ИРАКЛИДИЙ
Том XXVI , С. 271-275
опубликовано: 12 февраля 2016г.

ИРАКЛИДИЙ

Содержание

[греч. ῾Ηρακλείδιος, ῾Ηρακλείδης] († кон. I в.), сщмч. (свт.?) (пам. греч. 17 сент.), еп. Тамасский.

Источники

Одним из наиболее ранних памятников, содержащих сведения об И., является апокрифическое соч. «Хождение и мучение апостола Варнавы» (Acta Barnabae // BHG, N 225) (до 488), приписываемое ап. Марку (Иоанн Марк). Греч. Житие И. (BHG, N 743), составленное во 2-й пол. V в., сохранилось в единственной рукописи XIII в. (Paris. gr. 979 (769)). Полностью, за исключением одного утерянного листа, оно было издано Ф. Алькеном в 1964 г. Как отметил издатель, греч. текст имеет много параллелей с апокрифическими Актами ап. Варнавы, что предполагает знакомство с ними автора Жития - свт. Родона, еп. Тамасского (Halkin. 1964. P. 135). Согласно Актам ап. Варнавы, Родон был служителем в языческом храме в Палеа-Пафосе (ныне Куклия) на Кипре, а впосл. учеником и сподвижником ап. Варнавы (Acta Barnab. 18). Он составил Житие И., получив от некоего христианина Феодора «воспоминания» (τὰ ὑπομνήματα) о сщмч. Мнасоне. Т. о., Житие И. посвящено 2 святым. В 1985 г. М. ван Эсбрук издал арм. Сказание об И., текст к-рого был обнаружен под 17 сент. в Гомилиарии 1307 г., составленном в Крыму для общины армян-халкидонитов. Как отметил исследователь, арм. Сказание об И. является переводом утраченного греч. текста, выполненным не ранее VIII в. Эсбрук сравнил греч. Житие И., изданное Алькеном, и арм. Сказание об И. и пришел к выводу, что тексты имеют параллельные места в описании событий, но во мн. деталях различаются между собой; следов., для арм. перевода вряд ли был использован тот же источник, что и для составления греч. рассказа (Esbroeck. 1985. P. 116). Сведения об И. содержатся также в Житии Авксивия, еп. Солийского (BHG, N 204), написанном между VI и XI вв. Здесь рассказывается о встрече И. с апостолами Варнавой и Марком в Саламине; И. назван архиепископом Кипра (Vita Sancti Auxibii. 7). В Житии Авксивия сообщается, что ап. Павел, узнав о кончине ап. Варнавы, направил на Кипр апостолов от 70 Епафраса и Тихика и повелел в письме к И. поставить 1-го епископом в Пафосе, 2-го - в Неаполе (ныне Лимасол; Ibid. 13), а также назначить других епископов в городах острова и подтвердить хиротонию Авксивия, еп. Солийского, рукоположенного ап. Марком. Придя к Авксивию, И., согласно апостольскому предписанию, посоветовал ему не скрывать более своей веры, а открыто проповедовать Евангелие и построить в городе церковь (Ibid. 13-14).

Житие

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1543 г. (ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста)Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1543 г. (ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Согласно Актам ап. Варнавы, после расставания с ап. Павлом в 48 или 49 г. апостолы Варнава и Марк отправились на Кипр и ночью высадились на берег в Кроммиаките (ныне Кормакитис). Оттуда, проходя через горы, они прибыли в Лампадист, где в это время находился Ираклий из г. Тамас, к-рый пришел навестить родственников. Ап. Варнава узнал киприота, к-рого он встретил в Китии во время 1-го путешествия на Кипр с ап. Павлом и крестил с именем Ираклидий. Апостолы Варнава и Марк рукоположили И. во епископа Кипра и утвердили Кипрскую кафедру в г. Тамас (Acta Barnab. 16-17). В др. месте Актов сообщается, что апостолы Варнава и Марк отправились из Кития в Саламин (Констанцию); они пришли в Нисы, где совершалось поклонение идолам, и вновь встретили там И. Ап. Варнава наставил И., как должно проповедовать Евангелие, управлять церквами и назначать священнослужителей, а затем вместе с ап. Марком вернулся в Саламин (Ibid. 22).

Согласно греческому Житию, И. был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, к-рого ап. Варнава обратил ко Христу и крестил в «Солейской реке» (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в зал. Морфу (Halkin. 1964. P. 151. Not. 1)). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на сев.-зап. оконечности острова; в Актах ап. Варнавы - Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон (Ibid. P. 150-151). В Житии И. назван иереем и архиереем, что, по мнению Алькена, указывает на его епископский титул (Ibid. P. 140. Not. 4), о рукоположении его не сказано. Важное место в повествовании занимают рассказы о чудесах, совершенных И. и Мнасоном на Кипре: в Тамасе И. воскресил Аэтия, сына вдовы Трофимы, укушенного в поле змеей, а Мнасон - Трофиму, умершую от горя (Ibid. P. 141-144); И. исцелил бесноватого из Перата (ныне Пера, на правом берегу р. Педиеос, близ древнего Тамаса) (Ibid. P. 144); по молитве И. моряки из Кереи (возможно, на Крите; в Актах ап. Варнавы упом. Корасий - Acta Barnab. 11) были спасены от кораблекрушения, а затем приняли крещение (Halkin. 1964. P. 144-146); в Пафосе И. вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку (Ibid. P. 149-152); проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), И. исцелил бесноватую женщину (Ibid. P. 152-153). После возвращения в Тамас И. узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, к-рая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней И. привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился (Ibid. P. 154-155). Подобное чудо описано в Житии др. Кипрского святого - свт. Спиридона, еп. Тримифунтского.

Сцены из Жития сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского. Роспись кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико. 1759 г.Сцены из Жития сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского. Роспись кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико. 1759 г.

Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в к-рых рассказывается о миссионерской деятельности И. и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия И. крестил 400 язычников (Ibid. P. 144); в Пафосе к вере были обращены 15 идолопоклонников (Ibid. P. 151-152); И. усмирил бурный речной поток, чтобы жители Перата смогли прийти к нему, креститься и получить наставление (Ibid. P. 156-157). Мнасон наказал ростовщика Александра, сделав его немым и недвижимым. Видя это, Геласий и 3 его сына-каменщика уверовали во Христа. Когда Александр раскаялся, Мнасон вернул ему способность говорить и двигаться, и тот обратился к вере (Ibid. P. 158-160). После того как некий Николай принес письмо от апостолов Павла и Варнавы, И. и Мнасон отправились проповедовать в Пафос (Ibid. P. 147-149), но язычники изгнали их из города. Они пошли в Курий, однако и там увидели процессию идолопоклонников и решили вернуться в Тамас (Ibid. P. 152; ср. о языческих празднествах в Курии в Актах ап. Варнавы - Acta Barnab. 19). Когда умер сын язычника Филофея, отец призвал жрецов Аполлона и Артемиды из Перата и жрецов Асклепия, Диониса и Афродиты из Тамаса, чтобы они воскресили ребенка. Их усилия оказались тщетными, и жена Филофея Нимфа обратилась за помощью к И. По молитве ко Христу ребенок воскрес, и вся семья Филофея крестилась. Через 3 дня толпа язычников напала на И. и Мнасона, желая разрушить церковь в Тамасе. И. обратился к Богу с молитвой, и тогда выломанная язычником Савином дверь ударила его по голове, после чего нечестивцы разошлись (Halkin. 1964. P. 164).

Согласно повествованию, И. и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие И., по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над др. Церквами Кипра было также отмечено в Актах ап. Варнавы (Ibid. P. 134).

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись нартекса ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 2-я пол. XV в.Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись нартекса ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 2-я пол. XV в.

В Житии И. рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем (ὁ διδάσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 157) и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, к-рую после него возглавил Родон (Ibid. P. 166-168).

Из членов христ. общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон (Ibid. P. 147), затем как протодиакон церкви в Тамасе (Ibid. P. 157); Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой (Ibid. P. 141), как и Проклиана (Ibid. P. 157); Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом (Ibid. P. 147), затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия И. и Мнасона в Пафос (Ibid. P. 149); в конце жизни И. Григорий получил сан протопресвитера (Ibid. P. 169).

И. мирно скончался 17 сент., Мнасон и др. христиане Тамаса с честью похоронили И. в пещере, где он совершал службу (Ibid. P. 168-169). По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, И. умер в 60 лет (Ibid. P. 139).

Согласно арм. Сказанию, И., сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их 1-го путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, И. скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Ап. Варнава (во время 2-го путешествия) рукоположил И. во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами (Esbroeck. 1985. P. 128-131). Ап. Павел посетил пещеру, в к-рой И. и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем И. посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров (Ibid. P. 134-137). В Сказании сообщается, что И. и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, к-рое Николай из Финикии принес И. и Мнасону. В письме апостолы призывают И. и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе И. и о его кончине в арм. Сказании не содержится.

Почитание

В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и нек-рых др. визант. Синаксарях И. назван священномучеником и в этом чине почитается в наст. время на Кипре (SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. № 369 (353), 1-я пол. XIV в.). Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь И., где говорится, что И. был сожжен на костре. Служба И. была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 г.; впосл. она многократно переиздавалась по разным рукописям. В ХХ в. мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого.

От мощей И. происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница И. хранятся в построенном на месте погребения И. в Ираклидия мон-ре. Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерасском мон-рях, в Кипрской архиепископии и в мон-ре Хрисорройятисса (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

В XI в. в честь И. была построена церковь, ставшая соборным храмом Иоанна Лампадиста мон-ря. Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ мон-ря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа.

Ист.: BHG, N 743; Владимир (Филантропов). Описание. С. 518; ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l'Apotre Barnabé // AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170; Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre // Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162; Acta Barnab. S. 291-302; Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 167; ῾Ιερά Μονή ῾Αγίου ῾Ηρακλειδίου. Λευκωσία, 2001.
Лит.: Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l'apostolicité de l'Église de Chypre // ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Lucchesi G. Eraclide // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281; Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η κυπριακὴ ἁγιολογία κα ὑμνογραφία ἐν σχέσει πρὸς τὰς κυπριακὰς ἀκολουθίας // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245; Τσικνόπουλλος ᾿Ι. Π. ῾Ο ῞Αγιος ῾Ηρακλείδιος ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονὴ κα ἡ ἀκολουθία̇ ᾿Επίσης δε ὁ ῞Αγιος Μνάσων κα ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονή, ὁ ῞Αγιος Θεόδωρος ὁ Ταμασεύς κα ὁ ἱερὸς αὐτοῦ ναός. Λευκωσία, 1967; Aubert R. Héraclide // DHGE. T. 23. Col. 1342-1343; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. 1995. Σ. 168; Χατζηϊωάννου Κ. Π. ῾Η ἀρχαία Κύπρος εἰς τὰς λληνικὰς πηγάς. Λευκωσία, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.
А. Н. Крюкова

Иконография

И. изображается седовласым старцем с клиновидной бородой средней длины; как епископ облачен в подризник, фелонь, с омофором, палицей, в епитрахили, в руках - Евангелие. В росписях кипрских храмов изображение И. как святителя встречается с кон. XII в. Оно устойчиво помещается в пространстве алтаря. Чаще встречается вариант размещения фигуры И. в центральной апсиде, как правило, в зоне под конхой, где он представлен погрудно в ряду др. Кипрских святителей: в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) - под изображением в конхе Божией Матери с Младенцем Христом, среди оплечных образов в медальонах Кипрских святителей (Зинона Курионского, некоего Никона, Филагрия Курионского, Авксивия Солийского, Македония и Трифилия Лефкосийских); в ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне вместе со святителями Спиридоном Тримифунтским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Ипатием Гангрским, Тихоном Амафунтским, Зиноном, а также с Николаем Чудотворцем; в ц. св. Созомена в Галате (1513) - в нижней зоне на вост. стене, полуфигура. В росписи апсиды церкви мон-ря Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494) Кипрские епископы Трифилий, ап. Варнава, Епифаний Саламинский, Спиридон и И. включены в традиц. ряд отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), совершающих Божественную литургию.

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г.Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г.

Ряд изображений И. имеется в кипрских храмах и мон-рях, связанных с именем святого. В мон-ре прп. Иоанна Лампадиста в росписи кафоликона во имя сщмч. Ираклидия, по преданию возведенного на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрахос И., на юж. стороне сев.-зап. столба помещено его ростовое фронтальное изображение (XIII в.). Святитель облачен в крещатую ризу, омофор с крупными красными крестами, светлый подризник с вертикальными темными полосами, на нем орнаментированные епитрахиль, палица и поручи; правой рукой благословляет, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие с алым обрезом. Аскетические черты святого подчеркнуты прорисовкой носогубных складок. Еще одна фреска (2-я пол. XV в.) с образом И. находится в нартексе в люнете над дверью; над ним - Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион). Святитель изображен прямолично, по пояс, правой рукой благословляет, в левой - раскрытое Евангелие. В иконостасе кафоликона мон-ря находится самая ранняя из известных икон святого, датированная по вкладной надписи на нижнем поле 1543 г. («Моление раба Божия священника Георгия, его жены и детей. Аминь. 24 ноября 1543 года от Р. Х.»), слева, внизу иконы, показана фигурка коленопреклоненного донатора в священническом облачении. И. изображен фронтально по пояс, в темно-вишневой фелони, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. Святитель представлен старцем с проседью в темных волосах и бороде, выразительные черты лица, с присущей святому строгостью, усилены близкой посадкой глаз и активно выделенными скулами, подчеркивающими худобу. Фронтально в рост вместе с прп. Иоанном Лампадистом и свт. Николаем Чудотворцем И. показан на аналойной иконе в ц. Иоанна Лампадиста того же мон-ря (Papageorgiou. 2008. P. 36. Fig. 27). На нем охристая фелонь и алый подризник, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие, правой рукой благословляет.

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XIII в.Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XIII в.

В мон-ре сщмч. Ираклидия в сел. Политико близ древнего г. Тамаса хранится еще одна икона И. Согласно надписи на правом поле, она была создана в 1588 г. Полуфигура святого изображена на темно-синем фоне, подчеркивающем белизну его седин и святительского омофора с контрастными иссиня-черными крестами. Крупная разделка складок темно-вишневой фелони придает фигуре массивность, контрастирующую с тонким письмом личного, где мягкая градация цвета в передаче анатомических особенностей лика искусно дополнена белильными движками. Непривычным для такого типа изображения И. является жест отведенной в сторону левой руки, на ладони к-рой стоит Евангелие.

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1588 г. (мон-рь сщмч. Ираклидия в дер. Политико)Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1588 г. (мон-рь сщмч. Ираклидия в дер. Политико)

В росписи (1759, иером. Филарет) на вост. своде мон-ря сщмч. Ираклидия, связывающем кафоликон с парекклисионом Св. Троицы, представлен цикл Жития И., от к-рого сохранилось 4 сцены: отец И. отдает сына апостолам Павлу и Варнаве в проводники по горам (И. показан в отроческом возрасте, его готовность сопровождать апостолов проиллюстрирована изображением посоха в руке); И. путешествует с апостолами (изображены беседующими, И.- юноша, он выше ростом, чем в 1-й сцене); апостолы совершают крещение И.; И.-отшельник пребывает в пещере (перед И.-средовеком - коленопреклоненная женщина, к святому обращаются стоящие рядом святые Мнасон и Родон). В сценах до крещения И. с нимбами показаны только апостолы.

В 1759 г. насельник монастыряря иером. Филарет также написал в технике фрески поясные образы 4 Тамасских епископов: И., Мнасона, Македония и Родона (последний образ не сохр.). Основой для этого фриза стали предварительно заштукатуренные резные панели (т. н. форакион) древней каменной алтарной преграды (V в.) первоначального кафоликона. Ряд святителей разделен узкими колонками, на которых изображен ростовой Деисус, служащий алтарной преградой в мавзолее Ираклидия.

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона архиерейского трона. 1775 г. (кафоликон мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико)Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона архиерейского трона. 1775 г. (кафоликон мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико)

К тому же периоду активной деятельности иконописной мастерской мон-ря относится созданная там небольшая иконка И. 1775 г., к-рая вмонтирована в спинку архиерейского трона. Очевидно, назначение иконы определило выбор ее иконографии, известной гл. обр. по изображениям свт. Спиридона Тримифунтского, где он представлен на троне. Так же, сидящим на троне, изображен И.; на нем орнаментированная декоративными крестами фелонь, красный подризник с разделкой ассистом, омофор, из-под к-рого видна епитрахиль, епигонатий, правой рукой, отведенной в сторону, он благословляет, левой придерживает поставленное на колено раскрытое Евангелие.

В иконостасе кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия (слева от царских врат, за иконой Богородицы) находится поясной образ И. 1797 г. с частицей его мощей. Икона украшена сплошным окладом, оставляющим открытым лишь лик святителя. Рисунок оклада передает иконографию образа И., святителя, в фелони, омофоре, свободный конец к-рого перекинут через левую руку, в подризнике с мелким узором в виде крестиков, в поручах, с палицей, на к-рой виден фрагмент композиции «Воскресение Христово»; на груди - небольшого размера панагия с образом Богородицы; правой рукой он именословно благословляет, левой прижимает к груди Евангелие и придерживает посох. В картушах вверху помимо имени святого указаны чин святости (IEPOMAPT.) и то, что он был 1-м епископом г. Тамаса; рядом - дата создания иконы; на нижнем поле сделана надпись посвятительного характера.

Еще одна икона 2-й пол. XVIII в. из синодикона мон-ря является работой монастырских иконописцев. Она отличается сложной программой, обусловленной желанием зафиксировать деятельность Кипрского архиеп. Хрисанфа по восстановлению и благоустройству обители. В нижней части иконы на фоне монастырских строений слева показан коленопреклоненный архиеп. Хрисанф, справа в 3/4-ном развороте к центру - И. Правой рукой святой указывает на архиеп. Хрисанфа, левая обращена к Спасителю в облачном сегменте, благословляющему обеими руками. Моление небесного покровителя мон-ря и его благотворителя не только выражено в жестах, но и сопровождается пространными текстами в свитках, расположенных рядом с фигурами просителей.

В иконостасе совр. работы в парекклисионе св. Иоанна Предтечи справа от царских врат (за иконой Божией Матери) помещена традиц. иконографии поясная икона И., где он изображен в крещатой фелони.

Лит.: Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as attested by Church Decorations and Icon Paintings // The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 25th Jubilee Spring Symp. of Byzant., Stud., Birmingham, March 1991 / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. Р. 243-244; Stylianou A., Stylianou J. A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Ed. 2. P. 71, 88, 183, 218, 298, 304, 311; ῾Ιερά Μονή ῾Αγίου ῾Ηρακλειδίου. Λευκωσία, 2001; Papageorgiou A. The Мonastery of S. John Lampadistis in Kalopanayiotis. Nicosia, 2008.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИМИТРИАН (829/30-913), еп. Хитрский, свт. (пам. кипр. 6 нояб.)
  • ДИМИТРИАН ТАМАССКИЙ еп., свт. (пам. кипр. 27 янв., 25 июня)
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)
  • АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.)
  • АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
  • АВКСИВИЙ († ок. 102), еп. Солийский, свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.)
  • АВРААМ (474-557 или 558), еп. Кратейский, свт. (пам. греч. 6 или 7 дек.)
  • АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
  • АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.)
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)