ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ
Том XXVII , С. 326-328
опубликовано: 21 июня 2016г.

ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ

[Сорокадневный мон-рь, Дайр-эль-Каранталь; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ Πειρασμοῦ, ῾Ιερὰ Μονὴ Σαρανταρίου ῎Ορους, Σαραντάριον; лат. Quadrantena, Quarantena; араб.    ], действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана, в 1 км к западу от Иерихона, на юго-вост. стороне Сорокадневной горы (горы Искушения), к-рая считается местом, где Христос 40 дней постился в пустыне и был искушаем диаволом (Мф 4. 1-11, Лк 4. 1-12, Мк 1. 12-13). Сорокадневная гора (высота 330 м над уровнем моря) уже с кон. IV в. стала местом паломничества. В 650 г. св. Валерий Бергиденский писал, что паломница Эгерия (ок. 384) поднялась «на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 137). В неск. пещерах, расположенных одна за другой на середине вост. склона, в ранневизант. время поселились монахи. Вероятнее всего, здесь находилась лавра Дука, построенная прп. Харитоном Исповедником, основателем палестинского монашества (ок. 340). Впосл. лавра называлась также Елпидиев монастырь (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154 // PG. 87. Col. 3021 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 185-186)) по имени преемника прп. Харитона знаменитого подвижника Елпидия, возглавлявшего группу отшельников на Сорокадневной горе в кон. IV в. и упоминаемого в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). P. 238). В 614 г., во время персидского вторжения в Палестину, лавра, вероятно, была разорена и монахи покинули ее. После сочинения Иоанна Мосха ее не упоминает ни один из источников сер. VII-XI в., за исключением Жития прп. Стефана Савваита († 794); этот святой пребывал в «пещерах Дуки» во время Великого поста, при этом подразумевалось, что мон-рь был заброшен (ActaSS. 1723. Iul. T. 3. P. 554). Тем не менее память о связи этого места с евангельской историей сохранялась, что подтверждается текстами паломников нач. XII в. (Зевульф, игум. Даниил и др.).

Мон-рь Искушения на Сорокадневной гореМон-рь Искушения на Сорокадневной гореПосле установления в Палестине владычества крестоносцев началось возрождение мон-рей Иудейской пустыни и долины Иордана. Правосл. монашеское движение, стремившееся к восстановлению духа ранневизант. монашества, оказало влияние и на лат. клириков. Неск. католич. отшельников ранее 1116 г. поселились на Сорокадневной горе; правитель Иерихона Эсташ Гарнье и его жена Эмма пожаловали им участок земли и мельницу. Ок. 1133-1134 гг. латинский Иерусалимский патриарх учредил на Сорокадневной горе приорат Кварантена (Четыредесятницы), подчиненный приору храма Св. Гроба. В монастыре начались строительные работы, на финансирование которых патриарх в 1136 г. распорядился употребить десятину с Иерихона. Юрисдикция приората Св. Гроба над монастырем Кварантена впосл. подтверждалась рядом грамот патриархов, иерусалимского короля и Римских пап, данных в 1138-1182 гг. В XII в. мон-рь на Сорокадневной горе посещали паломники, самое подробное описание горы оставил Теодорик (1175). Он сообщал, что мон-рь был расположен на середине склона горы, немного выше первых ворот находилась пещерная часовня Пресв. Богородицы (отождествляемая с существующим в наст. время парекклисионом прор. Илии). Согласно его рассказу, подъем без ступеней вел через труднопроходимую расселину ко 2-м воротам, оттуда тропа шла серпантином к 3-м воротам, за к-рыми была построена ц. Честного Креста, справа от нее находилась гробница некоего святого по имени Пилигрин (видимо, речь идет о подвижнике Елпидии; в наст. время никаких следов существования церкви и гробницы не сохр.). 16 ступенями выше в пещере находилась главная монастырская церковь - в честь Поста Господня и первого искушения. По преданию, здесь пребывал Христос во время Своего поста. Церковь, освященная в 1135/36 г., стояла на месте более раннего храма византийской постройки (ныне ц. Благовещения Пресв. Богородицы). Эта церковь и часовня Пресв. Богородицы были украшены фресками XII в. (надписи сделаны на греч. языке), которые однотипны росписям Герасима Иорданского монастыря и Хозивы. Не исключено, впрочем, что фрески И. м. были выполнены позднее, в XIII-XIV вв., когда обитель принадлежала православным. На вершине горы все писатели-паломники указывали место Третьего искушения Спасителя, но из-за неясных причин авторы XII в. не упоминали о находившейся там часовне. Первые сведения о ней содержатся у путешественников XIV в., к-рые описывали ее как полуразрушенную и, похоже, покинутую. Найденные в кон. XIX в. на вершине горы фрагменты строительных конструкций и апсида визант. храма позволяют утверждать, что небольшая церковь существовала уже в визант. период и, возможно, сохранялась в XII в. По свидетельству Теодорика, у подножия горы был сад с источником, где под охраной рыцарей-тамплиеров и госпитальеров разбивали лагерь пилигримы, ходившие к Иордану. Визант. паломник 1185 г. Иоанн Фока упоминал гору Искушения, но не поднимался на нее и не был в мон-ре.

В 1187 г. Айюбиды овладели Иерихоном и изгнали лат. монахов с Сорокадневной горы. Европ. паломники XIII в. в итинерариях продолжали отмечать это место поклонения, но, как правило, не упоминали о находившемся там мон-ре. Тем не менее мон-рь сохранялся и в нем жили правосл. иноки. Свт. Савва I, архиеп. Сербский, в 1235 г. посещал его и делал пожертвования служителям. В 1289 г. доминиканец Рикольд из Монтекроче служил на горе мессу и общался с отшельниками, жившими в пещерах. Авторы XIV в. (Иаков Веронский, Лудольф из Зюдхайма, Николай из Поджибонси, Джон Мандевиль) подтверждали присутствие в мон-ре греч. или груз. иноков. Возможно, пребывание монахов на Сорокадневной горе не было постоянным. Рус. паломник архим. Агрефений ок. 1375 г. писал о мон-ре, не упоминая его насельников. В 1384 г. группа итальянских богомольцев застала там единственного греческого отшельника, похоже последнего из обитателей горы Искушения.

Начиная с рубежа XIV и XV вв. путешественники-писатели, в т. ч. рус. паломники Игнатий Смольнянин (1395) и диак. Зосима (1419-1422), описывая монастырь, не упоминали о том, что в нем жили иноки. Монах-доминиканец Феликс Фабри (1480-1483) утверждал, что православная братия была изгнана из монастыря по приказу губернатора Газы, но не сообщал дат и подробностей. Позднейшие паломники изредка посещали развалины монастыря и описывали остатки фресок (напр., францисканский страж Св. Гроба Бонифаций из Рагузы, 1577). В кон. XVI в. И. м. посетил Трифон Коробейников: «И в той пустыне гора высока и крута, каменная, егда мощно младому взыти на ту гору. В той горе пещера, а в пещере камень, подобен столу, и на том камени сидел Христос и постился 40 дней и 40 нощей». Здесь, по преданию, сообщенному Коробейниковым, «прокля Господь диавола и дунул на лице ему, и ту раступися гора каменная, и диавол пропаде всквозь землю. И до нынешнего дни в том месте пропасть. А от Господня места до тое пропасти 2 сажени» (Хожение купца Трифона Коробейникова по св. местам Востока // Записки рус. путешественников XVI-XVII вв. / Сост., подгот. текста и коммент.: Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1988. С. 52). Дополнительные реалии приводятся в повествовании Василия Гагары (1634): «И та гора вельми высока, а в той пещере поставлен храм, а в том храму огнь беспрестанно бывает. А то место пусто, нихто туто христьян не живет, опричь глухих арапов бусурманов, а проходу от них мало бывает» (Там же. С. 81). Из-за труднодоступности пещер горы Искушения подъем к ним был под силу лишь немногим. Англ. путешественник Генри Мондрелл (1697) писал, что нек-рые греч. монахи проводили в пещерах Сорокадневной горы Великий пост в подражание Спасителю. Однако сам путник встретил в пещерах вооруженных бедуинов, к-рые потребовали с него большую сумму денег за право подняться на гору. Из рус. авторов XVIII в. на гору поднимался только инок Серапион (1749).

В 1873 г. развалины мон-ря были впервые обследованы и описаны учеными (В. Герен, позже К. Р. Кондер и Г. Г. Китченер, Palestine Exploration Fund). Наиболее достоверным источником сведений по истории возрождения монашества на Сорокадневной горе являются дневники начальника РДМ в Иерусалиме в 1865-1894 гг. архим. Антонина (Капустина). Во время 1-й поездки архим. Антонин нашел обитель в запустении. В 1874 г. здесь поселился рус. мон. Аркадий (Конюхов), посылавший в Россию письма с призывом к пожертвованиям. Постепенно с риском для жизни (из-за горных условий и нападения бедуинов) «отшельник Сарандарский», как его называли, начал обустройство древних развалин и даже время от времени служил молебны для рус. паломников. К нач. 80-х гг. XIX в. в пещере Поста Господня была восстановлена малая церковь.

Гора Искушения стала в эти годы местом уединения для русских подвижников: здесь жили известная «пещерница Марина» и отставной генерал-майор Я. И. Краевский, участник Крымской войны и присоединения Ср. Азии. Он решил провести остаток жизни отшельником в пустыне в Св. земле, выучил для этого араб. язык и в июле 1880 г. поселился в пещере на горе Искушения (Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. М., 2010. С. 286-287). Материальную помощь в обустройстве И. м. оказывали мон. Аркадию известные рус. благотворители: баронесса А. А. Фитингоф, посетившая Св. землю в 1886 г., и московский купец, паломник и благотворитель П. Д. Каверин.

Восходивший на гору в 1889 г. писатель-паломник Е. Л. Марков сообщил, что «там устроился опять маленький православный скит в пещерах, вырубленных древними отшельниками в толщах горы. Переходы и спуски, скрытые от взора человека, соединяют эти недоступные стрижиные гнезда иноков, висящие над страшною бездною. Кое-где к черному входу пещер, разбросанных на различной высоте, прилеплены утлые балкончики, галерейки и лесенки, на которые даже снизу нельзя глядеть без содрогания… В маленьком монастырьке живет всего 3-4 монаха. По остаткам стенных фресок и другим археологическим признакам нужно думать, что древнейшие следы монастыря относятся еще ко времени первых византийских императоров. Только небольшая часть старых пещер занята теперешним монастырем. Большая же часть рассеяна по разным недоступным обрывам и складкам горы, так что до многих добраться нельзя без веревок и лестниц» (Марков Е. Л. Путешествие по Св. Земле. СПб., 1891. Т. 2. С. 261-262).

В мае 1883 г. настоятель мон-ря прп. Герасима Иорданского архим. Евфимий установил в церкви иконостас греч. работы. В февр. 1885 г. мон. Аркадий покинул И. м. Дальнейшее благоустройство обители связано с именем энергичного и ревностного греч. архим. Авраамия Пелопоннесца, к-рый с 1893 г. возглавил И. м. Как было сказано в изданном на рус. языке путеводителе по Св. земле, «не щадя трудов и хлопот, архимандрит Авраамий достиг того, что устроил над зияющей бездной и над крутыми скалами святую обитель, отличаемую таким великолепием и грациозностью, что перед глазами зрителей она представляется в виде висячего городка; расширил церковь, то есть святую пещеру, и украсил ее церковною утварью» (Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах. Иерусалим, 1908. С. 166). Его же трудами была обустроена ведущая к мон-рю серпантинная, усыпанная гравием дорожка. По традиции богомольцы поднимались к И. м. в благоговейном молчании, творя Иисусову молитву. В 1904 г. была заново освящена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 2-престольный 2-ярусный храм. Зап. половину нижнего храма составляет углубленная в гору пещера, вост. часть с алтарем находится на пристроенной площадке. Верхний придел расположен в пещере Первого искушения. Здесь в нише под небольшим престолом находится камень, на котором сидел Спаситель во время поста.

Остатки часовни на вершине горы были уничтожены накануне первой мировой войны при закладке мон-ря Третьего искушения, так и оставшегося незавершенным (были построены стены и 1-й этаж настоятельского корпуса). Над фундаментом визант. храма, по свидетельству архим. Дамаскина, была воздвигнута часовня. Между 1949 и 1965 гг. был перестроен парекклисион Пресв. Богородицы. Фуникулер доставляет паломников из Иерихона почти на уровень обители.

В кон. ХХ в. в И. м. подвизались игумен Герасим, и рус. мон. Иоанна (Оболенская), в наст. время - один игум. Герасим.

Ист.: Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского / Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 34. (ППС; Т. 2. Вып. 2); The Journey of Henry Maundrell, from Aleppo to Jerusalem, A. D. 1697 // Early Travels in Palestine / Ed. T. Wright. N. Y., 1968. P. 450; Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во св. град Иерусалим / Ред.: архим. Леонид (Кавелин) // ЧОИДР. 1874. Кн. 3. С. 120.
Лит.: Ovadiah A., Gomez de Silva C. Supplementum to the Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Levant. L., 1981. N 13. P. 244; Ραπτόπουλος Ζ. Κ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ: ῾Οδηγός προσκυνητοῦ. Λεμεσός, 1996 6. Σ. 180-182; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 252-258; ῾Αγιοταφικὸν ῾Ημερολόγιον 2008. ῾Ιεροσόλυμα, 2007. Σ. 121.
К. А. Панченко, Н. Н. Лисовой
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви
  • ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви
  • КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви