ап. от 70, иудей из Фессалоники (Деян 19. 2; 20. 4; 27. 2). Видимо, в 54 г. стал учеником ап. Павла (Деян 27. 1). В 56 г. вместе с ап. Павлом находился в Эфесе, где едва не пострадал вместе с др. учеником ап. Павла Гаием во время бунта язычников, поклонявшихся Артемиде Эфесской (Деян 19. 23-40). После успокоения бунта ап. Павел идет в Македонию (Деян 20. 1), и вплоть до Асии его кроме др. учеников сопровождает и А. В Деяниях святых апостолов не сообщается, кто был с ап. Павлом во время его возвращения в Иерусалим из 3-го миссионерского путешествия, однако свт. Иоанн Златоуст предполагает, что А. не только был с апостолом в Иерусалиме, но вместе с ним был схвачен иудеями и сопровождал его до Кесарии и Рима (In ep. ad Col. XI), что отчасти подтверждается евангелистом Лукой, автором Деяний святых апостолов (Деян 20. 4, 13-14; 21. 1; 27. 2 и др.); в числе узников, сопровождавших ап. Павла в Рим, упоминается и А., к-рый, т. о., разделял с ап. Павлом все бедствия во время плавания по Средиземному м. (Деян 27; 28) до Рима (Деян 28. 16).
В Послании Колоссянам, к-рое было написано во время заключения, ап. Павел посылает приветствия и от имени А., называя его «заключенным вместе со мною» (συναιχμάλωτος) (4. 10). О пребывании А. с ап. Павлом во время первых его уз содержится упоминание в Послании к Филимону, А. назван среди др. учеников Павла (Флм 23), разделивших с ним узы. Из наименования А., как и др., «сотрудником» (συνεργός) видно, что он помогал апостолу в христ. проповеди в Риме.
Церковное предание считает А. епископом Апамеи Сирийской, где ап. Павел находился по возвращении из Иерусалима. Поставление А. во епископа Апамеи подтверждает предположение, что А. был с ап. Павлом в Иерусалиме (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7). Согласно рим. мартирологу, А. был еп. Фессалоники (MartRom. P. 349; ср.: Лепорский П. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. С. 302). Мученическую кончину принял в Риме.
В списке 70 апостолов, приписываемом Дорофею Тирскому, упоминаются 2 апостола с именем А.: № 62 - «Аристарх, епископ Апамеи», и № 66 - «Аристарх другой». В списке Адона Вьеннского также 2 Аристарха (№ 63 и № 68). В службе святым апостолам 4 янв. в служебной Минее прославляются 2 апостола с именем А., т. к. во 2-й стихире на Господи воззвах на вечере воспоминаются 2 Аристарха. Возможно, в основе такого разделения лежит тот факт, что, по церковному преданию, один был апостолом и епископом Апамейским (М. Азия), а др.- епископом Фессалоники (Македония). По причине значительной удаленности этих городов друг от друга автор списка Дорофея Тирского, видимо, пришел к выводу о существовании 2 апостолов с именем А. и внес «другого Аристарха» в свой список апостолов (Собор святых 70 апостолов. С. 194).
Гимнография. Память А. совершается 27 сент.- с апостолами от 70 Марком (Иоанном) и Зиной; 4 янв.- в Соборе святых 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»); 15 апр.- с апостолами от 70 Пудом и Трофимом. Апрельская память со службой апостолов отмечена в большинстве месяцесловов под 14 или 15 апр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 108). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 446) указывает пение последования апостолов в день их памяти. В южноиталийской редакции Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 43-44) - предписано совершать службу с Аллилуия. Среди памятников Иерусалимского устава память апостолов содержится уже в ранних его списках (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 47). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 596), также предписывает совершение апостолам службы с Аллилуия.
Последование апостолов, состоящее из канона Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа с акростихом «Θείοις μαθηταῖς θεῖον ἐξᾴδω μέλος» (греч.- Божественным ученикам божественное воспеваю пение) и стихир на Господи воззвах 1-го гласа, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава и известно по описанию, данному в Евергетидском Типиконе и рукописных Минеях как студийского (РНБ. Греч. 553. Л. 86-88об., XI в.; ГИМ. Син. № 165. Л. 113об.-120, XII в.), так и иерусалимского типов (РНБ. Греч. 552. Л. 63-64, XIV в.; БАН. РАИК. 96. Л. 90-91, XVI в.). В тех же рукописях студийских Миней помещены седальны апостолов - 1-го « » и 4-го гласов «Τῆς ἀμπέλου κλήματα» (греч.- Виноградной лозы ростки), отличающиеся в греч. и рус. печатных Минеях. В совр. богослужебной практике РПЦ последование апостолов поется 15 апр., греч. Церквей - 14 апр.
В неизданных греч. рукописях (Ταμεῖον. Ν 566. Σ. 188) сохранился канон Феодора 4-го гласа с акростихом «Κλέος μαθητῶν εὐλογῶ τῶν δευτέρων» (греч.- Славу вторых учеников благословляю). Разночтения и дополнения к канону Иосифа в печатных Минеях изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником (Hannick Ch. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 54-55).
Иконография. А. изображается седовласым старцем, в хитоне, гиматии, с евангелием в руках, с омофором или без него (в визант. памятниках); бывает представлен единолично (в рост), в мучении, в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен: в Минологии (Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг.- под 15 апр.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 110, XV в.- под 14 апр.) - единолично, в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.- в рост; на минейной иконе на апрель (15) кон. XVI в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ) - с апостолами Трофимом и Пудом, в подписи назван «Арист»; на иконе «Ап. Аристарх и мц. Александра перед Тихвинской иконой Божией Матери», сер. XIX в. (ГМЗРК), принадлежавшей прот. Аристарху Израилеву. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике А. сказано: «Старец кудрявый» (Ч. 3. § 7. № 30), под 15 апр. его также указано изображать с апостолами Пудом и Трофимом (Ч. 3. § 22). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 15 апр. описаны А.- «сед, аки Николае, риза вохра с белилом», Пуд и Трофим, о к-рых сказано: «Стоят три во амфорех [омофорах], в руках кресты (в прориси без крестов.- Э. Ш.)». В Соборе апостолов представлен в нижней части иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 г., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).