[греч. ̓Αρδαλίων] (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.). Согласно греч. краткому синаксарному житию, в разгар гонений имп. Диоклетиана актер А. исполнял в некоем городе (видимо, на востоке Римской империи) роль христианина, подвешенного на дыбе. Публика была в восторге от его игры, но вдруг А. приказал зрителям замолчать и во всеуслышание исповедал веру во Христа. Присутствовавший на представлении префект попытался обратить все в шутку, но А. потребовал признать его христианином, после чего подвергся пыткам и был сожжен на костре. Блж. Феодорит (Graec. affect. cur. VIII) приводит много примеров подобного обращения к вере лицедеев, изображавших таинство Крещения или мучения за Христа; схожий сюжет известен также из житий мч. Геласия (27 февр.), мч. Порфирия (15 сент.) и др.
Память А. отмечается 14 апр. в большинстве визант. календарей и в зап. мартирологах; 17 апр. память А. указывается в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 268) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 407-408); 18 апр.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 612).
В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный под 17 апр. в нестишной Пролог. В отличие от греч. оригинала слав. житие говорит о мученической кончине А. на раскаленной железной сковороде (РГАДА. Тип. № 177. Л. 58-58об., нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и помещено под 14 апр. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.). В ВМЧ под 14 апр. помещены жития А. из Стишного Пролога, под 17 апр.- из нестишного Пролога (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 79, 81 (2-я паг.)).
Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 14 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Απρίλιος. Σ. 101).