ИПРАРИ
Том XXVI , С. 230-231
опубликовано: 9 февраля 2016г.

ИПРАРИ

Содержание

[груз. იფრარი] (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена на окраине одноименного села в Сванети (Местийский муниципалитет, Сев.-Зап. Грузия), на правом берегу р. Ингури. Принадлежит общине с. Кала.

Архитектура

И. выстроена на кладбище. Это небольшое прямоугольное сооружение (4,75×2,6 кв. м) зального типа, характерное для сванской архитектуры. С вост. стороны строение завершено апсидой. В качестве строительного материала использованы хорошо тесанные квадры ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Фасады И. простые, без декоративных акцентов. Единственный вход расположен с запада. Интерьер освещен 2 окнами - в апсиде и над входом. В толще стены по обеим сторонам алтарного окна вырезаны прямоугольные ниши. Алтарь отделен от зального пространства каменной алтарной преградой, которая открывается 3 арочными пролетами. Стены церкви гладкие, без архитектурных деталей; для подпружной и триумфальной арок на продольных стенах использованы кронштейны. В алтаре под окном помещен каменный престол. В интерьере церкви сохранились процарапанные поминальные граффити. Часть из них датируют периодом до росписи церкви (1096), другие надписи относят к кон. XI-XV в. (Силогава. 1988. С. 264-274).

Роспись

Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер ТевдореКрещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре И., непримечательная в архитектурном отношении, отличается богатством и высоким уровнем исполнения росписи. Интерьер был выполнен царским худож. Тевдоре (Феодором) в 1096 г. по заказу общины, что явствует из надписи на антаблементе алтарной преграды: «Именем Божиим расписана и украшена эта святая церковь в моление всех [жителей] этого ущелья, больших и малых, их детей и потомков и за души усопших их. Святые архангелы, помилуйте в обеих жизнях, аминь. Расписана и украшена в годы от сотворения [мира] 7600, в хороникон 316, рукой Тевдоре, царского художника. Святые архангелы, помилуйте [его]» (Он же. 1977. С. 80). Тевдоре выполнил роспись также 2 др. храмов Сванети: ц. Лагурка во имя мч. Квирике близ с. Хе (1111) и ц. Накипари во имя вмч. Георгия (1130); роспись И. наиболее ранняя из них. Изучение творчества Тевдоре тесно связано с художественной школой Сванети, исследователи считают, что он местного происхождения (Аладашвили, Вольская. 1967. С. 33).

Тевдоре расположил изображения в строгом соответствии с архитектурой интерьера; орнаментальные мотивы использованы для выделения композиций, а также выполняют функцию организующих роспись элементов. Роспись апсиды лаконична, отличается симметрией. В конхе апсиды в верхнем регистре представлен поясной 3-фигурный Деисус, в нижнем регистре расположен 4-фигурный святительский ряд, который фланкируют изображения 2 подсвечников с горящими свечами.

Вмч. Феодор Стратилат. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер ТевдореВмч. Феодор Стратилат. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре

Алтарная преграда также была расписана: здесь изображены поясные фигуры мч. Квирике, мч. Иулитты, вмч. Димитрия Солунского и архидиак. первомч. Стефана. В нижней левой части сохранились фрагменты орнамента, состоящего в основном из больших круглых медальонов. Похожие мотивы встречаются в орнаментах дорогих тканей того времени.

Роспись стен и свода также представлена в 2 регистрах. На сев. стене, в зап. части свода изображена сцена «Крещение Господне», в вост. части - фигура арх. Михаила. В нижнем регистре - конная фигура вмч. Георгия, рядом - арх. Михаил и коленопреклоненный перед ним Иисус Навин. В зап. части свода юж. стены представлена композиция «Рождество Христово», в восточной - арх. Гавриил; в нижнем регистре изображены вмч. Феодор Стратилат на коне, образ Богородицы «Никопея», прав. Анна. В верхнем регистре зап. стены находится сцена «Благовещение», внизу, по обеим сторонам входа, расположены изображения великомучениц Варвары и Екатерины.

В росписи И. нашел отражение монументальный стиль, характерный для стенной живописи Грузии ХI в. Тевдоре, расписывая храмы малых размеров, ограничивался небольшим числом сцен и фигур. В отличие от образцов более ранней живописи, где использовался ковровый принцип расположения сцен, Тевдоре строил законченные композиции и структурировал их. Выбор изображений, распределение по стенам и композиционное решение придают ансамблю завершенность (Аладашвили и др. 1983. С. 51-52). Гармония цвета достигается ритмичным распределением зеленого, красновато-коричневого и серого. К этой сдержанной гамме добавляется ярко-бирюзовый цвет для фона в композиции конхи. Художник использовал неск. орнаментальных мотивов: наложенные друг на друга листья дуба (мотив характерен для XI-XII вв.), волнообразный побег виноградной лозы и городчатый мотив (встречаются в груз. монументальной живописи на протяжении всего периода ее развития) (Там же. С. 36).

Юж. фасад И., обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой ХII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером (Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись юж. фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты вмч. Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104).

Святыни

Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари)Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари) В 1910 г. прав. Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал нек-рые храмы и их утварь. В И., по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди к-рых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) (Такаишвили. 1937. С. 208).

Прав. Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохр.). В центре изображена Пресв. Богородица с Младенцем, справа от Нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Прав. Евфимий отождествил ктитора с груз. царем Давидом V, сыном груз. царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных прав. Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же).

В иконостасе И. сохранились живописная поясная икона арх. Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке (Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресв. Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с др. иконами местного происхождения того же периода (Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия // Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 114-115; Уварова П. С. Поездка в Пшавию, Хевсуретию и Сванетию // МАК. 1904. Вып. 10. С. 76, 78, 120, 169-170; Такаишвили Е. Археологическая экспедиция в Лечхум-Сванети. П., 1937. С. 208 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 134-135; Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 315, 354, 405, 529; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 231; Аладашвили Н., Алибегашвили Г., Вольская А. Росписи художника Тевдоре в Верхней Сванетии. Тбилиси, 1966; они же. Живописная школа Сванети. Тбилиси, 1983. С. 30-31, 33, 51-52; Аладашвили Н., Вольская А. Памятники стенной росписи Верхней Сванети // Дзеглис мегобари (Друзья пам-ков архитектуры). Тбилиси, 1967. № 9. С. 30-35 (на груз. яз.); они же. Фасадные росписи Верхней Сванети (X-XVII вв.) // Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 9а. С. 94-120; Силогава В. Фресковые надписи ктиторов в Верхней Сванети // Сванети: Мат-лы для изучения материальной и духовной культуры. Тбилиси, 1977. Т. 1. С. 52-57, 80 (на груз. яз.); он же. Письменные памятники Сванети (X-XVIII вв.). Тбилиси, 1988. Т. 2: Эпиграфические памятники. С. 264-274 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Памятники средневек. станковой живописи из Верхней Сванетии // Средневековое искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 169-170, 174; Кения Р., Аладашвили Н. Верхняя Сванети. Тбилиси, 2000. С. 44-46 (на груз. яз.); Кения М. К вопросу слова и изображения в груз. росписи: На примере Ипрари // Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тбилиси, 2003. Вып. 4/5. С. 147-168 (на груз. яз.); Духовное сокровище Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 181 (на груз. яз.).
Н. Читишвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДРАНДА с. в Гульрипшском р-не Абхазии, в 23 км к юго-востоку от Сухуми
  • ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви
  • АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
  • АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
  • АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
  • АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы