение зависит от кармы живого существа, т. е. от праведности его жизни и силы веры, И. Т. утверждал, что все живые существа потенциально просветлены с тех пор, как много тысячелетий назад Амида стал буддой и дал «изначальный обет» спасать всех, кто призовет его. Верующий должен практиковать мантру нэмбуцу с таким усердием, как если бы в каждый момент ожидал прихода смерти (отсюда и название школы). И. Т. с учениками проповедовал на полях сражений и убеждал умиравших воинов произнести нэмбуцу, уверяя их, что достаточно всего лишь раз назвать имя Будды Амиды (санскр. Амитабха), чтобы обрести «Чистую землю» (санскр. Сукхавати, япон. Дзёдо), при этом не имело значения, за что сражался и как умер воин. И. Т. трактовал «Чистую землю» - важнейшую категорию амидаизма - как психическое состояние того, кто достиг просветления. Сходные представления имели последователи дзэн, но ортодоксальные амидаисты рассматривали Дзёдо лишь как место загробного перерождения. И. Т. раздавал верующим деревянные амулеты фусан - вещественные подтверждения того, что единожды произнесший нэмбуцу заслужил спасение. Раздача таких свидетельств в амидаизме была традиц. практикой, однако их удостаивались немногие - только те, в ком «пробудилась вера». И. Т. раздавал их всем без исключения, даже неверующим.

Лит.: Хасикава Тадаси. Нихон буккёси (История японского буддизма). Токио, 1933. С. 137-140; Hori Ichiro. Folk Religion in Japan. Chicago, 1968. P. 123; Буддизм: Словарь. М., 1992. С. 132-133; Буддизм в Японии. М., 1993. С. 209-210; The Seeker's Glossary of Buddhism. N. Y., 19982. P. 295.
Ф. В. Шведовский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМИДАИЗМ самое распростр. религ. напр. в дальневост. буддизме махаяны
  • АРЬЯДЕВА буддийский мыслитель III в.
  • БОДХИХАРМА (будд.) (480-520) основатель чань-буддизма
  • БУДОН (1290-1364), тибет. буддийский монах, переводчик, историк, редактор
  • ГЕЛУГПА школа в тибет. буддизме, основанная в нач. XV в.
  • ДЗЁДО в буддизме Японии один из вариантов учения о «чистой земле»; школа, основанная Хонэном
  • ДЗЭН одно из наиболее влиятельных направлений япон. буддизма
  • ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики