[греч. ̓Απολλῶς], ап. от 70 (пам. 30 мр.,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), один из проповедников первохрист. Церкви, упомянутый в НЗ (Деян 18. 24-19. 1; 1 Кор 1. 12; 3. 4-6. 22; 16. 12; Тит 3. 13). Нек-рые греч. рукописи в Книге Деяний (18. 24) предлагают варианты чтения его имени - Аполлоний (кодекс Безы D) и Апеллес (Синайский кодекс и др.). Согласно Книге Деяний (18. 24-19. 1), А., получивший лишь «Иоанново крещение»,- красноречивый александрийский еврей, смело проповедовавший Христа среди иудеев в Эфесе. Здесь А. был принят Акилой и Прискиллой, со-трудниками ап. Павла по 2-му миссионерскому путешествию, к-рые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян 18. 26). Впосл. А., получив от эфесских христиан рекомендательное письмо, прибыл в Коринф, где также успешно проповедовал Христа среди иудеев. В 1-м Послании к Коринфянам (3. 6-9) ап. Павел называет А. «соработником у Бога», служителем, через к-рого коринфяне уверовали. Однако в этом же Послании сообщается о разделениях в коринфской Церкви, причем одна из групп верующих считает себя «Аполлосовыми» (1 Кор 1. 12). Еще до написания ап. Павлом 1-го Послания к Коринфянам А., возможно, именно в связи с тем, что его проповедь вызывала нежелательный отклик, покидает Коринф и прибывает в Эфес, где знакомится с находящимся там в это время ап. Павлом. Судя по свидетельству 1-го Послания к Коринфянам (16. 12), между ними установились добрые отношения, к-рые, возможно, сохранялись до конца жизни ап. Павла (Тит 3. 13).
По мысли правосл. толкователей, разделения в коринфской Церкви были невероучительного характера и лидерами этих групп верующие считали неких неизвестных нам, но выдающихся своей образованностью и красноречием членов общины, а вовсе не апостолов А., Павла или Кифу (Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послания св. ап. Павла. М., 2000. Кн. 1. С. 203-204; Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. апостола Павла: Первое послание к Коринфянам. М., 1893, 1998р. С. 15-20). Ап. Павел ввел в Послание эти имена из педагогических соображений, показывая, что если нельзя считать своими учителями даже столь прославленных проповедников, то тем более нельзя считать ими людей менее значительных. Эта т. зр. толкователей древней Церкви не объясняет, однако, нарочитого внимания ап. Павла к личности А.- неоднократные упоминания о нем в 1-м Послании к Коринфянам говорят об особой значимости его фигуры для коринфян. Каковы бы ни были по своему характеру коринфские «споры», ясно, что «глубокого нарушения церковного мира не произошло» (Кассиан. С. 196), ибо тон 1-го Послания к Коринфянам в той части, к-рая посвящена разделениям, спокойный.
Особый интерес вызывает вопрос о содержании и характере проповеди А., к-рая настолько поразила коринфских христиан, что «Аполлосовы» ставятся в один ряд с «Павловыми», «Кифиными» и «Христовыми». Ключ к ответу на этот вопрос, возможно, находится в александрийском происхождении и образованности А. (λόγιος в Книге Деяний (18. 24) может переводиться не только как «красноречивый», но и как «образованный»). Александрия была крупнейшим центром греч. и эллинизированной иудейской культуры, и А. мог проповедовать Христа во всеоружии тех «убедительных слов человеческой мудрости» (1 Кор 2. 4), к-рых была лишена, по его собственному признанию, проповедь ап. Павла.
Предметом различных толкований уже в ранней Церкви был вопрос о том, как совместить активность А., христ. миссионера, с неполнотой его познаний в христианстве, к-рые лишь впосл. были восполнены Акилой и Прискиллой. Согласно свт. Иоанну Златоусту, А. мог быть одним из 120 мужей, к-рые вместе с апостолами были крещены Св. Духом в день Пятидесятницы (Деян 1. 15-16). Как это согласовать со свидетельством Книги Деяний (18. 25-26), свт. Иоанн Златоуст не поясняет, но допускает то, что знающий лишь Иоанново Крещение А. сподобился снисхождения на него Св. Духа еще до принятия им собственно христ. Крещения, т. е. с А. произошло то же, что раньше с сотником Корнилием (Деян 10. 44) (Ioan. Chrysost. In Acta apostolorum. Hom. 40). Если отбросить отвергающую историчность сообщения Книги Деяний (18. 25) гипотезу о том, что А. был иудейским миссионером, обращенным в христианство Акилой и Прискиллой (Schweizer E. Die Bekehrung des Apollos, Apg 18, 24-26 // Beitr. z. Theologie d. NT. Zürich, 1970. S. 75-78; Merkel H. ̓Απολλῶς // EWNT. Bd. 1. S. 382f и др.), то можно сказать, что в работах совр. зап. библеистов представлены две т. зр., в большей или меньшей мере соответствующие взглядам свт. Иоанна Златоуста. Согласно одной из них, А. действительно получил лишь Иоанново Крещение еще во время служения самого Иоанна Предтечи или Иисуса Христа, когда оно (т. е. Иоанново Крещение) еще совершалось (Preisker H. Apollos und die Johannesjünger in Act 18, 24-19. 6 // ZNW. 1931. Bd. 30. S. 302; Aland K. Zur Vorgeschichte der christlichen Taufe // idem. Neutestamentliche Entwürfe. Münch., 1979. (TU; 63). S. 188-194). Акила и Прискилла, крестив А., восполнили этот недостаток. Однако при таком решении остается непонятным, почему А. в течение 20 с лишним лет не знал о недостаточности Иоаннова Крещения. Согласно др. т. зр., наиболее распространенной в науке, А. был христианином, действовавшим первоначально независимо от ап. Павла (Käsemann E. Die Johannesjünger in Ephesus // Exegetische Versuche und Besinnungen. Gött., 1964. Bd. 1. S. 164-168; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. S. 39f).
При любом из вышеуказанных подходов справедливым представляется следующий вывод: хотя А. и уезжает в Ахайю, не будучи лично знаком с ап. Павлом, однако его общение с Акилой и Прискиллой и рекомендательное письмо от эфесских христиан в Ахайю, где хорошо знали проживавших там в свое время Акилу и Прискиллу, можно считать введением А. в Павлов круг и приобщением к его богословской мысли, что и дало А. возможность активно действовать в Ахайе, и в частности в Коринфе.
О месте епископского служения А. в источниках нет единого мнения. Большинство писателей полагают, что А. был еп. Кесарии (в греч. Минеях («Великий Синаксарист» Никодима Святогорца) не указывается какой; по слав. синаксарю - Кесарии Палестинской) или Смирны (до св. Поликарпа († 23 февр. 167 по Р. Х.) - свт. Димитрий Ростовский). Память А. отмечается 10 сент.- с апостолами от 70 Луцием и Климентом Римским; встречается в месяцесловах также 7 сент. и 22 апр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277); 8 дек. и 30 марта - с апостолами от 70 Сосфеном, Тихиком, Епафродитом, Кифой, Кесарем, Онисифором; 4 янв. - в Соборе 70 апостолов. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. поется 8 дек. и 30 марта. Отдельное последование А. неизвестно.
Иконография. А. обычно изображается в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Под 29 марта в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); под 27 марта в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 107, XV в.) - в группе из 5 апостолов (Епафродит, Сосфен, А., Кифа, Кесарь), средовек с короткой бородой, в хитоне и гиматии, в руках свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., имя святого упоминается дважды: отдельно, с предписанием изображать А. старцем с широкой бородой (Ч. 3. § 7. № 36), и под 8 дек. с апостолами Сосфеном, Кифой, Тихиком, Епафродитом, Кесарем, Онисифором (указан вторым), с пометкой «скончались в разных муках» (Ч. 3. § 22). В рус. памятниках А. представлен: в нижнем поле иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ); в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.,- рус, с короткой бородой, и др.