ИРИНА
Том XXVI , С. 370-373
опубликовано: 23 февраля 2016г.

ИРИНА

Содержание

[греч. Εἰρήνη] (нач. 50-х гг. VIII в.- 9.08.803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (9 сент. 780 - дек. 790, янв. 792 - 31 окт. 802), восстановительница иконопочитания. Основным источником сведений о правлении И. является «Хронография» прп. Феофана Исповедника. Кроме того, важная информация содержится в актах Вселенского VII Собора, «Хронике» Георгия Амартола, др. исторических произведениях более позднего времени. И. часто упоминается в агиографических памятниках, созданных ее современниками, или в житиях современных ей святых. Агиографические источники не содержат дополнительных сведений о правлении императрицы, однако в отличие от «Хронографии», автор к-рой был настроен по отношению к И. критически, создают образ благочестивой правительницы.

Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в.Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в.

И. была в родстве с кланом Серандапихов, ведшим происхождение от Висира, ближайшего соратника имп. Льва III Исавра (717-741). Клан относился к т. н. новой знати, выдвинувшейся при императорах Исаврийской династии (подробнее см.: Afinogenov D. A Lost 8th Century Pamphlet Against Leo III and Constantine V? // Eranos. Oslo, 2002. Vol. 100. P. 1-17). Видимо, решение имп. Константина V женить своего сына и соправителя Льва IV на И. демонстрировало преемственность политики Константина и его отца. 1 нояб. 769 г. И. прибыла в К-поль на корабле из Афин. На этом основании ее обычно считали афинянкой, однако из источника («Хронографии» Феофана Исповедника) это не следует. Афины могли быть местом службы ее отца, о котором сведения не сохранились (к 769 он уже умер). В 798 г. во всяком случае в Афинах служил патрикий Константин Серандапих (Theoph. Chron. P. 474). Семья Серандапихов, несомненно, входила в состав высшей к-польской аристократии. После торжественной встречи патриарх К-польский Никита I совершил обручение И. со Львом в дворцовой Фаросской ц. 17 дек. И. была коронована августой (описание этой церемонии сохр. в трактате имп. Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» (Const. Porphyr. De cerem. I 41)), а затем состоялось венчание. При единоличном правлении Льва IV (775-780) августа не играла существенной роли, и даже при короновании их сына Константина VI в 776 г. она оставалась на хорах храма Св. Софии и не выходила на амвон, что подчеркивало ее второстепенное положение. Именно поэтому Феофан начинает рассказ о регентстве И. такими словами: «В этом году благочестивейшая Ирина вместе со своим сыном Константином удивительным образом от Бога получает царство» (Theoph. Chron. P. 454). По-видимому, приход И. к власти явился результатом компромисса между различными политическими силами, что и предопределило неустойчивость ее положения в дальнейшем. В истории Византии были прецеденты кратковременного жен. регентства (Прокопия в V в., Мартина в VII в.), но не единоличного правления женщины; т. о., И. стала 1-й женщиной в истории империи, правившей единолично от своего имени. Сразу же столкнувшись с заговором в пользу кесаря Никифора, брата Льва IV, И. проявила решительность и заставила постричься в монахи и принять священнический сан др. братьев Льва IV (Никифор был сослан в Херсонес). В начале своего правления И. удалось добиться соглашения с буд. франк. имп. Карлом Великим о помолвке его дочери Ротруды с Константином VI. Мотивом послужило, вероятно, наличие общего для 2 гос-в врага - лангобардов Юж. Италии. Византия сразу же извлекла из этого соглашения выгоду, поскольку в нач. 781 г. на визант. Сицилии вспыхнуло антиправительственное восстание Елпидия, предводители которого уже не могли рассчитывать на помощь франков и были, хотя и с трудом, разгромлены. Однако переброска визант. войск из М. Азии позволила арабам во главе с халифом Харуном ар-Рашидом дойти до Мраморного м., и мир был куплен лишь ценой ежегодной дани в 70 или в 90 тыс. номисм. Трехлетнюю передышку И. использовала для военных операций на Балканах, куда она направила своего фаворита евнуха Ставракия. Эти действия явились важным шагом в подчинении слав. племен визант. власти. И. смогла без военных столкновений со славянами посетить Веррию, переименованную в Иринополь, и Филиппополь, что до того было невозможно. Она также укрепила важный приморский г. Анхиал.

31 авг. 784 г. патриарх К-польский Павел IV якобы без ведома императрицы под предлогом болезни оставил кафедру и удалился в мон-рь Флора. И. воспользовалась этой ситуацией для того, чтобы достичь наконец примирения со «старой» знатью, находившейся в оппозиции к Исаврийской династии. Непременным условием этого было восстановление иконопочитания, но любые шаги такого рода должны были встретить очень серьезное сопротивление в придворных и военных кругах. Об отношении И. к почитанию священных изображений ничего не известно. Сообщения позднейших источников о том, что она будто бы еще при жизни Льва IV тайно поклонялась иконам, являются очевидной проекцией историй о блж. имп. Феодоре, которая втайне от мужа, имп.-иконоборца Феофила, молилась перед иконами, спрятанными на ее половине дворца. Так или иначе, то, что произошло после ухода патриарха Павла, выглядит хорошо подготовленной инсценировкой. Императрица прибыла в мон-рь Флора вместе с сыном и стала упрекать патриарха за его поступок. На это он ответил: «О, если бы я никогда не восходил на эту кафедру, когда Церковь Божия подвергается тирании, отколота от остальных кафолических престолов и предается анафеме». Тогда И. направила к нему патрикиев и избранных синклитиков, которым Павел заявил о необходимости созвать Вселенский Собор, чтобы исправить их заблуждение. Тем самым было инициировано открытое обсуждение вопроса об иконах и о созыве Собора. На следующий год, после смерти Павла, патриархом стал протоасикрит свт. Тарасий, представитель одного из старейших к-польских аристократических родов. Большинство исследователей рассматривают Тарасия как доверенное лицо или даже креатуру И., однако гораздо вероятнее, что за ним стояла «старая» знать, вернувшая себе контроль над Патриаршим престолом, к-рого ее лишил еще имп. Лев III, сместивший в 730 г. патриарха свт. Германа. И. же в обмен на поставление Тарасия приобретала поддержку весьма влиятельной в византийском обществе группы. Избрание нового патриарха было обставлено т. о., что он получил формальное доверие «всего народа». С одной стороны, это позволило ему выдвинуть условием своего поставления созыв Вселенского Собора, а с другой - дало определенную независимость от И. Собор был выгоден не только Тарасию и сторонникам иконопочитания, но и непосредственно И., поскольку давал ей необходимую легитимацию: соборные деяния должны были иметь надписание: «При благоверных государях Ирине и Константине». Первая попытка созвать Собор была предпринята в 786 г. в К-поле, однако солдаты тагм (гвардейских подразделений, базировавшихся в столице) сорвали заседание, угрожая убить патриарха и всех правосл. епископов и игуменов. На следующий год И. вывела тагмы за пределы К-поля под предлогом похода против арабов, в то время как столицу заняли фемные войска. Затем тагмы были разоружены и распущены. Это дало возможность успешно провести VII Вселенский (II Никейский) Собор в сент.-окт. 787 г.

VII Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер ДионисийVII Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий

Отношения с франками между тем ухудшились. Помолвка Константина с Ротрудой была расторгнута, а в Юж. Италии начались военные действия, в к-рых византийцы потерпели поражение. Константин VI, достигший к тому времени совершеннолетия, стремился к власти и организовал заговор против Ставракия. Однако замысел был раскрыт, и сторонники Константина подверглись репрессиям. Затем И. попыталась привести все фемы к присяге в том, что они не примут его в качестве правящего императора. По принуждению присягнули все фемы, кроме Армениака, стратиоты к-рого посадили под стражу своего стратига и провозгласили единоличным императором Константина. Их примеру затем последовали и остальные фемы. Собравшись в окт. 790 г. в Атроа (Вифиния), фемные войска потребовали выслать им Константина. И. ничего не оставалось, как согласиться. В дек. он вошел в столицу, отрешил И. от власти и сослал всех приближенных к ней евнухов. Ставракий был пострижен в монахи и тоже сослан. И. поместили под домашний арест, она жила в построенном ею дворце Елевферия в К-поле. В янв. 792 г. И. снова получила статус соправительницы, но не реальную власть. Прп. Феофан, в целом благожелательный к И., утверждает, что именно по ее наущению Константин совершал различные неблаговидные поступки, в т. ч. развелся с женой Марией Амнийской, брак с к-рой И. сама же устроила. Этот факт весьма вероятен, поскольку новая жена Константина, Феодота, была кувикуларией (фрейлиной) И. Тем не менее, когда преподобные Платон и Феодор Студиты выступили против этого брака, И., по словам прп. Феофана, защищала их, «потому что они противились ее сыну и срамили его» (Theoph. Chron. P. 471).

В сент. 796 г. И. и Константин выехали на воды в Прусу. В это время Константину сообщили, что у него родился сын, и он спешно отбыл в столицу. Воспользовавшись его отсутствием, И. склонила на свою сторону командиров тагм и др. сановников. В июле 797 г., когда Константин вернулся из неудачного похода против арабов, некие солдаты из тагм попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. И., по утверждению прп. Феофана, была очень напугана его намерениями и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем отойти от дел. Однако среди сопровождавших императора были люди И., и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят Константина в столицу. 15 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там 19 авг. Константин был ослеплен очень жестоким образом, отчего вскоре умер. Началось единоличное правление И., которая ввиду беспрецедентности ситуации стала титуловаться «император (муж. р.) Ирина» (греч. Εἰρήνη βασιλεύς).

Источники дают очень мало сведений о событиях 797-802 гг. Внешняя политика И. была в основном направлена на заключение мирных соглашений с франками и арабами, в чем императрица, по крайней мере отчасти, преуспела. И., однако, пришлось примириться с коронацией Карла Великого императором в дек. 800 г. Сообщение прп. Феофана о том, что Карл предлагал И. заключить брак и тем самым объединить Восточную и Западную империи, является предметом научной дискуссии. Посольство от Карла прибыло в К-поль в 802 г., незадолго до свержения И. Гос. управление в это время находилось в руках фаворитов И. евнухов Аэтия и возвращенного из ссылки Ставракия, которые постоянно враждовали между собой, стремясь к тому, чтобы после смерти И. престол достался родственникам. Не добившись своей цели путем придворных интриг, Ставракий стал готовить заговор, но И. и Аэтий воспрепятствовали его замыслам, и вскоре он умер. Аэтий, получив всю власть, восстановил против себя к-польскую знать (в т. ч. и семейство Серандапихов), что предопределило падение И.

31 окт. 802 г. императором был провозглашен логофет геникона (министр финансов) Никифор I. Согласно прп. Феофану, тот обещал И. оставить ее во дворце Елевферия в обмен на выдачу всех царских сокровищ, однако слово не сдержал и сослал ее вначале на о-в Принкипо (Принцевы о-ва) в основанный ею мон-рь, а затем на о-в Лесбос, где И. и скончалась 9 авг. 803 г. Сообщение о возможности такой сделки выглядит весьма сомнительным, в особенности если учесть крайнюю тенденциозность хрониста по отношению к Никифору. Финансовая политика И. характеризовалась существенными налоговыми послаблениями, особенно в пользу мон-рей и богоугодных заведений, поэтому Никифору, чтобы пополнить казну, пришлось прибегнуть к жесткому сбору недоимок. В марте 801 г. И. на год освободила от налогов жителей К-поля и снизила таможенные пошлины, взимавшиеся при входе в Босфор и Дарданеллы. Подобные меры, направленные на завоевание поддержки для неустойчивого режима И., не могли не привести к расстройству гос. финансов.

И. была погребена в мон-ре на о-ве Принкипо, но между 861 и 864 гг. ее тело уже находилось в саркофаге из проконесского мрамора в т. н. герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в К-поле.

Для византийцев IX в. вопрос о том, было ли жестокое ослепление Константина VI совершено с ведома И., был чрезвычайно важным. Прп. Феофан Исповедник, современник событий, совершенно недвусмысленно отвечает на этот вопрос утвердительно (Theoph. Chron. P. 472: «...по решению (γνώμῃ) его матери и ее советников»). Однако мн. др. писатели того времени (прп. Феодор Студит, свт. Мефодий, патриарх К-польский, и нек-рые агиографы) в отношении к И. явно исходят из того, что И. не была замешана в этой казни. Разгадка может быть найдена в «Хронике» Георгия Монаха. В ее первоначальной версии, созданной в 846/7 г., рассказ о правлении И. заканчивается следующей фразой (эта часть «Хроники» сохр. только в церковнослав. переводе XIV в., именуемом «Летовник»): «И обретшихсе на сьмрьти ей сь клетвами страшными известивши, яко сыновней слепоте не быти причестне» (Георгий Амартол. 1878-1881. Вып. 1-3. Л. 354 об.), т. е.: «[И.], находясь при смерти, со страшными клятвами известила присутствовавших, что непричастна к ослеплению сына» (пер. Д. Афиногенова).

Одним из важных религ. мероприятий в правление Константина и И. было перенесение мощей Евфимии Всехвальной, вмц. Халкидонской, в 797 г. с о-ва Лемнос в К-поль. Обнаружение в 781 г. во Фракии саркофага с надписью: «Христос родится от Марии Девы, и верую в Него. При Константине же и Ирине, о солнце, вновь меня увидишь» - следует считать инсценировкой с целью легитимации регентства И.

Ист.: Theoph. Chron. P. 454-480; Mansi. T. 12. P. 951-1154; RegPatr. 1936. Vol. 1. Pt. 2; Georg. Mon. Chron. 1904, 19782; слав. версия: Георгий Амартол. Летовник. СПб., 1878-1881. Вып. 1-3. Л. 354 об. [фототип. изд.]; SynCP. Col. 277; Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari Annales quos scripsit / Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Bat., 1881-1898. Ser. 1. Bd. 1-6; Mich. Syr. Cron. T. 1. P. 479 [сир. текст]; Libri Carolini // MGH. Conc. T. 2. Suppl. Pt. 1-2; Niceph. Const. Chron.; Symeon the Logothete. Chronicon / Ed. S. Wahlgren. В., 2006. (CFHB); Genesius. De rebus Constantinopolitanis. Lib. I-IV / Rec. С. Lachmann. Bonn, 1834; Cedrenus G. Сomp. hist. 1838-1839. 2 vol.; Zonara. Epit. hist.; Scriptor Incertus de Leone Armenio // Leo Gramm. Chron. 1842. Р. 350-352; Vita Ioannicii // BHG, N 935; Vita Philareti // BHG, N 1511z; Vita Tarasii, patr. CP // BHG, N 1698; Vita Bacchi // BHG, N 209; Encomium Euphemiae // BHG, N 621; Vita Georgii, ep. Amastridis // BHG, 668; Vita Ioannis, ep. Gotthiae // BHG, N 891; Vita Ioannis Psichaïta // BHG, N 896; Vita Irenae Chrysabalanton // BHG, N 925, Vita Nicephori, patr. CP // BHG, N 1335; Vita Nicetae, hegum. Medicii // BHG, N 1341-1342; Vita Theodori Studitae // BHG, N 1754-1755d.
Лит.: Diehl C. Figures byzantines. P., 19083. Vol. 1. P. 77-109; Musca G. Le trattative matrimoniali tra Carlo Magno e Irene di Bisanzino // Annali della Facoltà di Lettere E Filsofia. Bari, 1961. Vol. 7. P. 83-127; Janin R. Irene // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 887-888; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V. Louvain, 1977; Speck P. Kaiser Konstantine VI.: Die Legitimation einen fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Münich, 1978. 2 Bde; Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxf., 1986. P. 44-52; Halkin F. Deux impératrices de Byzance // AnBoll. 1988. Vol. 56. P. 6-27; Treadgold W. T. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988. P. 60-126; Schreiner P. Reflexions sur la Famille Impérialle à Byzance (VIII-X siècles) // Byz. 1991. Vol. 61. P. 181-193; Kazhdan A. P., Talbot A.-M. Women and Iconoclasm // BZ. 1992. Bd. 84/85. N 2. S. 391-408; Карташев. Соборы. С. 373-394; Coulie B. Irène // DHGE. T. 25. Col. 1460-1465; Васильев. История. 1998. Т. 1. С. 153-157; PMBZ, N 1439.
Д. Е. Афиногенов

Почитание И.

Анонимное Житие И. (BHG, N 2205), изданное Ф. Алькеном (La vie de l'impératrice Sainte Irène / Ed. F. Halkin // AnBoll. 1988. Vol. 106. P. 5-27), сохранилось в единственной рукописи (Vat. gr. 2014), которую этот исследователь датировал XI в., И. Шевченко - сер. XII в., а Ж. Дюмеж - XIII в. В заглавии этого произведения указан чин святости И.: «Житие преподобной в царствующих Ирины Афинянки». Первые 24 листа текста основаны на «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (использовалось также Житие Филарета Милостивого, написанное в 821/822 г.), последние 3 страницы - на неизвестном источнике. Из «Хронографии» изъят ряд эпизодов, напр. о роли И. в ослеплении Алексея Муселе. Как показал У. Т. Тредголд, автор Жития И. пользовался исправной рукописью «Хронографии», к-рая в ряде случаев дает более правильные чтения по сравнению с сохранившимися списками этого исторического сочинения (The Unpublished Saint's Life of the Empress Irene / Ed. W. T. Treadgold // ByzF. 1982. Bd. 8. S. 241). В заключительной части Жития, где использован неизвестный источник, говорится о ссылке и кончине И. На о-ве Принкипо императрица основала мон-рь, к-рый перед отъездом на Лесбос поручила «чужестранной образом и именем» игумении. В этом мон-ре в приделе свт. Николая Чудотворца в ц. Пресв. Богородицы И. завещала похоронить себя. Там, по сведениям Жития, ежегодно отмечалась память И. с пением гимнов (Ibid. S. 245). По мнению Трeдголда, Житие было составлено в этом монастыре до перезахоронения И. в ц. св. Апостолов в К-поле между 861 и 864 гг. (Ibid. S. 249).

Память И. в византийских и греческих календарях. Краткое упоминание И. (иногда вместе с имп. Пульхерией) с указанием на то, что в день ее памяти торжественная служба совершается в ц. св. Апостолов (где находилась ее гробница), встречается под 7 авг. в Патмосском и Иерусалимском списках Типикона Великой ц. IX-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 101; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 362), в Минологии имп. Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 576), в Синаксаре К-польской ц. кон. Х в. (SynCP. Col. 872) и в ряде др. визант. Синаксарей, в т. ч. в стишных (см., напр.: Paris. Coisl. 223. 1301 г.). Однако в основанные на стишных Синаксарях греч. печатную Минею (Венеция, 1591) и «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца память И. не попала. И. не упоминается в совр. греч. богослужебной Минее и ни в одном из греч. агиологических сводов XIX-XX вв. (К. Дукакиса, митр. Софрония (Евстратиадиса), архим. Матфея (Лангиса) и др.), за исключением «Византийского Эортологиона» М. Гедеона (Γεδεών. ῾Εορτολόγιον. Σ. 150-151). Но в новейшем из сборников житий - «Новом Синаксаристе», составленном иером. Макарием Симонопетритом, приведена память И. с краткими биографическими сведениями (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2009. Τ. 12: Αὔγουστος. Σ. 67).

Под 9 авг. память Ирины Новой указана в Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-Х вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 102) и в Синаксарях семейства R по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 877).

Из греч. протографов память И. под 7 авг. попала в славяно-рус. Прологи и затем была внесена в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Cтб. 404-405 (2-я паг.)), но в совр. календаре РПЦ память И. не содержится.

Почитание И. на Лесбосе. Согласно местному устному преданию, сосланная на Лесбос И. раскаялась в грехах. В память сына она посадила дерево грецкого ореха, которое поливала слезами. Впосл. из-под корней этого дерева забил источник, существующий до наст. времени. От его воды получали исцеление мн. больные, напр., документально зафиксировано выздоровление в 1425 г. Акиндина, сына местной архонтиссы Мельпомены. И. явилась Пресв. Богородица и велела построить мон-рь Рождества Богородицы на Карийском холме (τῶν Καρυῶν), на том месте, где в наст. время находится монастырь святых Рафаила, Николая и Ирины. В 1235 г. монастырь был разрушен во время пиратского набега. В нач. XV в. И. неоднократно являлась мон. Рувиму († 1455), побуждая его восстановить обитель.

С именем И. также связывают строительство мон-ря Пресв. Богородицы Труллоти в Пирги-Термис близ Митилины.

Тем не менее в число местных Лесбосских святых И. не включена (Σωτηρίου Γ. Π. Λεσβιακὴ ῾Αγιολογία ἢ Λεσβιακὸν Λειμονάριον. Μυτιλήνη, 1958; Idem. Οἱ ἅγιοι τῆς Λέσβου. Μυτιλήνη, 1998).

О. В. Л.

Иконография

Образ И. трудно идентифицировать из-за сходства с изображениями вмц. Ирины и др. представителей визант. имп. фамилии, носивших это имя, а также по причине лаконичности надписей. Чаще всего И. изображали вместе с сыном имп. Константином VI, председательствующей на VII Вселенском Соборе (напр., росписи: ц. Св. Троицы мон-ря Сопочаны, Сербия, ок. 1265 г.; св. Николая в Куртя-де-Арджеш, Румыния, 2-я пол. XIV в.; Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502; трапезной Бачкова мон-ря, Болгария, 1643 г., и мн. др.). В этой композиции И. всегда представлена традиц. образом: в имп. одеждах, с короной, нередко с нимбом, как напр. в ц. Митрополии в Мистре (1312).

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
  • ИОАНН (Бранкович; 1462 - 1502), серб. деспот на службе венг. короля, св. (пам. 10 дек.)
  • ИОАНН ДАМАСКИН отец и учитель Церкви, прп. (пам. 4 дек.)
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
  • КОНОН (I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.)
  • КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.)
  • ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)
  • МАКАРИЙ РИМЛЯНИН прп. (пам. визант. 19 янв., 23 окт.; пам. греч. 23 окт.; пам. слав. 19 янв., 23 окт.)
  • МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
  • МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.)
  • ОЛИМПИАДА († 25 июля ок. 408), св. диаконисса К-польская (пам. 25 июля)
  • АГРЕЦИЙ († ок. 333), еп. Трирский, св. (пам. зап. 13 или 19 янв.)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)